Пн, 04 July

Обновлено:07:00:04 PM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Имя Первая поэтесса XXIII в. до н.э.

Энхедуанна, 2285 – 2250 до нашей эры

"Настоящая Женщина наделена великой мудростью,
Она пользуется таблицами из лапис лазури,
Она - советник в любых мирских делах,
Она измеряет Космос,
И выверяет небесные меры канатами на земле..."
2260 г. до н.э.

"Аккадская принцесса, верховная жрица и автор первого в истории человеческой цивилизации стихотворения - Энхедуанна.

Ее имя переводится как: "Эн" - высшая жрица, "Хеду" - украшение, "Анна" - небеса.


Считается, что древнейшее поэтическое произведение было написано в 23 веке до нашей эры. И именно аккадская принцесса является самым ранним известным автором литературных произведений в мире. Эти стихотворения были написаны на клинописях примерно 4300 лет назад. Энхедуанна - поэтесса шумерских гимнов, художественных текстов, в которых впервые была использована форма повествования от первого лица. Она, по сути, была первым не анонимным поэтом в мировой литературе и писала, представляясь своему потенциальному читателю: "Я, Энхедуанна...". Литературные исследователи считают, что это стало возможным только потому, что она была жрицей и, прежде всего, принцессой. До ее появления шумерские письмена, преимущественно инвентарного характера, не подписывались, а были анонимными.

Из древней истории:
"… Энхедуанна родилась дочерью великого царя Саргона Аккадского, правителя объединившего северную и южную Месопотамию. Он основал первую царскую династию, 2371–2316 гг. до н. э., и создал первую в мировой истории империю. В его многоликой державе именно Энхедуанна воплощала и персонифицировала высшую духовную власть. Храмы тех времен были не только религиозными, но и учебными центрами: жрецы и жрицы являлись хранителями мудрости и наставниками наук и искусств в Месопотамии. Но их наиважнейшей задачей считалось наблюдение за звездами и планетами…"

Энхедуанна была не просто любящей дочерью, а еще и верным помощником своего отца. Путешествуя по городам империи, она помогала царю Саргону Аккадскому укреплять политическую власть и объединять шумерские города-государства.

По меньшей мере, 53 сохранившихся гимна приписываются ее авторству, в том числе 3 гимна посвященных богине Луны - Инанне. Именно эти гимны являются одними из старейших примеров поэзии в истории человечества.

Совет...
Печаль, горечь...
Увы...
Моя госпожа...
милосердие... сострадание...
Я твоя!
Это всегда будет так!
Пусть твое сердце смягчится ко мне!
Пусть твое понимание... сострадание...
Пусть... перед тобой, пусть это будет мое приношение.
Твоя божественность блистает на земле!
Мое тело познало твое великое наказание.
Стенание, горечь, бессонница, страдание, разлука...
Милосердие, сострадание, забота,
Снисхождение и почтение – от тебя,
А также наводнения, разверзшаяся твердь
И превращение тьмы в свет.

Энхедуанна - "настоящая женщина, она наделена великой мудростью, она пользуется таблицами из лапис лазури, она - советник в любых мирских делах, она измеряет Космос, и выверяет небесные меры канатами на земле."

Энхедуанна - Первая поэтесса в истории
Титул - "Жрица обилия небес"
(Около 2285-2250 до н.э город Ур, Шумер)
Гражданство: Ирак
Категория: Деятели искусства
Род деятельности: Поэты, Писатели
Уникальное отличие: Первый в мире писатель и поэт, которого история знает по имени, первый автор в истории, первая женщина поэтесса, которая писала от первого лица.  Титул - "Жрица обилия небес"
Пол: Женский

Цитаты:
1. Энхедуанна будет произносить молитву к тебе. К тебе, святая Инанна,
Я дам свободный выход слезам как сладкий напиток! Я скажу ей "Твое решение!"
2. Совет…Печаль, горечь…Увы…Моя госпожа…милосердие… сострадание… Я твоя!
3. Мое тело познало твое великое наказание. Стенание, горечь, бессонница, страдание, разлука…Милосердие, сострадание, забота, Снисхождение и почтение – от тебя, А также наводнения, разверзшаяся твердь И превращение тьмы в свет.

