Пн, 09 December

Обновлено:01:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Жены ВЗ Иохаведа
Библия повествует еще об одной женщине времени Исхода в 2:1-11 и Чисел в 26:59.

"Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых", Исход 1:22. Потерпев неудачу в попытке тайно, с помощью повивальных бабок, поставить предел увеличению еврейского народа, он приказал всему народу своему обеспечить выполнение царского декрета. Многие египтяне кинулись выполнять грозный приказ царя, чтобы угодить ему и заслужить его личное расположение. Такие люди всегда существовали на земле - они готовы предать родную мать ради того, чтобы угодить вышестоящему.

Можно представить себе, как эта "чернь" выискивала новорожденных крошек среди многочисленного народа, который размножался и усиливался, несмотря на гнет, которому его подвергали. Эти люди - прислужники фараона - выхватывали детей из материнских объятий и бросали их в реку! Страшные сцены можно было увидеть в те дни, когда матери с отчаянной смелостью отбивали своих крохотных сыночков от ищеек фараона. Эти же сцены повторились опять через тысячелетия, когда солдаты Ирода избивали младенцев в Вифлееме. Тактика - как фараона, так и Ирода, одна - убить, погубить детей избранного народа. Но не дремлет и не спит хранящий Израиля!

В момент издания этого страшного декрета, одна из еврейских семей ожидала рождение ребенка. В книге Исход об этом написано очень кратко: "Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына…", Исход 2:1-2. Итак, эта семья была из колена Левия, сына Лии от Иакова, родоначальника священнического рода левитов". Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их", Числа 26:59. Амрам и Иохаведа родились в египетском рабстве. Двое их детей - дочь Мариам и сын Аарон - родились и выросли в условиях рабства, но им ничего не угрожало, потому что они уже подросли.

Скудные слова книги Исход дополняют речь первого мученика Стефана перед синедрионом: "царь, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых", Деяния 7:19. Ожидая рождения третьего ребенка и зная страшный приказ фараона, Иохаведа с трепетом задавала один и тот же вопрос: "Господи, а что если мальчик…?" Она часто слышала душераздирающие крики других матерей, детей которых убивали у них на глазах. Шли дни, рождение ребенка приближалось…

Возвращаясь домой после тяжелой изнурительной работы над кирпичами, Амрам садился рядышком со своей женой, и они тихонько обсуждали страшные новости дня и молили Бога сохранить, сохранить во что бы то ни стало их ребенка… Вера в Бога Авраама, Исаака и Иакова, Который силен им помочь, росла в их сердцах, а решение сохранить ребенка укреплялось.

В этот момент, когда родителей принуждали бросать детей своих, чтобы не оставались в живых, родился Моисей, - как сказал Стефан, стих 20. Автор послания к Евреям так ясно и просто описывает веру Амрама и Иохаведы: "Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления", Евреям 11:23

Как это возможно - скрыть плач новорожденного ребенка, я не представляю, но этой матери Бог давал особую мудрость. Где она скрывала его: в кладовой, в хлеву, в каком-то углу дома - неизвестно, но в ее ситуации три месяца - это долго и страшно. Скрывать ребенка, конечно, было очень трудно, так как кругом рыскали египетские шпионы, которые в любую минуту могли ворваться в дом и выхватить его из материнских объятий. Стефан говорит: "…три месяца он был питаем в доме отца своего…". Всякий раз, когда Иохаведа прижимала младенца к груди, питая его, она вздрагивала от любого звука и слова. Сколько бессонных ночей пережила Иохаведа с мыслью: что же делать дальше? Ребенок рос, и держать его взаперти становилось все опасней.

