Сб, 04 Июль

Обновлено:07:21:39 PM GMT

Премудрость и знание чистое
Вы здесь: Искусство Разное Направления в искусстве

Направления в искусстве

Существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому "чистых стилей" вообще не бывает.

Стили и направления в искусстве по материалам Википедии - перечень.

Абстрактный Экспрессионизм
Абстракционизм
Ар Нуво
Ар-деко
Арт-феменизм
Аутсайдер Арт (Арт Брют)
Барокко
Византийское Искусство
Высокое Возрождение
Готическое Искусство
Дадаизм
Де Стиль (Неопластицизм)
Импрессионизм
Информель
Кинетическое Искусство
Конструктивизм
Концептуализм
Кубизм
Кубофутуризм
Лучизм
Магический Реализм
Маньеризм (Позднее Возрождение)
Метафизическая живопись
Минимализм
Модернизм
Мурализм
Мэйл-арт
Наивное Искусство (Примитивизм)
Натурализм
Нео-Гео
Неодадаизм
Неоклассицизм
Нео-Поп
Неоромантизм
Неофигуративное Искусство
Неоэкспрессионизм
Новая вещественность (Neue Sachlichkeit)
Новый Реализм
Оп-Арт
Орфизм (Симультанизм)
Поп-Арт
Постживописная абстракция
Постимпрессионизм
Прецизионизм
Проторенессанс
Раннее Возрождение
Реализм
Риджионализм
Рококо
Романтизм
Северное Возрождение
Сецессия
Символизм
Социалистический Реализм (Соцреализм)
Спациализм
Супрематизм
Сюрреализм
Ташизм
Тонализм
Трансавангард
Фотореализм (Гиперреализм)
Футуризм
Экспрессионизм
Эстетизм
Academic Art
Arte Povera
Concrete Art (Concretism)
Kitsch
Lettrism

Абстрактный Экспрессионизм

Англ. abstract expressionism — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Абстракционизм

Лат. abstractio — удаление, отвлечение — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение "гармонизации", создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Ар Нуво

У этого термина существуют и другие значения, не следует путать с модернизмом.

Модерн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. "новое искусство"), югендстиль (нем. Jugendstil — "молодой стиль") — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Ар-деко

Ар-деко, также "арт-деко" (фр. art de'co букв. "декоративное искусство", из Exposition Internationale des Arts De'coratifs et Industriels Modernes — "Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств" 1925 г., Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма.

Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Арт-феменизм

Или феминистское искусство, англ. feminist art — искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. В начале семидесятых кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц, исповедовавших феминизм или его тогдашние разновидности. Как движение арт-феминизм возник в конце 1960-х — начале 1970-х. Он не был связан с каким-либо конкретным стилем или медиа, а характеризовался рядом усилий, направленных на предоставление женщинам места в мире, особенно в мире искусства. Арт-феминизм является одним из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве второй половины двадцатого столетия.

Аутсайдер Арт (Арт Брют)

Грубое искусство, здесь — необработанное, неограненное искусство) — термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т. п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, Ар брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д.

В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров (англ. outsider art, см.: en:Category:Outsider artists), который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел (фр. Neuve Invention), примитивизм.

Барокко

Итал. barocco — "причудливый", "странный", "склонный к излишествам", порт. perola barroca — "жемчужина неправильной формы" (дословно "жемчужина с пороком"); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия "западной цивилизации". Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Византийское Искусство

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византий (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — "Басилевс ромеев" — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа "басилевса ромеев" как пантократора (от греч. — "держитель", повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.

Высокое Возрождение

Возрожде?ние, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" — "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Готическое Искусство

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин "готика" чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как "устрашающе величественный". Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению "итальянской готики". В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин "неоготика".

В начале XIX века термин "готический роман" стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в "готических" замках или монастырях). В 1980-е годы термин "готика" начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра ("готический рок"), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры ("готическая субкультура").

Дадаизм

Дадаизм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 г[1].

В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово "дада". "На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения"[2].

