Вт, 15 October

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  

Содержание материала

Людвиг ван Бетховен. Сонаты для фортепиано № 8, 14, 23

Бетховен еще в детстве проявил себя как яркий импровизатор. По заказу друзей он мог моментально изобразить поле битвы или снежную бурю, любые изобразительные фантазии были ему подвластны. Фортепианные сонаты относятся к числу лучших сочинений Бетховена.

Арам Хачатурян. Сюита "Маскарад"

Вальс - одно из самых ярких произведений Хачатуряна. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты.

Петр Чайковский. "Евгений Онегин"

Первое исполнение состоялось в 1879 году в московском Малом театре, пели студенты консерватории. Современные режиссеры смело экспериментируют, расставляя свои акценты. Одной из самых удачных постановок последнего десятилетия можно назвать спектакль американской Метрополитен-опера.

Адольф Адан. Балет "Жизель"

В 1841 году в Париже был создан романтический балет "Жизель", в основу его сюжета легла легенда о мистических виллисах - юных девушках, не доживших до свадьбы. Образ девушки, олицетворяющей чистую и жертвенную любовь, всегда находит отклик в сердцах зрителей. Труднейшая партия, помимо хореографических сложностей, содержит в себе всю гамму драматических переживаний, подвластных исключительным балеринам, наделенным особой выразительностью.

Сергей Танеев. Кантата "Иоанн Дамаскин"

Известный педагог и пианист, воспитавший знаменитых учеников, среди которых Скрябин и Рахманинов, в русском музыкальном наследии известен как автор кантат. Автор размышляет от лица души умершего о смерти, о жизни вечной.

Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир

Сорок восемь прелюдий и фуг Баха составляют два тома "Хорошо темперированного клавира". Это произведение считается своеобразной энциклопедией баховских образов. Сам же композитор определил назначение своих произведений куда прозаичнее. "Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи", - именно такую надпись сделал Бах на партитуре. Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим количеством нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие композиторы последующих эпох равнялись на это хрестоматийное произведение немецкого классика.

Однажды Шарль Гуно решил подсчитать, сколько тем и мелодий можно отыскать внутри одной прелюдии, если делать разные акценты... Насчитал он около десяти тысяч, на том и остановился, потому что продолжать можно было бесконечно. Кстати, из этого эксперимента родилась знаменитая мелодия молитвы "Ave Maria" Баха-Гуно.

Распевы Супрасльского монастыря

Монастырь на реке Супрасль в Польше был основан в 1498 году. Первыми насельниками его были монахи Киево-Печерской лавры, которые перенесли в новую обитель свои церковные обряды и традиции пения. К XVII веку монастырь стал крупным центром православия. Он был известен своей библиотекой, типографией, рукописной мастерской и особой красоты и строгости пением. Церковный хор состоял из монахов и постоянно пополнялся вольнонаемными певцами с выдающимися голосами. Супрасльские мастера певческого дела были известны далеко за пределами обители.

Певческая книга древнейших распевов была создана 400 лет назад, рукопись написана линейной нотацией, а не крюковой, и это дает возможность современным певчим с полной достоверностью исполнить содержащиеся в ней песнопения.

Йозеф Гайдн. Симфония № 45 "Прощальная"

Тот редкий случай, когда на концерте симфонического оркестра необходимо не только слушать, но и непременно смотреть на происходящее. Своеобразный музыкальный перформанс был создан Йозефом Гайдном в 1772 году. Уходящие оркестранты символизируют прощание с жизнью, угасание и тихую печаль. Последним сцену должен покинуть скрипач, завершив адажио и символично затушив свечу.

Борис Лятошинский. Симфония № 3

Впервые Симфония № 3 си минор Лятошинского прозвучала в Киеве на концерте пленума Правления Союза композиторов Украины 23 октября 1951 года.

Генрик Гурецкий. Симфония № 3

Польский композитор Генрик Гурецкий наряду с эстонцем Арво Пяртом и англичанином Джоном Тавенером считается одним из столпов направления "сакрального минимализма". Третья симфония Гурецкого, известная также как "Симфония скорбных песнопений", - самое известное его творение.

Случилось так, что широкая публика узнала о симфонии через целых шестнадцать лет после ее написания - в 1992 году, после выхода диска фирмы Elektra Nonesuch. Запись получила просто невероятную популярность, заняв первое место в хит-параде классической музыки журнала Gramophone и войдя в десятку симфонических "бестселлеров".

"Симфония скорбных песнопений" - название неслучайное. Текстом ее первой части стала средневековая Ламентация Девы Марии из Свентокшиского монастыря, где Мать оплакивает страдания и смерть Своего Сына.

Третья симфония Гурецкого - это музыка, говорящая о Надежде: Надежде, которая живет, невзирая ни на что: боль, страдания и даже смерть.

Альфред Шнитке. Хоровой концерт

Шнитке удалось органично "сплавить" разные страны и эпохи. Гениальный автор стремился достучаться "до христиан во всех краях земли", призывая их посмотреть в глубину.