Профессиональная, социальная позиция: Энхедуанна - аккадская принцесса, а также верховная жрица храма Нанны, поэтесса, писательница гимнов.

Основной вклад (чем известна): Энхедуанна является одним из самых ранних авторов в мировой истории, известных по имени. Ее влияние способствовало слиянию аккадской богини Иштар и шумерской Инанны.

Вклады: Энхедуанна  аккадская принцесса, а также верховная  жрица храма Нанны, аккадского бога Луны, в крупнейшем городе и в центре империи своего отца, в городе Уре. Она была мистической и героической фигурой.

Она является самым ранним известным автором в мире, чьи произведения были написаны  на клинописях примерно 4300 лет назад. Энхедуанна известна как автор ряда шумерских гимнов. Художественных текстов, в которых впервые была использована форма повествования от первого лица.

Гимны Инанне или гимны Эн-хеду-аны  Инанне являются одними из старейших примеров литературы в истории человечества. Энхедуанна написала три гимна Инанне, которые дошли до нашего времени и которые иллюстрируют три совершенно разные темы древней религиозной веры.

В одном из них Инанна предстает как свирепая богиня - воин, которая  побеждает множество врагов, хотя другие боги отказывают ей в помощи.
Во-втором, длиной в 30 строф, отмечается роль Инанны в управлении цивилизацией и ее контроль за домом и детьми.
В-третьем, Энхедуанна основываясь на своих личных отношениях с богиней, просит ее  помощи в восстановлении ее позиции в качестве жрицы храма  в борьбе с  мужчинами узурпаторами.

В каждой из своих работ онапродвигалась в своем творчестве, переходя от повествования от третьего лица к первому. Она была первым не анонимным автором  в мировой литературе и писала от первого лица: "Я, Энхедуанна…"

Ее гимны отражают  концепцию личных отношений с божеством: "Я твоя! И всегда будет так!" В своих гимнах написанных в честь Инанны она прославляла свои личные, особые  отношения с Инанной, тем самым демонстрируя  наиболее ранний, из сохранившихся, словесный отчет об переживании индивидом своей внутренней жизни.

Основные труды: По меньшей мере 53 сохранивщихся  гимнов приписываются Enheduanna, а также  42 гимна, которые даровали победу ее отцу.

Творчество и личная жизнь:
Происхождение: Она была дочерью великого царя Саргона Аккадского, первого правителя объединившего северную и южную Месопотамию. Саргон был предположительно сыном жрицы. Ее мать царица Tashlultum была шумеркой из южной части Месопотамии и также, возможно, жрицей.
Образование: Она получила образование как аккадская принцесса и жрица.

Основные этапы творчества:
Саргон основал в Месопотамии первую царскую династию, 2371–2316 гг. до н. э., и создал первую в мировой истории империю.
Энхедуанна стала жрицей бога Нанны, шум.-Nanna (r) или Син, акк.ši, еще при жизни Саргона.

Как принцесса и жрица, она путешествовала по  другим городам империи. Энхедуанна помогала своему отцу укрепить его политическую власть и объединить шумерские города-государства. Она старалась перевести поклонение многочисленным местным городским  богам и богиням  в поклонение единой шумерской богини Инанне.

Ближе к концу своей жизни, Энхедуанна в "Нин-ме-сар-ра", в своем самом знаменитом гимне, призвала Инанну оказать ей помощь, так как она была временно смещена со  своей должности восставшим шумерским королем Лугал – Ане.

Она смогла вдохновить народ на борьбу против восставшего короля и одержать над ним 9 побед в 9 битвах. Это позволило ее племяннику, Нарам Сину, который был тогда царем, за несколько лет успешно объединить Шумер и Аккады. После этого исторического переворота, Энхедуанна была восстановлена на своем посту жрицы богини Нанны в Уре.

Основные этапы личной жизни:
Она много путешествовала, писала новые гимны, восхваляющие достоинства многих храмов. Она смогла выжить, будучи низложенной и сосланой, а затем вернулся к своим обязанностям верховной жрицы священного храма в Уре.

Изюминка:
Ее называли "Шекспиром шумерской литературы". Работы Энхедуанны были переведены шумерским ученым Самюэлем Крамером и поэтессой Дианой Фолькштейн. В 2015 году ее именем был назван кратер на Меркурии.
Источник: geniusrevive.com

Самый ранний писатель или автор, известный нам по имени, поскольку ее неозаглавленные религиозные сочинения (обычно называемые "Гимны к Инанне") являются одним из древнейших примеров авторской литературы в письменной истории. Эти гимны также считаются первым случаем использования рассказа от первого лица. Будучи жрицей, Эн-хеду-Ана почитала Инанну, дочь Нанны, выше других богов шумерского пантеона.

В 1926 году английский археолог сэр Леонард Вулли раскопал полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния (хранится в музее Пенсильванского университета). На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: "…супруга Нанны (бога Луны - прим. авт.)… дочь Саргона". Эта надпись обозначает ее как дочь Саргона Аккадского. Такое родство можно трактовать в переносном и религиозном смысле. Если же оно буквально (Эн-хеду-Ана - дочь Саргона и царицы Ташлутум), то эта связь характеризует успешную политику Саргона в назначении членов своей семьи на важные посты. Традиция назначать царскую дочь на пост Эн ("жрицы") Нанны будет длиться очень долго (существует список в 500 лет).

Эн-хеду-Ана продолжала свою деятельность во время правления своего предполагаемого брата Римуша. Однако, приближаясь к концу своей жизни, она была изгнана из Ура и временно смещена со своего поста Лугаль-Ане, мятежным шумерским царем, который показывал свое неприятие ее назначением "сверху". Эн-хеду-Ана воззвала к богине Инанне о помощи в Nin-me-sara, самом известном своем гимне. Шумеры верили[2], что эта молитва подействовала так успешно, что Инанна послала 9 побед аккадцам в битвах с шумерами. Это позволило ее племяннику Нарам-Суэну снова объединить обе страны под своей властью на несколько лет. После этой победы Энхедуанна была возвращена на свой пост в Уре.

Nin-me-sara считался священным текстом еще полтысячелетия после ее смерти. Во время вавилонского периода он использовался как учебный текст, который копировали ученики, желавшие быть писцами в шумерской школе, эдуббе. Для реконструкции и перевода этого гимна Аннетт Згол использовала более 100 глиняных табличек с его текстом. Значительное число копий указывает на его популярность - лишь немногие месопотамские тексты дошли в таком количестве экземпляров.

Произведения
1."nin - me- sarra" - "Царица неисчислимых божественных энергий", другое название - "Возвеличение Иштар"
2."in-nin sa-gur-ra" - "Отважная Госпожа"
3."in-nin me-hus-a" - "Инанна и Эбих"
4."e-u-nir" - сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада.

Сигна - сленговый термин, обозначающий фотографию человека вместе с именем или ником почитаемой им знаменитости, а также любой другой надписи, которая написана прямо на его теле, или на бумаге, также сигной является любой атрибут, относящийся к человеку, для которого сделана сигна. Сигны часть часто делаются на основе селфи (так как человек фотографирует сам себя).
Происходит от английского слова "signature" - "подпись".
Сигна применяется для верификации личности, в качестве автографа знаменитости или выражения любви к знаменитости со стороны фаната.

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием "Легенда о Саргоне" сообщает, что его родиной был Азупирану - "Шафрановый городок" или "Городок крокусов" - на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов - поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana),** про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.

