Сб, 07 Декабрь

Обновлено:07:49:22 PM GMT

Премудрость и знание чистое
Вы здесь: Гармония Вера Адвент

Адвент

Латинское слово "адвент" (us) в античном Риме означало официальный приезд и посещение государственного чиновника после его назначения на должность. Этот термин также употребляли, когда кесарь вступал на трон.

В христианстве термин "адвент" стал классическим описанием пришествия Христа - как первого в Воплощении, так и второго - в небесной славе в конце света.

В Римско-Католической Церкви Адвентом называется литургический период приготовления к Рождеству Христову. Первый день этого периода является также первым днем церковного года. Адвент начинается в воскресенье, приходящееся между 27 ноября и 3 декабря, и включает в себя четыре недели, непосредственно перед Рождеством Христовым.

Адвент разделен на две части: первая начинается с первого дня и посвящена ожиданию Второго Пришествия Христа; вторая длится с 17 по 24 декабря и является временем непосредственного приготовления к празднику Рождества.

Краткая история Адвента

Праздник Рождества Христова начали отмечать позже Пасхи. Поэтому его празднование наследует празднование наибольшего христианского праздника - Воскресения Господня. Адвент - время приготовления к Рождеству Христову, как и Великий Пост является приготовлением к Пасхе.

Первые празднования Адвента имели место в Галлии (сегодняшняя Франция) и Испании в IV в.
Из Галлии он постепенно распространился на всю Церковь.
Рим ввел Адвент в свою Литургию только в VI в., хотя Рождество уже праздновалось в IV в.
Папа Римский Григорий Великий, 604 г., дал Римской Церкви официальные литургические тексты этого периода, поэтому

Адвент стал для всей Церкви духовным приготовлением к празднику Рождества Христова. Вскоре ежегодное приготовление и ожидание Рождества Христова стало одновременно приготовлением и ожиданием Второго Пришествия Христа в конце света.

Адвент - время ожидания

Святой апостол и евангелист Иоанн в последней книге Библии, Откровении, сравнивает Христа и Церковь с невестой. Церковь, Невеста Христова, постоянно ожидает своего Божественного Жениха. Во время Адвента Она особым образом приглашает своих детей обращаться к Господу, чтобы Он как можно скорее пришел и окончательно наступило Его Царство.

На протяжении многих веков с таким большим стремлением ожидал Спасителя избранный Богом Израиль. Израильтяне надеялись, что Бог придет им на помощь и избавит их от врагов. Через пророков они получали подтверждение своих надежд, от них они слышали пророческие слова о Мессии, "Божьем Помазаннике".

Церковь духовно объединяется с израильским народом, ожидавшим Мессию. Адвентные чтения подают нам тексты из Ветхого Завета, которые пророчески говорят об ожидаемом израильским народом Мессии - Спасителе. Христиане распознают Мессию в Иисусе, Божьем Сыне, воплощенном ради нашего спасения. Именно Он является "Помазанником Божьим", "Сыном Давида", "Царем Израиля".

Адвент духовно объединяет нас с ожиданием всей Церковью Второго Пришествия Христа, оно было таким же живым в ранней Церкви, которая часто в своей литургии молилась о возвращении Иисуса, призывая Его: "Маранафа!", что означает с еврейского: "Приди, Господи!"

Во время адвентной Литургии Слова мы часто слышим тексты, которые зажигают в нас стремление скорейшего возвращения Господа. Тот, кто любит Иисуса, не может бояться Его прихода, ведь Его пришествие должно начать вечный небесный брачный пир Христа и Церкви.

Итак, Адвент является временем двойного ожидания - ожидания празднования исторического события Рождества Христова и ожидания Второго Пришествия Иисуса в небесной славе в конце света.

"Есть два пришествия Христа в истории. Первый раз Он пришел тайно, в тишине, как дождь на землю. Во второй раз Иисус придет во славе и блеске на глазах у всех.

Первый раз Он в пеленах был положен в ясли; второй - оденется в одежды. Он пришел - и страдал на кресте. Несмотря на это унижение, придет еще раз, полон славы, в окружении ангелов. Поэтому не останавливаемся только на первом Его приходе, но ожидаем также и второго. Как писал Кирилл Иерусалимский, первый раз мы говорили: "Благословен грядущий во имя Господне". Именно это скажем и во второй раз, выходя с ангелами навстречу Господу, отдадим Ему честь, восклицая: "Благословен грядущий во имя Господне".

