Мы знаем, как Моисей, горя любовью к своему угнетенному народу, уверенный в своих силах и способностях стать освободителем израильтян, не дожидаясь, когда Бог призовет его на это, взялся за дело. Он увидел, как египтянин бил еврея, в гневе встал и убил египтянина. ( несколько дней, увидев, как ссорятся два еврея, он хотел их примирить, но получил жестокий ответ: "Не хочешь ли ты убить их, как убил египтянина?". Тогда Моисей узнал, что его дело не осталось втайне и что ему грозит опасность предстать перед судом, так как оно известно фараону. Моисей испугался и убежал на чужбину. Его честолюбивые планы исправить народ, спасти его рассеялись, как дым. В Исход 2:15-17 читаем: "И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя". священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда Моисей и защитил их и напоил овец их".
Народ мадиамский был родственен израильтянам. Он происходил от одного из сыновей Хеттуры, которую Авраам взял себе в жены после смерти Сарры (Бытие, 25 глава). Вначале мадианитяне шли по пути Авраама, праотца. Позднее они по примеру окружающих их язычников впали в идолопоклонство.
Ко времени, когда Моисей убежал к мадианитянам, страна была в дружеских отношениях с израильтянами. Их священник Рагуил, прозванный Иофором, поклонялся Живому Богу, что недвусмысленно вытекает из книги Исход 18. Это должно быть подчеркнуто с особенной принципиальностью, потому что нередко можно слышать или читать, будто бы Моисей женился на язычнице. Конечно, они не принадлежали к израильским коленам, но в их народе, и особенно в их доме, царила живая вера в Иегову, так что Сепфору ни в коем случае нельзя назвать язычницей!
Как мог бы такой человек, который "отказался называться сыном дочери фараоновой", который ради веры в Иегову пренебрег блестящей карьерой взойти на египетский престол, но почел за лучшее взять на себя поношение народа Божьего, вдруг в самый серьезный и ответственный момент забыть все это и жениться на язычнице? К такому Моисею это абсолютно не подходит!
1. Гостеприимство и радушие
Моисей оказал дочерям Рагуила рыцарское заступничество. Когда пастухи начали отгонять их овец, он встал и помог девушкам по их справедливости. В те времена не было такого обычая уступать мест представителям женского пола, но первенство достигалось с позиции силы: "И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: "Что вы так быстро пришли сегодня?" Они сказали: "Какой-то египтянин защитил наст от пастухов и даже начерпал нам воды и напоил овец". Он сказал дочерям своим: "Где же он? Зачем вы его оставили? Позовите его, пусть он ест хлеб!"
Здесь отец упрекает своих дочерей. Из-за скромности и стеснительности девушки забыли о долге гостеприимства. В те времена считалось необходимым делом принимать в свой дом странствующих. Считалось делом чести, чтобы никто из путешествующих не оказался на ночь под открытым небом.
2. Годы в глуши
В книге Исход 2:21 читаем: "Рагуил выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она родила сына и Моисей нарек ему имя Гирсам, потому что говорил он: "Я стал пришельцем в чужой земле". На долю Моисея выпали годы в глуши в земле Мадиамской. Тут отоснились ему мечты стать избавителем своего народа. Бог не мог употребить для Своей славы такого гордого, самонадеянного Моисея, который думал, что весь народ должен увидеть, как Бог его руками, то есть руками Моисея, избавляет его от рабства!
Эти сорок лет в глуши и затишье для Моисея были высшей духовной семинарией! Здесь Моисей постиг наиважнейшую истину, которую должен знать всякий Божий человек: ничего не делать от самого себя, не полагаться на свою силу! И, конечно, брак ему был в благословение. Здесь он постиг, что жизнь состоит из мелочей, о которых можно забыть в стремлении к великому! Он так прочно втянулся в круг интересов своего дома и семьи, что уже ни за что не хотел возвращаться в сутолоку мирской суеты. Он покончил со своим прошлым, что видно из имени, которое он дал своему первенцу. "Я стал пришельцем в чужой земле".
Какой контраст! Неужели этот бородач, который вечером загоняет, а утром выгоняет овец из загона, держа на руках маленького крепыша; прижимая к своей груди и покрывая его ласками и поцелуями, и есть тот самый Моисей, который хотел избавить израильский народ из-под ига фараона? Да, он очень изменился, и все же это есть тот самый Моисей!
