Сб, 14 December

Обновлено:01:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Рождество Рождество Христово
История Рождества Христова известна каждому. И все же далеко не все знакомы с первоисточником - с Евангелием. Евангельские тексты восходят к концу первого века, к тем временам, когда еще жили некоторые ученики Христа, хорошо знавшие не только Его Самого, но и Его мать - Деву Марию. Евангельских книг всего четыре и они взаимно дополняют друг друга. Наиболее подробно о Рождестве Христовом говорят два древних писателя Матфей и Лука. Оба, помимо самих событий Рождества, включают в повествование перечень имен предков Иисуса (родословные). Вот объединенное описание Рождества, составленное из текстов обоих евангелистов в современном переводе, но без родословных:

"Вот как родился Иисус Христос. Его мать Мария была обручена с Иосифом, но, прежде чем они вступили в брак, обнаружилось, что Мария ждет ребенка от Духа Святого. Иосиф, ее нареченный муж, как человек праведный, решил разорвать помолвку, но тайно, чтобы не выставлять ее на позор. Когда он это задумал, явился ему во сне ангел от Господа. "Иосиф, сын Давида, не бойся взять Марию в жены, - сказал он. - Ребенок, которого она носит, зачат от Духа Святого. Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов". Все это произошло, чтобы исполнилось сказанное пророком: "И вот дева зачнет и родит сына, Его назовут Имману-Эль", что значит "С нами Бог". Иосиф, пробудившись ото сна, поступил так, как велел ему ангел Господень: взял Марию как жену к себе в дом.

В те дни при иудейском царе Ироде Римский император Август повелевал провести перепись по всей земле. Все пошли на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился из города Назарета в Вифлеем. Он пошел с Марией - нареченной женой и когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось.

Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх, но ангел сказал им: "Не бойтесь! Я несу вам радостную весть. Сегодня родился ваш Спаситель - Помазанник, Господь!" И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога: "Слава Богу в вышних небесах! Мир на земле людям, которых Он полюбил!" Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чем нам поведал Господь". Они нашли Марию с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали, что им было сказано об этом ребенке и вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за все, что им довелось увидеть и услышать.

Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус.

После того как родился Иисус, в Иерусалим явились с востока волхвы или, как говорят, звездочеты. "Где новорожденный царь евреев? - спрашивали они. - Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести" Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим. Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. "В иудейском городе Вифлееме, - ответили они.

Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды, сказав им: "Ступайте и все в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести". Волхвы отправились в путь. Звезда, восход которой они видели, двигалась перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним, а потом, преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края другой дорогой.

После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его". Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет.

Когда Ирод увидел, что звездочеты его провели, он пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рожденных в то время, о котором он узнал от звездочетов."

Это описание - все, что дошло до нас из древности и легло в основу бесконечного количества преданий, сказок, историй, песен и даже кинофильмов. На тему Рождества можно говорить бесконечно. Но все же в эти святые дни хотелось бы познакомить читателей с тем, что для самих христиан важно в этом празднике.

Первое, на что следует обратить внимание - то, что праздник этот именно христианский и его невозможно понять и по настоящему отпраздновать вне религиозного контектста. Главное действующее лицо - Сам Христос, суть праздника - Его рождение, начало того пути, что приведет к спасению людей от греха и вечной смерти. Тут нет и не может быть никаких других смыслов и персонажей - только евангельские. Поэтому для православных людей Рождество Христово - это прежде всего праздничное богослужение (как правило ночное), молитвенное общение с Богом и причащение в этот день на Литургии. В нашей стране так сложилось, что народные и семейные традиции, связанные с Рождеством, ушли и по-своему, так или иначе, возродились в новогодних торжествах, уступив место самому главному. Конечно остались и праздничный стол и подарки, но все это вторично по отношению к посещению храма, молитве и причащению.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что очень важным в праздновании Рождества Христова является вспоминание евангельских событий и размышление о том, что они значат для нашей жизни и для нас лично. Иисус приходит в мир так же, как приходим все мы, Он рождается. Бог, посетивший людей, избирает тот же путь, что Сам он определил пройти каждому человеку. Святое семейство, Иосиф, Мария и новорожденный не находят места среди людей, вернее им не находится места в нашем мире. Весть о Спасителе пастухи-простолюдины принимают в простоте сердца как откровение свыше. Волхвы же - ученые мужи своего времени - принимают Христа как итог своих поисков истины, как плод долгих трудов по изучению мироздания. Царь Ирод, а вернее тот, кто владел его темной душей - сам дьявол тоже прознал про младенца Христа и постарался убить Его. В результате погибли невинные дети.

