Блудница
Эта печальная картина, изображающая человеческий грех и вину, записан в Иоанна 8:1-11 "Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".
Женщина была схвачена в праздник кущей на месте преступления. Какой позор открывается при этом! Там, где должен прославиться Бог, торжествует сатана. Праздник кущей был радостным праздником. Тогда израильтяне строили себе кущи из красивых широколиственных деревьев в сам Иерусалиме и вне его, и там проводили все праздничные дни и ночи.
Некоторые фарисеи увидели эту женщину прямо на месте совершения греха. Они пришли в негодование из-за этого открытого непотребства. "Что мы должны сделать с ней?" - совещались они между собой. Что| они должны были с ней что-либо сделать, было само собой разумеющимся. Через это они могли показать пред людьми свою святость, возревновав против постыдного дела женщины. Но один из них подал лучший совет. Ведь этим очень легко можно поставить под удар Иисуса, если привести эту женщину к Нему и спросить Его, что должно с ней сделать. Все поддержали это предложение.
Каким ужасным путем это было для женщины, которую протаскивали через весь народ, сбегавшийся со всех сторон и спрашивающий, что она сделала. Эти вопросы, эти взгляды, эти слова... Как страшно было нее это для нее! Не обращая никакого внимания на свою жертву, чувства жалости, глухие к ее мольбе, они влекли ее в храм.
С оглушающим ревом собравшиеся окружили Иисуса Христа, Который говорил им Слова Божьи. Они не успокоились до тех пор, пока не прорвались к месту, где стоял Господь и, поставивши блудницу в середине собрания, обратились к Нему: "Учитель, эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями, Ты что скажешь?" Со злорадством и в полной уверенности в их победе, ожидали они ответа. Как бы Он ни ответил, сейчас они уловят Его.
Скажет ли Он, что женщине нужно оказать милосердие, то этим согрешит против закона, который повелевает ясно и определенно: "Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут оба преданы смерти, и прелюбодей, и прелюбодейк", Левит 20:10. Если же Он скажет, надо в точности исполнить закон, тогда это будет противоречить Его собственным словам, ибо Он Сам сказал, что мытари и блудницы прежде входят в Царство Божие, чем книжники и фарисеи. К тому же, этим оттолкнет от Себя простой народ. Ведь если бы повсеместно наказывать грех прелюбодеяния смертью, то смертные случаи были бы так часты. А этот грех в народе стал уже в порядке вещей. Никто уже не думал далее наказывать их смертью.
Итак, как бы Он ни сказал, они поймают Его. Так думали они. Да, неужели Чудный Советник, как называет Его Исаия, не мог справиться с такой постановкой вопроса?! Что же ответил Господь? Сначала ничего: "Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания", Иоанна 8: 6. Произошла пауза. Все смотрели на Иисуса молча и Он молчал. Он писал по земле спокойно, будто это дело Его совершенно не касалось.
Почему же Он вызвал такую паузу? Хотел ли Он сначала спросить совета у Отца Своего, как Ему ответить? Но, скорее всего, Он хотел дать противникам достаточно времени, чтобы опомниться. Это молчание становилось для Него зловещим. Часто властная сила бывает заложена именно в молчании. Если бы мы больше постигали искусство молчания! Ведь часто мы очень скоры на ответы, выпаливаем слова прежде, чем успеем опомниться. После этого мы нередко раскаиваемся и думаем, что лучше бы не говорить этого. Иногда молчание говорит выразительнее слов!
Когда человек живет поистине в единстве с Богом, то часто свидетельствует своим молчанием так же громко, как многими словами. Всегда и во всех обстоятельствах мы должны исследовать Иисуса. Молчаливый взгляд, осуждение насмешника часто приводит его в молчание. Но это должно быть естественным молчанием, а не молчанием от страха и малодушия.
Умеешь ли ты молчать? Можешь ли ты воздержаться, прежде чем ответить? Это большое и нелегкое искусство - промолчать в должный момент. Господь научит этому!