Де Стиль (Неопластицизм)

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала "De Stijl" ("Стиль"). Для "Стиля" характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре ("интернациональный стиль" П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

В своей художественной практике Мондриан отталкивался от аналитического кубизма, но путём отторжения всех фигуративных элементов свел его к "выражению чистой пластики" — прямым линиям, голым плоскостям и прямоугольникам "базовых цветов" (красный, жёлтый, синий) на нейтральном фоне (белый, серый, чёрный). Идеи художников "Стиля" оказали огромное влияние не только на архитектуру и живопись, но и на дизайн интерьеров и мебели (см. Баухаус), а также на типографское дело.

В отличие от своего русского пандана — конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из "двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца". Это учение о математической структуре Вселенной, разработанное голландским теософом Шенмакерсом (нидерл. Schoenmackers), стало фундаментом эстетики "Стиля" и тем самым неопластицизма.

Импрессионизм

Импрессиони?зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином "импрессионизм" подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в живой, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Термин "импрессионизм" возник с легкой руки критика журнала "Le Charivari" Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных "Выставка импрессионистов", взяв за основу название картины "Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне.

Информель

Информализм, информель (фр. art informel) — направление в искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века во Франции (в Париже). Обычно под этим понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в послевоенной Европе.
Определение

Понятие "информализм" применимо как собирательное для многочисленных течений в абстракционизме 50-х годов. Например, ташизм рассматривается и как категория информализма, так и развившееся из него художественное течение. "Информализм" является столь же ёмким понятием, как и появившаяся примерно в то же время лирическая абстракция.

Кинетическое Искусство

Кинетическое искусство, Кинетизм (греч. kinetikos — движение, приводящий в движение) — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название "мобилей".

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Концептуализм

Концептуали?зм (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

Представители — Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот и др. В новое время к позициям концептуализма был близок Джон Локк.

В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отвергая учение реализма, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

Иначе говоря, наши общие идеи проявляются по поводу частного опыта: например, универсальное понятие справедливости может возникнуть у нас при созерцании какой-то конкретной несправедливости, хотя сама эта идея скрытым образом уже существовала в нашем уме еще до этого опыта.

Концептуализм представляет собой что-то вроде синтеза эмпиризма и рационализма.

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением "раздробить" реальные объекты на стереометрические примитивы.

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин "кубизм" появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака "кубическими причудами". (фр. bizarreries cubiques).

Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали "синтетическим кубизмом". Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914) кубизм.

Кубофутуризм

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов.

Живопись - кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России "кубофутуризм" был также одним из самоназваний поэтической группы "Гилея", противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как "Мезонин поэзии" и "Центрифуга"). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

Лучизм

Районизм (Лучизм) — это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х годах, основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Основывался также на идее возникновения пространств, форм из "пересечения отраженных лучей различных предметов", так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а "сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения". Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники "Ослиного хвоста". Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой "пространственности" красочного слоя фигуративной картины.

Смыслом живописи Михаил Ларионов объявил не изображение предметов, а иллюстрирование отраженных от них цветовых лучей, что, по мнению автора, в большей мере близко к тому, как предметы видятся глазу. То есть, согласно теории, иллюстрация приближается к "символической плоскости" картины. Лучизм стирает границы, существующие между натурой и картинной плоскостью.

Основатель течения Михаил Ларионов считал, что луч должен быть условно изображен цветной линией на плоскости. Лучизм причисляют к одной из ранних разновидностей абстрактной живописи, но он имеет и другие, более широкие аспекты, такие как отделение предмета от его оптического восприятия. Вот почему художник должен изображать не предмет, а только лучи, падающие на него. Но так как на наши глаза действуют лучи, падающие не только на данный предмет, но и на ближайшие предметы, то поэтому художник должен "умственно" постигнуть, вообразить и соответственно изобразить, так сказать, лучистый вид предмета. "Это почти то же самое, — говорит Ларионов, — что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой". В "лучистой" картине предметы реального мира не имеют никакого значения, кроме, как называет Ларионов, "реалистического лучизма", где предмет служит точкой отправления. Луч условно изображают цветной линией и таким образом, утверждает Ларионов, лучше всего может быть выявлено существо самой живописи — "комбинация цвета, его насыщенности, отношение цветовых масс, углубленность, фактура на всем этом…".

