Перепись Квириния
В Евангелии от Луки 2:1-7 сказано: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".
Этот отрывок стал мишенью для нападок скептиков по нескольким причинам, среди которых и сомнения относительно времени переписи и необходимости путешествия в Вифлеем. Однако, проверенное правило гласит: "скептики Библии всегда ошибаются". Поэтому давайте последуем библейской заповеди:
"Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением", из 1Петра 3:15;
"и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу", 2Коринфянам 10:5.
Эти места Писания опровергают аргументы оппонентов.
Перепись в правление Квириния?
Скептики отмечают, что и время в евангелии от Луки указано неверно. Они утверждают, что Квириний, по свидетельству Иосифа Флавия, стал правителем не ранее чем в 7-м году н.э. Однако, в соответствии с Евангелием от Матфея, Христос родился до Ирода Великого, который умер в 4-м году до н.э. Предположительно, Лука был введен в заблуждение великой и широко известной переписью времен Квириния. Однако это обвинение совершенно абсурдно: даже с первого взгляда ясно, что вряд ли Лука что-то перепутал, поскольку в книге Деяний 5:37 мы видим, что он прекрасно знал об этой переписи: "После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа". Здесь Луке даже не пришлось объяснять, о какой переписи идет речь. Он использовал то же слово на греческом языке àπoγραφη - apographē, что и во второй главе Евангелия от Луки.
Есть два основных момента, подтверждающих, что Лука знал о переписи времен правления Квириния:
1. Это была не главная перепись времен Квириния, а первая перепись, что подразумевает существование по меньшей мере еще одной, великой переписи, которая упоминается в книге Деяний. А это подразумевает, что Квириний правил в Сирии дважды - первый раз около 7 года до н.э, и во второй раз – около 7 года н.э.
Квириний правил в Сирии два раза. Эти данные частично основываются на Тибуртинском прорицании на латыни, найденном в 1746 году, где говорится о правителе, который дважды правил в Сирии. И Рэмси утверждает, что Квириний подходит под описание этого правителя.
Публий Сульпиций Квириний, 51 до н.э – 21 н.э., прославился как самый способный командир, защищавший племена в Галатии и Киликии. Это территория, на которой находятся горные массивы современной Турции. За это он был удостоен триумфа. "Триумфом" называлась общественная процессия в честь великой победы. После его смерти были проведены публичные похороны.
Такая ситуация сильно контрастирует с историей официального правителя Сирии, Публия Квинтиния Вара, 46 до н.э. – 9 н.э. Вар прославился как жестокий правитель, обложивший жителей непомерными налогами и распявший более 2000 повстанцев из иудеев. Еще больше он обрел дурную славу из-за того, что в 9 году до н.э. он повел три римских легиона через Тевтобургский лес, где они были полностью разгромлены в бою. Это событие в истории известно как clades Variana или поражение Вара.
Октавиан Август, 63 до н.э.– 14 н.э) слыл хорошим знатоком людей. Он понимал, что Вар – не лучший человек, которому можно доверить руководство переписью. Поэтому, согласно данному сценарию, Август назначил Квириния для выполнения данной миссии.
Киликия – место его триумфа – в те времена была частью провинции Сирии. На греческом эта фраза выглядит так: ήγεμονεύοντος τῆς Συρίας Κυρηνίου - hegemoneuontos tes Syrias Kyreniou. И здесь используется отглагольное существительное, что означает официальное звание, ниже по чину, чем правитель - "легат".
Исследователь Библии Глисон Арчер сделал по этому поводу следующие предположения.
1. Для обеспечения эффективности и быстроты процесса, весьма вероятно, что Октавиан Август назначил Квириния ответственным за проведение переписи в Сирии где-то между завершением правления Сатурнина и началом правления Вара в 7 году до н.э. Не вызывает сомнений тот факт, что благодаря эффективному руководству Квириния переписью в 7 году до н.э., Август впоследствии назначил его руководить переписью, которая провозилась в 7 году н.э".
2. Эта перепись не имела никакого отношения к Квиринию, а проводилась до переписи Квириния, известная просто, как "перепись". Исследователь Нового Завета, Н.Т. Райт отмечает, что слово πρῶτος, prōtos, не только имеет значение "первый", но при употреблении перед существительным в родительном падеже может иметь значение "до".
Хотя это мнение также имеет множество научных обоснований, однако не является повсеместно принятым. Существует предположение о том, что данный отрывок следовало перевести так: "Эта перепись была проведена до совершенной в правление Квириния Сириею". Или утверждается, что этот отрывок должен звучать так: "Эта перепись была до той переписи, что проводилась в правление Квириния Сириею".
Итак, перепись, которая проводилась примерно во времена рождения Христа проходила до того, как Квириний стал править Сирией, и Лука отлично об этом знал, как показано выше.
Источник: origins.org.ua