Георгий Свиридов. "Песнопения и молитвы"

К сожалению, значительно меньшую популярность получили хоровые произведения Свиридова - хотя они составляют не только самую объемную, но и самую характерную часть его творчества. Особое место среди его хоров занимает цикл "Песнопения и молитвы". Интересно, что эти произведения с самого начала не предназначены для богослужебного использования. Свиридов сохраняет глубинную связь с традициями богослужебного пения, выражая таким образом свое стремление к объединению в искусстве светского и церковного начал. Неотъемлемым остается и глубоко национальный характер музыки композитора.

Петр Чайковский. Увертюра "Ромео и Джульетта"

Как ни странно, но это произведение появилось на свет благодаря композитору Балакиреву, - он подал идею Чайковскому написать сочинение по "Ромео и Джульетте". Петр Ильич согласился, известно, что шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений. Разговор состоялся весной 1869 года, а летом Балакирев получил письмо с вот таким содержанием: "Я все ждал, чтобы на меня снизошло вдохновение; не хотелось Вам писать до тех пор, пока не набросаю хоть что-нибудь из увертюры. Но представьте себе, что я совершенно выдохся и что ни одна сколько-нибудь сносная музыкальная идейка не лезет в голову...". Ответом на это признание были несколько советов Балакирева, которыми Петр Ильич охотно воспользовался. В результате увертюра была удостоена премии за лучшее оркестровое произведение, а сам композитор, довольно болезненно переносящий свои сочинительские неудачи, если вдруг такое случалось, на этот раз был бесконечно очарован созданным.

Феликс Мендельсон. Увертюра "Сон в летнюю ночь"

Комедия "Сон в летнюю ночь" пронизана духом сказки и волшебства. Фантастической мир: заколдованный лес, населенный воздушными эльфами и феями, где лесные волшебники вмешиваются в жизнь людей и кружат головы влюбленным. Если других композиторов - Чайковского, Верди, Россини, Прокофьева - вдохновляли шекспировские страсти, и они писали музыку по его трагедиям, то Мендельсона увлекла сказочная атмосфера комедии Шекспира, его творческую фантазию будил поэтический мир природы. Одна из частей произведения, пожалуй, стала нарицательным, и узнаваема при первых же аккордах. Свадебный марш, известный в народе как "Марш Мендельсона", выхваченный из контекста увертюры, он давно живет самостоятельно.

А вот как отзывался о нем Чайковский: "Странная судьба этого чудного произведения искусства! Оно было написано восемнадцатилетним школьником, приобретшим впоследствии всесветную знаменитость, но никогда уже не создавшего ничего, могущего идти в уровень с своим лучшим первым трудом. Полагаю, что во время своего первого появления музыка „Сна в летнюю ночь“ должна была произвести ошеломляющее впечатление, - до такой степени она оригинальна, вдохновенна и поэтична".

Джордж Гершвин. Summertime

Американский композитор родился в семье эмигрантов из Одессы, и народные песни наших широт были ему знакомы с детства. Нежная колыбельная "Ой ходить сон коло вікон" легла в основу знаменитой арии "Summertime". Лучшие джазовые певцы, такие как Элла Фицджеральд, Майлс Дэвис, Луи Армстронг, исполнили ее. С момента создания "Summertime" была воспроизведена в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Непросто объяснить, за что эта музыка получила всенародное признание, но факт, что она не устаревает, и по сей день исполняется многими музыкантами разных жанров.

Леонард Бернстайн - американский композитор и дирижер, под чьим руководством играет нью-йоркский оркестр, - заслуживает особого внимания. Любители статистики и рейтингов, британцы после грандиозного опроса меломанов поставили имя Бернстайна вторым в списке лучших дирижеров всех времен.

Исполнитель Криса Ботти When I Fall in Love


Вряд ли кто-то откажется от музыкального сопровождения в минуты романтического свидания. Музыка расскажет лучше о твоих чувствах. Легкий джаз в исполнении композитора и трубача Криса Ботти вариант как раз для такого случая. Музыкант издал двенадцать сольных альбомов, где в том числе звучат и классические произведения в джазовой аранжировке. Крис - искусный инструменталист и импровизатор, он создал свой оригинальный жанр, который завоевал сердца любителей современного джаза и популярной музыки. Секрет популярности Криса Ботти скрывается в необыкновенном по мягкости звуке его инструмента и мастерстве владения им. Ботти играет на трубе ручной работы, созданной в 1940 году. Звук его трубы узнают все больше и больше любителей хорошей музыки.

Иоганн Себастьян Бах. Рождественская оратория.

Даже среди великих композиторов Иоганн Себастьян Бах занимает особое место. Бетховен считал его "истинным отцом гармонии". А сам Бах был убежден, что музыка - это выражение Божественного, и "целью и смыслом существования любой музыки должно быть прославление Господа и отдых ума".

