Чт, 25 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Библия Христос творит новое
Библия: живой текст или застывшая догма?
"О потенциальных возможностях религии как таковой, а не отдельных ее форм следует судить... по тому, зашла ли эволюция религии в тупик, имеется ли возможность сочетать религиозную творческую мысль с бесспорными тезисами науки, а также еще и по тому, брезжут ли перед таким мировоззрением перспективы осмысления жизненного материала новых эпох..." Даниил Андреев. "Роза Мира"

Богословы, настаивающие на буквальном понимании Писания, упорно придерживаются шестоднева — шести дней творения природы и жизни. Но геологические и палеонтологические факты и теории свидетельствуют о непрерывных эволюционных процессах в органическом и неорганическом мирах. Об этом же говорят и факты, которые обычно оставляют без внимания ученые-фундаменталисты. Ограничив себя текстами Библии, они как бы забывают о грандиозном Космосе, открытом наукой. Возможно, этому способствуют чрезвычайно замедленные процессы  эволюции на нашей планете, где температура лишь на 300 градусов Кельвина отличается от абсолютного нуля. Галактики движутся со скоростями, измеряемыми в долях скорости света, в их ядрах  образуются новые звезды, черные дыры засасывают огромные массы материи, между галактиками текут газовые реки и т.п. Все эти гигантские и в то же время быстротечные процессы, о которых  не упомянуто в Библии, протекают на глазах астрономов. И эти факты вполне согласуются со словами Иисуса о постоянном процессе творения: "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И сказал мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны", Откровение 21:5. И Он же указал на постоянство этого процесса: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю", Иоанна5:17.

Фундаменталистские подходы к библейским текстам приводят их  авторов к прямо противоположному устремлениям результату.   Вместо обращения образованных людей к религии происходит отчуждение от нее. В отличие от фундаменталистов, разумные богословы со времен блаженного Августина до появления научных фактов, противоречащих положениям Библии, не настаивали на буквальном понимании Книги Бытия. Они выдвинули тезис, согласно которому Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на него. Однако даже такое умеренное мировоззрение неприемлемо для тех, кто полностью отрицает тексты Книги Бытия. А зря: в Библии существуют положения, хорошо согласующиеся с представлениями современной науки о происхождении Мироздания и жизни на Земле. Например, утверждение, что мир был создан из ничего ("В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога", Иоанна 1:1-2), хорошо коррелирует с научным представлением о сингулярности — ничтожно малом объеме, из которого возникла Вселенная. Так же соответствует научным представлениям отделение света от тьмы: "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы", Бытие1:4. Согласно теории Большого взрыва, вещество перестало поглощать свет примерно через миллион лет после
возникновения Вселенной.

Поразительны такие слова из Книги Иова: "Он... повесил землю ни на чем", Иов 26:7, - и "Земля... внутри изрыта как бы огнем", Иов 28:5. Таким образом, одинаково опасны  полное пренебрежение тем, что говорит Библия о Сотворении и картине мира, и буквальное, отрицающее доводы  науки, следование ее тексту.  Наука и религия суть разные способы познания единого мира. Синтез научных и религиозных представлений требует серьезнейшего обоснования каждого положения.

Рассмотрим структуру самого Священного Писания, чтобы показать: Библия при более внимательном рассмотрении свидетельствует о ее эволюционном характере и постоянной эволюции мира.

Начнем с того, что Пятикнижие Моисеево (Тора) в 613 правилах поведения и десяти всем известных заповедях регламентировала все стороны жизни тогдашнего общества — от обыденных до священных. Однако вслед за Моисеем пришли десятки пророков, семнадцати из которых посвящены отдельные книги Библии. Почти каждый из них привнес нечто, формально противоречащее древним писаниям. Так, устами пророка Иеремии Господь говорит: "Вот наступают дни... когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской", Иеремия 31:31-32.

Вместе с Торой и Пророками в Библию включено много вероучительных книг: Иова, Псалтирь, Царств, Притч и Премудростей Соломоновых, Товита и других писаний, образовавших Ветхий Завет (Танах — ивр.). Следовательно, Господь находит почему-то необходимым сообщать народу Израиля принципиально новые истины, входящие в кажущиеся противоречия со старыми.

Но в чем заключается причина таких кажущихся противоречий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим Нагорную проповедь Христа. Он говорит соплеменникам: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего", Левит 19:18. "А Я говорю вам: любите врагов ваших", Матфея 5:43.