Но час настал и кончились тихие годы. Моисей должен пожертвовать личным счастьем, оставить интимный семейный уют и окунуться в непривычную бурную жизнь. Его призывает Бог. Но он настолько изменился, настолько его мысли далеки от честолюбивых стремлений выступить в роли избавителя, что он вновь и вновь противится этому призыву до тех пор, что вызывает гнев Божий. В нем уже ничего не осталось ни от переоценки собственных сил, ни от самонадеянности. Он чувствует только собственное бессилие и неспособность. Только сейчас и может Бог сделать из него сосуд для почетного употребления.
3. Забота о семье
Послушный ясно выраженной воле Божьей, Моисей взял жену и их своих сыновей, так как в течение сорока лет у него родился рой сын Елиезер, "и отправился в землю египетскую". Для него это было само собой разумеющимся делом, что жена и дети идут вместе с ним. Даже Сепфора, хотя вполне возможно, ей было нелегко расстаться со своей родиной, с жилищем их безоблачного семейного счастья. Она готова следовать за мужем и находиться рядом с ним в тяжелых испытаниях, предстоящих ему.
Моисей привел свою семью в Египет, но недолго она была там. Моисей вскоре отослал свою семью обратно в землю Мадиамскую. Библия не поясняет причин этого, тем самым оставляя место для всевозможных предположений.
Одни говорят, что Сепфора, простая деревенская пастушка, в Египте никак не подходила такому человеку, как Моисей, и что сам Моисей вскоре понял это. Другие предполагают, что возможно Мариамь относилась к Сепфо с недружелюбием, и потому жена Моисея захотела возвратиться назад в тишину отцовского дома.
Но, скорее всего, что возвращение семьи – это искренняя, полная любви отцовская забота о своей семье.
4. Излишняя сердобольность
Рассмотрим таинственную историю в книге Исход 4:24-26 "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взявши каменный нож обрезала крайнюю плоть сына своего и бросив к ногам его, сказала "Ты жених крови у меня". И отошел от него Господь. Тогда сказам она: "Жених крови по обрезанию!"
В излишней сердобольности и жалости Сепфора воспротивилась обрезанию своего меньшего сына Елиезера. Она настояла на своем так что Моисей не совершил обрезания сына, хотя Бог требовал соблюдения Своего закона. Это был грех, а Бог не оставляет без наказания грехи своих детей!
На пути нарушителя завета Моисея встал Сам Господь. По всей вероятности Моисея свалила внезапная опасная болезнь. Им стало совершенно ясно, почему их постигло это несчастье. Мы видим это из действий Сепфоры, которая некогда уклонилась от обрезания сына и тем был нарушен завет Божий.
Мы видим, с какой точностью взыскивает Бог со Своих детей за их проступки! Строгое взыскание постигает и Сепфору за ее фальшивую жалость к сыну, за ее нежелание причинять боль при обрезании! Бог ничего ею не спускает Своим детям! И как это хорошо и необходимо. Истинно "Господь кого любит, того и наказывает, бьет всякого сына, которого принимает", Евреям 12:6. Дети Божьи должны предать себя на небесное воспитание, полное любви и строгости Бога-Отца.
Грех искуплен, вина снята, и тогда Господь отходит от Моисея. Для чего же Сепфора омочила ноги мужа кровью? В этом заключена древняя истина: "Без пролития крови не бывает прощения", Евреям 9:22. Итак, кровь пролита, отец спасен. "Жених крови!" — называет она мужа, потому что он подарен ей Богом во второй раз. Она отвоевала у Бога его жизнь ценою крови своего сына. Теперь он вновь принадлежит ей и притом в большей степени, чем прежде, поскольку ради него она принесла эту тяжкую жертву. Моисей связан с нею навсегда кровью их сына.
О старости Сепфоры в Библии ничего не сказано. Мы узнаем только, что она вернулась к мужу в пустыню, чтобы находиться при нем, как помощница и спутница, до конца жизни. И хотя мы больше о ней ничего уже не слышим, то все же вне сомнения тот факт, что на всю свою жизнь была связана со своим мужем сердечной, искренней любовью, которого она отвоевала у Бога такой дорогой ценой. До самой глубокой старости, до самого конца он оставался для нее "женихом крови".
Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета