При этом мифические животные не похожи ни на кого, кроме динозавров! Так, в книге Иова упоминается: "Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья".
Упоминая таких существ, Библия использует слова "танин" и "бегемот".
Слово "танин" объединяет в себя гигантских драконоподобных морских существ, вроде осьминогов, кальмаров, а также практически вымерших морских рептилий. "Бегемот" же означает царственное гигантское животное.
На сегодняшний день все сведения, содержащиеся в книге Ионы, подтверждены исторической наукой.
Ниневия находилась на восточном берегу реки Тигр, примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства. Это был большой город, защищённый, подобно Вавилону, двумя крепостными стенами. Полагают, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода.
В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме.
После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.
Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.
Деяния Апостолов, Глава 16.
Павел, помимо светского образования, владел еще и ремеслом. Он шил палатки, скорей всего этому делу его научил отец. Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.
Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.
Что такое "вержение камня"?
Вряд ли всем до конца понятны библейские строки, посвященные молитве Христа в Гефсиманском саду: "И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился...", Луки 22:41.
Эта мера расстояния, упоминаемая в Библии, давно вышла из употребления. Во времена земной жизни Иисуса Христа под «вержением камня» понимали расстояние, которое пролетает брошенный камень. Столь же примерна и мера «выстрел из лука», которую Библия упоминает применительно к заблудившейся в пустыне Агарь: "...Не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока", Бытие 21:15-16.
В кино Апостолы представлены мужчинами 30-40 лет. Но, вероятнее всего, они были очень молодыми - 19 -28 лет. В 17 главе Евангелия от Матфея рассказывается, что Апостолы отправились в Капернаум. Их попросили заплатить налоги. Но смогли это сделать только Иисус и Петр. Остальные не платили налог по причине своего несовершеннолетия.
Есть ряд статей разных авторов по этому вопросу. Библия не дает никаких прямых доказательств возраста апостолов. Ученые предположили, что они все были менее 30 лет, просто потому, что они взяли на себя роль студентов "раввина" Иисуса, и это было традиционным.
По этой причине есть предположение, что апостолы были лет 20 от роду или даже меньше. Другие полагают, что Матфей был немного старше, чем другие, т.к. занимал важное место сборщика налогов.
В конце концов, мы просто не можем знать наверняка. Мы знаем, что Иоанн дожил до 96 или до 97 года нашей эры. Что составляет около 66 лет после смерти Иисуса. Можно почти наверняка сделать вывод, что Иоанну было не более 30 лет, когда он стал учеником.
Для пожертвований было место с тринадцатью конусообразными копилками, куда прихожане клали свои приношения. Ящики для пожертвований были установлены в так называемом «дворе женщин», т.е. в той часте храма, где женщинам было разрещено поклоняться Богу. Однако доступ к самой сокровищнице был открыт для всех прихожан - как для женщин, так и для мужчин. В Евангелии от Марка 12:41 сказано: "И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много".
Александр Македонский исполнил слова Библии: "Вот Я на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря…", Иезекииль 26:3-5.
Александр Македонский разрушил Тир, в точности исполнив слова Библии: приказал своим солдатам бросить землю, камни и дерево из старого города в воду для того, чтобы проложить путь к новому Тиру. Место, где стоял Тир, теперь залито водой и служит для расстилания сетей.
Эвроклидон, Деяния 27:14
Юго-восточный ветер и волна, вал - бурный ветер). Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в. Крепкий ветер, о котором говорится в Книге пророка Ионы 1:4, очевидно, принадлежал к разряду Левантских бурных ветров.
Новейшие морские путешественники и в настоящее время нередко подвергаются гибельным действиям этого ветра в Средиземном море.
Так например Д. Томсон, в недавнее время, следуя на корабле почти тем же самым морским путем, как и св. ап. Павел, и плывя близь о. Крита был застигнут столь сильным евроклидоном с морскою бурею, что едва был в состоянии только через четыре дня достигнуть о. Мальты.
Александрийский корабль, на котором плыл св. ап. Павел, принимая во внимание громадную разность между устройством корабля и ходом его древнейшего и новейшего времени и затруднения от ветра, естественно мог проплыть до о. Мальты не иначе как в 14 дней.
В Библии говорится о караване купцов, которые везли из Галаада в Египет "ладан, бальзам и смолистую кору", Бытие 37:25. Этим купцам сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа.
В библейские времена некоторые благовонные растения росли в Иорданской долине. Другие же приходилось привозить издалека. В Библии упоминается много разных благовоний. Самые известные - шафран, алоэ, бальзам, корица, ладан и мирра. В ней также упоминаются такие распространенные специи, как тмин, мята и укроп.
Откуда поступала вся эта экзотика? Алоэ, кассия и корица встречались на территории современного Китая, Индии и Шри-Ланки. Такие благовония, как мирра и ладан, получали из деревьев и кустарников, которые произрастали в пустынной местности - от южной части Аравийского полуострова до Сомали (Африка). Нард же был исключительно индийским продуктом, который привозили из Гималаев.
Чтобы доставить благовония и специи в Израиль, их нужно было переправить через Аравию. Это была одна из причин, почему во время II и I тысячелетий до н. э. Аравия, как говорится в "Книге специй", стала "главным монополистом в перевозке товаров между Востоком и Западом".
В Библии рассказывается, как израильтяне после трехдневного скитания по пустыне Син пришли в Мерру, где их ждало тяжелое разочарование: оказалось, что родниковая вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в воду какую-то веточку, и-о чудо! - вода сделалась сладкой. В связи с этим эпизодом отметим, что в окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник.
Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты.
Иоппия. Древний иудейский город-порт, игравший важную роль в экономике древнеиудейского государства. Пережив многочисленные нашествия и бедствия, город дожил до сегодняшнего времени и ныне называется Яффа. В Библии упомянут в книге ИисусаНавина 19:46; Ионы 1:3; 2, Паралипоменон 2:16; Ездры 3:7; Руфь 4:2; Евангелии от Иоанна 1:3; Деяния 10:9-20. В переводе - "прекрасный".
Выражение, что деньги являются корнем всех зол имеет библейское происхождение. Это искаженный вариант отрывка из письма Павла к Тимофею. Вот, как звучит в оригинале:
"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям", 1Тимофею 6:8-10.
Во время сделки драгоценный металл взвешивался на точных весах. К примеру, когда Авраам покупал участок земли для погребения своей любимой жены, Сарры, он отвесил оговоренное количество серебра, Бытие 23:14-16.
Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно - ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; ... и хлеб сердце человека укрепит”, Псалом 103:14-15.
Из древних источников, включая Библию, видно, что даже в те времена существовала инфляция.
Взять, к примеру, стоимость рабов, которые тогда были обычным товаром. Иосиф был продан за 20 серебряников - возможно, такой была средняя цена раба, Бытие 37:28. Спустя примерно триста лет раб стоил уже 30 сикле, Исход 21:32. Как видно, постоянный рост цен - это бич не только нашего времени.
Для доставки писем государственной важности в Персидской империи имелась почтовая служба. Из книги Эсфирь можно узнать, как она функционировала: "[Мардохей] написал письма с указом от имени царя Ахашвероша, скрепил их царским перстнем и послал с гонцами на почтовых конях - быстрых конях, которых использовали на царской службе", Эсфирь 8:10. В Римской империи для доставки официальных распоряжений и военной почты действовала подобная служба.
Но эта служба не была предназначена для доставки личных писем, таких как письма апостола Павла. Богатый человек мог отправить с письмом раба. Однако большинство людей были вынуждены передавать письма через своих знакомых или совершенно чужих людей, которые шли в нужном направлении.
Медь также широко использовалась в повседневной жизни. Например, в Библии говорится о медных дверях, музыкальных инструментах, кандалах и оружии. Иисус упоминал о медных деньгах, а апостол Павел писал об "Александре, меднике", 2Тимофею 4:14.
Археологам и историкам предстоит еще многое узнать о происхождении несметных богатств меди. Но уже сейчас ясно,- и Библия это подтверждает,- что земля, которую получили во владение израильтяне, была "хорошей землей... где в горах... [можно было] добывать медь", Второзаконие 8:7-9.