Амрам пропадал на египетских полях в поисках соломы для выполнения нормы по изготовлению кирпичей, и однажды, вернувшись поздно вечером, он увидел, что ловкие руки Иохаведы что-то плетут из стеблей папируса. "Бог отцов наших дал мне эту идею, Амрам. Будем верить, что Он и поможет нам", - сказала Иохаведа. Автор книги Исход, который и есть ее сын Моисей, так описывает это: "Но не могши далее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки", Исход 2:3. Он подробно описывает, как мать придумала новое средство для его спасения. Она сама осмолила корзинку асфальтом и смолой, чтобы вода не просочилась в нее - а ведь это совсем не женская работа, - сделала крышку, чтобы свежий воздух попадал в нее, сама положила в нее ребенка, сама отнесла к реке.

Так легко читаются эти слова: взяла…, осмолила…, поставила... Кажется, что каждый стебель папируса был омыт ее слезами, и можно представить себе, с какой любовью она застилала корзинку, чтобы тростник не поцарапал нежное тельце ребенка. Взяла сына на руки, и сердце материнское замерло. Она разглядывала каждую черточку его нежного личика, думая, что может быть, видит его в последний раз. А он, прекрасный мальчишка, уже узнает ее, улыбается и гулит ей в ответ. Но у нее нет лишней минутки радоваться и любоваться своим красивым мальчиком, ей нужно торопиться. Она бережно кладет его в корзинку, заливаясь слезами, и быстро идет к реке, которая кишит крокодилами. По пути Иохаведа решила не пускать корзинку по течению реки, чтобы бурная река тотчас унесла его от родного берега. Она поставит корзинку в тростнике, пусть дитя еще немного побудет недалеко от родного дома. Бог Авраама может вернуть ей эту крошку, как вернул Аврааму Исаака. Она кинула последний взгляд на корзинку и поспешила домой.

Стефан, продолжая историю спасения этого младенца, говорит: "а когда был брошен…", Деяния 7:21. Верой она скрывала свое дитя три месяца и с верой положила в корзинку. Не ищейки фараона бросили ребенка в реку, а сама мать, но не в реку, чтобы он сразу погиб, а оставила в тростнике, у берега реки, с надеждой, что он будет спасен! А надежда не постыжает!

"А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет", Исход 2:4. Страдалица мать, она уходит, так как не может наблюдать за этим зрелищем. А его старшая сестричка, Мариам, разве она может уйти? Нет, она внимательно наблюдает, что будет с ее братиком… Эта девочка была всегда рядом с матерью и помогала ей спасать брата. В этот трагический момент ей совсем не хотелось уходить.

"И вышла дочь фараонова на реку мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из еврейских детей", стих 5-6. Рабыня принесла принцессе корзинку, она открыла ее и - что за чудо! В корзине плачущий ребенок! В ее сердце вспыхнуло нежное чувство сострадания к этому прекрасному ребенку, хотя она сразу определила, что он из еврейских детей! Она охотно взяла бы его, даже не думая о неповиновении отцовскому повелению, но как это сделать? С чего начать? Он такой крохотный и так сильно плачет!? Растерянно она смотрела на своих слуг, от которых ждала совета и помощи. А они все с удивлением смотрели на принцессу, ожидая ее повеления.

Мариам, которая, затаив дыхание, внимательно наблюдала за всем происходящим, все поняла - и мигом оказалась рядом! Неизвестно, как долго она наблюдала, но не пропустила момент, определенный Богом. "И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца. Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла, и призвала мать младенца", стих 7-8. Какая умница! Какая смышленая, догадливая девочка. Как достойно она ведет себя перед дочерью царя, хотя и воспитывалась в условиях тяжкого рабства. Она не выдала своего волнения, когда предложила кормилицу для ребенка, и не подала виду, что этот красивый мальчик - ее родной брат, а кормить его будет собственная мать! Я думаю, что среди еврейских женщин было много кормилиц, которые остались без своих младенцев, поэтому дочь фараона и согласилась. Представим, как подбежала она к матери и выпалила: "Мама, тебя зовут!" А мать? Она летела к сыну!

