Пн, 09 December

Обновлено:01:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Библия Дерево райского сада
"Смоковнице выпала честь вести человечество к лучшей жизни, - писал античный философ и историк Афиней. - Плод же ее был первым культурным плодом, доставшимся человечеству".

Современные исследователи предполагают, что процесс одомашнивания смоковницы начался еще до появления сельскохозяйственного производства. А плоды дикой смоковницы собирали еще первобытные люди в эпоху палеолита.

Воспоминания о тех далеких временах, когда человек еще не обрабатывал поля, не вынужден был "в поте лица "своего" есть хлеб", Бытие 3:18-19, запечатлелись в памяти поколений как легенды о "золотом веке", об эдемском райском саде.

И смоковница сказала:
"Между вами я богата,
Рассказать могу о рае, где
родилась я когда-то", -
писал грузинский поэт Гарсеван Чолокашвили (XVII в.) в поэме "Восхваление плодов".

Она - единственное растение, упоминаемое в ветхозаветном рассказе о райском саде.  Адам и Ева "сшили смоковные листья и сделали себе опоясания", Бытие 3:7. То была первая одежда первых людей.

Фиговым деревом считается библейское древо познания добра и зла. А в яблоко райский запретный плод  превратился на католическом Западе, по недоразумению. При переводе ветхозаветного выражения "древо познания добра и зла" (scientiae boni et mali) (Бытие 3:6) "произошла подмена латинским malum (яблоко) латинского malus (зло)", - объясняет немецкий религиовед. Эта ошибка была замечена  еще в эпоху Реформации. На знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера 1504 года Ева стоит у фигового дерева, с его плодом в руке. Смоковницей было и райское древо жизни. "В мусульманской традиции плод фигового дерева считается священным.

Средиземноморской смоковнице (Ficus carica) поклонялись как божеству древние финикийцы. Это отношение к смоковнице как месту молитвы, общения с Богом разделяли с финикийцами их соседи.

У всех набожных иудеев был обычай, одобряемый и Талмудом, читать свою кришму, или молитвы на каждый день, под смоковницей, из-под сени этого дерева заключается особое значение. В нем "нет лукавства", сказал Иисус о Нафанаиле. Тот изумился: "Почему Ты знаешь меня?" Иисус ответил: "Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя", Иоанна 1:47-48.

"Он шел из Вифании в Иерусалим"

Значение ее в жизни древних иудеев было столь велико, что в Священном Писании она - символ всего иудейского народа: "Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших", Осия 9:10. Божьи кары иудеям за грехи символически изображаются как истребление этих деревьев: "Побил (Господь) сикоморы (смоковницы) их - льдом", Псалом 77:47.

Когда Христос шел в Иерусалим на праздник кущей, желая еще раз испытать этот город, прежде чем наступят роковые дни, Он объяснил ученикам Свое намерение, прибегнув к притче о бесплодной смоковнице. Хозяин хочет срубить ее: "На что она и землю занимает?" Но садовник удерживает его: "Господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее", Луки 13:7-9.

В последний приход в Иерусалим, когда должно было совершиться Его Распятие, по пути из Вифании Иисус "взалкал и увидел при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла", Матфея 21:18-19.

Засохшая смоковница как предвестие Божьего гнева, готового обрушиться на нечестивый народ, - образ, бытовавший в религиозных представлениях не только древних израильтян, но и других народов Средиземноморья.

Через пятнадцать лет после крестной смерти Спасителя, при императоре Нероне (54-69) страшная весть, передаваясь из уст в уста, облетела пределы Римской империи. В 58 году, пишет в своих "Анналах" римский историк Корнелий Тацит, "у древа богини Румины на Форуме, за 830 лет перед тем прикрывавшего своей тенью младенцев Рема и Ромула, стали отмирать ветви и сохнуть ствол, что было сочтено дурным предзнаменованием".

Разумеется, власти поспешили пресечь опасное шатание в умах. "Дерево ожило и пустило молодые побеги" (Тацит) - очевидно, в результате прививки или подсадки к нему этих самых "молодых побегов". "Не без какого-то предзнаменования она засыхает и заботами жрецов возрождается", - писал (не без тайной иронии) естествоиспытатель Плиний.