Бах был истинно религиозным человеком, его единственным вдохновителем стал Господь. Именно Ему композитор посвящал все свои произведения, и каждая партитура начиналась с надписи: S. D. G. (Soli Dei Gloria) - "Одному Богу слава" или I. N. J. (In Nomini Jesu) - "Во имя Иисуса". Всю жизнь композитор служил в церкви, и, в общем-то, "работой" его было сочинение и исполнение музыки для богослужений. Казалось бы, скромное ремесло… Но в своей музыке Бах сумел открыть двери в вечность. Великий виолончелист Пабло Казальс высказал такую мысль: "Бах достиг сердца каждого благородного движения души, снял покровы человеческой природы, пока не стали ясны ее Божественные атрибуты. Он сделал Божественное - человеческим, а человеческое - Божественным". Процесс погружения в наследие немецкого гения бесконечен, но в праздничные дни стоит прослушать одно из самых грандиозных произведений - Рождественскую ораторию. Ликующим торжественным хором, прославляющим рождение Христа, начнется это размышление о тайне пришествия Спасителя в мир.

Игорь Стравинский. Петрушка

Известно, что Русские сезоны Дягилева определили развитие искусства в XX веке. Над спектаклями для дягилевской антрепризы трудились лучшие музыканты, художники, хореографы Серебряного века. Чтобы напомнить о концентрации творческой энергии Русских сезонов, можно обойтись без пафосных фраз, достаточно перечислить лишь несколько имен: Рахманинов, Римский-Корсаков, Шаляпин, Бакст, Бенуа, Коровин, Анна Павлова и Игорь Стравинский. Для Русских сезонов Стравинский написал три балета, один из которых самый трогательный в истории хореографии - "Петрушка". Сам композитор вспоминал о том времени: "Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи…" Этот образ преследовал Стравинского, пока он не определился окончательно: "Петрушка! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название!". Над сценарием для "Петрушки" трудились Стравинский и Дягилев, главным художником и сценографом стал Александр Бенуа, хореографом Михаил Фокин, а вдохнул жизнь в матерчатую куклу Вацлав Нижинский. Этот метафорический рассказ о судьбе ярмарочной куклы наполнен подлинной лирикой, это история о чистом сердце, беззащитности и ценности свободы.

Петр Чайковский. Щелкунчик

Балет Чайковского "Щелкунчик" не нуждается в долгих представлениях. Одна из самых прекрасных рождественских сказок обрела свое продолжение в музыке русского композитора. Мир гофмановских героев оживляли в многочисленных постановках режиссеры и хореографы в Европе и США, в дореволюционной России и Советском Союзе. Но, пожалуй, одним из самых удачных воплощений немецкой сказки стала постановка Михаила Шемякина, художника, который создал свой неповторимый мир, достоверный и волшебный одновременно. Художник провел детство в Германии и с юных лет был пленен миром Гофмана. Сам Шемякин своего "Щелкунчика" определяет как "разумное сумасшествие для детей и взрослых". Юмор, гротеск и фантасмагория. Шемякинская постановка вызвала немало споров, но время доказало ее несомненные художественные достоинства и неиссякаемый интерес публики. В дни рождественских праздников принято дарить подарки. Семейный просмотр этого спектакля как путешествие в сказочную страну, скорее всего, оценят все поколения. Конечно, многие эффекты спектакля рассчитаны на живое восприятие действа в театре, но и у DVD-записи есть свои преимущества.

Три тенора. Christmas

На Украине долгожданные рождественские колядки венчают праздник пришествия Спасителя. В Европе свои традиции… Но если вы послушаете этот рождественский концерт, то узнаете знакомые мелодии, вот только тексты - на немецком, английском, итальянском.

Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти открывают сезон рождественских и новогодних праздников традиционным концертом в Венском Концертхаус. На этом диске - музыка, прежде не записывавшаяся тремя тенорами вместе: избранные песни со всего мира. Каррерас, Доминго и Паваротти - три наиболее известных оперных певца, чьи совместные выступления имели феноменальный успех в истории классической музыки. Детским задором и нежностью наполнено исполнение этих песен. И радуется сердце, когда слышишь, как на разных языках христиане прославляют Рождение Младенца и Его Пречистую Матерь.

Преподобный Иоанн Кукузель. Псалмы, стихиры, кратима

Великий пост - самое подходящее время для того, чтобы выключить радио в своем плеере. И побыть в тишине. Иногда, правда, наоборот - нужно прибегнуть к помощи наушников, чтобы уйти в изоляцию от мира. Тогда лучший саундтрек - византийские песнопения. Ангелопулос - один из самых известных знатоков византийского пения, архонт-протопсалт - главный церковный певчий Константинопольской архиепископии. Византийский хор под его управлением исполняет древние богослужебные песнопения, как реконструированные, так и бережно сохраненные церковной традицией.

Преподобный Иоанн Кукузель - афонский монах XII века. В юности он получил прекрасное образование, в том числе и музыкальное, и своим пением украшал хор самого императора. Но не в услаждении слуха придворных видел Иоанн свое призвание. Он сбежал на Афон, где принял постриг. За свое проникновенное пение монах сподобился явления Самой Божией Матери, которая сказала ему: "Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя". Иоанн Кукузель сочинил множество музыкальных произведений, которые можно услышать в храмах и по сей день. В нашей стране свои традиции, и пение мощного византийского хора воспринимается скорее как экзотика. Но никогда не помешает вернуться к истокам и услышать, как звучало богослужение в древней Византии.

Аллегри Грегорио. Мизерере. Джованни Палестрина. Месса папы Марцелла.

Итальянская музыка XVI–XVII веков. Джованни Палестрина - итальянский композитор, повлиявший своим творчеством на утверждение многоголосного пения в западной церковной музыке. Всю жизнь он был придворным музыкантом Ватикана. Памяти папы Марцелла II посвящены шесть месс. Когда папа Пий IV услышал эту музыку, он воскликнул: "Это предчувствие того пения, что апостол Иоанн слышал в небесном Иерусалиме!"

А в XVII веке итальянскую школу композиторов пополнил Аллегри Грегорио. Его самое прославленное сочинение "Мизерере" - произведение для девятиголосного двойного хора, основанное на звучании григорианского хорала. Это песнопение на слова 50-го псалма должно было звучать на Страстной седмице исключительно в Сикстинской капелле на папском богослужении. Долгое время сочинение хранилось в тайне, никто не имел права исполнять его и даже копировать ноты. Рукопись так бы и осталась еще одной тайной Ватикана, если бы не юный Моцарт, который услышал это произведение во время своего паломничества в Ватикан с отцом. Он запомнил его на слух и записал. Вот так, благодаря гениальному дарованию Моцарта, "Мизерере" стало доступно широкой публике.

Дитрих Букстехуде. Органные произведения (Orgelwerke)

Органная музыка по традиции всегда ассоциируется с именем Иоганна Себастьяна Баха. Но мало кто знает, что на Баха в свое время огромное влияние оказал Дитрих Букстехуде - немецкий композитор и органист. Из Арнштадта Бах шел пешком почти пятьсот километров, чтобы в церкви святой Марии в северном городе Любеке услышать сочинения Букстехуде. Пораженный услышанным, он остался в Любеке на несколько месяцев, - учиться у мэтра. Букстехуде, как многие органисты-композиторы того времени, прожил довольно скромную жизнь: ежедневная игра на органе в церкви, воскресные концерты для прихожан. При жизни музыканта было издано не так много его произведений. Основная часть произведений стала известна широкой публике лишь после смерти композитора. Все творчество Букстехуде - это органные обработки немецких протестантских хоралов. Его хоральные прелюдии, вариации и партиты стали образцом для Баха.

Слушать музыку Букстехуде лучше всего в исполнении Тона Копмана - музыканта-аутентиста, чье исполнение наиболее приближает нас к звучанию произведений композитора эпохи барокко.

Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием

Однажды поздним вечером Моцарта навестил незнакомец, скрывающий свое лицо под маской и одетый во все черное. Он просил композитора написать заупокойную мессу. Оставив приличную сумму задатка, заказчик оговорил срок выполнения работы и исчез, так и не назвав своего имени. Отказаться от такого предложения Моцарту не приходило в голову, он остро нуждался в деньгах, поэтому поспешно взялся за сочинение, но его не оставляло предчувствие, что эта работа станет для него последней. "…Чувствую - мое состояние подсказывает мне это, - мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств… Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения", - это фрагмент из письма Моцарта, написанного в сентябре 1791 года, а в самом начале декабря душа его переселилась в вечность. "Реквием" так и остался незаконченным. Ученик композитора Франц Зюсмайер дописал незавершенные части, используя моцартовский стиль и не нарушая замыслов гения.

Запись "Реквиема" мы рекомендуем прослушать в исполнении оркестра Люцернского фестиваля под управлением великого итальянского дирижера - Клаудио Аббадо, который в этом году отошел в мир иной. По версии британского журнала "BBC Music Magazine", он входит в число лучших дирижеров всех времен.

Георг Фридрих Гендель Оратория "Мессия"

Наверное, самая знаменитая музыка, написанная Генделем, это фрагмент оратории "Мессия" - хор "Аллилуйя". В Великобритании его положено слушать стоя, как чтение Евангелия в храме. Эта оратория, посвященная жизни Спасителя, содержит тексты Ветхого и Нового Завета: фрагменты Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна, Апокалипсиса и послания апостола Павла к Коринфянам. Когда Гендель сочинял свое пасхальное приношение, его слуга нередко замечал хозяина плачущим над партитурой - настолько композитора впечатляло величие сочиненной им музыки. Интересна история исполнения этого произведения. Впервые оратория прозвучала весной 1742 года в Дублине под управлением автора, и этот концерт был благотворительным. С тех пор установилась добрая традиция исполнения "Мессии" в пользу нуждающихся. Оратория звучала не раз под управлением Генделя в пользу Лондонского приюта для сирот. Все доходы от концертов шли исключительно на нужды детей.

Настоящую популярность оратория обрела только после смерти композитора, тогда текст ее был переведен с английского, и она зазвучала еще и на итальянском и немецком языках во всей Европе.

