В свои 107 лет Мэрилин Шапиро Ашер дважды была замужем, родила двоих детей, пережила эпидемию испанки и коронавирус. Она выжила после аборта, который не удалось завершить ее матери. Большую часть жизни она занималась скульптурой, но в 88 лет поступила на курс цифровой фотографии и продолжает творить.
Миссис Ашер исполнилось 107 лет в прошлом году. Эта невероятная женщина — художник, писатель, фотограф, скульптор, терапевт, мать, жена — победила пандемию испанки 1918 года. В то время ей было шесть лет.
Мэрилин мало что помнила о своей болезни в те годы. О том, что она пережила знаменитую испанку, ей рассказала ее кузина Линда Ханселл, которая помогла написать автобиографию Ашер «Танцы длиной в 102 года».
— Когда ей стало лучше, — сказала Ханселл, — она спустилась вниз и увидела, как ее отец завтракает.
На этот раз, в новую пандемию, Мэрилин чувствовала себя плохо в течение нескольких недель, вспоминала Линда. Она почувствовала усталость в марте, а в апреле ей стало хуже. Вирус начал проникать в регион, и пожилые люди оказались в зоне риска. Врачи надели маски, всех закрыли в кабинете, вызвали скорую. Когда Мэрилин перестала есть, медсестра в доме престарелых настояла, чтобы она пошла в больницу. Там врачи подтвердили страшные новости — у Мэрилин Ашер был положительный тест на коронавирус.
Ее не стали помещать на аппарат искусственной вентиляции легких. Врачи позвонили ее дочери Джоан Шапиро. По мнению медиков, та должна была срочно приехать в больницу к матери. Они считали, что пожилой женщине осталось жить не более 12 часов.
— Но они не знают мою маму, не так ли? — говорит Джоан Шапиро.
Мэрилин ушла домой из больницы через пять дней. Она поправляется, уже начала читать газеты и комментировать новости. Но полное выздоровление — это долгий, медленный процесс, сказала Ханселл.
Искусство, работа, страсть и любопытство — вот что ведет ее к 108 дню рождения.
У Мэрилин нет планов. Даже ее рождения не планировали. Ее мать пыталась сделать аборт в 1912 году, потому что "у настоящей викторианской женщины не могло быть детей после 40 лет", — написала художница в своей автобиографии.
Мэрилин жила для своей семьи, которую она описывает как смысл своей жизни. Но она сказала, что ее долголетие сводится к тому, чтобы быть самодостаточной и упражняться. Несколько десятилетий она занималась тай-чи и йогой. И всегда работала, даже когда ее дети были маленькими, а другие мамы сидели со своими дома: "Я должна была стать эгоистичной, чтобы продолжать заниматься искусством", — сказала она.
Ее первая выставка в Чикаго состоялась в 1938 году, и ее работы продавались в галереях Вашингтона в течение десятилетий. Она работала в Американском университете, несколько лет была арт-терапевтом в Национальном институте психического здоровья.
Но то, что она делала, не было "эгоистичным". Она делилась своим талантом и мастерством на протяжении всей своей жизни. Мэрилин просто никогда не позволяла своему артистическому "я" быть подавленным всем остальным, чего ждут от женщин. И ее способность адаптироваться и развиваться как-то связана с ее ярким долголетием.
В конце 80-х, когда стало трудно работать с большими тяжелыми бронзовыми скульптурами, Мэрилин не ушла на пенсию. Она нашла новое, более интересное занятие. В 88 лет она поступила в школу искусств и дизайна по классу цифровой фотографии. И училась с людьми на 70 лет моложе.
Она делала фотографии, экспериментируя с цветом.
— Я всегда боялась цвета, — сказала она. — Так что я сейчас над этим работаю.
Пять лет спустя ее цифровые снимки и рисунки стали яркими, красочными, великолепными работами.
Мэрилин — это сила, которая постоянно растет, всегда движется вперед. Мы увидим то, чем она еще планирует поделиться с миром.
Источник: The Washington Post
pravmir.ru
Мэрили Шапиро Эшер, Marilee Shapiro Asher, урожденная Харрис, Harris. Родилась в семье предпринимателей. В возрасте шести лет переболела гриппом-"испанкой".
Сформировалась как художник и ценитель искусства под влиянием старшей сестры, художницы Элинор Харрис, 1899—1994, в дальнейшем вице-президента Центра искусств Уокера в Миннеаполисе. Их мать, Бонни Харрис, 1870—1962, по примеру двух дочерей в глубокой старости также начала рисовать и завоевала профессиональное признание как художник-примитивист.
Начала художественное образование как скульптор в арт-школе. В 1936г. впервые приняла участие в групповой выставке. В 1943г. вместе с трехмесячным сыном присоединилась к своему первому мужу Бернарду Шапиро, юристу, чуть ранее обосновавшемуся в Вашингтоне, и продолжила свое образование в Американском университете. Там в 1947 г. состоялась ее первая персональная выставка.
В дальнейшем выставлялась в Художественном музее Смартв Чикаго, в Вассар-колледже, в различных вашингтонских галереях. В начале XXI века окончила курсы цифровой фотографии в рамках художественной школы при Галерее искусства Коркоран, после чего продолжила работать как фотохудожник. "Поначалу Фотошоп приводил меня в отчаяние, но когда я научилась превращать мои старые рисунки и отпечатки в новые образы, это дало мне и новый взгляд на искусство акварели",— отмечала она.
Книгу о Мэрили Шапиро Эшер, ее сестре и матери под названием "Семья художников", A family of artists: Bonnie Harris, Eleanor Harris, Marilee Harris Shapiro, опубликовал в 1999 г. ее второй муж Роберт Эшер.
В 2015 г. сама Шапиро опубликовала автобиографию "Танцуя среди чуда", Dancing in the Wonder, название которой, по ее словам, отсылает к песне Фрэнка Синатры "Танцуя в темноте".
В 2020г. Мэрили Шапиро Эшер привлекла к себе широкое внимание медиа после того, как на 108-м году жизни заразилась COVID-19 и сумела справиться с болезнью, став тем самым одним из немногих людей на планете, выздоровевших в ходе обеих крупнейших пандемий последних двух веков.
"Между творческой энергией и жизненной силой определенно есть какая-то мистическая связь",— заявил в связи с этим Борис Акунин.
Источник: ru.wikipedia.org
Новые образы в 100+
Просмотров: 865