Молоко волчицы

В рационе жителей Древней Италии роль плодов смоковницы была столь велика, что даже начало осени здесь звалось prima fica (лат. "первая фига"). Она была связана с культом плодородия. Из фигового дерева, пишет Гораций, вырезались изображения Приапа - садового божка с огромным фаллом. "Со времен античности "фига" означает непристойный жест", - указывает немецкий историк И.Ирмшер. Венками из фиговых листьев украшали себя участники вакханалий - римского праздника сбора урожая.

Смоковницы росли перед храмами богов и почитались как священные деревья; в самом Вечном Городе росли три особенно знаменитые.  Первая - перед храмом Сатурна (от лат. sato - "сеять", saturno - "насыщать") - древнего италийского бога посева, виноградарства и садоводства, изображавшегося сидящим стариком в тоге, с непокрытой головой, с серпом в руке. В 154 году до нашей эры "ее убрали оттуда, - пишет Плиний, - после совершения весталками священного обряда, потому что она уже начала опрокидывать изображение Сильвана", - очевидно, кренясь от старости. (Сильвану - богу лесов, полей, садов, возделывания земли, покровителю стад, изображавшемуся обнаженным крепким стариком, бородатым и длинноволосым, в венке из веток пинии, с козлиной шкурой на правом плече, с садовым ножом в правой руке и ветками сосны в левой, не посвящали храмов. Его статуи ставились под деревьями, и под ними же ему приносились жертвы.)

Вторая росла на берегу Тибра, у подножия Палатинского храма, перед гротом Луперкалом, посвященным богу Фавну Луперку - "волчьему" (от лат. lupus - "волк") лесному богу, покровителю пастухов и лесорубов, козлоногому, с козьими рожками. 15 февраля, в праздник Луперкалий, жрецы луперки приносили ему в жертву собаку и козла, а затем, обнаженные, с козлиной шкурой на бедрах, бежали вокруг Палатинского храма, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, чтобы сделать их плодовитыми.

Здесь же было святилище его супруги, богини Фавны, почитавшейся также под именами Бона Деа - Добрая Богиня и Румина (от лат. rumis - "сосок") - Мать-кормилица, защитница грудных младенцев и детенышей-сосунов. "Жертвоприношения ей (Румине) совершали без вина, окропляя жертву молоком", - пишет Плутарх. В честь ее был назван город Рим, и ей же была посвящена смоковница перед гротом. Смоковница содержит млечный сок, и плод ее формой похож на женскую грудь.

По известной легенде, жестокий италийский царь Амулий приказал бросить корзину со своими новорожденными племянниками - близнецами Ромулом и Ремом, будущими основателями Рима, - в реку Тибр. Корзина не утонула; река вынесла ее на берег, к Руминальской смоковнице. "Под этим деревом и лежали дети, и волчица, как рассказывают, подносила к их губам свои сосцы", - пишет Плутарх. В 295 году до нашей эры на этом месте было установлено бронзовое позолоченное "изображение младенцев - основателей Города у сосцов волчицы" (Тит Ливий).

В середине I века, по свидетельству Овидия ("Фасты", II, 422), еще цел был ее пень. Но невзирая на этот всем очевидный факт, официально считалось, что Руминальская смоковница не засохла, а "будто бы сама перешла в Комиций (юго-западная часть Римского Форума, древнейшее место народных собраний. - В.Б.), когда Атт Навий (знаменитый римский жрец-прорицатель, VI в. до н.э. - В.Б.) совершал авгурские наблюдения" (Плиний).

"Почитается смоковница, родившаяся в Риме на самом Форуме, - пишет об этом третьем римском фиговом дереве Плиний, - так как там путем совершения священного обряда были захоронены молнии". Этрусский обряд "захоронения" молнии совершался на том месте, в которое она ударяла, само это место огораживалось "колодезной" оградой и посвящалось Юпитеру, если молния ударяла днем, а если ночью - богу Сумукану. Римляне считали белую смоковницу деревом счастливым, предохраняющим от молний. Эта третья римская смоковница, посвященная Юпитеру, и слыла преемницей Руминальской; именно она едва не засохла в 58 году, пророча беды императору Нерону.

Дар Деметры и Диониса

В Италию фиговые деревья были завезены из Греции; неудивительно, что мифологические представления о ней у римлян и греков схожи. Греция была главной производительницей смокв в античном мире. Остатки сушеных фиг археологи находят в пифосах крито-микенской эпохи, записи о них - на табличках из царских архивов Пилоса и Кносса. В Микенах, в захоронении III гробничного круга А, Г.Шлиманом была найдена золотая диадема, украшенная стилизованными листьями инжира. Смоковницы видел гомеровский Одиссей в саду царя феаков Алкиноя. В Элладе было выведено 44 сорта фиг, считавшиеся лучшими в Средиземноморье и приносившие немалый доход греческим городам-государствам.