Дмитрий Шостакович Симфония № 7 "Ленинградская"

Когда-то о совсем еще юном Дмитрии Шостаковиче ректор ленинградской консерватории Александр Глазунов сказал: ему принадлежит будущее. Шостакович действительно стал классиком XX века, а его музыка - символом советской эпохи. Композитору суждено было стать свидетелем Второй мировой войны и страшного сталинского террора. И эти впечатления, несомненно, легли в основу будущей симфонии. Еще до начала Великой Отечественной войны, Дмитрий Дмитриевич рассказывал друзьям, что хочет написать пассакалию, напоминающую "Болеро" Мориса Равеля. Как знать, если бы не трагические события войны, возможно, Седьмая симфония прозвучала бы иначе… Он писал ее в блокадном Ленинграде, а закончил в эвакуации в Куйбышеве в декабре 1941 года, где через несколько месяцев и состоялась премьера.

Но, наверное, настоящей премьерой можно назвать исполнение симфонии в августе 1942 года в осажденном Ленинграде. Чтобы собрать большой оркестр, музыкантов отзывали из военных частей, некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу - лечить и откармливать. В день исполнения симфонии 9 августа все артиллерийские силы города были брошены на подавление огня противника. И знаменитый вечер состоялся: белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы пришли услышать музыку, посвященную их подвигу. Немцы тоже слушали радиотрансляцию и были потрясены тем, что этот город до сих пор жив. Один из них вспоминал тот день так: "Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

Николай Римский-Корсаков Увертюра "Светлый праздник" ("Пасхальная увертюра")

Римский-Корсаков родился в старинном Тихвине, в родительском доме прямо напротив Успенского монастыря. Колокольным звоном и богослужебными песнопениями пронизаны все его детские воспоминания: "В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно. Я любил некоторые “Херувимские” и другие пьесы Бортнянского; также его концерт “Слава в вышних” и из простого пения “Благослови, душе моя”, “Кресту Твоему”, “Свете тихий” за всенощной. Церковное пение при красивой обстановке архимандритского богослужения делало на меня большее впечатление, чем светская музыка". Богослужебная музыка не раз была вплетена в знаменитые оперные темы в "Псковитянке", "Садко", "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

Вот и увертюра "Светлый праздник" написана на темы из Обихода и пасхальных напевов. О своем замысле Римский-Корсаков подробно рассказал в "Летописи моей музыкальной жизни": "Чтобы хоть сколько-нибудь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает, а слушателям иных исповеданий и подавно".

Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Это шедевр, которому суждено было стать одним из музыкальных символов России. Известен факт, что Второй фортепианный концерт Рахманинова хотя бы раз исполнялся на каждом рояле, существующем на планете Земля. После провала своей Первой симфонии Рахманинов погрузился в сильнейшую депрессию. В течение нескольких лет он почти ничего не написал. А вернулся к сочинению во многом благодаря лечению у известного врача Николая Даля, которому и посвятил свой концерт. Финал Второго концерта стал апофеозом радости и любви к жизни.

Пожалуй, после исполнения самим автором поистине эпохальным стало выступление американского пианиста Вана Клиберна в СССР. В детстве ему посчастливилось присутствовать на одном из последних концертов композитора. С тех пор Рахманинов навсегда стал кумиром юного музыканта. Когда Ван Клиберн узнал о конкурсе Чайковского, то сразу же загорелся идеей поехать в Москву: "Мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории".

Искусство молодого американского пианиста, воспитанника русской фортепианной школы, оказалось необычайно близко и созвучно сердцам советских меломанов своей искренностью и непосредственностью. Его блистательная победа на конкурсе и всенародная любовь к нему сыграла немалую роль в годы Холодной войны. Ван Клиберн стал символом триумфа искусства, которое победоносно возвышается над политикой.

The Very Best of Maria Callas

Мария Каллас - одна из величайших певиц в истории, и если уж кого-то называть звездой, так это Каллас. В ее жизни, наполненной славой и обожанием поклонников, было много и тяжелейших испытаний, настоящих трагедий. Каллас - личность феноменальных музыкальных дарований и легендарной судьбы. Услышав однажды этот голос, уже никогда не перепутаешь его с другим. Каллас не боялась использовать почти речевую интонацию в пении, драматическая выразительность - основное и главное для нее средство воздействия. Каждый образ наполнен потрясающим богатством красок и при этом настолько реалистичен, что забываешь обо всех условностях театра, словно наблюдаешь игру гениального актера и не можешь найти в нем самого исполнителя: на сцене Тоска, Медея или Кармен.

Существует немало записей Марии Каллас с лучшими дирижерами того времени. Диск The Very Best of Maria Callas представляет собой собрание самых известных арий из опер Верди, Доницетти, Беллини, Бизе, Моцарта. Знакомство с творчеством певицы лучше начать именно с него, так как эта прекрасная музыка в сочетании с исключительным исполнением будут понятны каждому.

Рихард Вагнер. Избранные произведения

В этом году музыкальный мир празднует двухсотлетие со дня рождения Рихарда Вагнера. Творчество этого немецкого композитора - целая галактика. Чтобы проникнуть в ее тайны, необходимо вооружиться специальными знаниями. Вагнер был не просто новатором в музыке, но и настоящим революционером XIX века, после которого музыку уже невозможно было писать как прежде. Своя философская концепция, ожившие герои древних германских легенд и невиданная грандиозность замысла - характерные черты его монументальных полотен. Надо признать, что Вагнер был неоднозначной личностью, его философскими идеями в XX веке вдохновлялись нацисты, а музыка Вагнера была использована как гимн, призванный воспевать превосходство немцев над другими народами... Это отдельная тема - как искусство можно использовать для прославления зла.

Если вы еще не готовы погрузиться в мир оперного пения, но все же решились на знакомство с творениями Вагнера, "Отрок" рекомендует диск Wagner: Overtures & Preludes, который содержит инструментальные фрагменты самых знаменитых произведений Вагнера. Можно добавить, что эта "программа минимум" просто необходима для "считывания шифров", например, в кинематографе.

Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта

С тех пор как Шекспир поведал миру историю Ромео и Джульетты, прошел не один век, и многие поколения художников пытались по-своему осмыслить этот сюжет. Веронским влюбленным принесли свои музыкальные дары Шарль Гуно, Петр Чайковский, Гектор Берлиоз, Нино Рота (вспомните музыку из киношедевра Франко Дзеффирелли). Но осмелюсь сказать, что предельно выразительной и, конечно же, самой известной оказалась музыка Сергея Прокофьева. В 1936 году, когда композитор вернулся в СССР, от Большого театра поступил заказ на музыку для балета "Ромео и Джульетта". После нескольких редакций балет был поставлен в Кировском театре в Ленинграде, где партию Джульетты исполнила великая балерина Галина Уланова. Сегодня сложно найти театр, в репертуаре которого не было бы этого балета. Самые именитые хореографы, вдохновленные музыкой Прокофьева, по сей день ставят новые версии.

Если вы все-таки отважитесь посмотреть балет в записи, то лучший спектакль Мариинского театра. В этой постановке соединились одна из лучших интерпретаций музыки Прокофьева дирижером Валерием Гергиевым и эталонный образ Джульетты в исполнении непревзойденной Дианы Вишневой.

A Night of Love

Видеозапись чудесного концерта в Вальдбюне - лесном театре под открытым небом в Берлине. Лето, сумерки, десятки тысяч зрителей пришли послушать классическую музыку. Это не чопорный концерт для искушенных меломанов в филармонии, а чудесный музыкальный вечер для тех, кто любит музыку. Стоит обратить внимание, что для немцев всех возрастов это привычный вид досуга. Жаль, что в нашей стране пока нет обычая проведения концертов такого масштаба. Мы щедро раздариваем всему миру таланты, наши музыканты украшают лучшие театры, а самим пока остается довольствоваться записями.

Этот концерт посвящен великой музыке о любви, здесь вы услышите произведения Петра Ильича Чайковского, Эдварда Элгара, Арама Хачатуряна, Антонина Дворжака и прекрасный голос Рене Флеминг.

Сергей Рахманинов. Всенощное бдение

"Всенощное бдение" Рахманинова в исполнении Русского хора под управлением Свешникова - двойной шедевр: композиторского и исполнительского искусства. "Всенощная" была окончена Рахманиновым в 1915 году, уже в зрелом возрасте. В основе песнопений - темы обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы. Пожалуй, можно без преувеличения сказать, что это самое интересное произведение из духовной музыки, написанной к тому времени русскими композиторами.

"Всенощная" настолько совершенна с точки зрения музыкальной, что, пожалуй, под нее сложно молиться, но отдельные песнопения исполняются в качестве концерта на литургии, что располагает к созерцанию, которое, в свою очередь, настраивает на молитву.

Петр Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

Почти как послание будущим поколениям звучат слова Петра Ильича: "Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору". И действительно, музыка Чайковского способна говорить о волнующем и сокровенном. Концерт для скрипки с оркестром - одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений Петра Ильича. Его чарующий мелодизм - главное сокровище этого произведения. В этой музыке все - упоение жизнью и радостью бытия, восхищение этим миром и надежда. Голос скрипки звучит здесь задушевно и просто, и в то же время аристократически благородно. Энергия стихии и одновременно тихая лирика сочетаются в этом произведении.

Если слушать скрипичный концерт в записи, то стоит обратить внимание на одну из лучших записей в истории - с Давидом Ойстрахом, пожалуй, самым ярким скрипачом советской эпохи, и маэстро Кириллом Кондрашиным.

Фредерик Шопен. Баллады

Музыка Фредерика Шопена стала воплощением романтического идеала. Почти все его сочинения были написаны для одного инструмента - фортепиано. Казалось бы, камерный жанр, но именно в нем выразилась вся многогранность мировоззрения эпохи романтизма.

У всех на слуху знаменитые шопеновские ноктюрны, этюды и вальсы. Хотелось бы обратить внимание читателя на баллады, которые занимают особое место в наследии польского композитора. Шопен вошел в историю музыки не только как сочинитель, пианист-виртуоз, но и как автор нового жанра - инструментальной баллады. Для патриота Польши этот жанр имел особый смысл. Именно в польской литературе XIX века баллада стала квинтэссенцией народных надежд на освобождение. Вечная тоска по истерзанной родине давала вдохновение композитору.

