Страница 2 из 3
Преподобный Иоанн Кукузель. Псалмы, стихиры, кратима
Великий пост - самое подходящее время для того, чтобы выключить радио в своем плеере. И побыть в тишине. Иногда, правда, наоборот - нужно прибегнуть к помощи наушников, чтобы уйти в изоляцию от мира. Тогда лучший саундтрек - византийские песнопения. Ангелопулос - один из самых известных знатоков византийского пения, архонт-протопсалт - главный церковный певчий Константинопольской архиепископии. Византийский хор под его управлением исполняет древние богослужебные песнопения, как реконструированные, так и бережно сохраненные церковной традицией.
Аллегри Грегорио. Мизерере. Джованни Палестрина. Месса папы Марцелла
Джованни Палестрина - итальянский композитор, повлиявший своим творчеством на утверждение многоголосного пения в западной церковной музыке. Всю жизнь он был придворным музыкантом Ватикана. Памяти папы Марцелла II посвящены шесть месс. Когда папа Пий IV услышал эту музыку, он воскликнул: "Это предчувствие того пения, что апостол Иоанн слышал в небесном Иерусалиме!"
А в XVII веке итальянскую школу композиторов пополнил Аллегри Грегорио. Его самое прославленное сочинение "Мизерере" - произведение для девятиголосного двойного хора, основанное на звучании григорианского хорала. Это песнопение на слова 50-го псалма должно было звучать на Страстной седмице исключительно в Сикстинской капелле на папском богослужении. Долгое время сочинение хранилось в тайне, никто не имел права исполнять его и даже копировать ноты. Рукопись так бы и осталась еще одной тайной Ватикана, если бы не юный Моцарт, который услышал это произведение во время своего паломничества в Ватикан с отцом. Он запомнил его на слух и записал. Вот так, благодаря гениальному дарованию Моцарта, "Мизерере" стало доступно широкой публике.
Дитрих Букстехуде. Органные произведения (Orgelwerke)
Мало кто знает, что на Баха в свое время огромное влияние оказал Дитрих Букстехуде - немецкий композитор и органист. Все творчество Букстехуде - это органные обработки немецких протестантских хоралов. Его хоральные прелюдии, вариации и партиты стали образцом для Баха.
Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием
"Реквием" остался незаконченным. Ученик композитора Франц Зюсмайер дописал незавершенные части, используя моцартовский стиль и не нарушая замыслов гения.
Георг Фридрих Гендель Оратория "Мессия"
Наверное, самая знаменитая музыка, написанная Генделем, это фрагмент оратории "Мессия" - хор "Аллилуйя". В Великобритании его положено слушать стоя, как чтение Евангелия в храме. Эта оратория, посвященная жизни Спасителя, содержит тексты Ветхого и Нового Завета: фрагменты Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна, Апокалипсиса и послания апостола Павла к Коринфянам. Впервые оратория прозвучала весной 1742 года в Дублине под управлением автора, и этот концерт был благотворительным. С тех пор установилась добрая традиция исполнения "Мессии" в пользу нуждающихся. Оратория звучала не раз под управлением Генделя в пользу Лондонского приюта для сирот. Все доходы от концертов шли исключительно на нужды детей. Настоящую популярность оратория обрела только после смерти композитора, тогда текст ее был переведен с английского, и она зазвучала еще и на итальянском и немецком языках во всей Европе.
Дмитрий Шостакович Симфония № 7 "Ленинградская"
Настоящей премьерой можно назвать исполнение симфонии в августе 1942 года в осажденном Ленинграде.
Николай Римский-Корсаков Увертюра "Светлый праздник" ("Пасхальная увертюра")
Богослужебная музыка не раз была вплетена в знаменитые оперные темы. Увертюра "Светлый праздник" написана на темы из Обихода и пасхальных напевов.
Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Это шедевр, которому суждено было стать одним из музыкальных символов России. Финал Второго концерта стал апофеозом радости и любви к жизни.
Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром
До Шумана серьезной музыкальной критики просто не существовало. Знаток философии, живописи и литературы, он собирался получить диплом юриста в Лейпцигском университете, но музыка захватила все его существо. Пианисты признаются, что играть шумановские произведения нелегко.
Кристоф Виллибальд Глюк. Опера "Орфей и Эвридика"
Легенда о любви Орфея и Эвридики не раз привлекала внимание сочинителей. Орфей - величайший музыкант в греческой мифологии, его история так и просилась в оперу. "Орфей и Эвридика" справедливо считается шедевром австрийского композитора. В этой опере впервые (для XVIII века) столь органично музыка подчинена драматическому действу. Речитативы, арии, пантомимы и танцы вторят драматургии, и, сочетаясь, слагают стилистическое единство всего произведения. Самый известный фрагмент оперы - танец блаженных душ в Элизиуме - стал гимном любви и верности.
Астор Пьяццолла. Танго
Музыка аргентинского композитора, чьи сочинения перевернули представление о традиционном танго, соединила в себе элементы джаза и классики. Стиль Пьяццоллы получил название "нуэво танго". Пьяццолла известен как виртуозный мастер игры на бандонеоне, свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами.
Симеон тен Хольт. Canto Ostinato
Всем, кто готов слушать исключительно современную музыку, посвящается. Нидерландец Симеон тен Хольт писал музыку в стиле минимализма. Композитора всю жизнь занимали темы связи музыки и живописи, музыки и математики. Многие произведения тен Хольта написаны для одного или нескольких фортепиано. "Canto Ostinato" не исключение, авторский вариант - два рояля, есть записи, где одновременно звучат четыре...
Cам Симеон тен Хольт говорит о своем произведении, что оно требует нового подхода к исполнению и, прежде всего, восприятию, а также, что это "больше ритуал, чем концерт". Музыка для размышления.
Клод Дебюсси. "Море". Три симфонических эскиза
Французский композитор Клод Дебюсси, вошедший в историю как основоположник импрессионизма, однажды сказал, что из всех искусств музыка ближе всего к природе. Сам композитор впервые встретился с морем еще в детстве на Лазурном берегу. Композитор не любил, когда его именовали "основоположником импрессионизма", и отвечал на это: "Я лишь пытаюсь найти новые реальности".
Антонин Дворжак. "Славянские танцы"
В 1874 году еще никому не известный и крайне нуждающийся в деньгах Антонин Дворжак получил от Иоганнеса Брамса совет написать популярную музыку. Брамс обещал использовать свои связи и влияния и помочь с изданием будущего произведения, если оно будет удачным. В XIX веке домашнее музицирование было в моде. "Славянские танцы" принесли Дворжаку европейскую славу. Его вдохновением стали неповторимые мелодии родной Моравии. Кроме чешских мотивов, "Славянские танцы" объединили в себе народный характер украинской, сербской и польской музыки. Дворжаку удалось выразить идею единства славянской духовной и музыкальной культуры.
Рихард Штраус. "Альпийская симфония"
"Альпийская симфония" была написана Штраусом в 1915 году в перерыве между работой над сложнейшими операми. После изматывающего труда над монументальными полотнами работу над симфонией можно было воспринимать как отдых. "Альпийская симфония" - это описание прогулки по горным тропинкам, так сказать, дневник наблюдения за природой. Журчание ручьев, пастушьи рожки, шум водопадов, туман и грозы - вся палитра альпийских звуков воспроизведена симфоническим оркестром.
Хоакин Родриго. "Аранхуэсский концерт" для гитары с оркестром
Хоакин Родриго - прославленный испанский композитор. Еще в детстве он полностью потерял зрение, но это нисколько не помешало ему сочинять и стать теоретиком-музыковедом. Ведущая тема адажио из "Аранхуэсского концерта" стала одной из самых популярных мелодий XX века. Хоакин Родриго написал концерт под впечатлением от королевских садов в Аранхуэсе, где он провел счастливые месяцы вдвоем с супругой. Исполнить это произведение считали за честь лучшие гитаристы XX века.