Молчание Иисуса, наконец, встревожило фарисеев. Они спросили Его, каково Его мнение по этому вопросу. Тогда Он выпрямился. посмотрел на них и сказал: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень", Иоанна 8:7. И опять наклонился к земле и писал на ней.
Наступила глубокая тишина. Все они смотрели на Его пишущие персты, как однажды придворные царя Валтасара следили за кистью, которая писала на стене зала потрясающие слова: "мене, мене, текел, упарсин", Даниил 5:25. Возможно, в их памяти возникли слова пророка Иеремии: " Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой", Иеремия 17:13.
Только на мгновение остановился взгляд Господа на них, когда говорил с ними. Но для них казалось, будто Он проникал в потаенные глубины их сердец, будто Он раскрывал и раскладывал их жизнь. А что в них таилось, то не все можно было приводить на память. Кто знает, что может сказать дальше Этот Пророк. Он может выставить на обозрение всего народа, если захочет раскрыть их сердечные тайны. И медленно, один за другим, они поворачивались и уходили прочь. Совесть обличала их. В данном случае мы видим, как люди восстают против греха других, однако и сами делают их. Возможно, некоторые из них и не сотворили такого греха, а возможно и совершали его не раз. Во всяком с совесть обличала их и указывала, что они не имеют права первыми бросать камень в эту женщину.
Фарисеи предпочитали уклоняться от глаз Господа. Они хотели лучше и дальше жить в темноте, чем оставить свои грехи. Потому они отвернулись и ушли прочь. Это совершается рано или поздно со всяким, кто не хочет расстаться со своими грехами. Такой уходит в темноту.
Иисус выпрямляется и осматривается. Обвинители все уже удалились. Никого там не осталось, кроме женщины. Тогда Он останавливает Свой взор на ней и спрашивает: "Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя?", Иоанна 8:10. При этих словах она вздрогнула. Да, она натворила и достойна, чтобы быть осужденной на смерть! Заслуживала наказания и от людей, и от Бога. Что же теперь сделает Иисус? Жизнь ее теперь в Его руках. Она чувствует, что Он имеет власть кинуть в нее первый камень, потому в страхе и трепете отвечает: "Никто, Господи!" И тогда из уст Его исходят слова, которые снимают ее сердца тяжесть от страха смерти, налагая на него другую тяжесть: "И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши!", Иоанна 8:11.
Она избежала смерти, которую заслужила своим проступком. Но с глубокой болью и сгорая от стыда познает она вину своей жизни. Как гора, давит на нее совесть и тяжесть ее грехов. Иисус не говорит здесь, как там великой грешнице: "Иди с миром!" Эта женщина еще не дошла до того, и Он не может сказать ей так. Та пришла к Нему добровольно, по собственному побуждению. Ее жизнь в грехах и позоре стала ей невыносимой. А эта же была приведена насильно, будучи схваченной на месте преступления. В этом есть великая разница. И все же Иисус, глядя на ее лицо, в ее сердце видит, что она пришла к познанию своей вины, которое даст ей обновление жизни. Потому Он отпускает ее со словами предупреждения, на которых должна основаться и укрепиться вся ее дальнейшая жизнь: "Иди и впредь не греши!"
Пришла ли блудница к праведности? Безусловно! Этот день не пройти бесследно в ее жизни. Она видела, куда ведет человека грех. Она знала, что конец этому - осуждение. Она слышала этот зловещий ром закона над своей головой в самые ужасные минуты среди собравшихся вокруг Иисуса в храме. И тут Солнце благодати прорвало зловещие тучи и осияло се светлыми лучами. И оба: закон и благодать действовали на нее и привели к новой жизни.
Как драгоценно, однако, то, что Иисус никого не изгоняет и отсылает, что Он простирает Свои руки ко всему погибающему миру неустанно призывает: "Приходящего ко Мне не изгоню вон!" Пришла ли ты уже к Нему? Если грехи твои багряны, как пурпур Он смоет тебя и сделает белее снега. И где торжествует сила греха зла, там преобладает всепобеждающая благодать!
Женщина глазами Бога по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета