Пт, 13 September

Обновлено:08:18:24 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Жены НЗ Иродиада
Теперь мы откроем мрачную страницу. Речь в этой главе пойдет о грехе и позоре. Но что записано в Библии, достойно быть рассмотренным. И в этой мрачной главе мы можем кое-чему научиться. Как раз предупреждения стоит она там, чтобы предостеречь и отвести на той опасности, в которой другие потерпели кораблекрушение!

Итак, познакомимся с образом прелюбодейки и убийцы Иродиады. О том, что Иродиада была прелюбодейка, в один голос рассказывают евангелисты:

"Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.  Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. 30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили", Марка 6:17-30;

"Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу", Матфея 14: 3-12.

Она не была законной женой Ирода, а была женой брата его Филиппа. Когда Ирод остил у своего брата в Риме, необузданная Иродиада, не находившая удовлетворения в половой жизни с мужем, так опутала его, что Ирод не смог оставить се. Он изгнал свою законную супругу и возвратился домой с Иродиадой, как со своею женой. Не говоря уже о том, что этот союз был позорным, потому что оба они состояли в браке, при том они были близкими родственниками, которым не разрешалось вступать в супружескую жизнь. Итак, грех на грех! Она не заботилась об этом и поступала так, как некоторые говорят "по ту сторону добра и зла". |

Еще в великой древности высокие по положению и богатые люди ритязали на свободу от общепринятой морали. Они считали, что стоят выше законов, которым подвластна основная масса народа, как пренебрежительно называли "чернь". Нечто от Иродиады кроется и в поколении наших дней. Все это принимается в порядке вещей.

Никто из придворных Ирода не сказал правды в глаза. Возможно они действительно ничего дурного не видели в этой прелюбодейной связи, потому что и сами погрязли в таких грешных взаимоотношениях.

Но был в народе человек, имеющий смелость сказать даже коронованному грешнику истину в глаза. И этим человеком был Иоанн Креститель. Он проповедовал всему народу покаяние и не замедлил явиться к правителю народа. Он не ждал, чтобы Ирод пришел к нему, а сам поспешил к нему.

Как Илия однажды пришел во дворец царя израильского Ахава с греховной вестью, так является и проповедник покаяния с Иордана в царские чертоги Ирода. Он не ждет, чтобы царю доложили о его посещении, как это было принято по придворным обычаям! Никто не смел удерживать или прикоснуться к нему руками. Беспрепятственно входит он в покой, где Ирод и Иродиада пребывают все время вместе. Удивленно смотрит властелин на непрошеного гостя. На мгновение в зале воцаряется тишина, и эту тишину прорезает острая, как бритва, речь Крестителя: "Тебе нельзя жить с женой брата твоего!" Марка 6:18. Ирод побледнел. Он знал этого человека! Ему было известно, что он является пророком Божьим. Ирод слышит из уст его приговор Божий о его грехе. Он вынужден признать, что этот смелый человек говорит ему правду! Смирится ли сейчас царь перед святым Божьим? Скажет ли он так, как однажды сказал царь Давид, когда посетил его пророк Нафан: "Согрешил я пред Господом!"? Да, если бы здесь не было Иродиады! В ярости вскакивает она. Как?! Сказать ей такое в ее собственном покое?! Один лишь ее знак и бесстрашный проповедник связан и заключен в темницу: "Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла", Марка 6:19.

Почему Иродиада так разъярилась? Потому что Иоанн сказал истину и ни слова больше, и ни слова меньше! Она ничего на это не могла возразить. Он был прав! Однако, сознаться в этом? Никогда!

Но Иродиада имела дело не с проповедником Иоанном, а с самим Богом! Всемогущий послал этого вестника, чтобы вразумить, что она находится на ложном пути, ведущим вечную погибель!

Достижение цели

Немало пришлось Иродиаде ждать возможности убить Иоанна Крестителя, которого защищал сам Ирод: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная что он муж праведный и святым, берег его, и многое делал, слушаясь его", Марка 6:10. А в Матфея 14: 5 мы будто и находим противоречие этому: "И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка". Но дело с этим кажущимся противоречием обстоит так же, как и со многими другими местами. Кто более внимательно углубится в Слово Божие, то кажущееся противоречие выльется в чудную и совершенную гармонию!

Еще раньше, чем Иоанн явился к Ироду с обличительной речью, обличившей и разъярившей его жену, потому что она не могла терпеть истину, Ирод считал его за пророка. Иначе нельзя объяснить такое смелое бесстрашие Крестителя и великое впечатление, произведенное им. Когда этот мужественный человек сказал правду царю, то выполнил поручение Божие. Ирод был убежден в этом. В его сознании пробудился голос, который оправдывал Иоанна Крестителя. Что недопустимо отнимать жену брата своего, ему было понятно, хотя он можно мог и не понимать, что этим он творит неправду перед Богом. Непрошеный вестник разбудил его сознание. В часы размышлений царь рассуждал так: "Да, этого не должно быть так далее, это должно иначе!" И тогда он шел в подземелье к Иоанну или призывал его к себе поговорить и посоветоваться.

Есть ь такие личности, которые испытывают некоторое успокоение, когда они выскажутся и признаются, хотя никакого обновления в их сердце и жизни не происходит, но они говорят: "Я чувствую большое облегчение!" И об Ироде мы читаем слова, при поверхностном рассмотрении кажущиеся противоречивыми: "...с удовольствием слушал его", Марка 6:20. Да, он охотно разрешал ему высказывать правду. Иоанн же не скрывал от него правды при таких беседах, затрагивал интересы и обязанности души. Как часто отпускал Ирод заключенного со словами: "Да, ты прав! Это должно быть иначе! Так дальше
может продолжаться!"

В некоторых делах он поступал по словам наставника. Если где-либо совершалась явная неправда, то он непременно исправлял это. Но его послушание не распространялось так далеко, что он мог в корне измениться. Он с удовольствием хотел этого и возможно сделал бы так, если бы не было Иродиады! Когда он находился под впечатлением слов: "Это должно быть иначе!", тогда Иродиада говорила ему:
- Что это опять с тобою сегодня? Ты снова задумчив. - Тогда он говорил ей, что совесть мучит его. - Ты снова был у Иоанна! Это же по тебе сразу видно! Он оказывает на тебя страшное влияние! Ты мог бы его даже на волю отпустить!
- Да, я мог бы!
- Я знаю, что ты мог бы! Но неужели ты не представляешь, что ты потеряешь всякий авторитет в народе, если допустишь такое! Твое положение обязывает тебя, чтобы ты наказал его в пример другим! К чему это может привести, если всякий без роду, без племени в твоем собственном дворце будет указывать тебе, что делать и что нет?
- Ты права,- отвечал слабохарактерный царь, - этого я, конечно, не могу допустить! Наверное, лучше всего убрать его с дороги… Я только боюсь иудеев, потому что они почитают его за пророка.

Так колебался Ирод туда и сюда! Кто говорил с ним, тот был прав. Он поступал точно так же, как царь Ахав, который часто был склонен обратиться к Иегове. Но он женился на Иезавели, которая заглушила эти добрые побуждения и подстрекала его идти по погибельному пути, на который он вступил.

Иродиада была вынуждена ждать, но она не выпускала из памяти поставленную цель. Эта цель гласила: "Смерть Крестителю"

Наконец представилась долгожданная возможность. Это был "удобный день", как сообщает Марк в 6 главе, 21 стих. Ирод праздновал свій день рождения. Он приготовил роскошный пир, пригласив высоких и почетных гостей. Вино лилось рекой... Когда собравшиеся разгорячили себя крепкими напитками, торжественно вошла Саломия, дочь Иродиады. Она была рождена от брака с Иродом, но происходила от его брата Филиппа, или еще  кого-то другого,- трудно было сказать кто был ее отцом. Она вошла в зал и начала танцевать... Это было делом продажной публичной женщщины, живущей на средства от позорного промысла. Для свободного самостоятельного человека в древности танец считался неприличным.

Принцесса танцевала... Разгоряченные вином гости исступленно кричали "бис!", требуя продолжать танец. Все более дикими и бесстыдными становились ее движения, и все горячее гремело "бис". Опьяненнный Ирод был вне себя. В пьяном угаре он не думал о позоре, который наносила ему и его положению эта бесстыдная девица. Он был совершенно опьянен вином и разгоревшимися страстями.

Вновь и вновь показывала она свое искусство. Тогда царь сказал девице: "Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе даже до половины моего царства!", Марка 6:21-23. Саломия не заставила повторять обещанного. Она поспешила к матери посоветоваться, чего ей просить у царя. Мать ни на одно мгновение не раздумывала: "Головы Ионна Крестителя на блюде!"
Что за ужасное желание для молодой девушки! Но Соломия была достойной дочерью прелюбодейной матери. Она поспешно возвращается в праздничный зал и говорит царю: "Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежащих с ним гостей не захотел отказать ей, и тотчас послал оруженосца, царь повелел принести голову его на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери своей", Марка 6: 25-28.

Наконец, Иродиада достигла цели! Уста, строго и остро возвещающие истину, умолкли. Теперь ненавистный обличитель был убран и она может быть спокойна! Однако, могла ли она иметь покой в действительности?..

О кончине Иродиады мы ничего не знаем. Ирод был сослан в Лион Галилейский кесарем Калигулой. Иродиада была там с ним. На этом ее след кончается - "Путь нечестивых погибнет... Они, как прах, возметаемый ветром", Псалом 1.

О ее дочери Саломии сохранилась древняя легенда, рассказывающая, что она попала в реку во время весеннего половодья. И тут две льдины сошлись и оторвали ее голову от туловища. Эта картина была похожа на страшное блюдо с головой Крестителя... Это всего легенда. Однако, совершенно истинно, что "нет мира нечестивым", Исаия 48:22, а "их конец - погибель", Филиппийцам 3:19.

Несчастная Иродиада! Несчастная Саломия!

Женщина глазами Бога                                    по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета

Просмотров: 26750