С восходом и закатом была тесно связана повседневная жизнь людей. Для большинства на рассвете начиналась бурная деятельность, которая стихала с наступлением сумерек.
Несомненно, многие люди вставали еще до рассвета, подобно трудолюбивой женщине из Притч 31:15.
На рассвете большие городские ворота открывались, мужчины шли на поля и на виноградники, женщины спешили к колодцам набрать воды, рыночные площади заполнялись людьми, а рыбаки причаливали к берегу, чтобы продать ночной улов, после чего чистили и чинили сети.
В Библии есть много красивых молитв. Однако самую первую молитву в Писании произносит раб Авраама, посланный в за невестой для Исаака.
Виночерпий - главное лицо, ответственное во дворцах царей древности за доставку, хранение и подачу к столу вина.
При нередких на Востоке случаях отравления ядами эта должность считалась особо ответственной, царь должен был доверять виночерпию. В свою очередь, это давало возможность влиять на царя. В Библии упомянуты виночерпипри дворах фараона, Бытие 40:2, Соломона - 3Царств 10:5 и при персидском дворе в Неемия 1:11.
Во время суда над Иисусом первосвященник Каиафа "разорвал на себе верхнюю одежду", когда услышал то, что ошибочно принял за богохульство, Матфея 26:59-66. Согласно раввинскому преданию, тот, кто услышал хулу на имя Бога, должен был разорвать на себе одежду.
Однако во времена после разрушения Иерусалимского храма среди раввинов появилось мнение, что "тому, кто слышит хулу на Имя Всевышнего, уже не нужно рвать на себе одежду, иначе вся она превратится в лохмотья".
Апостол Петр - единственный из апостолов отважился пойти за Христом по воде.
Подобно египетским фараонам, Бытие 37.36, ассирийским и вавилонским царям, 4Книга Царств 25.8, израильские правители, начиная с Саула, 1книга Царств 22.17, имели личную охрану. К службе часто привлекались чужеземцы.
Самос, остров в Эгейском море, расположен у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия, Деяния 20:15.
На пользующегося доверием раба или управляющего возлагалась забота о домашнем хозяйстве, Луки 12:45.
Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце.
Посох несколько длиннее и имеет изогнутую или Т-образную рукоятку. Упоминание в Псалом 22.4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй - как палка для опоры [евр. мишэнэт]. Посох используется также и для того, чтобы вести или направлять овец.
Жезл [евр. шевет] и в другом месте упоминается как оружие, 2Книга Царств 23.21; в Синод. пер. - "палка" - Скипетр.
Правители Персидской Державы
Кир II "Великий" 558 – 530 гг. до Р. Х. Завоеватель Вавилона. Кир II вернул переселенные народы на их родину. По его указу евреи возвратились в Иудею. 2Паралипоменон 36:22 – 23,1 Ездра 1 – 6; Исаия 44:28; 45:1; Даниил 10:1
Камбиз II 529 –522 гг.
Дарий I 522 –486 гг. Дарий I подтвердил указ Кира II и приказал завершить восстановление Иерусалимского Храма за счет персидской казны. 1Ездра 5:3 – 6:15; Неемия 12:22; Аггея1:1; Захария 1:1.
Ксеркс I 486 – 465 гг. Ксеркс I, вероятно, Ахашверош, СП Артаксеркс, книги Есфири, Ездры 4:6, потерпел неудачу в своей попытке завоевать Грецию. Есфирь
Артаксеркс I 465 – 425 гг. Неемия был виночерпием Артаксеркса I; тот удовлетворил его просьбу и сдела правителем Иудеи. Во времмя его правления были восстановлены стены Иерусалима, Ездры 7:1, 21-26; Неемия 2:1-8
Только в XIX веке ученые открыли гидрологический цикл, описанный Богом в Библии 3000 лет назад: Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь, Екклесиаст 1:7.
Окна в библейские времена были похожи сети рыбаков. Такой вид окна часто использовался в теплых восточных странах. В таких окнах использовался металлический или деревянный шарнир, который позволял открывать и закрывать окно.
Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, Притчи 7:6.
В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его? Судей 5:28.
