Вс, 28 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Истины "Вера" в словаре
"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом", Евреям 11:1

Слово "вера" в словаре

Вера: уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных;  верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых.

В отличие от религиозной традиции, в науке вера пони­мается как позиция разума, принимающего некоторые положе­ния, которые не могут быть доказаны. В этом смысле вера противо­положна знанию. К знанию мы относим то, что может быть проверено, подтверждено, обосновано, доказано. Однако далеко не все убеждения человека могут быть подвергнуты проверке и обоснованы. Часть из них принимается нами без доказательства, так сказать, "на веру", мы верим в то, что эти убеждения истин­ны, полезны, хороши, хотя и не можем доказать это.

Вера в Ветхом Завете

1. Вера как ответ на Божий призыв

В Ветхом завете понятие веры неразрывно связано с заветом, заключенным между Богом и людьми. Вера, ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. Вера - это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеческому сердцу, - нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе", Бытие 12:1. И Аврам исполнил Его волю (стих 4).

Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: "Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков", Бытие 15:5. И Аврам "поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (стих 6).

2. Вера и познание Бога   

Утвердительный ответ человека на Божий призыв - это лишь одна сторона веры. Вторая ее сторона - доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение еврейского глагола аман (ср. Аминь) - "верить". Он означает также "являться сущностью", "представлять суть" или "быть незыблемым, истинным, надежным, верным".

Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [евр. эмет, от аман], Псалом 145:6 "сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность", это следует понимать так: "Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен". Выражение "все заповеди его верны", Псалом 110:7 означает: они справедливы, надежны и неизменны.

Вера - это состояние совершенного доверия. Слова "Аврам поверил Богу" означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить - значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке - именно в этом заключается вера, основа которой - упование на Слово
Божие.

Выражение "Аврам поверил Богу" означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным.

3. Вера как нравственное чувство

Верить в Бога - значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. Вера - это не простое признание существования некоей объективной реальности - наряду с познанием Бога вера предполагает и определяет образ жизни, который подразумевает повиновение Господу: Числа 32:12 "кроме Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, и Иисуса, сына Навина, потому что они повиновались Господу"; преданность Ему "вполне", 3Царств 8:61, "всем сердцем, всей душой", Второзаконие 6:5.

Вера - это отношение к Богу, определяющее все человеческие поступки и помыслы. Вера, игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить - это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа: Осия 1:2 "Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа".

Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне: Евреям 3:16-19 "Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие". В этот грех израил. народ впадал неоднократно.

4. Вера и Слово Божие

Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа", Второзаконие 8:3; Матфея 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни: Второзаконие 11:18-21-22 "И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его".

Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия: Псалом 55:5 "В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?".

5. Вера как форма существования

Ветхозаветное понятие вера наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме. Прочитаем Исаия 6:1-2 "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм". Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель.

"Повстречать Бога" - значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только вера может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы - даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: "Если вы не верите, то не устоите", Исаия 7:9.

6. Вера и надежда

Вера ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, поверив Господу, обетовавшему ему многочисленное потомство, проникся надеждой. Надежда - это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, которое Им обещано. Эта вера была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога. "Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него", Исаия 8:17.

Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми верой словами: "А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся", Исаия 40:31. Одновременно. с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, который будет славным. Тогда закончатся все страдания. "И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь", Исаия 12:1-2.

Душа верующего уже "здесь и теперь" ликует в ожидании этого дня, на наступление к-рого она уповает:

Исаия 25:9 "И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!";

Иеремия 29:10 "Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие";

Михей 7:7 "А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня".

Эта надежда и есть вера, т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, - это радостная весть, основанная на верности Бога: Исаия 40:27-31 "Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся".


Вера в Новом Завете

1. Вера в Евангелиях

а) понимание веры евангелистами аналогично ее пониманию в Ветхом Завете. Для них вера - это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение: "Верую, Господи! Помоги моему неверию", Марка 9:24.

Такая вера возносится к Богу через молитву, Луки 18:1 "Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать"), и возможности ее безграничны: "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите", Матфея 21:22; Марка 11:24.

Через такую веру Бог почитается, и Он вознаграждает ее: Луки 7:9-10 "Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим".

Такая вера способна двигать горами, Марка 11:23 "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет".

Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье, Матфея 8:26 "И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина", а также  сомнение в Божьем всемогуществе - Марка 11:23 "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет", всепоглощающую заботу о собственной жизни, о достатке: Матфея 6:30 "если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры";

б) в отношении к Слову

Божие евангелисты также следуют Ветхому Завету. Чтобы вера не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Луки 1:45 "И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа"). Иисус безбоязненно обратился к духовенству Израиля с вопросом: "Почему же вы не поверили ему?" [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди], Марка 11:31. Он укоряет Своих учеников: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!", Луки 24:25.

Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его: Луки 8:11 "Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись", - или к сомнению - Луки 1:20 "и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время". Именно к неверующим людям обращен призыв: "Покайтесь и веруйте в Евангелие!", Марка 1:15;

2. Вера в Евангелии от Иоанна

а) в Евангелие от Иоанна с наибольшей силой отражено новое, новозаветное, понимание веры. Основным объектом веры здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, - это уверовать в Иисуса и во имя Его: Иоанна 2:11 "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его",  поверить в то, что Иисус есть Христос, Иоанна 4:42 "А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос", поверить Его слову и Писанию: Иоанна 2:22 "Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус".

Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в Ветхом Завете, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории: Луки 24:26-27"Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании".

Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив Ветхий Завет и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание: Иоанна 5:46-47 "Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне".

Вера, в принципе, направлена на совершенно определенную личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса - на Бога Отца. "Верить Писанию", Иоанна 2:22; 5:47 или "верить Его слову" значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует, Иоанна 5:24,39; 17:20; Тому, Кто Сам есть Слово Божие в Иоанна 1:14 "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".

Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: "И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете... ", Иоанна 5:38-39. Таким образом, выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира.

Божие Слово, по Иоанну, - это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение, Иоанна 1:1-2 "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога". Тем самым, вера в Слово равнозначна вере в Иисуса. Вера в Иисуса означает вера в Бога - Иоанна 14:11 "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам" - и признание Его спасающего промысла;

б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот "не судится", Иоанна 3:18 "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия", тот 2перешел от смерти в жизнь", Иоанна 5:24, тот уже сейчас обрел жизнь вечную, Иоанна 3:36 "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем".

Для Иоанна, в отличие от Исаии, вера - это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согласно Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя - Иоанна 1:12 "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими". Верующий может сказать: "Он воскресит меня в последний день", Иоанна 6:40.

"Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме", - говорит Иисус в Иоанна 12:46.

"Неверующий уже осужден", Иоанна 3:18, т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших", Иоанна 8:24;

в) вера как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики", Иоанна 8:31, что означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе - Иоанна 6:36 "Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете"). Кроме того, послушание в вере означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать, Иоанна 5:44 "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?".

Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса - "истинной виноградной лозы", и живет, насыщаясь из другого источника, Иоанна 15:1-2 "Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам".

Верующему человеку заповедано служение, Иоанна 13:1 "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их", движущая сила этого служения - любовь;

г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи - согласно Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец, Иоанна 5:19 "На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также".

Иисус говорит, что вера даруется человеку по Божьей воле, Иоанна 6:37 "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон"; Он не снимает с человека ответственности за его выбор между верой и неверием - лишь сам человек должен ответить на Божий призыва. В то же время Иисус подчеркивает, что вера - это не плод самостоятельного решения, принимаемого человеком по собственной инициативе, а всегда - ответ на Божий призыв, на Божье приглашение.

Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная вера в Бога. В этом отношении вера не что иное, как Божье творение;

3. Вера в деяниях святых апостолов

Если Иисус называл Себя преимущественно "Сыном Человеческим" и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его – главным образом под влиянием христиан, обращенных из язычников, - "Господом", подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. книге Деяний святых апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса.

Воскресив Сына, Бог "возвысил Его в Начальника и Спасителя" (Деяния 5:31 "Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов", 2соделал Его Господом и Христом", Деяния 2:36. В отношении Иисуса человек может занимать единственно правильную позицию: полностью довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления "ради нас". проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею - значит идти к гибели.

Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деяния 5:14 "Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин"). Верить в Него - значит получить прощение грехов (Деяния 10:43 "О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его"), обрести спасение (Деяния 15:11 "Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они"), очистить сердце (Деяния 15:9 "и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их").

Пребывать в вере (Деяния 14:22 "утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие"), утверждаться в ней (Деяния 16:5 "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом") или исполняться ею (Деяния 6:5 "И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников") - такова цель каждого христианина;

4. Вера в посланиях апостола Павла

а) Понятие веры

В посланиях различным церквам апостол Павел затрагивает основополагающие вопросы веры, а вера для Павла - это вера в Бога (Римлянам 4:24 "но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего"), в Евангелие (Римлянам 10:16 "Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?"), в Иисуса Христа (Галатам 2:16 "однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть").

Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о вере, не называя ее предмета: Евангелие есть "сила Божия к спасению всякому верующему" (Римлянам 1:16 "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во - первых, Иудею, [потом] и Еллину"). Но он всегда подразумевает веру в том деянии, которое Бог совершил во Христе;

б) Вера и смирение

Вера не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения - она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В вере человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был "мертвым по преступлениям и грехам своим", Ефесянам 2:1.