Ниспослание этого чудесного дара приписывалось разным богам.В Афинах в месяце фаргелионе (май - июнь), в праздник Плинтерий торжественная процессия горожан несла статую Афины Паллады и смоквы - дар афинянам от богини-покровительницы их городу. Древнейшие статуи победителей Олимпийских игр, по свидетельству Павсания, вырезались из фигового дерева: согласно мифу, оно выросло на том месте, где Зевс Олимпийский поразил титана Сикея (от греч. sycon - "фига").

Лаконец Сосибий называет смоквы "даром Диониса": сестры, древесные нимфы гамадриады Сика-Смоковница и Ампела-Виноград, согласно мифам, входили в свиту этого бога. В Спарте почитался Дионис Смоквенный, на острове Наксос хранились его древние изображения, вырезанные из фигового дерева и из виноградной лозы.

В Элевсине - общегреческом святилище богини плодородия Деметры, почитавшейся как Капрофора ("дарительница плодов"), рассказывали, что искусство выращивания смокв было передано ею элевсинскому царю Фиталу.

В окрестностях Элевсина, на берегу реки Кефисс, росла дикая смоковница - там, где, по преданию, владыка царства мертвых Аид похитил дочь Деметры Кору-Персефону. "Он спустился под землю именно в этом месте", - пишет Павсаний.

Гомер передает миф, что над пастью чудовища Харибды, пожиравшей корабли, оплетая ее, росла смоковница, - уцепившись за ее ветви, "как летучая мышь", спасся от гибели Одиссей. В сопряженности двух этих греческих смоковниц с мифами о загробном царстве и его чудовищных порожденьях исследователи видят влияние мифологических представлений Древнего Египта, так много давшего Греции в духовном плане - вплоть до платоновского рассказа об Атлантиде.

"Душа твоя опускается на священную сикомору"

В Египте с древнейших времен выращивались фиговые деревья, одомашненные в Абиссинии, - Ficus sycomorus. Смоквы находят в гробницах Раннего царства (I-II династии). Рельефы в гробнице вельможи Нефериртнефа в Фивах эпохи Нового царства запечатлели сцену осеннего сбора урожая. Работник спускает на веревке с дерева плетеный кошель со смоквами, а стоящий под деревом кричит ему: "Опускай вниз!" (текст пояснительной надписи).  На рельефе в гробнице вельможи Кагемни работник снизу кричит сборщикам плодов: "Дай мне винную ягоду!"

Сикомора в Египте считалась священным деревом и воплощением богини неба Нут (Нунут) - супруги изначального океана Нуна, из которого произошло все сущее (по другому мифу - супруги Геба, бога земли), участницы сотворения мира.

"Снизойди, мать Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из незаходящих звезд, которые все в тебе", - гласит надпись в гробнице фараона Тутанхамона.

Звезды и небо - дети Нут, она управляет их движеньем.  Ее изображали в виде женщины, небесной коровы или сикоморы, по телу которой солнце и звезды совершают свой круговорот. Иероглиф египетского загробного царства Дуат, "совсем глубокого, совсем темного и бесконечного", - круг со звездой в центре. В "Текстах Пирамид" он персонифицируется в образе Нут - праматери богов и умерших, которых она ведет на небо.

Она же охраняет их покой в гробнице: изображение Нут, как бы смотрящей на мумию, помещалось на крышке саркофага с внутренней стороны. Или на дне саркофага - так, что мумия покоилась в ее материнских объятьях. И сам гроб изготавливался из ее дерева - сикоморы. Он был "подобен кораблю, который бороздит пространство, разделяющее жизнь и смерть" (Хорхе Анхель Ливрага).

Одним из воплощений Нут считалась богиня любви, веселья и пляски Хатхор ("дом Хора", бога солнца, т.е. небо), звавшаяся также Неб-Нехт - Владычица Сикоморы, небесного дерева, растущего среди звезд. В гробничных надписях умершие молились ей, чтобы она кормила их небесной пищей из его плодов.

"Душа твоя опускается на священную сикомору", - говорится об умершем в "Текстах Саркофагов".

Идея вечной жизни связывалась в Египте главным образом с сикоморой. В "Текстах Пирамид" упоминается высокая сикомора, склоняющая свои ветви, на которых, подобно птицам, сидят души умерших. Во время храмовых мистерий, изображавших смерть и воскресение Осириса, его статую "держали в течение семи дней на ветвях сикоморы. Этим поминались семь месяцев, проведенных Осирисом до рождения во чреве матери его Нут, богини сикоморы".

"Наверху - корень, внизу - ветви, это вечная смоковница"

Небесным древом смоковница почитается не только в Египте, но и... в Индии!  дной из вечных тем в мировой истории" называют проблему древнейших египетско-индийских культурных контактов: еще "отец истории" Геродот считал египтян и индийцев одним народом. В 1794 году Ф.Уилфорд обнаружил в текстах "Падма-пураны" и "Сканда-пураны" следы знакомства древних индийцев с Египтом. Тур Хейердал в 1978 году, переплыв Индийский океан на тростниковой лодке "Тигрис", практически доказал возможность их прямых контактов в эпоху праиндийской цивилизации Хараппы - Мохенджо-Даро (III-II тыс. до н.э.). Египетские изображения индийских быков зебу датируются эпохой Среднего и Нового царств. Самое раннее упоминание Египта в индийских письменных источниках - запись о фараоне Тахарке в "Шатапатха-брахмане" (VII в. до н.э.); именно тогда в Египет приходит из Индии хлопкоткачество и индийские ткани с вышитым индоарийским солярным знаком - свастикой. 13-й наскальный указ царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.) сообщает о посылке буддийских миссионеров в Египет, к царю Птолемею II Филадельфу (282-246 гг. до н.э.), который, по свидетельству Плиния, отправил к нему посольство во главе с известным александрийским астрономом Дионисием. В некрополе Дендера археологи нашли надгробие птолемеевского времени с высеченными на нем буддийским колесом сансары и трезубцем.

Как бы там ни было, но изображения земного прообраза Небесного Древа - индийской смоковницы-пипалы (Ficus religiosa), стоящего на платформе и окруженного невысокой оградой, с богиней в развилке ствола, в окружении жрецов и мифологических персонажей, присутствуют уже на хараппских стеатитовых печатях, оттисках и керамике. Ведическое название священной пипалы - ашваттха (санскр. "лошадиная стоянка"): в жертву ей хараппцы приносили женщин, а индоарии - коней.  Из ее древесины делались сосуды для богослужений и палочки для возжигания жертвенного огня.

Культ священной смоковницы существует в Индии поныне. Обряд поклонения ей совершается каждый четверг месяца шравана (июль - август. В Южной Индии женщины совершают жертвоприношения ашваттхе по понедельникам, на которые приходится новолуние. Специальный обряд почитания ашаттхи составляет обязательную часть свадебной церемонии у некоторых народов Индии.

В "Махабхарате" смоковница-ашваттха - престол бога Вишну, в образе прекрасного юноши сидящего на ее ветвях. Пуруватас, внук бога Луны - в "Махабхарате" первый смертный, который трением двух веток ашваттхи добыл три священных огня: для обрядов, для жертвоприношений и для возлияний. На хараппских печатях впервые появляется и изображение "перевернутой" Небесной Ашваттхи. Ее прославляют гимны "Ригведы". "Наверху - корень, внизу - ветви, это вечная смоковница", - говорит о ней "Катха-упанишада".

В Египте Осирис воскресал, провисев семь дней на священной сикоморе. В ранней мистической философии Индии висение человека на Мировой Ашваттхе и стремление к "сладкому плоду" на ее вершине символизирует путь религиозного познания. - Образ обычной, "растущей вверх" Ашваттхи связан с идеей "восхождения" человеческого духа к Абсолюту.

С Бодхи, самым священным деревом для буддистов всего мира, связано множество легенд. Утверждают, что оно и есть Мировая Ашваттха, растущая в центре Вселенной; "именно здесь все будды прошедших времен достигли просветления и будды будущих времен будут его достигать после победы над Марой и силами зла" (Ж.Буаселье).

Средневековый китайский историк Дуань Чэн-ши рассказывает, что когда Гаутама Будда в возрасте 80 лет погрузился в нирвану, дерево Бодхи в знак горя сбросило листья. Вот уже 2500 лет не прекращается паломничество к дереву Бодхи. Не раз его срубали противники учения, но в благодатном субтропическом климате Индостана оно вскоре снова вырастало и растет доныне.

"Наука и Религия"
Просмотров: 4224