Ср, 04 December

Обновлено:01:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Жены ВЗ Ревекка
Образ Ревекки имеет много света, но не лишен и тени. В книге Бытие в 24 главе описывается очень милый и привлекательный образ Ревекки девушки и невесты. Позднее образ ее затемняется неприглядными пятнами, но поскольку и они относятся к Ревекке, мы не станем стушевывать их, как это делают фотографы.

Но сначала откройте 24 главу из книги Бытие и внимательно прочитать драгоценное описание того, как Авраам послал своего старого верного раба в Месопотамию, чтобы он привел оттуда невесту для его сына Исаака. Раб отправился с сердечной молитвой: "и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим", Бытие 24:12-14.

1. Господи, избери ее Сам!

Вкратце остановимся на этой молитве, хотя она в буквальном смысле и не относится к образу Ревекки, но все же невозможно говорить о ней, не упомянув при этом Елиезера, верного раба Авраама. Очень поучительна манера его обращения к Господу в настоятельной молитве, поэтому немного задержимся на этом.

Елиезер должен разыскать для Исаака благочестивую подходящую невесту. В этом сложном поручении он не видит иного выхода, как припасть к ногам Господа в настоятельной молитве. Сам Бог должен привести к нему ту единственно подходящую девушку.

Если подумать, много ли браков ныне "заключается на небесах?" Отнюдь нет! Многие, и возможно это в подавляющем большинстве, берут свое начало на танцплощадках Немало таковых, которые пользуются газетными объявлениями под рубрикой желающих вступить в брак, и это стало вполне обычным явлением. Что же интересует мужчин, желающих жениться? Хорошее приданое, красивая фигура, приятная внешность... И на первом плане - деньги! А женщины, желающие выйти замуж, чего они хотят? Высокого звания мужа, видного положения в обществе или по крайней мере представительной внешности...

Кому приходит на ум сделать темой молитвы этот бесконечно важный вопрос о бракосочетании? Даже в кругу христиан весьма часты поспешные, по молодости легкомысленные союзы! Это великое несчастье! Поэтому ни в каком другом деле это водительство свыше не важно настолько, как при выборе супружеской пары. "Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце", 1Царств 16:7. Следуйте примеру Елиезера, когда стоите на пороге основания и строительства своего дома, своей семьи. Полностью передайте решение этого вопроса Богу, отвергнув собственные усилия.

2. Красота и опасность

Первое впечатление, которое Ревекка произвела на Елиезера, когда он под вечер встретил ее у колодца, таково: "Девица была прекрасна видом". Внешняя красота - это дар Божий. Имеющие красоту должны быть благодарны Богу за нее, потому что это дар, а поскольку, имея дар, она никому не дает основания быть о себе высокого мнения. Потому нельзя возноситься красотой, будто бы это нечто заслуженное.

И все же очень многие поступают подобно царице из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях: "Здравствуй, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?". И как искажаются в гневе прекрасные черты лица, когда она слышит: "Ты прекрасна, спору нет, но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей!".

Настоящее идолопоклонство творят сегодня над достоинством личности, чтобы жалкое ничтожное "Я" выставить, насколько только это возможно, в более выгодном свете! В какой всеобъемлющий идол превратилась мода в наши дни! Не следовать ее требованиям в наши дни воспринимается, как позорное, достойное порицания явление. Даже в христианских семьях немало таких девушек, которые чувствуют себя несчастными, если их одежда не отвечают новейшим требованиям моды. Они забывают слова Писания: "Не сообразуйтесь с веком сим", Римлянам 12:3.

Помните, красоте присуще тщеславие и самомнение, очень часто нарядность приводит к кокетству, поселяя в сердце зависть и ревность. Как это сказано в Притчах Соломона: "Миловидность обманчива, красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы", Притчи 31:30.

3. Услужливость


Ревекка не только красива, но она и услужлива. Прежде всего именно по этой черте и распознал Елиезер, что она и есть предназначенная Исааку, Испытывая се, он попросил: "Дай мне испить немного воды из кувшина твоего!". Тут она не только поспешно сняла кувшин с плеч своих, чтобы напоить его, но и услужливо предложила: "Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются", Бытие 24:17-19. Как часто мы выполняем работу, которую обязаны выполнить, с недовольством и ропотом! И все же каждому из нас прилично и подобает быть услужливым и предупредительным! Это необходимо и госпоже - руководителям, но несравненно более потребно служанкам - подчиненным. Нам нет нужды учиться господствовать, страсть к господству живет в любом из смертных. В этом мы все высоко преуспеваем! Послужить другим - вот чему нам должно учиться прилежно.