В Нагорной проповеди Христос отменяет данное в Торе (Левит 19:12 "Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь"; Второзаконие 23:21 " Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех" правило о соблюдении клятвы, запрещая клясться вообще. Он заменяет его требованием строго соблюдать каждое обещание (Матфея 5:34-37 "А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого).

Отменяет Христос также древнее правило правосудия: "Око за око и зуб за зуб", Исход 21:24. Он запрещает отвечать злом на зло: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", Матфея 5:38-39. И в то же время Он говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все", Матфея 5:17-18.

Причину этих кажущихся противоречий Христос раскрывает в беседе с фарисеями. На Его слова о том, что муж не должен разлучаться с женою, "они говорят Ему: как же Моисей заповедал мужьям давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими...", Матфея 19:7-8. Отсюда становится очевидным, что, по мере того как почти за полтора тысячелетия люди прониклись заповедями древнего Закона Божия, им дается Новый Закон. Это и понятно: Тора давалась людям, одичавшим за несколько сотен лет пребывания в египетском рабстве, где порядок  поддерживался жестокими надсмотрщиками. Когда же надсмотрщиков не стало, начались бунты, типичные в таких случаях. И лишь введение Закона — Торы и жестоких наказаний за его нарушение смогло приучить к порядку народ Израиля, которому были даны новые книги Ветхого Завета. С их помощью народ проходил духовную эволюцию, готовившую его к отношениям, основанным не на внешнем благочестии, а на любви (Новом Завете). На смену древнему Закону Божиему пришел Новый.

Таким образом, кажущиеся противоречия возникают, когда Закон соблюдается не по духу, а по букве. Об этом же говорит и апостол Павел: "Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве", Римлянам 7:6. И повторяет: "Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит", 2Коринфянам 3:5-6.

Все сказанное говорит о постоянной духовной эволюции человечества, по мере развития которого открываются всё новые тайны. При этом сохраняется общий стратегический план просвещения людей. Словно предвидя новые этапы откровения, апостол Павел писал: "Когда был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое", 1Коринфянам 13:11.

Эволюционные процессы свойственны не только иудаизму и христианству, но и исламу, буддизму и индуизму. Вот что пишет, например, исследователь индуизма Б.Мергаут: "В иерархии индуистских идеологических ценностей первое место занимает чистый метафизический монизм, доступный пониманию лишь мудрецов. Тем, кому этот идеал кажется слишком абстрактным, остается взять себе более простой, теологический.  На данном этапе неличный абсолют выступает как личный бог, совершенство сводится к добру, освобождение — к жизни в раю, а мудрость (джняна) подменяется любовью (бхакти) к индивидуальному богу, которого верующий избирает согласно своим природным наклонностям. Если же человеку недоступен и этот уровень, то он должен строго соблюдать определенный комплекс моральных и ритуальных предписаний. В последнем случае индивидуальный бог заменяется его изображением в храме, созерцание и сосредоточение — обрядом, молитвой и произнесением священных формул, любовь — правильным поведением. Отсюда и универсальный характер индуизма; он не навязывает всем и каждому своих догм, он заботится не только о тех, кто находится близко к цели, но и о тех, которые еще до сих пор не нашли пути и участие которых в традициях выражается пассивно". Таким образом, в индуизме, где учение о перевоплощении является незыблемым положением, эволюция человека в познании предусматривается от рождения к рождению, поднимающему его по ступеням мудрости. Но и само учение индуизма претерпело радикальную эволюцию, поднимаясь со временем от антропоморфных богов к Абсолюту.

Духовная эволюция шла и идет в иудаизме, а затем и в христианстве вширь и вглубь. Вширь она идет от семейства Авраама и ныне охватила до четверти населения Земли. Вглубь  она продолжалась трудами отцов Церкви, святых и богословов. И со временем простым людям открывалось то, чего не знали пророки и праведники. Об этом говорит Сам Христос ученикам: "Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали", Матфея 13:17. Из этих слов следует важнейший вывод, что через пророков и праведников людям открывается далеко не все, а лишь то, что Господь считает нужным открыть в данный исторический момент. И в наше время крупнейший современный авторитет православия митрополит Сурожский Антоний писал о том, что даже церковные каноны — это не неизменные правила. Они соответствовали тем ситуациям, которых уже нет, и теперь нуждаются в новом видении.

Время внесло коррективы даже в записанные на каменных скрижалях письмена — Декалог — десять заповедей, полученных Моисеем непосредственно от Бога. Хотя вторая заповедь Декалога гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения", Исход 20:4, католические и православные церкви заполнены иконами и скульптурными изображениями Христа, Матери Божией, святых и даже Самого Бога Отца. По преданию, это (кроме изображения Бога Отца) вызвано тем, что Сам Христос сотворил Свое изображение, приложив полотенце к Своему лицу и создав таким образом знаменитую икону — "Спас Нерукотворный". Изменилась в христианстве и четвертая заповедь Декалога: "Помни день субботний, чтобы святить его", Исход 20:8. Бывали случаи, когда древние иудеи предпочитали лучше погибнуть, чем сражаться в субботу. Но что-то, видимо, изменилось в мирах высших и отразилось в мире земном, ибо, как провозгласил Христос: "Сын Человеческий есть господин и субботы", Матфея 12:8; "Суббота для человека, а не человек для субботы", Матфея 2:27.

Можно предположить, что эти и другие новшества, привнесенные Христом, связаны со следующими причинами. Пока народ малочислен, Господь непосредственно общается с главами рода, давая им конкретные указания. Но после выхода из египетского плена возросшему до многих сотен тысяч населению стали нужны уже четкие общие предписания, известные и понятные каждому. Но и здесь уже заложено зерно эволюционного процесса. Среди этих многочисленных правил как бы затерялись  законы высшего, иерархического уровня. Это заповеди для мудрецов — о любви к Богу и к ближнему, из которых множество других и даже десять заповедей вытекают как частности. Рост зерна эволюции заключается в том, что со временем все больше и больше людей приходят вслед за мудрецами к заповедям любви, ставя их выше Декалога. Так, законник на вопрос Христа, что есть главное в Законе, сразу же называет именно эти две заповеди: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу", Луки 10:25,27.

Впрочем, ошибочно было бы думать, что освоение христианских истин идет в виде непрерывного прогресса. Даниил Андреев замечает: "Деятелей традиции всегда оказывается больше, чем новаторов". В православных проповедях обычно основной упор делается не на любви, а фактически на ветхозаветном страхе Божием ("начало мудрости — страх Божий", Псалом 110:10, смирении, под которым понимается лишь терпеливое приятие того, что посылает Господь, и исполнение того, что говорит священник. Но смирение тоже не означает рабскую покорность. Слово "смирение" означает "жизнь с миром" как отношения с людьми и жизнь интересами людей, то есть с миром — творением Господа. Можно вспомнить и иную трактовку слова "смирение", о которой как-то говорил митрополит Сурожский Антоний. По-латински оно означает "благодатную почву", на которую попадают все отбросы органического мира. Почва перерабатывает их и воссоздает жизнь.

Да и Сам Христос не призывает к рабской безответности и покорности, как это часто трактуют, опираясь на Его слова: "Ударившему тебя по щеке подставь и другую", Луки 6:29. Это скорее не правило, данное Им для последователей, а гипербола, использованная для того, чтобы лучше донести Свою мысль до "жестоковыйного" народа. Пример поведения в такой ситуации Он показывает на допросе у первосвященника, когда "один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке... Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?", Иоанна 18:22-23. Господь не требует от человека пассивного терпения. Н.А.Бердяев пишет: "Бог ждет от человека творческого акта как ответа... на творческий акт Бога". Требование активности человека и в деятельности и в познании раскрывается в известной притче о талантах: "Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" Матфея 25:14-30.

Как следует из притчи, Господь, одарив людей талантами (а разум — один из самых ценных талантов), дал им свободу воли "и тотчас отправился", предоставив  возможность действовать самостоятельно. По прибытии Он щедро наградил тех рабов, которые приумножили свои таланты, и жестоко наказал того, кто этого не сделал. По-видимому, это связано с тем, что с приходом Христа с человека снимается ветхозаветная обязанность жесткого исполнения множества предписаний. Он должен теперь руководствоваться всего двумя заповедями любви, разумно применяя их. Религия не отвергает разума: "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!", Притчи 3:13.

Но следует ли человеку использовать свой разум и свободу воли для познания тайн Творца и Его Творения? На этот вопрос ответил еще три тысячелетия назад царь Соломон, которого Господь наградил высшей мудростью: "Глупый не любит знания", Притчи18:2; "Нехорошо душе без знания", Притчи 19:2; "Если будешь призывать знания и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге", Притчи 2:3-5. И, наконец, уже совсем сурово говорит Господь через пророка Осию еще в VIII веке до Рождества Христова: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною", Осия 4:6.