В каждую эпоху, христиане стремились разглядеть в Рождестве что-то особенное, увидет ответы на свойственные их времени вопросы. К примеру, около ста лет назад в обществе, опьяненном бурным ростом науки и, в частности, палеонтологическими открытиями, известный англичанин Г. К. Честертон так рассуждал о тайне боговоплощения: "Именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека, и в пещере нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина человеческой истории, подобная новому сотворению мира, тоже начиналась в пещере. И животные были тут, потому что пещера эта служила стойлом для горных жителей у Вифлеема; там и сейчас загоняют скот на ночь в такие ущельица и гроты.

Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком.

Легенды и поэмы, которым нет и не будет конца, повторяют на все лады немыслимый парадокс: руки, создавшие солнце и звезды, не могли дотянуться до тяжелых голов осла и вола. На этом парадоксе, я сказал бы даже, на этой шутке зиждется вся поэзия нашей веры".

Христиане из года в год вот уже две тысячи лет радуются тому, что Бог, не переставая быть Собой, стал человеком, родился от Девы Марии, был таким же младенцем, как и любой из нас. Известный православный священник, живший в США времен холодной войны, писал, что всем понятно, что дети не имеют ни власти, ни силы и поэтому один из главных уроков Рождества в том, что Тот, Кого сейчас называют парадоксальным словом Богомладенец, а по-простому ребенок той далекой Вифлеемской пещеры не хочет, чтобы Его боялись, Он ждет, что о Нем позаботятся. Бог пришел к людям не устрашением, не доказательствами своей силы и власти, а только доверием и любовью. В мире царствуют власть и сила, страх и рабство. Но христиане вновь и вновь утверждают, что мир способен и на другое, мир способен вопреки всему не дать погибнуть божественному младенцу, а стать для него яслями, колыбелью, домом, где он сможет вырасти и в свое время обратиться к людям со своей проповедью, ожидая свободного отклика, доверия и любви.

Наверное, наиболее важные для нашего времени рассуждения мы можем найти у митрополита Антония Сурожского, много лет возглявлявшего приходы Русской православной церкви в Англии. Вспоминая события Рождества Христова, он писал: "Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он стал как мы все, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился - через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, - Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог - хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Христос явил так же величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой?"

Хтелось бы пожелать нам всем не просто "счастливого Рождества", как это делают в кинофильмах, а более серьезного и честного отношения к празднику. Мне бы очень хотелось, чтобы Рождество Христово так и остался религиозным праздником, чтобы его суть не размылась мифами, нравоучениями, идеологиями и народными обычаями. Очень важно, когда есть несколько дней в году, когда нет неоходимости выдумывать смыслы и поводы, оправдывать бессмысленные традиции, а можно просто, придти в храм и приобщиться радости праздника.

Почему Рождество Христово за 20 постсоветских лет так и не стало настоящим общенародным.

Евангелие - такая книга, которую в России трудно, почти невозможно прочесть, как "новинку", воспринять ее как "премьеру", прочесть в ней именно то, что написано, по настоящему удивиться, а не увидеть в тексте известные всем набившие оскомину "штампы". Другое дело - первая книга про Гарри Поттера. Это действительно была "новинка". Да, древние мифы, саги, легенды про магов и волшебство многим знакомы, но история о "мальчике, который выжил" захватывала читателя своей новизной и непредсказуемостью. Евангелие же, как жизнеописание Христа в этом смысле проигрывает новомодной сказке, ведь даже те, кто Новый завет никогда в руки не брал и не задумывался о том, где его купить, "знают" о Христе и о христианах слишком много, чтобы Благая весть (именно так переводится "Евангелие") стала для них действительно новой.

Для многих Рождество Иисуса Христа и Его жизнь, как бы висят в воздухе, они не имеют исторических, географических и культурных привязок, воспринимаются, как миф, как легенда. В таком случае, и я это прекрасно понимаю, очень трудно праздновать нечто не имеющее отношение ни к истории, ни к реальности. Один из выходов из сложившейся ситуации - обратиться к литературе. Ну, хотя бы к ставшим уже хрестоматийными книгам: "Сын человеческий" (протоиерей Александр Мень), "Жизнь Иисуса Христа" (Ф.Фаррар), "Неоспоримые свидетельства" (Д. Макдауэлл) и "Вечный человек" (Г.Честертон). Я каждого призываю эти книги прочесть, чтобы не быть профаном. Но насколько чтение решит все вопросы - я судить не берусь. Скорее всего, не решит.