Эн-хеду-Ана, Энхедуанна, - аккадская царевна и верховная жрица лунного бога Нанны в Уре. Автор гимнов. Считается самым ранним писателем, известным нам по имени.

Родилась: 2285 г. до Рождества Христова, Месопотамия, Ирак
Умерла: 2250 г. до Рождества Христова
Книги: Inanna, Lady of Largest Heart
Родители: Саргон Древний, Ташлултум
Братья и сестры: Римуш, Маништушу, Шу-Энлиль
Бабушки или дедушки: Ла'ибум, Энитум

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре. В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество.

Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. "Жрица обилия небес"), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.
Источник: stihi.ru

Первым широко известным в мире автором считается Энхедуанна, женщина, которая жила в XXII веке до нашей эры в Древней Месопотамии (примерно с 2285 по 2250 год до нашей эры). Энхедуанна - интересный персонаж, который называли древней "тройной угрозой". Она была принцессой и жрицей, а также писателем и поэтом.

Древний период
Третье тысячелетие до нашей эры было периодом потрясений в Месопотамии. Завоевание Саргона Великого привело к созданию первой в мире великой империи. Город Аккад стал одним из крупнейших в мире, а северная и южная Месопотамия впервые в истории были объединены. В этом необычном историческом окружении мы находим очаровательный персонаж Энхедуанны, дочери Саргона

Писательница
Энхедуанна написала несколько литературных произведений, в том числе два гимна месопотамской богине любви Инанне (в аккадской мифологии Иштар). Она написала миф об Инанне и Эбихе и сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада. Зачастую писателями в древнем мире становились мужчины, но работы Энхедуанны составляют важную часть богатого литературного наследия Месопотамии.

Энхедуанна смогла стать именитой писательницей не только потому, что ее работы были действительно интересны, а и благодаря анонимности других авторов. Естественно, Энхедуанна не была первой в мире писательницей, до нее было найдено огромное количество работ, которые не подписаны ни одним известным автором.

Тем не менее в наши дни история первой писательницы почти полностью неизвестна, а ее достижения в значительной степени оставляют без внимания. Исключением является работа аналитика Бетти Де Шонг Меадор. Письменные работы Энхедуанны носят глубоко личный характер, содержат многочисленные биографические особенности.

Цикл храмовых гимнов заканчивается утверждением об оригинальности произведения и его авторстве: "Создатель табличек - Эн-хеду-Ана. Мой господин, здесь создано то, чего ранее никто не создавал". Такие надписи ученые называют своеобразным авторским знаком. Четко утверждая право собственности на творческую составляющую своей работы, Энхедуанна также комментирует трудности творческого процесса: по-видимому, писательское искусство было не простым делом даже в Древней Месопотамии.

Тяжелый труд
В своих гимнах Энхедуанна описывает, как тратит долгие часы на то, чтобы трудиться по ночам над своими композициями, а затем продолжает заниматься творчеством и днем. Почти все ее работы посвящены богине любви.

Поэзия Энхедуанны наполнена размышлениями о божествах и восхвалениями ее божественной музы, а также подчеркивает художественное мастерство, необходимое для написания произведений.

Ее письменное восхваление небесных божеств было признано современной астрономией. Ее описания звездных измерений и движений Вселенной были оформлены как, возможно, ранние научные наблюдения. В 2015 году кратер на Меркурии был назван в ее честь.

Сохранение работ
Работы Энхедуанны были написаны в клинописи, древней форме письма с использованием глиняных табличек, но сохранились только в виде гораздо более поздних копий примерно с 1800 г. до н.э., начиная с древневавилонского периода и позже.
Отсутствие более ранних источников вызывает сомнения у некоторых по поводу того, что Энхедуанна - автор мифов и гимнов, а также ставит под сомнение ее статус религиозного деятеля высокого ранга. Тем не менее историческая запись четко идентифицирует Энхедуанну как творца древних литературных произведений, и это, несомненно, важный аспект, который помогает охарактеризовать окружающие ее традиции.

Изображение писательницы
Помимо поэзии, археологами были обнаружены и другие сведения о жизни Энхедуанны. К ним относятся цилиндрические печати, принадлежащие ее слугам, и алебастровый барельеф, на котором отображен ритуал ее посвящения. Диск Энхедуанны был найден британским археологом сэром Чарльзом Леонардом Вулли и его командой землекопов в 1927 году. Диск был выброшен и, по-видимому, испорчен еще в древности, но фрагменты были найдены в ходе раскопок, и изображение с писательницей было успешно восстановлено. Сцена отображает жрицу на работе: вместе с тремя мужчинами-слугами она наблюдает за обрядом ритуального возлияния.

Энхедуанна находится в центре изображения, ее взгляд сосредоточен на религиозном жертвоприношении, а рука поднята в знак благочестия. Изображение на диске подчеркивает религиозный и социальный статус жрицы, которая носит особый головной убор и одежду с воланами.

Искусство имитирует жизнь
Поэзия Энхедуанны содержит то, что считается автобиографическим элементом, например описания ее борьбы с узурпатором Лугаланном. В своей композиции "Возвеличение Иштар" Энхедуанна рассказывает о попытках Лугаланна заставить ее отказаться от своей роли в храме. По поводу этой истории есть много предположений. Специалисты нашли сведения о том, что мятежный шумерский царь изгнал Энхедуанну из Ура. После этого жрица воззвала к помощи богини Инанны, посвятив ей свой самый известный гимн. Шумеры считали, что молитва была настолько сильна, что богиня помогла своим подданным одержать победу в девяти битвах. Благодаря этому брат Энхедуанны объединил земли на следующие несколько лет, а писательница вернулась в храм.

Мифы писательницы
Испытание авторитета Энхедуанны и восхваление ее божественного помощника нашли отражение в других ее работах, таких как миф "Инанна и Эбих" (в других источниках "Инанна и покорение горы Эбих").

В этом повествовании богиня Инанна вступает в конфликт с надменной горой Эбих. Гора оскорбляет божество, стоя высоко и отказываясь низко кланяться ей. Инанна ищет помощи у своего отца. Он (понятно) советует ей не вступать в войну с грозным горным массивом.
Инанна в типично смелой форме игнорирует это наставление и уничтожает гору. Миф содержит интригующие параллели с конфликтом, описанным в поэзии Энхедуанны.

Образ писательницы
В образе Энхедуанны мы видим мощную фигуру с великим потенциалом и творчеством, чья страстная хвала богине любви продолжает звучать во времени, спустя 4000 лет после того, как впервые была вырезана на глиняной табличке
Источник: hochyvseznat.ru

История стихотворения: самый древний поэт
Перечитывая стихотворения классиков и современных писателей трудно предположить, что и в этом жанре была своя точка отсчета. Итак, кто же является первым автором стихотворной рифмы, чьи стихи являются прародителями слогов современных поэтов?
Это сегодня каждый может сочинить и опубликовать стихи, пользуясь опытом поколений и уже прочитанными произведениями. А на кого было равняться первому автору, слагающему рифмы? Такой выдающейся в истории человечества личностью выступила шумерская жрица Энхедуанна родом из города Ура, которая написала первое произведение, повествующее в стихотворной форме о жизни древней мифологической богини Инанны.

Несмотря на то, что древний труд был обнаружен еще в 1920-х годах, никто из литературоведов не брался за перевод произведения, пока на это не вдохновилась Бетти Медор - психоаналитик из Калифорнии, которая 20 лет своей жизни положила на алтарь интерпретации текстов древней рукописи. Трудно себе представить, но сподвигло на этот подвиг женщину не что иное, как собственный сон, который оповестил о возложенной на нее исторической миссии.

Галерея великих женщин прошлого начинается с Энхедуанны, первой поэтессы в мире, работы которой дошли до нас в форме клинописи, жившей в 2285 – 2250 гг до нашей эры.

Две ее поэмы представляют собой гимны богине Инанне. Третья работа, храмовые гимны, посвящены святилищам и обитавшим в них богам и богиням. Во всех трех работах поэтесса выходит за рамки принятого тогда официального стиля. Она говорит от своего имени. С тех пор прошло 4 258 лет. Трудно поверить, что кто-то смог заставить потомков услышать себя через такую толщу времени. И все-таки об Энхедуанне известно довольно много.

Известно, что она была дочерью Саргона Аккадского, первого правителя объединенных северной и южной Месопотамий. Саргон так пишет о себе: "моя жрица-мать скрыла меня, родив меня тайно. Она спрятала меня в корзину из тростника, сдалав в ней дверь. Она пустила корзину по реке, которая не поглотила меня, а принесла к Акки, фермеру, который вырастил меня, как сына... Когда я работал в саду, богиня Иштар возлюбила меня, и на сорок пять лет королевский чин стал моим". История Моисея, собственно говоря, но написанная задолго до Старого Завета.
Матерью Энхедуанны была также жрицей из южной Месопотамии.
Высшей жрицей лунной богини Нанны была и сама Энхедуанна.

Откуда столько сведений? Из археологических раскопок в Уре, в 1927 году. Это сама по себе интересная история, но это – другая история. Благодаря найденному при раскопках алебастровому диску, известно, как Энхедуанна выглядела. Она также была первой в ряду длиной в 500 лет принцессой и высшей жрицей. Похоже, именно она создала прецендент, по которому имена высших жриц упоминались в клинописях наравне с имена царей и правителей.

Самой известной работой поэтессы является Восхваление Иннанны, переведенное полностью в 1968.
Гимн начинается 65 линиями эпитетов и описаний, тщательно подобранными для характеристики богини. Энхедуанна особенно подчеркивает равенство богини верховному богу шумерского пантеона, Ану.
Далее она описывает богиню в роли богини битв, сравнивая ее с огромной штормовой птицей, налетающей сверху на младших богов, которых поэтесса сравнивает со стаей летучих мышей. И, наконец, Энхедуанна выступает вперед сама, описывая свои славные деяния, подчеркивая свою значительность, и рассказывает о своем нынешнем положении.

В результате бунта правителя Ура против Саргона, отца Энхедуанны, она была сослана прочь из храма Эанны, одного из величайших храмов античного мира, который был мятежником разрушен.

Энхедуанна, впрочем, не имеет сомнений в том, какая судьба ее ждет. В конце поэмы она пишет о себе, как о стоящей в небесных воротах между небом и землей, одновременно и женщина, и богиня:
Они достигли света дня, а для меня
Свет померк.
Тени достигли света дня,

Совет
Скорбь и печаль...
Моя Леди,...милосердие....сострадание....
Я твоя! Так будет всегда! Смири свое сердце для меня,
Я прочувствовала твое великое наказание.
Моя Леди, Твое величие известно,
Да вернется твое сердце на место ради меня!
Твои великие деяния несравненны,
Твое величие всегда славно,

Что же на самом деле произошло почти 4300 лет назад в древнем Уре, хотелось бы знать.
Источник: © diary user mirrinminttu

1926 году английский археолог сэр Леонард Вулли (Leonard Woolley) раскопал полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния.
На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: "...супруга Нанны (бога Луны – прим. авт.)… дочь Саргона".
Так, спустя 4300 лет забвения мир узнал имя Энхедуанны, женщины, считающейся первым известным в мировой литературе автором.

Хотя само имя En – hedu – Ana представляет собой титул и переводится как "Верховная жрица Украшения Небес", то есть верховная жрица шумерского бога Луны Нанны, к которому и относился эпитет "Украшение Небес". Имя, данное ей при рождении - неизвестно.

Энхедуанна жила между 2300 и 2225 годами до нашей эры. И большую часть своей жизни она провела в городе Уре, который был религиозным центром культа бога луны Нанны.
Она была не просто верховной жрицей - энту, но оказалась талантливой поэтессой, писавшей на классическом шумерском языке, который вряд ли был изначально ее родным языком. Ведь она была дочерью аккадского (семитского) царя Саргона Великого (Шарукина), объединившего всю Месопотамию.

Некоторые ученые называют Энхедуанну Шекспиром шумерской литературы. Ее творчество настолько богато, что они сомневаются в авторстве некоторых ее произведений, возможно, они были написаны другими людьми, а спустя века, были приписаны Энхедуанне.

Среди ее поэм и гимнов, дошедших до наших дней и переведенных на современные языки:

1) “nin – me- sarra” –" Царица неисчислимых божественных
энергий", другое название - "Возвеличение Иштар"
2) "in-nin sa-gur-ra" – " Отважная Госпожа"
3) "in-nin me-hus-a" – " Инанна и Эбих"
4) "e-u-nir"-сборник из 42 гимнов,посвященных храмам городов Шумера и Аккада.
 
В конце своих поэм дочь Саргона возносила хвалу Нисабе, помогавшей ей перенести сочинения на глину. Она писала: " .. и восхвалена будь Нисабa, богиня письма".

И был еще у Энхедуанны свой "копирайт".
Он звучал так:
"Составитель таблиц – Эн-хеду-анна.
Мой господин, то, что здесь рождено, никто (иной) раньше не сотворил".
Источник: @ Роланд Биджамов

Часто упоминается учеными как самая ранняя писательница или автор, известная нам по имени, поскольку ее неозаглавленные религиозные сочинения (обычно называемые "Гимны к Инанне") являются одним из древнейших примеров авторской литературы в письменной истории. Эти гимны также считаются первым случаем использования рассказа от первого лица. Будучи жрицей, Эн-хеду-Ана почитала Инанну, дочь Нанны, выше других богов шумерского пантеона.
В 1926 году английский археолог сэр Леонард Вулли раскопал полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния (хранится в музее Пенсильванского университета). На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: "…супруга Нанны, бога Луны, дочь Саргона". Эта надпись обозначает ее как дочь Саргона Аккадского. Такое родство можно трактовать в переносном и религиозном смысле. Если же оно буквально (Эн-хеду-Ана - дочь Саргона и царицы Ташлутум), то эта связь характеризует успешную политику Саргона в назначении членов своей семьи на важные посты. Традиция назначать царскую дочь на пост Эн ("жрицы") Нанны будет длиться очень долго - существует список в 500 лет.

Nin-me-sara считался священным текстом еще полтысячелетия после ее смерти. Во время вавилонского периода он использовался как учебный текст, который копировали ученики, желавшие быть писцами в шумерской школе, эдуббе. Для реконструкции и перевода этого гимна Аннетт Згол использовала более 100 глиняных табличек с его текстом. Значительное число копий указывает на его популярность - лишь немногие месопотамские тексты дошли в таком количестве экземпляров.

Произведения
1. "nin - me- sarra" - "Царица неисчислимых божественных энергий", другое название - "Возвеличение Иштар"
2. "in-nin sa-gur-ra" - "Отважная Госпожа"
3. "in-nin me-hus-a" - "Инанна и Эбих"
4. "e-u-nir" - сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада.
 
Память
Фигурирует в "Этаже наследия" - списке из 998 имен мифических и исторических выдающихся женщин в западной цивилизации.
Эн-хеду-Ана изображена в анимационном ролике в 11 серии "Бессмертие" документального сериала "Космос: Пространство и время" (2014) как одна из первых, кто обессмертил свое имя, подписав им свои произведения.
Источник: wikipedia.org

Просмотров: 89