Вт, 23 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Семья Воспитание Запрет на имена
 
Сегодня дети - завтра народ Василий Сухомлинский
15-летняя исландка отстояла в суде свое право носить мужское имя, несмотря на то, что государство этого "не одобряет". Ограничения накладывают на имена в разных странах, но почему?

Молодые родители знают: подобрать ребенку имя, которое нравилось бы обоим - дело нелегкое. Но оказывается, угодить надо еще и государству.

Бьорк Ейдсдоттир и подумать не могла, что дав 15 лет назад своей дочери имя Блэр, она нарушила закон. С точки зрения исландских властей, Блэр, означает "легкий ветерок" - это мужское имя, и регистрировать под таким именем девочек нельзя. Поэтому Блэр с рождения фигурировала в официальных документах просто как "Девочка". Но вОкружной суд Рейкьявика предоставил ей официальное право называться нестандартно. "Наконец мне выдадут паспорт с именем Блэр", - сказала девушка журналистам после заседания.

Определенные ограничения накладывают на имена и другие страны - в частности Германия, Швеция, Китай и Япония. Но почему?

В случае Исландии - из-за специфической грамматики, жесткого различия между мужским и женским родом. Могут запретить смешное или непристойное имя, чтобы над ребенком не смеялись. Иногда, хотя и не всегда, отказывают в регистрации, если имя содержит буквы, которых нет в исландском алфавите. В стране существует список общепринятых имен - 1853 женских и 1712 мужских, и родители должны либо выбрать из этого списка, либо обратиться в специальный комитет за разрешением назвать ребенка по-другому.

Требует считаться с интересами ребенка и Германия, где одной турецкой паре недавно запретили назвать малыша Усамой бен Ладеном. Другие родители решили наречь сына Берлином - в честь города, в котором встретились. В мэрии им сначала отказали в регистрации, но сдались, когда адвокат семьи сослался на прецедент: немецкий суд уже как-то разрешил имя Лондон. Гендерная путаница также становится основанием для отказа: один мальчик не смог получить имя Матти, потому что из него не понятен был пол ребенка. Не найдете вы в Германии и людей по имени Меркель, Шредер или Коль, потому что фамилии запрещено использовать в качестве имен.

Власти Новой Зеландии отказали родителям, которые захотели назвать малыша 4Real - сленговый вариант написания словосочетания "for real", что означает "настоящий", "реально существующий". Чиновники заявили, что имена не могут начинаться с цифры. В другом случае новозеландский суд оформил временную опеку над несовершеннолетней девочкой, чтобы она смогла изменить имя, которое с детства ненавидела: Талула Танцует Гавайскую Хулу.

В Японии контроль еще жестче: местные власти могут запретить любое неприемлемое, по их мнению, имя. В 1993 году, например, отказали в регистрации родителям, которые захотели окрестить малыша Акумой, поскольку на японском это "дьявол".

А в Китае людей часто заставляют менять "непонятные" имена.

Зато в Британии и США законы гораздо мягче. Американцы могут назвать своего ребенка практически как угодно, говорит Майкл Шеррод, соавтор издания "Худшие детские имена: истории реальных семей". Собственно, родители рассматривают это как важную составляющую свободы слова, закрепленной в Конституции. "Когда я узнал, какие ограничения существуют в других странах, то был очень удивлен", - говорит эксперт.

Странные имена в Штатах - явление не новое. В переписях населения XVII и XIX веков встречаются такие имена как Королевский Суд, Грехопадение и Холера Чума. "Я 20 раз встречал имя существительное, 458 - Кома, 18 раз - Точка, а однажды даже Точка-с-запятой (Semicolon)", - рассказывает Шеррод. Сейчас в США также популярны имена Има и Вонна (Ima и Wanna) - сленговые сокращения слов "собираюсь (что-то сделать)" и "хочу", особенно в сочетании с говорящими фамилиями, так что получается, например, "хочу мужа" или "собираюсь к девкам". Но это еще цветочки: случаются и откровенные пошлости.

Но почему родители делают это со своими детьми?

Основная мотивация - чтобы дети были уникальными. Родителям кажется, что эти имена смешные и выделяют их чад из массы. Кроме того, у американцев очень сильные собственнические инстинкты в отношении детей. Они исповедуют примерно такой подход: мы можем делать со своими детьми, что угодно, а если им что-то не нравится - сменят имя, когда вырастут.

Дети с необычными именами часто страдают от издевательств сверстников в школьном возрасте, но впоследствии, когда взрослеют, примиряются и даже гордятся своим именем.

Отдельные оскорбительные или непристойные клички, без сомнения, можно рассматривать как насилие в отношении ребенка, но Шеррод не думает, что по этому поводу нужно принимать законы. Конечно, суд вообще не должен вмешиваться, но лучше бы до этого доходило только тогда, когда с родителями вообще невозможно найти общий язык. А они преимущественно идут на компромисс. У меня нет точных цифр, но дел об оскорбительных именах настолько мало, что какое-то законодательное регулирование просто не нужно.

Но иногда суды все же говорят свое слово. Когда Томас Бойд Ричи III захотел изменить свое первое имя на римскую цифру III, Калифорнийский суд постановил, что это "будет создавать значительную путаницу".
Просмотров: 2557