Краеуго́льный камень - первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, от его надежности зависит прочность всей постройки.
Иисус в Библии неоднократно именуется камнем, на котором построена Церковь.
Римские титулы и чины в новозаветные времена
Цезарь - фамильное имя Юлия Цезаря,принятое Августом и с той поры ставшее титулом императора, Луки 2:1; 3:1.
Проконсул -управляющий провинцией, находившейся в подчинении римскому сенату. Деяния 13:7; 18:12
Отцом Ноя был Ламех, Бытие 5:28 - Отцом Ламеха был Мафусал - Мафусал был дедушкой Ноя.
Что интересно, этот человек прожил самую длинную жизнь – 969 лет. Отцом Мафусала был Енох. Тот особый человек, который ходил с Богом и не увидел смерти, потому что Бог взял его.
Жизнь в городах и деревнях Палестины с древнейших времен зависела от воды колодцев и источников. Право пользования источником было ценной привилегией. Если доступ к колодцам в какой-либо области перекрывался, жителям оставалось только умереть от жажды. С ростом городов проблема водоснабжения становилась все более острой. Иерусалим, расположенный на высоких известняковых холмах, нуждался в целой системе водопроводных сооружений. Царь Езекия "сделал пруд и водопровод и провел воду в город", чтобы обеспечить столицу в случае осады, 4Царств 20:20.
Семьи, которые выращивали виноград, имели сторожевую башню посреди виноградника, Исаия 5:2. По ночам люди охраняли виноград от воров.
Такая необходимость возникла потому, что в библейские времена люди не пользовались столовыми приборами. Елисей лил воду на руки Илии, 4Царств 3:11. Это было важной обязанностью слуги.
Первое упоминание об осле, встречающееся в Библии, Бытие 12:16, касается повествования о том, как египетский фараон подарил Аврааму несколько ослов.
У египтян, как впрочем, и в израильском народе, ослы использовались исключительно для перевозки грузов. Только позже на них стали ездить, пахать, а также использовать для вращения мельничных жерновов.
Свитки-амулеты с благословениями
Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме.
Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! - Числа 6:24–26. Другая - текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, Второзаконие 7: 9.
Датируются 600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пятикнижия в VII в. до Р. Х.
В Синодальном переводе нумерация соответствует Септуагинте, а в английских - масоретскому тексту.
Поэтому Двадцать второй псало́м - 22 псалом из книги Псалтирь, в масоретской нумерации - 23.
Цемед - парная упряжка - участок земли, который можно вспахать за день на парной упряжке волов. Аналогичная римская мера площади - югер - составляла 1/4 гектара. Цемед упомянут в 1Царств 14:14 и в Исаия 5:10, Исаия 5:10 в Синодальном переводе сказано просто "участок".
Путь Павла в Рим
После ареста и прибывания в темнице в Кесарии Павел заявил, что требует суда императора. После чего его привезли морем в Миры, где пришлось пересесть на другой корабль. Это новое судно потерпело кораблекрушение у берегов Мальты, но в конце концов, Павел прибыл в Рим.
Деяния 27:14: юго-восточный ветер и волна, вал - бурный ветер. Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в. Крепкий ветер, о котором говорится в книге пророка Ионы 1:4, очевидно, принадлежал к разряду Левантских бурных ветров.
Апостолу Павлу, во многих местах проповедовавшему Евангелие, приходилось часто вступать в контакты с должностными лицами Римской империи. У римлян каждой должности соответствовал определенный официальный титул. В провинциях сохранялась со времен независимости от Рима и своя собственная титулатура.
О торговле и ценах в древнем Израиле
Экономика страны развивалась главным образом за счет сельского хозяйства и торговли. В Библии упоминаются Овечьи и Рыбные ворота и Ворота черепков. По этим названиям можно понять, что́ продавали на рынках у этих ворот. В Священном Писании также упоминается "улица пекарей" и товар, который там продавался, Иеремия 37:21.
В одном библейском справочнике говорится: "На протяжении веков цены менялись, поэтому сейчас трудно определить, сколько стоил тот или иной товар в конкретный период времени в конкретном месте".
4Книга Царств 5 глава рассказывает историю о сирийском военачальнике Неемане, который отправился в Израиль к пророку Елисею, чтобы тот излечил его от проказы. Нееман привез пророку дорогие подарки - десять талантов серебра, шесть тысяч сиклей золота и десять перемен одежд. По нашим меркам это примерно более 400 кг серебра и около 85 кг золота.
Елисей отказался от подарков, но гостю помог.
Из железа изготавливали инструменты, гвозди, ворота, оружие, кандалы, писарские принадлежности и даже ложных богов.
Поскольку в библейские времена плавильные печи и методы плавки были грубыми, железо невозможно было очистить полностью - оно представляло собой сплав с углеродом и другими элементами. Первым человеком, о котором известно, что он ковал железо и выполнял другие работы по нему, был Тувалкаин, Бытие 4:22.
Небольшом острове Патмос в Эгейском море, который был местом ссылки неугодных людей у римлян. Именно сюда был сослан Иоанн за то что говорил о Боге и свидетельствовал об Иисусе, Откровение 1:9.
Патмос - остров крошечный, единственный способ сюда добраться, по морю.
Самые ранние упоминания о миграции птиц находятся в Книге Иеремии, 8:7.
Двенадцать разведчиков обошли всю Обетованную землю. Моисей повелел им узнать о жителях той земли и принести ее плодов. Какие плоды привлекли их особое внимание? Неподалеку от Хеврона они увидели виноградник, в котором рос настолько большой виноград, что двое несли всего лишь одну гроздь. "И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв", Числа 13:24.
В XIX веке один человек, побывавший в Палестине, сообщил: "В Есхоле, или виноградной долине... по-прежнему растут виноградные лозы, а грозди - самые большие и самые вкусные во всей Палестине". Хотя в библейские времена во многих частях Палестины рос отличный виноград, в Есхоле он достигал особенно крупных размеров. В египетских письменах упоминается о том, что вино для фараонов привозили из Ханаана.
"Скалистые склоны холмов [в Палестине], почва с небольшим количеством гальки, летний зной, солнце, осушающее почву после зимних дождей - все это создает уникальные условия для земли виноградных лоз", The Natural History of the Bible.
В библейские времена вокруг городов обычно возводились стены. Внутри, около ворот, как правило, были площади, где люди собирались, торговали и обменивались новостями. Здесь звучали важные объявления для народа и пророки, возможно, провозглашали свои вести, Иеремия 17:19-20. В одном труде отмечается, что "практически все сделки и соглашения заключались у городских ворот". В древнем Израиле городские ворота были центром общественной жизни.
Беершива, название города из Бытие 26:33 и по сей день носит это название. - Беэр-Шева (באר-שבע) - "Беэр" - колодец, "шева" - семь - колодец семи, седьмой колодец. Но также слово "шева" может означать "клятву", т.е. "колодец клятвы".
Мареша - город в Иудейской низменности, упоминаемый в египетских хрониках задолго до прихода евреев.
Этот город упоминался в книге Иисуса Навина 15:44, так же в Книге Паралипоменон 11:8. Археологи начали раскопки в 1980-х годах, в надежде найти хотя бы фундамент древних построек библейских времен, может быть, какие-то предметы утвари.
Мареша был разрушена в 40 годах до н. э., фактически стерт с лица земли парфянскими воинами.
Археологи бнаружили целый подземный город в совершенно идеальном состоянии, с сотнями просторных пещер, расположенных на разных уровнях и соединенных широкими пролетами лестниц, арками, потайными ходами.
Скорее всего, какие-то подземные сооружения здесь существовали с древнейших времен, до прихода евреев и в ранние библейские времена. Это можно судить по химическому составу отложений на подземных колодцах.
Пророк Иона и Город в 120000 человек, Ниневия.
Было время, когда некоторые критики серьезно сомневались, что в тогдашней Ниневии мог существовать город с населением в сто двадцать тысяч человек согласно Ион. 4:11.
Между тем, археологические раскопки в Нимруде неподалеку от Ниневии обнаружили мемориальный монумент ассирийскому царю Ассурнасирпалу Второму, чья армия напала на Израиль. Среди прочего на монументе был расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на „банкете“ в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислены и знать Ниневии.
