Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев - цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю.
Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.
Лилия - любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.
Роза - покорительница сердец, - никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан (Альбрехт Дюрер «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»).
Ирис - белый символизирует чистоту, синий - материнскую скорбь.
Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни.
Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю.
Алый мак и белая гвоздика. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена - о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.
Красная гвоздика - в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции.
Чертополох в Германии указывал на помолвку.
Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности.
Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.
Рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные "письма".
Орхидеи затаили ревность, подозрительность, и обман.
Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение.
Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время, желание, порок, разврат, потерю невинности.
Тюльпаны преобразились в символ богатства, процветания, торговли.
Ромашки в птичьей клетке - запертая энергия.
Примулы - символ юности.
Нарциссы - отражение мыслей.
Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.
В каждом из растений закодирован определенный смысл.
Лютики означают неблагодарность.
Плакучая ива, склонившаяся над девушкой, - знак отвергнутой любви.
Крапива обозначает боль.
Цветы маргариток около правой руки символизируют невинность.
Розы традиционно говорят о любви и красоте.
Ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки.
Алый адонис, похожий на мак, плавающий около правой руки, символизирует горе.
И, хотя сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.
Источник: artchive.ru
Вс, 08 December
Обновлено:01:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое