
Он изучил несколько таких наиболее выдающихся рукописей, созданных между 670 и 800 годами нашей эры. Эти шедевры отличает присутствие некоторого количества "коверных" страниц — занятых узорами полностью, а также большое число иллюстраций в тексте.
В частности, Сисне проанализировал знаменитую Келлскую книгу (Book of Kells), созданную ирландскими монахами примерно в 800 году, — одну из самых богато украшенных иллюстрациями рукописей за весь период с конца VI по начало IX столетий, настоящую вершину мастерства в прорисовке миниатюр и орнаментов. Также профессор использовал в своем исследовании Книгу из Дарроу (Book of Durrow), столь же яркий манускрипт, появившийся в VII веке.
Многие элементы изображений на их страницах выполнены с разрешением до 30 линий на сантиметр, а в одном квадратном дюйме иной иллюстрации порой можно насчитать свыше полутора сотен сложных пересечений "ленточек" разных цветов. Высокая точность орнаментов и толщина деталей менее одного миллиметра — одна из черт, заставивших современных ученых восхищаться фолиантами и ломать голову над техникой их изготовления.
Профессор (основная сфера деятельности которого — палеонтология) обратил внимание на то, что во многих иллюстрациях встречаются регулярно повторяющиеся узоры и вообще — мелкие элементы, словно срисованные с шаблона. Кроме того, выяснилось, что наиболее сложные орнаменты, присутствующие на странице сразу в нескольких местах, разделяет расстояние, соответствующее среднему расстоянию между зрачками человека. Это навело исследователя на мысль, что в филигранном исполнении рисунков ключевую роль сыграло зрение создателей книг, точнее — особая техника взгляда и… стереоэффект.
Сисне выдвинул такое объяснение секрета рисунков. Монахи, вероятно, создали ряд филигранных шаблонов для определенных "стандартных" элементов рисунка. Их они располагали рядом с новым листом и разводили взгляд так, чтобы каждый глаз видел только шаблон или воспроизводимый кусок узора. Благодаря стереоэффекту создавалась иллюзия объемного изображения, в котором любая ошибка в вычерчивании линии (сдвиг вбок) приводила к возникновению разницы по кажущейся высоте в данной части рисунка.
Причем способность нашего мозга трактовать сдвиг в двух картинках как глубину позволяла словно бы увеличивать любые шероховатости в рисунке до 30 раз, высчитал британский ученый. Сводя к минимуму кажущиеся подъемы и провалы в объемных линиях, древние мастера вполне могли уложиться в субмиллиметровый диапазон точности воспроизводства шаблона. И все, что для этого требовалось, — твердая рука и некоторая тренировка в необычном использовании глаз.
Этот метод ученый назвал "свободное стереосравнение" (free-fusion stereocomparison). Именно он, считает профессор, и позволял кельтским монахам создавать столь филигранно повторяющиеся орнаменты задолго до изобретения линз и микроскопов. "Большинство людей не понимают, насколько точный инструмент наши глаза, и не задумываются, что их можно использовать несколько иным, нежели очевидным способом", — добавил Сисне.
А то, что секрет рисования столь изящных и точных орнаментов был тщательно похоронен, Джон объясняет логично: это часть пропагандисткой войны Кельтской церкви против Римской. Сложившаяся репутация таких книг, как написанных ангелами, вполне могла способствовать привлечению последователей.