Процессы, происходившие в Западной Европе на рубеже раннего Нового времени. стали эпохой становления и развития новых форм социального поведения и. в частности, временем изменения традиционных моделей семьи, брака и сексуального поведения. Одной из ярких иллюстраций этого является женитьба бывшего монаха, доктора теологии Мартина Лютера на беглой монашке Катарине фон Бора.
Событие интересно для исследования но следующим причинам.
Во-первых, стереотипы сознания. связанные с браком и семьей сформировались и поддерживались религией, тем более важно рассмотреть размывание этих установок в религиозной среде.
Во-вторых, несмотря на то, что все биографы М. Лютера касались темы женитьбы в своих штудиях, вопрос о мотивах бракосочетания, отношениях с женой, семейной жизни в целом не рассматривали подробно.
В-третьих, гендерная идентичность - важная составная часть целостной идентичности Лютера.
Катарина фон Бора попала в сферу внимания М. Лютера после побега монашек из цистерианского монастыря, вдохновленных его призывами. Покровительство Лютера выразилось не только в организации побега, но и в оказании помощи беглянкам. Не все из них смогли выйти замуж или найти родственников.
Отношения Лютера и Катарины складывались очень сложно. Есть сведения, что Мартин писал ее бывшему жениху, помогал ей найти пару среди своих ближайших друзей, но тщетно. Вызывает интерес активное поведение «невесты» в этот период: она отвергает брак с малоприятными ей людьми, сама пытается устроить свою судьбу, проговорившись в беседе с Лрмсдорфо.м, что вышла бы замуж за него или за Лютера.
Малопонятным кажется поведение Лютера, призывающего жениться своих приятелей-монахов. но ничего не делающего для собственного брака. Мучительный выбор Мартина в пользу женитьбы напоминают события, связанные с уходом в монастырь.
Описание ухода в монастырь не сильно варьируется в биографиях Лютера и сводится к следующему. Уже приступив к занятиям в университете на юридическом факультете, Мартин обращается с просьбой о кратковременной отлучке. По дороге его застигла гроза. Лютера охватило состояние "чудовищного страха перед смертью! и он взмолился: !Помоги, святая Анна, я стану монахом!" В данных событиях обращают на себя внимание следующие детали: угнетенное состояние и само решение стать монахом. Известно, что это собыло присуще Мартину во время пребывания в Эрфурте.
Можно предположить, что Лютера постиг новый кризис идентичности. Возникло остро ощущаемое чувство неадекватности собственного образа долженствующему, вызванное столкновением молодого студента с юридическими дисциплинами. В каком-то смысле повторилась ситуация школьных лет. Только теперь фактором, вызывавшим тревогу, была не латынь, а специальное знание, которое давалось с трудом.
Возможно, что во время встречи с отцом Мартин жаловался на свою непригодность к учению в университете, но, скорее всего, получил от отца строгий наказ "усердствовать" и "не валять дурака".
Ощущение собственной неадекватности рационализировалось на языке эпохи как греховность. Отсюда и мольба к святой Анне, и последующее решение уйти в монастырь. Решение, которое со всей определенностью можно рассматривать не как "для", а как "бегство от". Все исследователи во главу угла ставят отношения отца и сына: внутренний конфликт был спровоцирован главным образом решением отца о скорой и выгодной женитьбе сына. Эта женитьба довершила бы усилия Ганса Людера сделать сына преуспевающим и состоятельным.
Мартину идея супружества представлялась настолько ужасной, что довела его до состояния откровенной паники. Отмечая, что источники не дают никакой информации о связях Мартина с девушками до его поступления в монастырь, исследователь акцентирует внимание на его намеках об угрызении совести в связи с аутоэро-тизмом, что повторится позже в более явном виде. Иными словами, страх перед женитьбой актуализировал то глубоко скрытое сопротивление отцу, которое представляло изнанку авторитарного стиля их взаимоотношений.
Отец долгое время противился выбору Мартина стать монахом. Обида на него, неудовлетворенные амбиции вызвали гнев Ганса Людера. Только смерть двух младших сыновей от чумы заставила пожертвовать чем-то святым, согласиться, чтобы старший вступил в орден и стал монахом. Лютер с горечью отмечал: "Но все-таки это было вынужденное согласие, согласие не от всего сердца. Не было доброго согласия". Глубоко запало ему в сердце замечание отца, что он нарушил четвертую заповедь.
Переживая, что не оправдал надежд своего отца, будущий реформатор все-таки выбирает свой путь религиозный. Уже в 1521 г. М. Лютер писал отцу: "Бог хотел, чтобы я познал премудрость высших школ и монастырскую святость на собственном сознательном опыте, т. е. путем многих прегрешений и безбожных дел". Иными словами, это была попытка обрести собственную идентичность.