Монах Филипп Нери, который жил в Риме в середине 16 века, был широко известен, любим и почитаем не только за свою ученость, но в основном за скромность и почтительность. Однажды он получил задание от папы римского посетить монастырь, где жила аббатиса, признанная святой и чудотворицей и уточнить, насколько эти слухи соответствуют истине. Он прибыл в тот монастырь запыленным и грязным от долгого пути и был принят с радостью, как посланник папы. Когда он уселся, к нему приблизилась аббатиса, ожидая похвал за ее заслуги. Филипп показал ей на свою Грязную обувь и сказал: "Прошу тебя, сними пожалуйста обувь твоего гостя и вычисти ее!". В ответ на это аббатиса с возмущением отвернулась от него. Не говоря более ни слова, Филипп покинул монастырь, вел на своего мула и возвратился к папе. Его приговор гласил: "Она не святая!". "Но как же ты смог так быстро выяснить?" - спросил папа. "Она не скромна и не умеет послужить!" - ответил Нери. Разве он не был прав? Однако каким предосудительным пороком стала считаться услужливость, насколько извращен и опорочен истинный смысл готовности послужить!

Ревекка не нуждалась в исполнении работы служанки, так как она была дочерью богатого человека, но сердце ее было полно любви и сочувствия, и она умела послужить с радостью.

4. Согласие

Лаван привел Елиезера в дом Вафукла, отца своего. Елиезер тотчас приступил к цели и рассказал, что привело его сюда и что произошло там у колодца, вне города. Тогда все единогласно решили: "От Господа пришло это дело", Бытие 24:50. Однако, когда на следующее утро Елиезер просит отпустить их, то родителям это все же неожиданно и кажется преждевременным: "Пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь". Но Елиезер не имеет намерения откладывать: "Не удерживайте меня, и я пойду к господину моему". Тогда они передали решение дела на усмотрение Ревекки и спросили ее: "Пойдешь ли с этим человеком?". Она сказала: "Пойду!"

Теперь рассмотрим это место Писания рассмотреть иносказательно и в сравнении с ним проанализировать состояние сердце и жизнь.

Небесный Авраам, Отец нашего Господа Иисуса Христа, послал Своего верного Елиезера, Духа Святого, чтобы обручить Невесту со Своим Сыном Иисусом. Это чудное обручение, которое предлагает тебе Иисус через пророка Осию: "И обручу тебя Мне навек", Осия 2:19. Однако в обручении должны быть налицо обе стороны. Недостаточно того, что Бог желает, нам тоже должно пожелать! Нужно пожать протянутую руку в знак согласия. Не следует, подобно матери Ревекки, ждать "дней хотя десять". Если откладывать решение, легко бывает и отменить его совсем!

Решение предоставлено на личное усмотрение. Ревекка немедленно ответила: "Пойду!"

5. В пути

Ревекка дала согласие и объявила, что готова следовать за Елиезером, чтобы стать женой Исаака. Теперь предстояло проститься с родными местами, с родительским домом, с отцом и матерью, с братом, с подружками... Безусловно такое решение не было легким и тут не обошлось без слез. Но Ревекка приносит эту жертву добровольно из любви к человеку, которому Бог предназначил ей стать помощницей.

Путь, который должна была проделать Ревекка, был долгим, но цель была прекрасна, и эта цель - сочетание с Исааком - приближалась с каждым шагом. Наверное, она всю дорогу спрашивала старого Елиезера снова и снова рассказывать ей об Исааке, чтобы из его слов представить его образ, еще заочно познакомиться со своим женихом. Верный старик с радостью рассказывал ей о своем господине и сердце ее все более и более склонялось к Исааку.

6. Встреча

Наконец путешествие Ревекки подходит к концу, она достигает желанной цели. "Исаак вышел из Беэр-лахай-рои, ибо он жил в земле Полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить и возвел очи свои и увидел, вот идут верблюды. Ревекка взглянула н увидела Исаака и спустилась с верблюда. И сказала рабу: "Кто этот человек, который идет по полю к нам". Раб сказал: "Это господин мой". И она взяла покрывало и покрылась, раб же сказал Исааку все, что сделал. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее", Бытие 24:62-67.

При наступлении вечера Исаак вышел в поле помолиться или дословно "поразмыслить". Безусловно он думал о невесте, которую Бог приведет к нему. К ней были направлены его мысли и желания. Возможно, он ждал ее уже не один вечер. Наконец его надежда и ожидание увенчаны: она пришла.

Когда Ревекка увидела Исаака, идущего им навстречу, то трепещущее сердце сказало ей: "Это он!" И она поспешно спустилась с верблюда. Когда же и раб подтвердил это, говоря: "Это господин мой!" - она взяла покрывало, по обычаю восточных народов, и покрылась целомудренно, пристойно, почтительно.

7. Осушенные слезы

Вполне возможно, что пока Ревекка находилась в пути, тоска по дому, горечь от разлуки с родными местами, воспоминания об отце и матери время от времени туманили ее глаза. Однако все это тотчас исчезло, как только она достигла цели. Как Исаак утешился в печали по матери своей, так и Ревекка была утешена и щедро вознаграждена за все, что она должна была оставить ради Исаака.

8. Вопрос и ответ

Мы охотно задерживаемся перед образом Ревекки - девушки, потому что позднее ее жизнь затемняется мрачными красками. Еще однажды мы можем поставить ее в пример для подражания, на что надо равняться. В конце же она становится не образцом для подражания, а наоборот, на ее проступках мы можем учиться, как нам не должно поступать.

Прекрасное поучение, на котором мы хотим заострить наше внимание, это то, что после долгого двадцатилетнего ожидания, Бог услышал ее молитву, и она забеременела. Тут мы читаем: "Сыновья в утробе стали биться, и она сказала: "Если так будет, то для чего мне это?" - и пошла вопросить Господа". "Два племени во чреве твоем и два различных народа произойдут из утробы твоей. Один народ сделается больше другого и больший будет служить меньшему", Бытие 25:22-23.

Тут не сказано о том, как она вопросила Господа. Полагаем, Ревекка вопросила таким же способом, как и мы - молитвой. Когда путь Божий, которым Он ведет, в чем-то тебе не ясен, не ломайте голову над этим, но вопросите Господа. Для Него ничто, касающееся Его детей, немаловажно! Он ответит тебе: ""Прежде, нежели воззову, Я отвечу, они еще будут говорить, и Я уже услышу", Исая 65:24. Вопрошайте Его не только о больших и важных делах, но приходите к Нему и просите о Его заключениях и указаниях в любых малейших затруднениях.

Многие дети Божий, желая получить ясность от Бога, имеют обыкновение произвольно открыть Библию, и какое место Писания выпадет, там искать ответ Божий. Этот способ вопрошать Бога несозвучный со Священным Писанием. Мы должны хорошо знать Слово Божие и легко ориентироваться в нем, и места, которые имеют сходство с нашими затруднениями, читать с молитвой. Тогда Господь даст ясность. Но мы не должны ждать непременно такого ответа, который нравился бы нам и был бы желанным, Очень часто воля Божия бывает противоположной нашей собственной воле. Мы не должны настаивать на своем и желать во что бы то ни стало в любых обстоятельствах непременного исполнения нашей воли!

Так было и с Ревеккой. Хотя ей было весьма неприятно и неприемлемо, чтобы старший был в подчинении у младшего, она покорно и согласно принимает ответ Божий. Всем нам должно поступать именно так, когда ответ свыше несозвучен с нашей волей и не таков, какой мы ожидаем! Это и есть самое основное в жизни детей Божиих! Нет важнее этого! Мы должны познать волю Бога и тогда послушно поступать и действовать соответственно этой всевышней воле. Мы воистину должны быть зависимы от Господа и всегда помнить Его слова: "Без Меня не можете делать ничего", Иоанна 15:5. Но надо помнить, что мы вступаем в святую зависимость и остаемся в благословенном подчинении лишь тогда, когда вопрошаем Господа. Нашей постоянной просьбой должно быть стремление познать: "Господи, что повелишь мне делать?" Деяния 9:6.

Начните вести свою жизнь в такой зависимости от Господа В этом блаженство!

9. Любимчик

Теперь мы подходим к анализу 28 стиха из 25 главы книги Бытия, который очень неприятен: "Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова". Чем старше становились дети, тем отчетливее выявлялось, насколько они не похожи друг на друга. Исав стал звероловом, человеком полей, а Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах. Такое отличие вполне естественно, ничего особенного нет! В каком доме все дети бывают одинаковы? Однако это место Писания достойно серьезного внимательного анализа, поскольку родители, чем дальше, тем определеннее делятся дне партии. Слабый отец Исаак радуется и утешается сильным Исавом, мать же склоняется к кроткому и ласковому Иакову. Печальное положение, когда родители делят своих детей на любимцев отца и матери! Из этого ничего доброго выйти не может!

