Христианки I-II веков
По словам автора пятилетнего исследования Кейт Купер из Манчестерского университета, Великобритания, многие из них забыты не только историками, но и, что самое главное, основными христианскими церквами.
В обществе Римской империи женщины вели чуть более свободный образ жизни, чем в христианизированной Европе средних веков. В I–II веках они не только активно проповедовали новую веру в кругу семьи и друзей, но и организовывали общины, спонсируя их в том числе из собственных средств, ибо владели небольшими предприятиями. Соответственно, и христианство относилось к женщинам совсем не так, как впоследствии.
Первым человеком, который стал спонсором Святого Павла, была именно женщина - Лидия из Фиатир, "торговавшая багряницею", Деяния 16:14–15, которую апостол со спутниками встретили в македонском городе Филиппы.
Перпетуя, жившая в Карфагене в конце II века, прославилась тем, что отказалась отречься от веры вопреки требованию отца, предпочтя мученическую смерть. Еe дневник, написанный в тюрьме в ожидании казни, даже сейчас назвали бы леворадикальным текстом. Тем более он не удовлетворяет взглядам современного христианства на то, какой должна быть женщина.
Анонимное сочинение II века "Деяния Павла и Фeклы" повествует о некоей Фeкле Иконийской, ученице Св. Павла. Она отказалась от брака, к которому еe принуждали родители: неслыханная дерзость по тем временам. Хотя нет никаких причин считать, что Фeкла действительно существовала, эта история оказала большое влияние на умы первых христиан и на учение церкви о целомудрии и непорочности.
Вместо того чтобы порицать Фeклу за ослушание, авторы первых веков христианства восхваляли еe отвагу и призывали девушек, в том числе своих сестeр, следовать этому примеру.
В этом смысле христианство совершило своего рода революцию в сексистском античном мире. Но впоследствии, хотя все упомянутые особы были канонизированы, церковь перетолковала их деяния на свой лад: подчeркивалось, что это были акты веры, то есть, говорила церковь, будь у этих женщин родители-христиане, они бы их не ослушались. Но это можно трактовать по-другому - как акты эмансипации, стремления женщин к равноправию.
В подтверждение своих слов автор напоминает, что в I–II веках женщины проповедовали евангелие наравне с мужчинами и даже совершали обряд крещения. Поэтому постулат некоторых современных течений в христианстве о том, что женщины имеют право становиться священниками и отправлять обряды, не только веяние времени, но и восстановление исторической справедливости. Лишь после того, как около 313 года в христианство обратился император Константин и религия превратилась в общественный институт, а священники-мужчины приобрели статус государственных чиновников, женщины оказались в христианстве на вторых ролях и перестали быть публичными фигурами.
Между тем, как указывает г-жа Купер, даже в Евангелиях женщины - в числе главных персонажей: достаточно вспомнить мать Иисуса или сестeр Марию и Марфу, Луки 10: 38–42. Печально, говорит она, что авторы и редакторы этих текстов не потрудились уделить им больше внимания, то есть столько, сколько, по еe мнению, следовало бы. Приходится читать между строк, обращая внимание на малозначительные, казалось бы, детали.
compulenta.computerra.ru