Лучизм стал одним из первых примеров абстрактной живописи. Выставка Тёрнера, которую Ларионов увидел в Лондоне в 1906, приводит его к размышлениям о цвете в живописи, и художник начинает воспринимать форму как световые лучи, откуда и произошел термин "лучизм". Лучизм Ларионова нашумел в свое время как одно из многих сенсационных явлений, модных тогда в искусстве. То были годы, когда в России, и особенно в Москве, по словам С. Дягилева, "двадцать школ рождались в месяц: футуризм, кубизм — это уже античность, предыстория… Выставки организуются в дворцах и в мансардах…"

Магический Реализм

Магический реализм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин "магический реализм" использовался немецким критиком Францем Рохом для описания картины, которая изображала изменённую реальность.

Маньеризм (Позднее Возрождение)

Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия "маньеризм", как выражения формотворческого, "претенциозного" начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Метафизическая живопись

Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) – направление в итальянской живописи начала XX века.

В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Метафизическое движение родилось на основе этого нового подхода к живописи, и в 1916-1922 годах объединило художников и писателей вокруг журнала "Valori Plastici" (Пластические ценности), в котором была опубликована серия теоретических работ Де Кирико и Савинио, посвященных метафизической живописи. В своей работе "Анадиомен" Альберто Савинио формулирует два основных принципа метафизической поэтики: "призрачность" и "ирония". Тема "манекена", которая становится лейтмотивом картин Де Кирико и Карра, также впервые появилась в записях Савинио. Метафизическая живопись опиралась на образы предшествующего искусства, и включала в себя различные культурные элементы прошлого. Савинио и Де Кирико испытывали явное влияние неоклассической живописи Арнольда Бёклина; Карло Карра, отошедший от футуристических экспериментов, вернулся к старинной классической традиции – живописи треченто и кватроченто (это видно у него в построениях перспективы в пейзажах). Известный итальянский искусствовед Роберто Лонги как-то остроумно подметил, что "кватроченто стало для метафизических марионеток и каменных гостей оперной сценой". Художники стремились найти метафизическую грань между миром живого и неживого, поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью. Вообще "тайна" - любимое слово Джорджо Де Кирико.

Минимализм

Минимал-арт (англ. Minimal art), также Минимали?зм (англ. Minimalism), Иску?сство ABC (англ. ABC Art) — художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. В теории искусства обычно рассматривается как реакция на художественные формы абстрактного экспрессионизма, а также на связанные с ним дискурс, институции и идеологии[1]. Искусство минимал-арта обычно включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

К художникам минимал-арта относятся:Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис , а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла.

Модернизм

Модернизм (итал. modernismo — "современное течение"; от лат. modernus — "современный, недавний") — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

В русской эстетике "модерн" означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм в изобразительном искусстве
Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже "Салона отверженных", куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — "другое искусство", главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в литературе
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы. Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы.

Мурализм

В латиноамериканской живописи XX века особо нужно выделить мексиканскую школу неореализма – мурализм, суть которого состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали искусство ацтеков, майя, обратились к монументальному искусству Возрождения. Главным героем этих фресок является народ. Философски обобщив социальные явления и исторические события, проникнув в их глубинный смысл, художники этой школы заложили основы демократического национального искусства (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).

Опираясь на традицию доколумбовой стенной живописи и на движение социального протеста идущего от революции 1910 г., мексиканский мурализм ставил своей целью "создание монумен-тального и героического искусства, гуманного и народного" (Сикейрос).

Обращение к национальному сознанию через доиспанское прошлое и героев независимости давало дидактические темы для мощных произведений часто барочных или экспрессионистских, предназначенных для украшения общественных зданий (Ороско, Ривера, Сикейрос).

Мурализм, родившийся в 1920-х гг. (коллективные фрески в Национальной подготовительной школе в Мехико в 1922-1925 гг.) продолжался и после Второй мировой войны (росписи в университетском городке в Мехико 1952 г.).

Мэйл-арт

Мэйл-арт (англ. mail art) — вид современного изобразительного искусства, применяющий почтовые марки и другие почтовые материалы как изобразительные средства.

Под понятием мэйл-арт обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. Первоначально для этой цели применяли обычную почту, что послужило толчком для развития snail mail art (от англ. snail mail — "улиточная почта") и всего описываемого направления.

Появившись вследствие потребности к общению на расстоянии, мэйл-арт стал признаваться отдельным направлением в искусстве с конца 1950-х годов

Наивное Искусство (Примитивизм)

Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. По мнению некоторых[кто?] искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под термин "примитивизм", так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов.

Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани.

Натурализм

Натурализм (от лат. nаturа — "природа") — поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы. Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса.

В сравнении с произведениями Курбе социально-критическая и сатирическая составляющие в произведениях натуралистов отошли на второй план. До появления термина "импрессионизм" его представителей причисляли к натуралистам (так, например, поступает Золя в очерке 1868 года "Натуралисты"). По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом выполняла фотография.

Не следует путать натуралистический подход к искусству с литературным натурализмом — направлением в литературе конца XIX и начала XX века, которое, помимо Золя, представляли Ги де Мопассан и Теодор Драйзер.

Нео-Гео

Нео-гео (неогеометрический концептуализм, англ. Neo-Geo) — одно из направлений в абстрактном искусстве ХХ столетия. Стиль нео-гео возник в американском искусстве в начале 80-х годов и часто рассматривается как продолжение традиций не столько классической геометрической абстракции первой половины XX века, сколько поп-арта. Нео-гео — это абстракция эпохи постмодернизма, отказавшаяся как от утопических амбиций Малевича или Мондриана, так и от предельно личного и драматического начала абстрактного экспрессионизма.

Основоположник и теоретик нео-гео Питер Хелли мыслит собственные полотна не как идеальную модель надчеловеческого универсума, но и не как выплеск собственного подсознания. В своих картинах он предлагает видеть даже не абстрактные построения, но своего рода схемы и графики современного социума: квадраты и прямоугольники — как всевозможные "ячейки общества", линии — как социальные связи и коммуникационные сети. Как и подобает постмодернисту, в своем видении современности Питер Хелли вдохновляется идеями французского философа Жана Бодрийара, в частности, понятием пришедшей на смену физической реальности медийной гиперреальности.

Неодадаизм

Неодада — термин, обозначающий различные стили, направления и произведения искусства, в которых угадываются возрожденные идеалы или методы дадаизма. Он используется, например, как синоним поп-арта и может определять произведения Джаспера Джонса.

Термин был введён Барбарой Роуз.

Неоклассицизм

Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

Нео-Поп

Нео-поп (также иногда встречаются определения нео-поп-арт или пост-поп, англ. Neo-pop, Post-Pop) — направление, возникшие в 80-е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм.

Нео-поп не является принципиально новым художественным движением, а скорее представляет собой эволюцию поп-арта с его интересом к предметам массового потребления и знаменитостям мира популярной культуры, только уже с иконами и символами нового времени (Майкл Джексон, Мадонна, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон и др.).

Прекрасными примерами нео-попа могут служить скульптуры Катарины Фрич "Rat-King" (1993) и Джеффа Кунса "Michael Jackson and Bubbles" (1988). Нео-поп в значительной степени зависит от средств массовой информации и как источника вдохновения, и как средства для продвижения (примером может служить творчество Дэниела Эдвардса с его неоднозначными скульптурами обнаженных знаменитостей).

В творчестве многих художников нео-попа помимо поп-арта можно обнаружить влияние минимализма, концептуального искусства и фотореализма.

Неоромантизм

Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков-это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, "Капитан Сорви-Голова" Л. Буссенара).

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения ("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").