И все же Ревекка имела (отдадим ей должное) основательное право род почитать Иакова, так как именно он по Божьему предопределению был наследником благословения. Это было зримо на деле. Пока Исав рыскал по полям в поисках добычи, Иаков сидел дома и внимательно слушал рассказы матери о чудных делах Божиих. Это очень интересовало и увлекало его. У Исава же не было ни малейшего интереса к этому. Так и получалось, что мать и сын были рады, когда Исав отсутствовал. Тогда они могли свободно наслаждаться беспрепятственными беседами и рассказами.

Когда мы читаем резко противоречивое повествование: "Исаак любил Исава, а Ревекка любила Иакова",- то мы склонны видеть здесь и мстительно вопиющую несправедливость. Но посмотрим, не поступаем ли и мы зачастую так? Не задаем ли мы своему ребенку очень задавать неразумный вопрос: "Ты чей: папин или мамин?" Допустимо ли это? Родители не должны делать никакого различия между детьми, тогда они не будут делать никакого различия между родителями.

Ревекка не очень-то заботилась об Исаве, поскольку и он не сильно-то считался с ней. Он взял себе двух жен- хеттеянок, не спросив на то согласия ни у отца, ни у матери. И эти язычницы вместо опоры Ревекке в ее старости делали жизнь ее невыносимо горькой.

Чем человек согрешает, в том и бывает наказан! Если Ревекка не проявила достаточной любви к Исаву, то и была раздражаема недружелюбием своих снох! Не ожидает ли и нас подобная расплата?

10. Хитрость и обман

Худшее, однако, выявляется позже. Отец хочет благословить своего старшего сына Исава. Его привязанность к Исаву оказалась сильнее послушания повелению Божьему. Бог определил быть наследником и носителем благословения меньшего, но Исаак крепко держится своего греховного пристрастия и хочет благословить старшего.

Тогда Ревекка решила, что она должна помочь Богу, что Он не сможет выполнить обещанного без ее вмешательства и Исаак благословит не того. Милая Ревекка, насколько ты дерзка, что берешься помочь Богу? Неужели Он не сможет обойтись без тебя? Если бы Бога небесах нуждался в твоей помощи, то Он действительно был бы беден и жалок!

И как же Ревекка помогает Богу, чтобы исполнилось Его слово? Она изворачивается и лжет. Картина, как она наставляет сына провести своего состарившегося мужа, просто плачевна! Она думает, что цель освящает средство достижения ее. Однако добрая цель не оправдывает и не улучшает скверных способов ее достижения! Ревекка грешит против своего мужа, грешит против Иакова, грешит против Исава, грешит против Самого Бога, потому что не научилась надеяться и полагаться на помощь Господа!

Иногда и мы поступаем подобно Ревекке. Мы думаем, что нам нужно помочь Богу. Но Бог прекрасно справляется без нашей помощи! "Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним", Притчи 16:7. У Всемогущего нет недостатка в средствах и способах! Бог нашел бы пути и средства предотвратить благословение Исава, несогласное с Его волей! Бог сдержал бы Свое слово и без жалкой помощи Ревекки! Это вне сомнения!

Если и ваши часы часто забегают нетерпеливо вперед, то идите к Господу, чтобы Он отрегулировал их так, чтобы ваш час совпадал с Его часом! "Покорись Господу и надейся на Него, Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего", - учит Псалом 36.

Как тяжко поплатилась Ревекка за свой обман! Когда Исаи увидел себя ограбленным в обещанном отцом благословении, то воспылал гневом на брата своего Иакова: "Приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего", Бытие 27:41. Когда Ревекка услышала это, то поспешила укрыть своего любимца от грозящей опасности и побуждала Иакова скорей оставить родной дом и искать убежища в Месопотамии у ее родных, пока не стихнет ярость брата его. Иаков убежал, и мать никогда более не увидела его. Милая Ревекка, эта разлука с твоим любимцем, это с корнем исторгнутая радость сердечного общения с ним есть результат твоей собственной вины!

Когда Иаков после долгого отсутствия вернулся снова домой на родину, он нашел только могилу матери. О днях ее старости мы уже ничего не слышим. Но надо полагать, что тяжкое испытание для материнского сердца жить в разлуке с любимым сыном по Божьей милости послужило ей в благословение, и ее старость стала такой же светлой и достойной, как и юность. Она причалила к мирной гавани, чтобы водвориться в блаженной вечности с Господом.

Женщина глазами Бога                                    по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета

Просмотров: 78451