Юлия Агриппина оставила неизгладимый след в истории, хотя ее не назовешь великой. Она - внучка Тиберия, сестра Калигулы, жена римского императора Клавдия и мать другого императора - Нерона. Но для немцев или, по крайней мере, для города Кельна - событие. Агриппина родилась в Кельне, от нее город позже получил свои первые привилегии, славу и название: Colonia Claudia Ara Agrippinensis. Со временем от этого названия осталось короткое Colonia или Кёльн.
Родилась в 15 году в Кельне, который был тогда укрепленным римским лагерем в стране варваров в семье главнокомандующего римскими войсками Агриппина прожила немного и об этом периоде мало что известно. В истории Римской империи Агриппина сыграла очень важную роль. Клавдий усыновил ее сына от первого брака, этот наследник станет, наверное, самым известным императором Рима после Августа. Его имя - Нерон.
В октябре 54 года нашей эры императором был провозглашен Нерон. И буквально с первых же дней деспотичная Агриппина сразу стала вести себя так, будто она не просто мать главы государства, а его соправительница. Но вскоре Нерон вошел во вкус и уже не желал выслушивать наставления и действовать по указке матери. Он начал освобождаться от опеки Агриппины, которая, однако, никак не желала расставаться с властью.
Нет ничего удивительного в том, что Нерон боялся матери и ненавидел ее. Как рассказывает Светоний, император сначала лишил ее всех почестей и власти, отнял воинов и германских телохранителей, отказал ей от дома и изгнал из дворца. Потом решил убить и мать, и своего сводного брата. С Британиком он расправился быстро, но мать оказалась осторожнее.
Трижды Нерон пытался ее отравить, однако яд не действовал: очевидно, Агриппина заранее принимала противоядие. Потом над ее постелью устроили такой потолок, который должен был обрушиться приведением в действие специальной машины. Но этот замысел не удалось сохранить в тайне. Тогда Нерон решил заманить мать на специально построенный корабль, который в нужный момент можно будет быстро утопить. Адмирал Мизенского флота, вольноотпущенник Аникет, ненавидевший Агриппину, придумал такой механизм, который позволял открыть днище корабля, а заодно обрушить свинцовую кровлю над каютой Агриппины.
К такой хитроумной операции Нерон прибег для того, чтобы представить ее смерть несчастным случаем: он боялся, что убийство родной матери, да еще вдовы императора, может вызвать восстание в Риме. Агриппину защитили высокие стенки ложа, случайно оказавшиеся достаточно прочными, чтобы выдержать тяжесть рухнувшей кровли. Она оказалась в воде, но очень хорошо плавала. После неудавшегося покушения она вплавь, а потом на подобравшей ее рыбачьей лодке добралась до берега и спаслась.
Узнав о том, что мать жива, Нерон потерял голову от страха. Он понял, что обречен, если тут же не довершит свой замысел. Это было поручено неудачливому Аникету. Вместе с отрядом военных моряков тот ворвался в покои Агриппины, и она была убита. Сенату объявили, что Агриппина готовила переворот, сама хотела умертвить императора и привести преторианцев к присяге на верность себе. Все было шито белыми нитками, но и сенат, и воины, и римский народ раболепно смолчали. Злодеяние это не прошло для Нерона бесследно. Он сам расстался с жизнью, покинутый всеми и объявленный сенатом врагом.
Сейчас об Агриппине, известной дочери Кельна, в этом немецком городе напоминает, в частности, одна из фигур карнавала - Дева, вместе с Принцем и Крестьянином входящая в так называемый кельнский триумвират. Ее помнят, в первую очередь, как покровительницу Колонии Агриппину.
Источник: dw.com
Вс, 08 September
Обновлено:06:59:26 AM GMT
Премудрость и знание чистое