Главная мысль: Церковь - Тело Христа.
Ефес - торговый портовый город в малоазиатской провинции Рима Асии. Он был Центром культуры и поклонения греческой богини Артемиды, храм которой считался по своему великолепию одним из семи чудес света. Здесь апостолом Павлом была заложена христианская община, первыми членами которой были ученики Иоанна Крестителя, числом около двенадцати: " Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати", Деяния 19:1-7.
Апостол Павел просвещал светом Христовым город Ефес и всю Асию в течение почти двух лет. Повод составления послания к Ефесянам не известен. Апостол продиктовал его, будучи в узах в Риме, или в Кесарии. Из темничных стен его дух возносится к небесным высотам и в молитве удостаивается общения с Богом... Это послание имеет более общий характер из всех посланий великого апостола и расширяет учение о Вселенской Церкви Христовой, как об организме, о Теле Христовом, жизненно соединенном с Главою - Христом в небесах и потому более небесном, чем земном.
Верующий - лишь странник к вышнему Ханаану, в ожидании преображения его тленного тела в нетленное. Уверовав во Христа, как в своего Спасителя, духовно мертвый человек оживает; сфера его интересов перемещается, вслед за Христом, в небеса; Духом Святым в нем восстанавливается подобие Богу; по усыновлению, Он - сонаследник Христу. И все это даруется ему исключительно ради заслуг Христа - по благодати, "не по делам, чтобы никто не хвалился", Ефесянам 2:1-10.
Притом, кровь Христа спаяла воедино народ завета, иудеев, с язычниками; средостение сурового закона между ними рухнуло и уступило место благостному учению Христа. Тайна соединения иудеев с язычниками в одно общество - Церковь была "сокрыта в Боге", но открыта Павлу и объявляется через него.
Высокому положению Вселенской Церкви Христовой должна соответствовать и жизнь верующих ее членов. Это прежде всего стремление сохраните единство духа в союзе мира; это - укрепление Духом Святым во внутреннем человеке. Это, другими словами, принятие верою в свое сердце Христа и Его даров, которые в Церкви многоразличны, для усовершения святых.
Ветхий Адам, наша плоть, должен уступить место новому человеку, запечатленному Духом Святым, живущему по закону любви к Богу и ближнему. Оружием для одержания победы над внешним нашим врагом, сатаною, должны быть крепкая вера и твердое знание Слова Божия, т. е. священного Писания.
"ИзслЪдуйте Писанія", Иоанна 5:39
Изданіе пастора Б.Геце