Адвент - время бдения

Во время своей земной жизни Иисус много говорил о Своем Втором Пришествии. Он учил Своих учеников, как подготовиться к Его возвращению. По учению Христа, сердца христиан должны бодрствовать, быть всегда готовыми к приходу Господа.

Мы все должны быть готовы, как разумные девы из притчи Иисуса, ожидавшие Жениха: "Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. ", Матфея 25:1-13. Поэтому во время Адвента Церковь молится: "Боже, сделай так, чтобы когда Христос придет и постучит в дверь, то застанет нас неусыпными в молитве и в прославлении Твоего Имени. Укрепи нашу бдительность в ожидании Твоего Сына, чтобы мы вышли Ему навстречу с зажженными лампадами". Эти зажженные лампады - это молитва, поступки милосердия, любовь к Богу и ближним.

Быть бдительными - это значит, находиться в молитве. Во время Адвента Церковь призывает нас к более усердной молитве. В молитве мы находимся под действием Духа Божия, который учит Церковь молиться. "И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. …Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!", Откровение 22:17, 20.

Из другой притчи Иисуса узнаем, что бодрствовать - это также означает до конца выполнять свое призвание и поручение, которые Господь разделяет своим слугам: "Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов", Матфея 24:45-51.

Адвент побуждает нас изо всех сил, во славу Христову и на благо всего общества, использовать таланты, которыми наделил нас Бог: "Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!", Матфея 25:14-30.

Адвент - время радостного покаяния

Уже в IV в. в Западной Церкви верующие готовились к Рождеству Христову, как к Пасхе, то есть сорокадневным постом. Папа Григорий VІІ, 1037-1085, сократил это время до четырех недель.

В Восточной Церкви Рождественский пост имеет 40 дней и начинается от праздника апостола Филиппа, поэтому и называется Филипповым. На сегодняшний день Церковь значительно облегчила соблюдение Рождественского поста. От верующих не требуется строгого телесного поста, т.е. можно есть все, кроме мяса в пятницу, как и в каждую пятницу года.

Однако Церковь приглашает всех к посту духовному.
Поскольку Адвент является временем приготовления к Рождественской радости, то в это время, чтобы не омрачить радости Рождества, не устраиваем шумных забав; в воскресных Евхаристиях не поем радостного гимна "Слава в вышних Богу". Адвент предназначен быть для нас временем радостного ожидания прихода Господа. Поэтому через пост, молитву, поступки милосердия мы готовим место для Него в нашем сердце. Это приготовление подобно накрыванию праздничного стола для важного гостя. Уже в самой подготовке есть что-то от радости предстоящего торжества.

Церковь, устанавливая минимум адвентного поста, поощряет каждого из нас к индивидуальным постановлениям, как пережить время Адвента. Кто-то может обострить для себя телесный пост, установить пост для глаз и ушей: отказаться от телевидения, радио, Интернета и т.д. Более усердная молитва - лучшее приготовление этого периода.

Время Адвента

Каждое из воскресений Адвента имеет определенную тему, которая находит свое выражение в евангельском чтении на мессе.

Первое воскресенье Адвента
посвящается будущему пришествию Христа в конце времен.

В этот день зажигают первую свечу в венке Адвента - свечу Пророчества. Она символизирует ветхозаветные пророчества пришествия Спасителя. Мы празднуем исполнение этих пророчеств - пришествие Спасителя на землю Младенцем, Его пришествие в наши сердца через веру в Слово Божье, и Его последнее пришествие во славе, чтобы судить всех людей.

2 и 3 воскресенье - Иоанну Крестителю, предварившему обществ. служение Христа.

Второе воскресенье Адвента
В этот день зажигают вторую Вифлеемскую свечу вместе с первой свечой Пророчества.
Вторая свеча Адвента - Вифлеемская свеча представляет пришествие на землю Иисуса, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии. Это светлый символ приготовления к встрече Младенца Христа.

Третье воскресенье Адвента
В третье воскресенье Адвента зажигают первые две свечи и присоединяют третью свечу - Свечу Пастухов.

Свеча Пастухов означает пришествие Спасителя в сердца через веру в Его святое Слово.
Как пастухи увидели Спасителя собственными глазами и уверовали, так и мы видим Его глазами веры. Свеча также символизирует то, как мы делимся своей верой в Христа, подобно пастухам, рассказывавшим о Христе всем встречным.
В западных христианских странах цветами Адвента считаются фиолетовый (лиловый, пурпурный), в таких цветах обычно исполнены декорирования в церквях и вокруг церквей, а также одеяния священнослужителей. Дома жителей также выдержаны в спокойных отттенках фиолетового цвета.
Но в третье воскресенье Адвента допускаются украшения в розовом цвете. Розовой также может быть и Свеча Пастухов.

4 воскресенье Адвента
Посвящено событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Господа, и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.
В этот день зажигают первые три свечи и присоединяют последнюю - Ангельскую Свечу. Она означает последнее пришествие Спасителя во славе со всеми Ангелами, чтобы взять всех истинно верующих с собой на небеса.
Считается, что Венок Адвента появился в Германии. Обычно он делается из еловых ветвей, которые скрепляют проволокой в круг. На венке устанавливаются четыре красные свечи - символ четырех недель Адвента, каждое воскресенье зажигают по одной из них. В итоге, в последнее - четвертое воскресенье Адвента над еловым венком будут ярко гореть все свечи, возвещая скорое наступление праздника.
Впрочем, во многих странах, например, в Америке, не существует традиции зажигать свечи, там еловый венок просто прикрепляют на двери дома.

Адвент делится на два календарных этапа

Первый этап
С первого воскресенья до 16 декабря, - который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа.

Втрой этап
С 17 до 24 декабря - Новенна - девять дней предпразднования Рождества.
Является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир - Боговоплощения.

Подобно Великому посту, Адвент рассматривается как время усиленного покаяния, чем обусловлены фиолетовый цвет литург. облачений.
Из воскресных дней исключение составляет 3 воскресенье, именуемое Gaudete, когда допустим розовый цвет: в будни цвет облачений может меняться в зависимости от празднований, скромность в убранстве храмов и в богослужении, например, по воскресеньям опускается великое славословие.

В период Адвента Церковь в особенной степени призывает верующих к совершению дел милосердия.

Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии - "рората". Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.

Духовные проводники Адвента

Библейские чтения Адвента особо указывают на три личности, которые можно назвать духовными проводниками Адвента. Это - пророк Исаия, Иоанн Креститель и Мария, Матерь Господа. Их слова и пример жизни являются для нас моделью ожидания прихода Иисуса Христа.

Исаия. Исаия - "пророк Адвента".
Живя задолго до рождения Иисуса, он возвещает приход Мессии Искупителя. Этот Мессия исполнит до конца Божий план спасения:
- Он родится от Девы; будет Еммануилом, то есть Богом-с-нами: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил", Исаия 7:14.
- Он выстрадает большие муки:
"Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова", Исаия 42:1-4;
"
Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: "выходите", и тем, которые во тьме: "покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод. И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!" абудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]; стены твои всегда предо Мною", Исаия 49:1-16.
- Он воскреснет из мертвых: "", Исаия 53:11, 12.

Итак, можно сказать, что Исаия - это "пророк-евангелист", возвещающий приход Мессии на землю.
Царь царей установит свое Царство мира и справедливости. Через свои видения Исаия приближает к нам красоту этого Царства, глубину и величие Божьих даров, которые принесет Еммануил, Бог-с-нами, который должен родиться от Девы. Именно на Еммануиле почиет Святой Дух, чтобы возвестить спасение убогим, вытереть слезы с каждого лица и порадовать свой народ, давая крепость, надежду тем, кто решил разделить Его путь.

Иоанн Креститель. Иоанн Креститель - Предтеча Иисуса Христа.
Предтеча - это личность, подготовившая своей деятельностью путь, условия для деятельности других. Иоанн своим рождением, проповедью и мученической смертью приготовил избранный народ к встрече с Мессией, обещанным Богом Спасителем. Личность Иоанна Предтечи является указателем, который ведет к Иисусу. Уже само его рождение стало пророчеством прихода Мессии: "И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа - приготовить пути Ему…", Луки 1:76.

Проповедь Иоанна возвещала, что Мессия уже близко, Он - уже среди нас, поэтому надо приготовить Ему сердца через покаяние в грехах и обращение. В силе Духа Божия Предтеча возвещал, что наступает время Нового Завета с Богом, который Он заключит посредством Христа, приходит время, когда сойдет Святой Дух на отпущение грехов; возвещал, что Бог заново одарит свой народ любовью Жениха.

Величайшей заслугой Иоанна является то, что собой он не затмил Личность Христа, а покорно занял позицию Его Предтечи. Этой покорности можем учиться и мы, призванные к тому, чтобы возвещать присутствие Иисуса Христа в нашем мире. "И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос", Иноанна 1:19-20.

Мученическая смерть Иоанна возвестила смерть Иисуса, Агнца Божия, на кресте. Так об этом говорит сам Христос: "И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе", Матфея 17:10-13.

Пример Иоанна Крестителя учит нас, как быть предтечами Иисуса в наше время и в нашей среде.

Мария
Адвент особым образом объединяет каждого из нас с ожиданием Марии, Матери Иисуса, рождения Христа. В этом Богородица является особым проводником. Ведь Она - новая Ева. Святой Ириней учил: "Ева, искушенная сатаной, не послушалась Божьего слова и отделила себя и весь человеческий род от Бога; Мария же, новая Ева, подчиненная ангельскому благовещению, послушалась Божьего слова и заслужила носить в своем лоне Сына Божия. Таким образом, Дева Мария стала заступницей девы Евы". Она является также и нашей заступницей.

Особая связь Матерь Господа имеет с Церковью. Богородица рождает Иисуса, Главу Церкви; Церковь через крещение рождает для Христа его мистическое Тело. "Мария и Церковь являются матерями, обе девы, обе зачали от Святого Духа без человеческого вожделения, обе дают Отцу сыновей без греха. Мария непорочно родила для Тела (Церкви) Главу (Христа); Церковь через прощение грехов породила для Главы (Христа) Тело (членов Церкви). Они обе являются матерями Христа, но ни одна из них не рождает Его всего без другой", - учил Исаак из Стеллы. Итак, Мария - образец материнства для всей Церкви.

Во время Адвента мы особо стараемся  подражать Богородице, Ее вере, надежде и любви ко Христу. "И блаженна Уверовавшая…", Луки 1:45. Но блаженны также и вы, кто услышал и поверил: каждая душа, которая верует, зачинает и рождает Слово Божие (...). Хотя есть одна Мать Христова по плоти, но по вере Христос является плодом многих, ведь каждая душа получает Слово Бога, чтобы, непорочная и свободная от недостатков, берегла свою чистоту непорочным поведением. Душа, что так себя ведет, величает Господа так, как душа Марии, и ее дух величает Бога Спаса", - учил св.Амвросий.

Период с 17 по 24 декабря

Последняя неделя перед Рождеством Христовым особая. Прежде всего это проявляется в литургических чтениях. В эти дни Церковь читает начало Евангелия от Матфея и Луки, то есть Евангелие детства Иисуса Христа. Это первый аккорд празднования Рождества Христова.

17 декабря
Матфея 1:1-17 "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 1Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов".
Родословная Иисуса Христа. Родословная Иисуса Христа подчеркивает такое мнение: рождение Иисуса является исполнением Божьего плана спасения, которое началось в Ветхом Завете.

18 декабря
Матфея 1:18-24 "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою".
Рождество Христово и Иосиф. Рождение Христово не имеет аналогов в истории. Рождение Иисуса без отца, от Девы, по действию Святого Духа вызывает непонимание Иосифа, жениха Марии. Ангел открывает Иосифу Божественную тайну Иисуса - Он является настоящим Божьим Сыном.

19 декабря - Луки 1:5-25 "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми".
Благовещение Захарии. Непосредственно перед благовещением Марии евангелист Лука рассказывает о благовещении Захарии, о рождении Иоанна Крестителя, Предтечи Иисуса Христа. Сравнивая эти два описания, видим, что евангелист подчеркивает две противоположные реакции на ангельское благовещение - недоверие Захарии и исполненное веры и любви согласие Марии на деяния Бога в ее жизни.

20 декабря
Луки 1:26-38 "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел":
Благовещение Девы Марии. Вера Марии - открытые ворота для входа Сына Божия в человеческий мир. Имея Божье Дитя под своим сердцем, Мария рискует потерять репутацию, любовь и опеку Иосифа и даже жизнь. Остается только надежда: "Господь с Тобою", Луки 1:28.

21 декабря
Луки 1:39-45 "Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа".
Дева Мария в доме Елизаветы. Открытость на вдохновение Духа Божия побуждает Марию пройти трудный путь в Аин-Карим к родственнице Елизавете, чтобы помочь ей во время последней фазы беременности. Таким образом происходит встреча Матери Иисуса с матерью Крестителя, встреча Христа с Его Предтечей. Эту встречу сопровождает действие Божия Духа, Духа Иисуса Христа.

22 декабря
Луки 1:46-56 "И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой".
Гимн Марии. Мария, имея Иисуса под своим сердцем, исполнена Духом Божиим, поет гимн величания Богу за Его деяния в истории. Этот гимн - "ожерелье прославления", бусинки которого являются главными мыслями Ветхого Завета. В это "ожерелье" вплетены также пророческие слова относительно личности самой Марии. Это слово Бога, это слова Святого Духа.

23 декабря
Луки 1:57-66 "Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним".
Рождение Иоанна Крестителя. Рождение Предтечи возвещает Рождество Того, кто должен прийти, - Иисуса Христа. Даже своим рождением Иоанн готовит путь Господу. Поэтому таким символическим является чтение этого Евангелия в непосредственной близости к торжеству Рождества Христова.

24 декабря
Луки 1:67-79 "И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".
Гимн Захарии.  Евангелист Лука последовательно проводит параллель между рождением Иисуса и Иоанна. Поэтому так, как пела Мария свой гимн величания, это делает и Захария, отец Предтечи. В своем гимне Захария, прославляя Бога, пророчески указывает на задачу Иоанна в Божьем плане спасения.

Рораты

Так называются утренние богослужения в честь Пресвятой Девы Марии, которые правятся в течение Адвента. Свое название они получили от первого слова латинской антифоны на вход, которая пелась в начале Евхаристии: "Rorate, caeli, desuper et nubes pluant justum" - "Спустите с высоты росу, небеса, тучи пусть прольются Праведным", что является парафразом стиха 45:8 из книги пророка Исаии и намеком на земной приход Сына Божия.

Роратные Евхаристии обычно служатся на рассвете, в утренние часы. Это подчеркивает нашу готовность к приходу Иисуса и наше приготовление. Роратная Служба начинается в темноте, лишь при свете роратных свечей или лампад, которые держат верующие в знак своего ожидания прихода Господа. При алтаре зажигают большую свечу, символизирующую присутствие и молитву Пресвятой Девы Марии. Особый характер имеют рораты с участием детей, идущих со священником в процессии света со своими свечами или лампадами. Участие в роратах является совершенной возможностью духовного приготовления к торжеству Рождества Христова.

Чтобы подчеркнуть радость ожидания вместе с Марией прихода Господа, в роратных Евхаристиях поют гимн "Слава в вышних Богу!" Это помогает нам осознать, что Тот, кого мы ждем, уже присутствует среди нас.

Адвентный венок

Примерно 150 лет назад в Церкви укоренился обычай во время Адвента ставить адвентный венок. В кругу, украшенном зелеными ветками, ставят четыре свечи, которые символизируют четыре воскресенья Адвента. Свечи могут быть фиолетового цвета (цвет этого литургического периода), а третья из них - розового, поскольку третье воскресенье Адвента называется "Gaudete", т.е. "Радуйтесь". Третье воскресенье отмечает половину истекшего времени приготовления; его название происходит от первого слова чтения Святого Павла, в котором Павел призывает христиан к радости. Обычно, священник в это воскресенье надевает розовую литургическую одежду. Свечи могут быть и не цветными, их зажигают следующим образом: в первое воскресенье Адвента зажигают одну свечу, во второе - две, и так далее. Адвентный венок символизирует общину Церкви, которая в любви и радости ожидает своего Господа.

Источники: risu.org.ua
Internet
Просмотров: 2065
0