Неофигуративное Искусство

Для того чтобы избежать слишком ограниченного наименования  <абстракция>, многие художники послевоенного времени пришли к определению новой эстетической концепции, введя в словарь современного искусства термин "нефигуративное искусство". Новая выразительность нефигуративности,  казалось,  противостояла  абстракции,  служившей для  систематической реконструкции природы, исходя из схем (например,  геометричес
ких) правил, продиктованных разумом и стерилизовавшей любое творение  в угоду чисто интеллектуальных спекуляций.  Обогащенные крайней  свободой,   унаследованной  от  пионеров абстрактного искусства,  эти художники  уже не заботятся о сходстве и
дают нам прямое и новое чувство натуры.  Нефигуративное искусство отмечает переход от пассивной  "данной"   природы  фигуративного  (или подражательного) искусства к  "природе  в  действии",  когда зритель, как и художник-творец,  открывает в союзе  первоэлементов (земля,  воздух,  вода, огонь) тайную жизнь вещей и живых существ.

Вместе с отказом от  иллюзорной  имитации  вещей разрушается и фигуративный образ, а
нефигуративный  -   восстанавливает природу, из которой никогда не исключается человек. В действительности, нефигуративное искусство это не только реакция на холодную абстрак
цию, оно является и доказательством нового отношения к  внешнему  миру, и, по словам Манессье, "шансом современности,  с помощью которого художник сможет вернуться к своей реальности и вернуть веру в то, что в нем  является основным".

Неоэкспрессионизм

Неоэкспрессионизм (Neo-expressionism) — направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам.

Новая вещественность (Neue Sachlichkeit)

Новая вещественность, также новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit) — художественное течение в Германии 1920-х годов, охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку.

Противостояло позднему романтизму и экспрессионизму. Исчерпалось к 1933 году, с приходом нацизма к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства. Название новая вещественность ввёл в обиход в 1923 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить новый реализм в живописи.

Новый Реализм

Новый реализм (фр. Nouveau Re'alisme) — движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 в Париже.

Члены поставили перед собой цель интегрировать реальность повседневной жизни в искусство, используя новые методы и материалы. Тем самым они внесли значительный вклад в развитие объектного искусства и ранних форм акционизма.

Оп-Арт

Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (разновидности модернизма). Восходит к так называемому "геометрическому" абстракционизму, представителем которого был Виктор Вазарели (с 1930 по 1997 г.работал во Франции), основоположник оп-арта. Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, точнее, его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. 20 в.

Орфизм (Симультанизм)

В недрах кубизма в 1912- 1913 годах сформировалось оппозиционное течение, которое благодаря поэту Гийому Аполлинеру, получило название "орфизм". Создателей его – художников Роббера Делоне и его жену Соню Терк-Делоне увлекала работа с абстрактным цветовым ритмом.

Одним из первых произведений орфизма были композиции, напоминавшие цветные диски, яркие цветовые переходы этих концентрических кругов придавали всей композиции необычайную энергию. Для художников эти пульсирующие концентрические круги были символами космической энергии. Симультанизм – прием, который использовали и художники -орфисты. Кстати, с футуристами их сближало и восхищение достижениями техники.

Поп-Арт

Поп-арт (англ. pop-art, сокращение от popular art) — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

- изменяются масштаб и материал;
- обнажается приём или технический метод;
- выявляются информационные помехи и др.

Постживописная абстракция

Постживописная абстракция (англ. Post-painterly Abstraction), хроматическая абстракция — течение в живописи, зародившееся в Америке в 1950-е гг. Термин введен критиком Клементом Гринбергом для обозначения направления, представленного на курируемой им выставке 1964 года в Los Angeles County Museum of Art (затем в Walker Art Center и Art Gallery of Ontario in Toronto).

Постживописная абстракция отталкивается от абстрактного экспрессионизма, фовизма и постимпрессионизма. Основные признаки: чёткие края, свободный мазок, гармония (или контраст) простых форм, монументальность, созерцательно-меланхолический склад живописи, аскетичность. Постживописная абстракция также является потомком Геометрической абстракции, округляя и смягчая её.