Она столь многочисленна, что это явно свидетельствует о густой заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское сообщение".
Бейт-Шемеш - Город с таким названием встречался уже в библейские времена. Название города означает "Дом (храм) Шемеша", бога-Солнца.
Именно в Бейт-Шемеше делали остановку филистимляне, когда возвращали израильтянам Ковчег Завета. Как известно из Библии, филистимляне захватили Ковчег в одной из битв, поставили его в храме Дагона, но через некоторое время на них посыпались страшные болезни, их тела стали покрываться язвами. От греха подальше, они решили вернуть Ковчег израильтянам.
О Тивериаде в Новом Завете упоминается трижды, Иоанна 6:1, 23; 21:1. В настоящее время библейская атмосфера спокойствия сменилась шумом и весельем современного курорта и туристического центра.
В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся, Деяния 9.11.
В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - "Via Recta" - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом "Via Recta" была значительно расширена и стала большой оживленной улицей, украшенной колоннадой.
Профессиональные плакальщицы, которых приглашали, чтобы выразить скорбь по умершему, упоминались пророками: "позовите плакальщиц, чтобы они пришли... Пусть они поспешат и поднимут плач о нас", Иеремия 17-18. Профессиональных плакальщиц нанимали таким же образом, как на Западе нанимали бы певцов.
Солнце размером больше чем Луна. "И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды", Бытие 1:16.
Данные Библейский текст написан приблизительно в XV веке д.н.э. Это означает, что Бог через Библейский текст показал этот факт раньше науки и философии на 12 веков.
Первые наблюдения за размерами Солнца и Луны были сделаны Аристархом Самосским в III веке д.н.э. Он пришел к тому, что Солнце больше Луны.
В древности чистильщики одежды, вероятно, могли качественно отбелить одежду. Однако, описывая удивительно белый цвет одежды Иисуса во время преображения, Марк сказал: "Его одежда стала ослепительно белой - такой белой, какой ее не мог бы сделать ни один чистильщик одежды на земле", Марка 9:3.
В Библии упоминается редкий своеобразный сорт меда - каменный. Его собирают дикие пчелы, откладывая в расселинах каменных утесов. Он имеет палевый цвет, обладает приятным ароматом и вкусом.
Соты с медом содержат мало воска и представляют одно кристаллизованное вещество, похожее на леденец.
Мы читаем о том, как Господь вознес народ еврейский " и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы", Второзаконие 32:13, а в одном из Псалмов говорится:" Я... насыщал бы их медом из скалы, Псалом 80:17.
Проконсул - Управляющий провинцией, находившейся в подчинении римскому сенату. Деяния 13:7; 18:12.
Прокуратор - Имперский финансовый агент в сенатской провинции или управляющий небольшой провинцией, состоящей в ведении имперского легата. Матфея 27:11; Деяния 23:24; 24:27.
Иудеи в древнем Израиле испытывали страх перед проказой. В библейские времена была распространена одна из форм этой страшной болезни, которая наносила непоправимый вред здоровью, поражала нервные окончания и обезображивала человека. В то время проказа не поддавалась лечению.
Поэтому больные должны были жить отдельно от других людей и предупреждать окружающих о своем заболевании, Левит 13:45, 46.
Инструментом для письма обычно служила тростниковая палочка, один конец которой имел косой срез, расщепленный посередине. Писарь мог подточить острие о кусок пемзы. Такой прибор напоминал современную перьевую ручку с металлическим наконечником.
Чернила, или "черное", чаще всего представляли собой смесь сажи и клея, который служил связующим веществом. Такие чернила продавались в сухом виде. Перед использованием их смешивали с водой в нужной пропорции.
При нанесении на папирус или пергамент они не впитывались. Поэтому ошибку можно было сразу же исправить, стерев ее влажной губкой, которая входила в стандартный набор писаря. Это помогает понять, что имели в виду писатели Библии, когда говорили, что некоторые имена будут стерты из Божьей памятной книги: Исход 32:32, 33; Откровение 3:5.