Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Семья Воспитание Спасение от бесчувственности
 
Сегодня дети - завтра народ Василий Сухомлинский
Что особенно важно воспитать в наши дни?

Мир сей то и дело "бьет на чувства"; а дети чувствительны.
Вывод отсюда: нужно укрепить детский ум, чтобы он не поддался пропаганде. Опыт говорит об ином. На одного ученика, которого надо спасти от сентиментальности, приходится минимум три, которых надо спасти от бесчувственности.

Нынешний учитель должен не расчищать джунгли, но орошать пустыню.
Единственное спасение от ложных чувств - чувства истинные. Удушая чувствительность у ребенка, мы добиваемся лишь того, что пропаганде будет легче его одурманить. Голод по чувству надо чем-то насытить, а очерствение сердца не помогает против размягчения мозгов.

Однако есть и третья, более тонкая грань: цель достойного воспитания - развить одни чувства и подавить другие.
Но попытка обречена на провал. Сработает только разоблачительная часть.

До определенного времени все педагоги и вообще все люди верили, что мир может вызвать и правильную, и неправильную оценку. Они принимали как данность, что внешние явления не только получают ту или иную оценку, но и заслуживают ее.

Согласно Аристотелю, цель воспитания в том, чтобы ученик любил и не любил то, что дОлжно. Когда придет пора сознательной мысли, такой ученик легко отыщет основания этики; человек же испорченный не увидит их и, скорее всего, не сумеет жить достойно.

Еще раньше Платон сказал то же самое. Человеческий детеныш не может поначалу дать правильных ответов. В нем надо воспитывать радость, любовь, неприятие и даже ненависть по отношению к тому, что заслуживает этих чувств".

Согласно раннему индуизму, доброе поведение состоит в согласии и даже слиянии правильности с могущественным порядком или узором будущего, который отражен в порядке мироздания, в нравственном добре и храмовом ритуале.

Говорят об этом и китайцы, называя нечто великое, точнее, величайшее, словом "дао". Определить дао заведомо невозможно. Это - суть мироздания; это - путь, по которому движется мир. Но это и путь, которым должен следовать человек, подражая порядку Вселенной.

Ветхозаветный псалмопевец тоже славит закон и заповеди за то, что они - истина.

И у Платона, и у Аристотеля, и у стоиков, и у ветхозаветных иудеев, и у восточных народов бросается в глаза одна общая и очень важная мысль. Все они признают объективную ценность; все они считают, что одни действия и чувства соответствуют высшей истине, другие - не соответствуют.

Человек, подчиняющийся высшему порядку, может назвать ребенка милым, а старика - почтенным, выражая не собственные эмоции, но некие объективные свойства, которые мы обязаны признавать, хотя чувства могут быть в ладу и не в ладу с истиной. Само по себе чувство - не суждение, и потому оно не относится к разуму. Однако оно может быть разумным и неразумным, в зависимости от того, сообразно оно или несообразно разуму. Сердце не заменяет головы, но должно подчиняться ей. Чувства иррациональны, как иррационально явление природы, другими словами - к ним неприменимо понятие ошибки. Вот и выходит, что мир явлений, лишенных объективной оценки, и мир чувств, не поверяемый истиной или ложью, правдой или неправдой, совершенно независимы друг от друга.

Таким образом, цель обучения и воспитания всецело зависит от того, верите вы или не верите в высший порядок. Если вы верите, цель эта в том, чтобы привить ученику оценки и мнения, пусть не осознанные, но достойные человека. Если не верите и не забыли логику, все чувства для вас будут какой-то мглою, скрывающей "вещи как они есть". Тогда вы попытаетесь искоренить чувства из детской души или оставите несколько чувств по причинам, нимало не связанным с их сообразностью правде, чтобы у детей в сознании сложился угодный вам мираж.

Это способствует созданию Человека Бесчувственного. Обычно его называют разумным, что позволяет ему считать любой укор нападками на свой разум. Это неверно. Такие люди ничуть не умнее других. Да и с чего бы? Преданность правде и благородство ума не продержатся без чувств. Людей этих отличает от прочих не преизбыток разума, а недостаток живых и возвышенных чувств. Головы их кажутся большими лишь потому, что у них очень чахлая грудь.

Жизнь наша настолько смешна и печальна, что мы неотступно мечтаем о тех самых качествах, которые сами же подрубаем на корню. Разверните газету - там написано, что нам насущно необходимы "инициатива", или "творческий дух", или "жертвенность". По какой-то нелепой простоте мы вырезаем нужный орган и требуем, чтобы организм работал нормально. Мы лишаем людей сердца и ждем от них живости чувств. Мы смеемся над благородством и ужасаемся, что вокруг столько подлецов. Мы оскопляем мужчин и требуем от них потомства.

Клайв Стейплз Льюис
Просмотров: 1786