Сб, 27 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Женщина Прекрасные женщины Альфанса Мухи

Как направление в искусстве Ар нуво возникло в конце девятнадцатого века, став модным сначала  в Европе, а потом и в США. Правда, век этого искусства оказался коротким – всего пятнадцать лет. Одним из родоначальников Ар нуво был знаменитый художник Альфонс Муха, активно работавший  в этом стиле десять лет.

Родом из чешской Моравии, он воспитывался в христианской культуре: с одиннадцати до четырнадцати лет пел в церковном хоре, откуда вынужден был уйти из-за ломки голоса. Но церковное искусство вошло в его плоть и кровь, вдохновляя до конца жизни.

Альфонс Муха начал рисовать очень рано и мечтал стать большим художником, заниматься высоким искусством, настоящей живописью, а прославился прикладным искусством, которое воспринимал как вынужденное занятие. Осуществить мечту о настоящей живописи ему удалось только после пятидесяти, когда появился грандиозный цикл картин об истории и мифологии славян.

В конце же девятнадцатого века в воздухе витали совсем другие идеи: был запрос на роскошь, на богатые интерьеры богатых домов Парижа и Лондона, романтичных, ярких, томных, изысканных красавиц.

Художник воплотил запрос точно и вовремя. Стиль Альфонса Мухи возник не тотчас, он вырабатывался в течение многих лет, стал образцом для подражания у многих дизайнеров и графиков.

Театральные афиши и программки, рекламы велосипедов, туристических маршрутов, буклеты меню для  ресторанов  и оформление обложек популярных журналов – всё это стало предметом творчества художника и всё пользовалось огромным успехом: заказов было столько, что он не успевал их выполнять.

Его изящные и элегантные красавицы стали украшением повседневной жизни, внося в нее мечту о красоте и романтике, о любви и женской обворожительности. Благодаря Альфонсу Мухе утилитарное искусство встало в один ряд с высокой живописью, перестав быть второразрядным.

Сам Альфонс Муха никогда не считал прикладное искусство своим призванием, он тяготился тем, что вынужден был заниматься "низким" искусством. О первом заказе на афишу ходит легенда, что он получил его от самой Сары Бернар, которую за серьезные драматические роли называли "Божественной Сарой", в честь которой назван кратер Бернар на Венере. У нее должна была состояться премьера, а накануне Рождества 1895 года афиша, которую принесли на согласование, ей категорически не понравилась. Вот тогда-то актриса и вспомнила о знакомом художнике Альфонсе Мухе, к которому обратилась с просьбой выручить ее - срочно сделать афишу, срочно, за одну ночь. На другой день он уже показывал ей свою афишу. Сара Бернар от увиденного пришла в восторг и в тот же день афиша предстала перед глазами изумлённой публики. Это был полный триумф неизвестного художника.

В шедеврах Альфонса Мухи поразительна не только привлекательность красавиц, но и то, откуда  возникло искусство этого художника, какими соками оно питалось, куда уходят корни творчества художника. Родом оно из Византии, из искусства средневековья, из католического христианства. Достаточно посмотреть на "Византийские головки" Альфонса Мухи, чтобы понять это: замечательные восточные орнаменты, круг над головой, похожий на  нимб, позы фигур, напоминающие изображения святых, кресты, мозаичные узоры и сложная символика, которой пропитано всё его искусство.

В центре всех реклам и афиш художника образ прекрасной обворожительной женщины. Она парит в вечности и потому здесь всё прекрасно, всё наполнено небесным Светом, гармонией, покоем. В афишах художника рекламируемый товар лишь слегка  обозначен, часто его можно найти лишь с трудом.

Он затмевается роскошной женщиной, мечтательной, воздушной, с преувеличенно длинными волосами-"макаронами", естественно развивающимися на ветру и окутывающими всю ее фигуру, превращаясь в роскошную рамку. Такая же воздушная облегающая фигуру одежда красавицы, едва прикрывающая ее тело, драпируясь элегантными складками.

Стилизуя героинь под образы восточных женщин, художник наполняет свои картины цветами, листьями, изумительными по красоте арабесками, а завершают образ различные аксессуары: экзотические головные уборы, ювелирные украшения, золото и драгоценные камни. Изысканный колорит, точные линии, красота и теплота женского тела делают образы женщин художника эротичными и завораживающими. И даже в новых столетиях искусство Ар нуво Альфонса Мухи не потеряло свежести и по-прежнему привлекает зрителя своим изяществом.

Тина Гай,
кандидат философских наук, социолог, преподаватель, теолог

Просмотров: 440