Его "члены" становятся "орудиями праведности", тогда как раньше они были "орудиями неправды", Римлянам 6:13. Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: "Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца", Колоссянам 3:17; если раньше он жил для себя, то теперь - для Бога.

Послушание Господу не исключает опасности падения (1Коринфянам 10:12 "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть").

в) "стоять в вере", 1Коринфянам 16:13, "стоять в Господе", 1Фессалоникийцам 3:8, "стоять в благодати", Римлянам 5:2, "утвердиться в Евангелии", 1Коринфянам 15:1 - все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению.

Обретя через веру жизненную опору (Римлянам 11:20 "Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся"), человек может сохранить ее только в вере. Уверовать и быть верующим - значит жить, сознательно "покоряясь вере", Римлянам 1:5 "через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы". Поэтому Павел говорит о "возрастании" веры (2Фессалоникийцам 1:3 "Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами"), о немощной вера (Римлянам 4:19 "И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении") и о твердой вера (Колоссянам 1:23 "если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем").

Целью же увещевания каждого верующего является "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры", 1Тимофею 1:5;

в) Вера и воскресение Иисуса

Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он - Сын Божий (Римлянам 1:4 "и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем"), победивший смерть (1Коринфянам 15:55 "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?", что Он - Господь над всеми силами "небесными, земными и преисподними", Филиппийцам 2:10.

Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фессалоникийцам 4:14 "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним"). Соединенные со Христом "подобием смерти Его", будут соединены с Ним и "подобием воскресения", Римлянам 6:5,8; 1Коринфянам 15:12.

"И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков", 1Коринфянам 15:19. Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. Вера в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Колоссянам 1:27 "Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы").

В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок - в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Ефесянам 1:18-23 "И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем"). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в вере. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;

г) Вера и праведность

В своих посланиях апостол Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо веры, действующей любовью (Галатам 5:6 "Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью") и исполненной покорности Божьей воле, для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона:

Римлянам 1:5 "через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы";

Римлянам 15:18 "ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников [вере], словом и делом".

В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой точки зрения, одновременно излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Римлянам 3:9 "Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом"), а единственно через веру (Римлянам 3:22, 28 "правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона"), рождающуюся "от слышания слова Божиего", Римлянам 10:17.

Нас спасает вера в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий "предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего", Римлянам 4:25 и что "мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа", Римлянам 5:1.

Рассматривая веру как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредственно с Божьим судом. Это не только вера в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде.

Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иудейской теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согласно которому на Страшном суде не будет искупления.

Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (Римлянам 8:34 "Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас"). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тимофею 4:7 "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил").

Значение такой веры подчеркивал также Иоанн.

5. Вопросы веры в послании к евреям

Все, ранее сказанное о вере, обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания:

а) Божье обетование: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евреям 4:1-2 "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.  Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших"). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель;

б) сила веры: веруя, мы входим в покой Божий (Евреям 4:3 "А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира"). Нам следует утвердиться в вере (Евреям 10:38 "Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя") и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. Мы должны "подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования" (Евреям 6:12 "дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования");

в) пример ветхозаветных мучеников за веру убеждает нас в том, что стойкость и вера всегда побеждают (Послание Евреям, 11 глава);

г) Иисус как "начальник и совершитель веры", Евреям 12:2 дарует и гарантирует победу, если человек проникается верой "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же", Евреям 13:8.

Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней веры;

д) Вопросы веры в послании Иакова

Высказывания Иакова о вере неоднократно представлялись как противоречащие концепции апостола Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в вере была непременным условием человеческого существования (Галатам 1:19 "Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня").

Нам, созданным "во Христе Иисусе", предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым вера достигнет совершенства и без которых она останется мертва (Ефесянам 2:10 "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять"). Человек, отказавший в помощи своему ближнему, по мнению Павла, отрекся от веры (1Тимофею 5:8 "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного").

Во Христе истинна только вера, действующая любовью (Галатам 5:6 "Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью"), но эта вера несовместима с лицеприятием (Галатам 3:28 "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе").

Иаков опровергает мнение о том, что вера способна заменить послушание  (Иакова 2:14-18 "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто - нибудь из вас скажет им: 'идите с миром, грейтесь и питайтесь', но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто - нибудь: 'ты имеешь веру, а я имею дела': покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих"). Апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Римлянам 6:1-2 "Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?").

Преобразование духовных принципов для служения людям через познание непреходящих ценностей Царства Божьего.

Ведение
Слава Божья
Призвание
Совет
Семья
Разумение
Любовь
Премудрость
Благодарение
Крепость
Страх Господень.
Просмотров: 683