В репертуаре многих выдающихся пианистов есть произведения Шопена, но особое прочтение можно услышать в записях итальянского пианиста Маурицио Поллини. В восемнадцать лет он стал победителем Международного конкурса пианистов имени Шопена, а позже не раз покорял публику своей игрой. О его исполнении критики говорили: "...может быть, и можно было играть Шопена романтичнее, красочнее, значительнее, но трудно представить себе эти сочинения исполненными более одухотворенно".

Георг Фридрих Гендель. Concerti Grossi

Жизнь и творчество Генделя навсегда связаны с двумя государствами, и до сих пор ведутся споры: Гендель - английский композитор или все-таки немецкий. Он родился в Германии в том же году, что и Иоганн Себастьян Бах, но, в отличие, от Баха, стал знаменитым и почитаемым композитором еще при жизни. Родители мечтали, что сын станет юристом, а он в четыре года самостоятельно научился играть на клавесине, и никакие запреты не могли помешать его неистовой увлеченности. Он не мог не играть, не мог не писать музыку. Судьба была явно благосклонна к маленькому музыканту, в семилетнем возрасте он пленял своей игрой слушателей из аристократических кругов и с тех пор навсегда попал под покровительство особ высшего света.

Гендель прожил долгую жизнь и написал множество произведений, исполненных торжеством света; ветхозаветные и евангельские сюжеты были одними из основных тем в его операх. Оратория "Мессия" стала вершиной его творчества, сам композитор делился ощущением особого вдохновения во время сочинения оратории: "Я думал, что открылось небо и я вижу Творца". Знакомство с музыкой Генделя можно начать, прослушав шедевр барочной музыки Concerti Grossi в исполнении Мюнхенского баховского оркестра.

Антонин Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром си минор

"Сколь бы малой ни была нация, она не погибнет, если будет иметь свое искусство", - эти слова принадлежат чешскому композитору Антонину Дворжаку. Всю жизнь он преклонялся перед творениями Бетховена, Вагнера, Брамса и Чайковского, но создал свои, неповторимые произведения, в которых отчетливо угадываются черты "славянской души".

Он родился в середине XIX века в маленькой деревне, в семье мясника. Родители считали, что Антонин должен продолжить дело нескольких поколений своей семьи. Но в шестнадцать лет он твердо решил, что будет заниматься музыкой, и уехал из деревни в Прагу, где поступил в школу органистов. Годы занятий и внимательного изучения работ великих мастеров дали свои плоды - юный музыкант начал сочинять, но даже без надежды на исполнение своей музыки - настолько он был застенчив и не уверен в своем даровании. Дворжаку было тридцать лет, когда его музыка впервые прозвучала публично.

Симфонические произведения Антонина Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. И одной из вершин его творчества можно назвать виолончельный концерт, который мы рекомендуем прослушать в исполнении великого музыканта Мстислава Ростроповича и оркестра Берлинской филармонии.

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 6 фа мажор, Пасторальная

Однажды юный Бетховен получил письмо от своего учителя Йозефа Гайдна, в котором в числе наставлений была ремарка: "Ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи, но… в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам".

Если же кому-то вслед за наставником композитора может показаться, что музыка Бетховена мрачна, что ж, послушайте Пасторальную симфонию. Осмелюсь предположить, что Гайдн изменил бы свое мнение, если бы услышал это произведение. Эта симфония - признание в любви природе и бесконечное восхищение красотой мироздания.

Бетховен смолоду проводил лето в тихих австрийских деревушках, он бродил по лесам, слушал пение птиц, и в этом созерцании красоты природы рождались замыслы его сочинений. "Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я. Деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека". Звуки деревенской волынки, пение соловья, крик перепела и голос кукушки, гром летней грозы и перекликания пастухов… Cтоит вспомнить, что эту симфонию Бетховен написал в то время, когда уже был тяжело болен и давно не слышал звуков этого мира, а только музыку, приходящую свыше.

Франц Шуберт. Квартет ре минор "Смерть и девушка"

Франц Шуберт прожил на свете всего 31 год, но написал при этом невероятное количество музыки: несколько сотен песен, в том числе на стихи Шиллера, Гейне, Гете, девять симфоний, мессы и многочисленные фортепианные произведения. Сегодня сложно отыскать человека, который не слышал бы его Ave Maria. Но при жизни композитора его имя и произведения были известны лишь узкому кругу друзей. Шуберт был скромнейшим человеком, погруженным в свою музыку. Его не интересовали деньги, слава и покровители. У него не было даже собственного инструмента, и его совершенно не заботило то, что его произведения никогда не исполняются публично. "Шубертиады" - камерные домашние вечера венской богемы, для которых он и писал, были его единственной сценой.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся в Вене в 1828 году. Вечер был посвящен памяти Бетховена, который годом ранее покинул этот мир. Имя молодого сочинителя никому не было известно, но когда застенчивый музыкант в неловко сидящем фраке исполнил несколько своих произведений, - публика разразилась восторженными овациями. Композитор получил столь высокий гонорар за концерт, что, наконец, смог купить рояль. Он успел сочинить за этим инструментом еще немало произведений, но через полгода внезапно умер. Рояль продали, чтобы оплатить похороны нищего композитора и место на городском кладбище - рядом с могилой Бетховена.

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23

В воспоминаниях Дмитрия Шостаковича сохранилась интереснейшая история записи этой пластинки. 1948 год, Москва. Звонок в Радиокомитет, говорит товарищ Сталин: "Есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта номер двадцать три? Вчера передавали по радио, играла пианистка Юдина". Сталину отрапортовали, что, конечно же, есть. На самом деле никакой записи не было. Концерт передавали из студии, "вживую". Но Сталину не посмели сказать "нет". Иосиф Виссарионович велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта именно в этом исполнении доставили к нему на дачу. На радио паника. На ночную запись срочно вызывают Марию Юдину. Все тряслись от страха, кроме Юдиной. Сменились два дирижера, и только третий смог довести запись до конца, не сбивая оркестр от волнения. Это уникальный случай в истории: три дирижера в течение одной записи. На следующий день изготовили единственный экземпляр пластинки и отправили ее заказчику.

Вскоре Мария Вениаминовна получила конверт из Кремля с солидной суммой. А через несколько дней она написала Сталину: "…Я буду о Вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы Он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви". Можно только догадываться, что грозило человеку, посмевшему отправить такое письмо, - но Юдину не тронули. Двадцать третий концерт Моцарта стал последней музыкой, которую слушал Сталин: именно эта пластинка стояла на патефоне, когда его нашли мертвым.

Петр Ильич Чайковский. Спящая красавица, DVD

Идея создания этого балета возникла у директора императорских театров Ивана Всеволожского еще в 1886 году. Ему хотелось удивить столичную публику: создать пышный спектакль в стиле балетов при дворе Людовика XIV. Всеволожский писал Петру Ильичу: "...тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо... Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро - тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода". Сценарий этой феерии был написан Всеволожским в тесном содружестве с хореографом Мариусом Петипа.

Густав Малер. Симфония № 4

Четвертая симфония Малера, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. В основу идеи симфонии легла детская песенка о небесных радостях, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся, но и в этой наивной мечте угадывается надломленность и обреченность.

Арканджело Корелли. Op. 6. № 8. "Christmas Concerto"

Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача Арканджело Корелли оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII - первой половины XVIII века. Он по праву считается основоположником итальянской скрипичной школы. Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его талантом и трудолюбием, но и несравненным артистическим обаянием. Корелли достиг в своем творчестве совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и одновременно - взволнованным, патетичным и стремительным.

Последний опус Корелли - двенадцать Больших концертов (Concerto grosso), в наше время они и стали самым исполняемым произведением. Внимаю читателей - Christmas Concerto из цикла Concerto grosso, произведение, сочиненное в рождественскую ночь.

Альфред Шнитке. Concerto grosso № 1

"Он будто вывел музыку за границы времени и пространства", - так говорят об Альфреде Шнитке его современники. Представитель советского музыкального авангарда - автор опер, балетов, симфоний, сюит и ораторий, музыки для кино и театра. В сфере его интересов были теория музыки, религия и философия. Среди многих композиторов Шнитке выделяется тем, что он был настоящим философом. Его сочинения были надолго запрещены к исполнению в Советском Союзе, почти до конца 70-х годов широкая аудитория знала его исключительно как автора мелодий ко многим фильмам. Шнитке называли диссидентом советской культуры, однако положение относительно власти его интересовало меньше всего. Он пытался осознать, какую роль в современном мире играет художник. Когда Шнитке задали вопрос, идентична ли музыка религии, он ответил так: "Нет, она как человек. И из нее есть выход и в высшее, и в низшее".

Одно из самых известных произведений композитора Кончерто гроссо № 1. В этом сочинении представлена панорама музыки разных стилей и жанров. Шнитке использовал прием полистилистики как способ выражения конфликта классической гармонии мироощущения и какофонии современной жизни.

intermezzo, от лат. intermedius - находящийся посреди, промежуточный) - небольшая музыкальная пьеса, служащая вставкой между двумя разделами произведения и имеющая иное построение и иной характер. Применительно к опере термином интермеццо обозначают небольшую "вставную" оперу или контрастирующую сцену в середине оперного действия. Исполняется обычно для того, чтобы обозначить разрыв во времени действия предшествующей и последующей сцены либо заполнить паузу, необходимую для перемены декораций.

Также этим термином называют небольшое характерное инструментальное сочинение, основоположником которого был Роберт Шуман. В русской музыке фортепианные интермеццо создавали Николай Римский-Корсаков, Александр Гречанинов, Сергей Слонимский, Александр Глазунов. Обе разновидности отмечаются в творчестве Модеста Мусоргского, Анатолия Лядова, Антония Аренского, Василия Калинникова.

Источник: otrok-ua.ru
Просмотров: 6687