В 1525 г. ситуация внешне изменилась - Лютер известный во всей империи реформатор Мартин Лютер, доктор теологии. К этому времени он написал целый ряд работ, в том числе против целибата и о браке, где утверждал, что брак и половая жизнь предусмотрены сотворением мира, и человек не должен этому сопротивляться, он должен вступать в брак. В то же время он отмечает, что те, кто способны к воздержанию, обретают особую милость Господню. Это смягчение христианских запретов рассматривается как культурно-историческое достижение Лютера, прошедшего через монашество и осмыслившего его. В то же время отмечая в этом свободу нравов, видят в этом преимущества для церкви: она избавилась от случайных людей, монашество избавилось от ненужного балласта.
Но оказалось, что на деле отказаться от старых установок было гораздо сложнее. Внутренне Лютер не изжил авторитарный тип характера с желанием повелевать, и оборотной стороной - подчиняться. Некоторые исследователи считают, что он откладывал брак, так как боялся навредить своей репутации Пророка. Германского Святого. Безбрачие демонстрировало его победу духа над телом, подчеркивало его избранность в глазах простого народа. Но Лютер учитывал и реакцию сильных мира сего: курфюрст Фридрих с презрением отказался иметь дело с женатыми священниками.
Два других обстоятельства. заставивших Лютера жениться: чувство долга, желание загладить вину перед отцом, ожидавшим внуков, и настроения, порожденные Крестьянской войной, которая заставила его, находившегося на грани жизни и смерти, сделать выбор в пользу жизни.
Если первая причина укладывается в рамки мышления раннесредневекового человека о нарушении четвертой заповеди, то вторая выглядит несколько модернизированной и противоречит источникам. В приглашении на свадьбу И. Рюэлю Лютер отмечает, что сейчас ему все угрожают смертью, и он хочет "перед своей кончиной вступить в учрежденное Богом брачное состояние". Лексика позднего средневековья не могла обойтись без религиозной окраски, реформатор называет свою женитьбу "шуткой с дьяволом", "сбрасывание последних папистских оков".
Возвращаясь к решению Лютера создать семью источники упоминают о его первоначалыюм выборе в пользу Аве фон Шенфельд, так как Катарина казалась ему слишком высокомерной. .Для Мартина, внука крестьянина, который воспитывался в патриархальной семье с ее жесткой иерархической структурой, такое поведение женщины, тем более будущей жены, было недопустимо. В то же время постоянные контакты с Катариной с целыо уладить ее дела, общение, не могли не сказаться на уровне их отношений. Узнав, что Кати не против выйти за него замуж, он принимает решение жениться. Позже Мартин напишет, что никогда не испытывал к ней влечения. Катарина не блистала красотой, привлекала людей своим умом и силой характера, "Но Бог захотел, чтобы я сжалился над покинутой".
Семейная жизнь Мартина и Катарины едва ли была безоблачной. Кроме разницы в возрасте - ему было 42 года, а ей 26 лет - сказывались привычки, выработанные в монастырской среде: склонность к уединению, молчаливость. В "Застольных беседах" спустя много лет Лютер напишет: "В начале нашей супружеской жизни, когда я что-то читал или писал, садилась моя Катя рядом со мной, пряла н задавала вопросы, вроде этого: "Герр доктор, гохмейстер приходится братом маркграфу?“В письмах к друзьям находим: "Ктг.хен связала меня по рукам и ногам (лат. catena - цепь), ложе мое именуется Бора (Bora произносится как Bohre гроб).
Надо принять во внимание и трудный, "взрывной! характер Мартина, резкие перемены настроения. отражавшие борьбу, которая происходила в нем. Судя по всему, Лютер переживал новый кризис идентичности. Косвенно его можно было заметить в приглашениях, которые жених рассылал гостям: "Вы без сомнения прослышали о моих приключениях, будто я вступил в брак. Однако, хотя это настолько странно, что я сам едва в это верю, свидетели столь безупречны, что мне приходится им верить" или "...Богу нравится удивлять, смеяться надо мной и над миром и дразнить нас... постарайтесь, когда я буду праздновать свадьбу, помочь мне убедительно доказать моей невесте, что я мужчина".
Очень скоро Катарина покорила Мартина своей заботой и преданностью, родила ему шесть детей. Между ними сложились эмоционально близкие и теплые отношения. Об этом говорят письма, написанные им Катарине, и то большое количество иронических именований, которое использует Лютер в общении с женой: "мое ребро", "мой господин", "моя подруга", "госпожа Цюльсдорфа", "пивовар и судья свиного рынка" - Лютер владел садом возле свиного рынка, а за этим садом ухаживала жена.
Таким образом, мы видим, что Катарина активно вмешивалась в жизнь своего мужа, брала на себя решение финансовых вопросов. Благодаря ей дом Лютеров процветал. К хозяйству добавилась конюшня, птичник, хлев, пашня и три сада. Все это Лютер приобрел для жены по ее просьбе в долг, как и поместье Цюльсдорф.
Про Мартина можно сказать, что он так и не утратил беззаботность монаха, не помышляющего о каждодневном хлебе, оказывал помощь, даже если у самого ничего не было, поручался за людей: "Бог хорошо отнесся ко мне. Он дал мне жену, которая взвалила домашние хлопоты на свои плечи, а я был освобожден от того, чтобы заниматься еще и этим".