Рождество Христово в постсоветской России, не успев стать "новой темой", стало "обыденностью". Всем в подробностях "известны" описания Рождества, поклонения пастухов и волхвов, а так же безумная жестокость царя Ирода. Не знают люди только одного, какое отношение родившейся в Вифлееме Младенец имеет к ним и их жизни? И пока ответа не будет, на фоне чреды событий, поглощающих нас, "Рождество Христово" не прозвучит, не пробьется до сердец людей, не смотря даже на частые упоминания.

Был в первом веке нашей эры известный историк Иосиф Флавий - выходец из еврейского народа. В конечном итоге он поселился в Риме и в назидание всему человечеству оставил исторический свод жизни Израиля. Среди прочего, Флавий подробно описал владычество Рима над Израилем - как раз тот период, когда в Вифлееме и родился Иисус Христос. Напомню, что это было "во дни Ирода царя". Иосиф Флавий посвятил правлению этого тирана большую часть книги. Приведу лишь крохотную часть оглавления описанных событий: Ирод утвержден Августом в царствовании и щедро награждается милостями; ему возвращена часть царства, отнятая Клеопатрой; смерть первосвященника Аристобула и Гиркана, а также жены Ирода Мириаммы; оклеветание сыновей Мариаммы; злокозненность Антипатра и Дориды; Глафира - виновница ненависти к Александру; помилование Ферора, заподозренного, и Саломеи, уличенной в заговоре; Евнухи Ирода подвергаются пытке; Ирод, с разрешения императора, выступает обвинителем своих сыновей, которые, не будучи представлены собранию, осуждаются и т.д.

Вполне можно сегодня составить аналогичный перечень событий, говорящий о правителях, о выборах, о назначениях новых чиновников, об арестах, о договорах, подписанных с другими странами, о ценах на нефть и т.д. и т.п. Согласитесь, "Рождество Христово" не вписывается ни в древний перечень, ни в нынешний. И дело тут не только в том, что жизнь людей идет своим чередом и от нее никуда не деться. Я думаю, и не надо никуда деваться. К примеру, очень многое для граждан по-настоящему зависело когда-то от признания Ирода в Риме или сегодня зависит от цены на нефть. Дело в том, что настоящим и значимым "событием" Рождество становится только для тех, кому действительно важно знать кто же такой Иисус Христос, почему Его именуют Богом и Человеком. Иными словами "событие" Рождества по своей значимости должно перевесить повседневность.

Евангелие, поведав нам тайну рождения Иисуса, не зря умалчивает о Его жизни до момента выхода на проповедь. Нам известны лишь последние три года жизни Спасителя, то есть 1/10 часть. Насколько я понимаю, для Благой вести Рождество - очень важное, многое объясняющее, но все же дополнение к теме личной встречи Иисуса и тех, кто доверился Ему или его ученикам. Помните, знакомство с Иисусом происходит благодаря Иоанну Крестителю, прославившемуся не столько чудесами, сколько личным религиозным подвигом, нравственной аскетической жизнью, жизнью по заповедям Бога. Именно Он указал народу и ученикам Христа Спасителя.

Так должно быть и сегодня. Рождество Христово - раскрытие тайны Боговоплощения, тайны Богочеловечества Христа, но оно становится значимым и важным лишь, когда знание о Христе, о Его заповедях, а вернее знание Самого Христа сможет перевесить общий информационный поток лично для конкретного человека. Смысл тут не в "чуде", не в "значении" события, не в парадоксальности факта или философском осмыслении, а в личной встрече с Богом или Его учениками. Я говорю не о мимолетной встрече, как бывает между прохожими на улице, а о встрече, что бывает между юношей и девушкой, когда они вдруг поняли, что любят друг друга, что каждый из них уникален, единственен и бесконечно дорог.

Рождество христово - это религиозное, а значит вечно живое событие, оно не складывается из "легенды", "праздничного стола" и "подарков". Рождество Христово требует личной веры и личного отношения к Тому, кто родился, ведь для христиан именно Он - Живой и Личный Бог, Он - Тот, к Кому можно обратиться с молитвой, Он - Тот, Кому можно причаститься.

Юрий Белановский
Просмотров: 3137