"Дочь фараона сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его" (стих 9). А как благородно и сдержанно ведет себя Иохаведа в этот момент! Смиренно склонив голову, боясь выдать свое волнение, выслушав задание принцессы, она спокойно приняла ребенка обратно и кормила его, да еще за плату! Каждый удар ее сердца повторял: спасен! спасен! С какой радостью и благодарностью к Богу прижимала она к груди своего ребенка, вторично подаренного ей Богом! Сколько слез скатывались с ее глаз прямо на личико сыночка, а уста повторяли: Бог Израиля - Великий, Верный и Сильный Бог! "Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес", Исход 15:11.

Иохаведа помнила, что, вскормив дитя, она должна отвести его из-под родительского крова во дворец фараона. Говорят, что в то время женщины кормили грудью до пяти лет! Вообще, много мнений есть по поводу этого: кто говорит - до трех лет, кто - до пяти, а недавно мне сказали, что даже до 12 лет! Главное то, что самые важные годы своего детства Моисей был окружен любовью и лаской своей матери. Она старалась не упустить драгоценное время, данное ей Богом, и использовала его верно и мудро. Это и есть тот "определенный" возраст, когда нужно успеть сказать ребенку о Великом Творце и Создателе мира, а затем, как нежное растение, взращивать в нем веру.

Иохаведа старалась рассказать ему о великих Божьих делах в древности, не упустить ничего из жизни патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Она рассказала сыну прекрасную историю Иосифа, а также о его последних словах своим братьям перед смертью: "Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову", Бытие 50:24. А уж в который раз она рассказывала ему о том, как Иегова спас его от рук ищеек фараона! Впечатлительный и разумный мальчик с живым интересом выслушивал и запоминал рассказы матери. Она не только умело рассказывала ему эти интересные истории, но постоянно молилась за него Богу, а он видел в ней непоколебимую веру в Бога Израиля.

"И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его", Исход 2:10. Принцесса усыновила его, дала ему имя и воспитывала. Он стал членом царской семьи. "И научен был Моисей всей мудрости Египетской", Деяния 7:22. Он получил самое высокое образование в Египте, но не возгордился и не утратил ту простую детскую веру в Бога, которую взрастила в нем его мать Иохаведа. О, что это была за мать! За короткие годы пребывания Моисея с ней она с грудным молоком передала ему веру в Бога и такую любовь к родному народу, что все привлекательности языческого мира не произвели на него никакого впечатления: "Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд", Евреям 11:24-27. Посеянное семя попало на добрую почву детского сердечка, взошло и принесло плод в свое время.

Каждая мать должна помнить, получая от Бога живые души красивых мальчиков и девочек, что Он возлагает на плечи матерей и великую ответственность. Иохаведа, египетская раба, отправила своего сына в царский дворец с большим капиталом веры. Он никогда не мог забыть ее простых уроков и ее жизнь веры. Самое главное - не упустить драгоценное время, пока детское сердце не засеяно сорняками этой жизни. Рано или поздно наши дети покидают родительский дом, как покинул его Моисей. Что они уносят из нашего дома?

Простая женщина, вся жизнь которой была изнурительным рабством, не сделалась жертвой разочарования и отчаяния. Не оставила своих детей на произвол судьбы! Чем глубже мы изучим жизнь этой женщины, матери Моисея, тем больше поймем, что все матери оставляют неизгладимый след в душах своих детей. Неудивительно, что все трое ее детей: Мариам, Аарон и Моисей были столь особенными людьми! "Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам", Михея 6:4. Была ли она жива, когда ее сын, Моисей, сильный в слове и деле, вывел народ из Египта, видела ли она, как ее дочь Мариам-пророчица, с тимпаном в руках, повела за собой всех женщин Израиля, а Аарон - стал великим священником, служителем Бога? Мы этого не знаем. Мы знаем одно: она прожила достойную жизнь для Бога, а детей, которых дал ей Бог - посвятила Ему на служение!

Это самое великое, что должна сделать мать-христианка! Ее вера и дела - результат всей ее жизни. Дал бы Бог мудрости всем матерям и живую веру, как у Иохаведы, тогда было бы немало таких сыновей и дочерей. Бог нуждается и в тех, и в других - в таких матерях и в таких детях.

Ольга Мокан
Просмотров: 3954