Постимпрессионизм

Фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш, Рене Шутценбергер.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован "Манифест символизма" (1886) французского поэта Жана Мореаса. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

Прецизионизм

Прецизионизм, или пресижинизм (англ. precision — точность, чёткость) — направление, характерное для американской живописи 30-х годов, разновидность магического реализма.

Главный сюжет для прецизионистов — изображение города, его пластическая визуализация в чётких геометрических формах. Отсюда, главные герои картин: мосты (Джозеф Стелла "Бруклинский мост"), небоскрёбы (Джорджия О’Киф "Ночь"), фабрики, элеваторы (Чарльз Демут "Мой Египет") и другие индустриальные достижения цивилизации.

Язык форм пресижинистов геометрически выверен, до предела механистичен. Пространство картин стерильно, такое ощущение, что из них выкачан воздух (Кроуфорд "Автострада"), в нём нет человека. В то же время такая пустота подчёркивает вневременный характер изображения. Главная тема — механистическая эстетика — роднит прецизионистов с итальянскими футуристами.

После выставки технических достижений "Новый век" (1926 год) пресижионисты получают статус официально рекомендованного государством течения.

Проторенессанс

Проторенессанс (от др.-греч. ?????? — "первый" и фр. Renaissance — "Возрождение") — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом.

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. "Последний поэт Средневековья" и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне.

Раннее Возрождение

Возрождение, или Ренесса?нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" — "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Реализм

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса, импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера.

Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин "реализм" впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.


Риджионализм

Риджионализм, регионализм (англ. Regionalism от regional — местный) — течение в американской живописи 1930-х годов.

Движение обращалось к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Термин часто используется в том же значении, что и американская жанровая живопись, но регионализм является западноамериканским ответвлением этого более общего направления.

Регионалисты стремились создать подлинно американское искусство и обратились к местным темам. Регионалистами двигали ностальгические чувства к "подлинной Америке", стремление запечатлеть жизнь американской деревни и маленьких городков, что стало причиной их большой популярности. Период наибольшего расцвета движения связан с Великой депрессией, когда на фоне глубокой национальной неуверенности художники возрождали веру Америки в свои силы, развивая идею национальной исключительности и самобытности развития.

Рококо

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин "рококо" (или "рокайль") вошел в употребление в середине XIX в. Изначально "рокайль" — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и "рокайльщик" — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем "рококо", в свое время называлось "живописным вкусом", но в 1750-х гг. активизировалась критика всего "выкрученного" и "вымученного", и в литературе стало встречаться именование "испорченный вкус". Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в "испорченном вкусе" отсутствовало разумное начало.

Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына "Третья книга рокайльных и картельных форм" 1736 г.(иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как "Орловский сервиз", сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: "…поскольку Е. И.В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…" (цит. по документу из РГИА).

Романтизм

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

Северное Возрождение

Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.

Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.

Сецессия

Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de sie`cle (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.

Символизм

Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё "природное" представало лишь "видимостью", не имеющей самостоятельного художественного значения.

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму.

Социалистический Реализм (Соцреализм)

Социалистический реализм (соцреализм) — основной[источник?] мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1920-х годов[источник?], а затем и в других социалистических странах, внедряемый в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма. Был официальноодобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

Для произведений социалистического реализма характерно изображение событий эпохи, "динамично изменяющихся в своём революционном развитии". Идейное содержание метода было заложено марксизмом-ленинизмом. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру).

Его применением утверждались следующие принципы:
- художественное изображение действительности "точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием";
- согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.

Спациализм

Спациализм (итал. Movimento spaziale, от итал. spazio — пространство) — направление в искусстве, рассматривающее живопись и скульптуру как один вид искусства, объединяющий цвет, звук, пространство, движение и время. Спациализм сочетает в себе элементы конкретизма, дадаизма и ташизма. Основателем спациализма является итальянский художник и скульптор Лючио Фонтана, отстаивавший принципы синтеза искусств на на основе современных научно-технических достижений в своём "Белом манифесте" (исп. Manifiesto blanco, 1946) и заложивший теоретическую основу нового течения в работе "Технический манифест спациализма" (итал. Manifesto tecnico dello Spazialismo).

Наиболее известные работы в стиле спациализма — серия картин Фонтаны "Пространственные концепции", в которых использовалась техника нанесения на холст надрезов, разрывов, отверстий и царапин, что, по замыслу автора, обеспечивало выход в окружающее пространство и запечатлевали энергию движения художника.

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом "чистого творчества", то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 г., были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе "Чёрный квадрат", влияние супрематизма испытали многие художники.

Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surre'alisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком "сюрреалистическая драма" обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии "ready-made". Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Ташизм

Ташизм (фр. Tachisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. К ташизму близки европейская группа "КОБРА" и японская группа "Гутаи" (Gutai). Одним из полных синонимов ташизма с точки зрения творческого метода и идеологии является абстрактный экспрессионизм, однако время появления, география распространения и персональный состав этих течений совпадает не полностью.

Тонализм

Тонализм -  направление в американском искусстве конца XIX века, берущее начало и основные традиции у школы барбизонцев, появился когда художники начали изображать пейзажи с общим тоном цветной атмосферы или тумана.

Название связано с его главной особенностью: в картине преобладает какой-то один тон, именно он доминирует во всей композиции и задаёт особенную атмосферу и настроение. В основном это была пейзажная живопись. Истоки этого движения восходят к ландшафтной живописи барбизонской школы, с ее сочетанием реализма и тенденцией к импрессионистской живости. Главными представителями Тонализма считаются великий англо-американский живописец Джеймс Эббот Уистлер и очень интересный американский художник Джордж Иннес. Постепенно тонализм был вытеснен импрессионизмом, и примерно к 1915 году сошел на нет.

Трансавангард

Течение в европейском искусстве. Термин был введен в 1979 году итальянским критиком Акилле Бонито Олива и буквально означал "после авангарда". Понятием трансавангарда впервые было определено творчество итальянских художников, работавших в неоэкспрессионистической манере. Но идея быстро получила мировое признание. В работе “Интернациональный трансавангард”, написанной в начале 1980-х гг. в соавторстве с европейскими и американскими художественными критиками, А. Бонито Олива объединил под этим названием немецкий неоэкспрессионизм, аргентинскую новую образность, французскую свободную фигуративность. А. Бонито Олива говорит, что трансавангард – это “культурная атмосфера, в которой существует искусство последнего художественного поколения” ; “трансавангард – это единственно возможный ныне авангард”. Эстетическое кредо трансавангарда заключается в утверждении новой живописности, экспрессивности, фигуративности, телесности, сильно выраженного личностного начала. Свободное сочетание любых художественных стилей прошлого и свобода историко-культурных ассоциаций е препятствуют в его эстетике стремлению к подлинности. В отличие от постмодернистов современные трансавангардисты ставят серьезную задачу постижения бытия.

Трансавангард – это хронологически поставангард, но это такой "пост", который: - существует в ситуации неистребимого художественного плюрализма (и плюрализма средств выражения, средств существования); - поэтому вполне органично апеллирует к самым разным традициям и вдохновляется разными проектами, включая отнюдь не авангардистского характера традиции большого размера (реализм, романтизм и др.); - в принципе не отказывается ни от каких средств традиционного авангарда (включая, например, сюрреализм, дада и пр.); - отталкивается прежде всего от непосредственно предшествовавшей ему парадигмы концептуализма, в рамках которой искусство потеряло связь с человеческой жизнью и свелось к игре мыслительными мнимостями.

Фотореализм (Гиперреализм)

Гиперреализм — термин, который используется для обозначения: а) течения в современном искусстве (живописи и скульптуре) 1990—2000-х годов, б) творчества европейских фотореалистов 1970-х годов.

Слово "гиперреализм" было придумано Isy Brachot в 1973 как французский синоним слова "фотореализм". "Гиперреализм" стал названием большого каталога и выставки в Брюсселе в том же 1973 году. На выставке преимущественно были представлены работы американских фотореалистов, но также были включены работы ряда значительных европейских художников, таких как: Гноли (Gnoli), Герхард Рихтер, Клафек (Klapheck) и Делкол (Delcol). Почти тридцать лет спустя термин стали использовать для определения творчества новой группы художников.

Современный гиперреализм основывается на эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, так как изображенное вполне могло произойти.

Футуризм

Футуризм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начало 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма "Красный сахар"). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, "выражение") — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением[1][2]. Очень распространены мотивы боли и крика.

Эстетизм

Эстетическое движе?ние, или эстети?зм (англ. Aestheticism, Aesthetic movement) — это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, а также интерьерном дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. В сущности, эстетизм выражает тенденции европейского декаданса, поэтому он рассматривается как ответвление этого явления в Англии. Корни эстетизма уходят в романтизм, сам же он явился реакцией на викторианскую эпоху, тем самым предвосхищая модернизм. Распространён был во второй половине XIX века, примерно в 1868—1901 годах, и принято считать, что его угасание связано с судебным процессом Оскара Уайльда (1895).

Academic Art

Академизм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

Arte Povera

Арте Повера (итал. Arte Povera — бедное искусство) — термин, введённый в 1967 году искусствоведом и куратором Джермано Челантом для определения художественного течения, объединившего художников из Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине 1960-х — 1970. Художники арте повера визуализировали диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, а также играли с политическим измерением индустриальных материалов. Движение стало заметным явлением на международной арт-сцене, находясь в противостоянии и диалоге с минимализмом в Америке, который также использовал индустриальные материалы. С точки зрения художников арте повера, минимализм занимался аспектами формы и не затрагивал поэтические, политические и исторические проблемы, которые были важны для арте повера. Арте повера не было объединением художников, имеющим свой манифест. Это было прежде всего движение, которое при помощи куратора и критика было признано и классифицировано в своей совокупности. Некоторые из художников арте повера, которые принадлежали к разным поколениям, были уже хорошо известны в арт-кругах Италии.

Concrete Art (Concretism)

Конкретное искусство (нем. Konkrete Kunst, англ. Concrete art, фр. Art concret) — одно из центральных направлений европейского авангардистского искусства, появившееся в первой половине ХХ столетия и нашедшее своё выражение в живописи, скульптуре, фотографии, а также в поэзии.

Понятие конкретное искусство было прокламировано нидерландским художником Тео ван Дусбургом в 1924 году, и в 1930-м было введено в программу в том же году образованной арт-группы Art concret. Предусматривалось, что в идеальном случае чисто конкретное искусство должно основываться на исключительно математических и геометрических параметрах. Оно не является абстрактным в прямом смысле этого слова, так как не абстрагирует материальную реальность, но скорее материализирует идеальные, духовные начала. Конкретное искусство не обладает каким-либо собственным символическим значением, оно скорее порождает чисто геометрические, умозрительные для мастера конструкции.

Kitsch

Китч, кич (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, "дешевка") — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

Lettrism

Леттризм (фр. lettrisme) — французское авангардное движение, основанное румынским иммигрантом Исидором Изу в середине 40-х годов XX века в Париже. Основа леттризма — систематизация и классификация буквы (lettre) во всех сферах культуры и творчества. Чаще всего под леттризмом понимается создание изображений похожих на шрифт, а также композиций на их основе; параллельнной акустической формой которых стала звуковая поэзия (sound poetry), исследующая фонетические основы речи. Корни движения можно искать в дадаизме и сюрреализме.

Затрагивая основы европейской книжной культуры, леттризм приобрел социально-политическую окраску. Акция 1952, в которой левое крыло леттристов устроило скандал на пресс-конференции Чарли Чаплина в Париже, привела к расколу движения: ряд деятелей движения (Jean-Louis Brau, Gil J. Wolman, Francois Dufrene) перешли к идеологии ультралеттризма. Образовавшийся впоследствии Леттристский интернационал стал ступенью перехода от леттризма к ситуационизму.
Просмотров: 14804
0