Чт, 27 Июнь

Обновлено:07:49:22 PM GMT

Премудрость и знание чистое
Вы здесь: Еда Кулинария Почему хлопья?

Почему хлопья?

Западный мир прекрасно снабжается продовольствием, но питается по раз и навсегда заведенному порядку: злаки на завтрак, бутерброды на обед, мясо с гарниром - на ужин. Никто не заставляет их (и многих из нас) поступать таким образом, на этот счет нет никакого закона, однако правило остается правилом.

О том, откуда взялась такая привычка, пишет в своей новой книге "Три приема пищи: изобретение американской кухни" историк Абигейл Кэрролл.

Колониальная эра: прием пищи только один, и это горячий обед. Крестьяне и ремесленники садятся за стол сравнительно рано, потому что рано встают, элита - сравнительно поздно, потому что может поспать. Завтрак и ужин - скорее перекус тем, что осталось от обеда, или кукурузной кашей, и большого внимания им не уделяется. Обед - совсем другое дело: все садятся за одним столом и едят "горячее". Что именно есть на обед, завтрак, ужин - такого вопроса нет: что в наличии, то и едят.

Затем наступила промышленная революция, и все изменилось, потому что распорядок дня стал совершенно другим. На смену сельскому образу жизни пришел городской, фабричный: отправиться домой пообедать в середине дня уже было нельзя. Семья собиралась вместе на обед после работы. С тех пор американцы называют ужин обедом, то есть вместо "supper" говорят "dinner". Этот прием пищи становится особенным. Одновременно выросла культура, люди стали заботиться о манерах и формальностях. Именно в это время появляются строгие правила относительно того, какую пищу следует принимать в разное время.

Поскольку обед сместился к вечеру, середина дня оказалась пустой - пришлось изобрести ланч - то, что мы по старинке зовем обедом. Ели то, что можно было принести с собой из дома, то есть кусок пирога или печенье, но лучше всего были, конечно, бутерброды - сэндвичи. Для такого перекуса не нужны столовые приборы, не надо мыть посуду, достаточно раздобыть корзинку для ланча.

Почему завтрак покорился злакам? Дело в том, что в начале промышленной революции многие новые горожане держались деревенской диеты, но образ жизни вели более сидячий, что приводило к несварению желудка. Проблема здорового питания становилась все более актуальной, а раз есть вопрос, то должен быть и ответ. В первой половине XIX века большой популярностью в США пользовался диетолог Сильвестр Грэм, который считал панацеей от всех бед вегетарианство, и в особенности цельнозерновую диету. На рубеже XIX–XX веков врач по имени Джон Харви Келлог породил моду на санатории, в которых указания Грэма соблюдались и развивались. Фабриканты, начиная с Чарльза Поста, ухватились за это обстоятельство и стали рекламировать продукты из зерновых культур как чрезвычайно полезные для здоровья - ведь именно их подают на завтрак в санаториях!

Апельсиновый сок и молоко стали обязательным атрибутом американского завтрака в 1910-х, когда открыли витамины. Молоко называли «суперпродуктом», который якобы избавляет организм от всех болезней, связанных с нехваткой того или другого вещества в организме.

В США, как и в других промышленно развитых странах, люди работают много; там до сих пор не принято уходить на продолжительный обед, а потому до сих пор сохраняется культура ланча. Впрочем, прелесть его как раз и заключается в том, что никакая культура не нужна: быстро перекусил в максимально удобное для этого время - вот и все. То же самое с завтраком: достаточно просто залить молоком хлопья или забросить хлеб в тостер.

Что касается обеда (то есть ужина, если по-нашему), то сначала американские поселенцы питались тем же, что и в Европе, а именно кашами. В XVIII веке возникла внутренняя необходимость противопоставить дикарскому Новому Свету какую-то культуру поведения - так на обеденный стол попало жаркое в английском стиле. В позапрошлом столетии новорожденный средний класс принял решение держаться французского курса. Начинать обед супом, подавать к обеденному столу салат - это пришло в США из Франции. Десерт - это тоже французское, и десерты той эпохи были именно французскими. Для среднего класса викторианских времен обедать по-французски значило быть элитой.

Но к концу XIX века содержать слуг стало накладно и не модно, потом пришли мировые войны и великая депрессия, американцам пришлось научиться бережливости. Бережливость стала национальной идеей. Питаться скромно, держать собственный огород и консервировать выращенное на нем считалось верхом патриотизма. Обед в День благодарения - вот что стало идеальной моделью для повседневного ужина, французские увлечения ушли в прошлое. «Цыпленок в каждой кастрюле», - гласил девиз предвыборной кампании Герберта Гувера в 1928 году. Каждый вечер на столе должно быть мясо, и точка!

Стоит заметить, что еда, считающаяся традиционно американской, - хот-доги, гамбургеры, снеки - появилась сравнительно недавно, вместе с развитием индустрии развлечений. Все это поначалу ели только на спортивных мероприятиях и в луна-парках и лишь недавно стали употреблять еще и дома, под телевизор. Г-жа Кэрролл считает, что это своеобразный символ сумасшедшей скорости жизни и демократичности: не надо следовать викторианским манерам, никаких ножей и вилок, долой столы, прямые спины и чинно разложенные салфетки! Полная свобода от условностей, детская непосредственность - главные ценности американской массовой культуры.

Но в последнее время под влиянием эпидемии ожирения возникла новая волна озабоченности своим здоровьем и моды на традиционную пищу, то есть выращенную в своей стране и приготовленную только что на собственной кухне. Возрождается интерес к семейным обедам-ужинам, но уже не в викторианском стиле, а в каком-то новом, более неформальном. История продолжается...

compulenta.computerra.ru
Просмотров: 1223
0