Археологические раскопки на территории монастыря, где жила семья, показали, что они не бедствовали даже тогда, когда в Германии были периоды голода. Довольно часто ели куропаток, перепелов, гусей, поросят, сельдь, треску и камбалу. Среди находок исследователей значатся: пивные кружки, предметы домашней утвари, золотые украшения его жены. 250 серебряных монет. Радушный дом Лютеров привлекал большое количество гостей: преподавателей, студентов, гостей. Тепла и внимания хватало на всех.
Брак Мартина Лютера и Катарины фон Бора, таким образом, демонстрирует постепенное изживание авторитарности в отношениях между мужчиной и женщиной, появление нового типа брака, рост социальной активности женщин и. в общем, становление новой идентичности на рубеже раннего Нового времени.
Катарина была родом из дворянской, но обедневшей семьи. В возрасте 11 лет отец сдал девочку в монастырь ордена Cistercian - монастырь Царства Марии в Нимбшен, Zisterzienser-Kloster Marienthron im Nimbschen. Видимо, Катарину постригли в монашки практически подростком. В этом монастыре женщин обязывали давать обет молчания.
Можете себе представить чувства 11-летнего ребенка, который оказывается в таком "милом" месте? Судя по записям в архиве, порядки там были просто тюремные. Например, с навещающими родственниками можно было говорить только по разрешению настоятельницы монастыря. Если поговорить и разрешали, то только через решетку и только в присутствии какой-нибудь старшей монашки.
Когда на свет появились труды Мартина Лютера о реформации церкви, особенно те, где он очень критически отзывается о монастырях и заточениях в них, несколько монашек упомянутого выше монастыря прочли их. Катарина и еще 8 монашек, которые, видимо, нарушили-таки обет молчания, обратились к Лютеру с просьбой помочь им. Потому что девушки, которым было от 18-25, решили бежать из монастыря. По словам Марты Шад, автора книги Самые знаменитые женщины в мировой истории, затейницей побега была Катарина. Одни источники так же говорят, что Лютер все организовал по просьбе Катарины, другие, что он просто поучаствовал в судьбе бежавших девушек после того, как им помогли скрыться несколько мужчин из близлежащей деревни. И это при том, что за похищение монашек в Германии того времени была смертная казнь. В итоге девушек вывезли из застенок монастыря на покрытой телеге среди бочек с рыбой.
Беженки направились прямой наводкой в Виттемберг, в котором тогда жил Лютер под покровительством Фридриха Мудрого. Там их нужно было срочно пристроить! Во-первых, потому что как беженок их могли в любой момент вернуть в монастырь и жестоко наказать. Во-вторых, потому что монашки-беженки были людьми без каких-либо средств к существованию. Им нужно было быстренько стать чьими-то женами, учительницами или хотя бы прислугой. В те времена женщин без средств и покровительства семьи, часто вынуждали становиться уличными проститутками.
Лютер устроил судьбы почти всех бежавших девиц. В довольно короткое время их выдали замуж, потому что альтернативой были смерть, проституция или заключение, но что поделаешь.
Но Катарина осталась без супруга. Первый жених отказался от нее по настоянию семьи: беспреданница, да еще и монашка-беженка! Второй жених сказал, что терпеть ее не может. Катарина намекнула Лютеру, что вообще-то не против стать его женой. Мартин Лютер, которому тогда было уже 42, поколебался немного и ... женился. Ведь он сам каждое воскресенье проповедовал в церкви, что брак - это Богом желанное действо. При этом сам женат не был.
Любопытно, что при всей своей прогрессивности, Лютер утверждал, что в браке женщина обязана стать матерью. Боли и муки родов, как и опасность умереть во время этого процесса, женщины должны с радостью принимать на себя в знак их глубочайшей покорности Богу.
Вот что писал Лютер о своей Катарине: "Я бы не отдал мою Катарину ни за Францию, ни за Венецию. Во-первых, потому что ее мне подарил сам Господь, а ей дал меня. Во-вторых, потому что я часто слышу, что другие жены куда хуже, чем моя Кэте, хотя она тоже не без греха, но добродетели в ней побольше будет. В-третьих, потому что она чтит брак и хранит верность и честь. Так должна и жена думать о муже".
Катарина превратила жизнь Лютера в песню: обустроила Черный монастырь, который покровитель отдал Лютеру для проживания. Это была руина, пока за него не взялась Катарина. Она выстроила баню, вырастила сад-огород, вела ското-хозяйство, ухаживала за пасекой и даже за пивоварней, растила своих детей и приложила максимум усилий, чтобы они стали образованными, уважаемыми людьми.
Когда Лютер умер от ангины, а Катарине было всего 47, она осталась с детьми практически на улице. Должна была еще бороться за свое и отстаивать права своих детей, бежать от чумы и жить в голоде. В итоге нелепая авария с телегой, когда она сломала себе тазобедренную кость, повлекла за собой воспаление легких и смерть этой героической женщины.
Источник: conjure.livejournal.com
Жена Лютера
Просмотров: 1126