Какого же ведения требует Господь? Это Он поясняет через слова того же пророка Осии: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения, нежели всесожжений", Осия 6:6. Подчеркивая важность этого высказывания, Христос повторяет его дважды:
"пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", Матфея 9:13;
"если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных", Матфея 12:7.

К моменту этого высказывания Осии уже два столетия существовал Первый Храм в Иерусалиме. Многие поколения священников специализировались на ритуалах разнообразных жертвоприношений, совершавшихся за разные прегрешения и на праздниках. Это было установлено Самим Богом и записано в Законе (Торе). И вдруг оказывается, что Богопознание важнее жертвоприношения.

Для Богопознания человек располагает достаточными возможностями. Об этом  говорит апостол Павел, ссылаясь на Бога Отца: "Он в преизбытке даровал нам по всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христа", Ефесянам 1:8-10. Но так как "Бога не видел никто никогда", Иоанна1:18, источником Богопознания является Библия и созданный Богом мир. О том, что изучение мира способствует познанию Творца, говорит тот же апостол: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...", Римлянам 1:20. Но творение как раз и является предметом изучения науки. В 1870 году I Ватиканский собор Католической Церкви утвердил это положение в качестве своего постановления. Естественно, что и у Павла, как у Осии "милость", любовь оказывается важнее знания, ибо "знание надмевает, а любовь назидает", 1Коринфянам 8:1.

К сожалению, об этом высказывании апостола часто забывают многие ученые, чему способствует тот факт, что наука является внеэтичным способом познания мира. Рассказывают, что когда одному из крупнейших физиков ХХ века Энрико Ферми указали на страшные возможности ядерного оружия, он ответил: "Для меня это просто хорошая физика". Подобные высказывания отражают настроения людей, работающих во многих небезобидных областях науки, часто на  престижных  и  хорошо оплачиваемых  должностях. Видимо, не случайно библейские заповеди были даны почти за два с половиной тысячелетия до возникновения современной науки. Но и этого времени оказалось недостаточно: научные достижения поставили человечество и биосферу на грань уничтожения.

Одним из самых успешных методов постижения глубины Библии является освоение ее нового эволюционного этапа. Блаженный Августин говорил: "В Ветхом Завете сокрыт Новый Завет, а в Новом — раскрывается Ветхий". Можно предположить, что если бы ветхозаветные исследователи Писания глубже вникали в дух, а не только в его букву, в истории народа Божия было бы гораздо меньше страданий. О том, что содержание священной Книги не исчерпывается буквальным прочтением ее текста, знали иудейские и христианские богословы. Так, иудейскими богословами была создана каббалистическая методика прочтения Торы. Христианские богословы создали методику прочтения Библии, которую условно можно назвать аналогической.

Согласно ей, например, смысл символа, заключенного в Троице, явившейся к Аврааму проясняется в Новозаветной Троице: " И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. ", Бытие 18:1-16.

Или агнец, принесенный  в жертву перед исходом евреев из Египта, а также Иов и Исаак являются предвестниками крестной жертвы Христа.  Очевидно, что Евангелия даже в совокупности неполно отражают жизнь и  речения Иисуса Христа. Например, в Евангелиях отсутствует почти двадцатилетний период из Его тридцатитрехлетней жизни от момента пребывания  в Иерусалимском Храме и до выхода  на проповедь, что породило множество мнений о событиях этого периода. Но остается неполнота иного рода. Так, самое мистическое из Евангелий —от Иоанна завершается многозначительными словами: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг", Иоанна 21:25. Здесь, по-видимому, речь идет не только о многочисленных исцелениях, сотворенных Христом, и чудесах, Им явленных, но и о том, что Им все время творится новое: " И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны ", Откровение 21:5.

"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано", Матфея13:10-11. Но, с другой стороны, Христос же заявляет: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего потаенного, что не вышло бы наружу", Матфея 4:22. Каким же образом это тайное станет явным? Для ответа обратимся еще раз к истории Библии. Она началась с Пятикнижия Моисеева, к которому  затем прибавились десятки пророческих и вероучительных книг. Очевидно, новое знание давалось людям тогда, когда они дозревали интеллектуально и духовно до его восприятия. Прибавления часто делались по сходной схеме: сначала пророков не признавали, даже побивали камнями, и лишь потом их слова признавались за откровение. Гонения же организовывали не еретики, которыми Церковь всегда пугает верующих, а священнослужители, утверждавшиеся и обогащавшиеся на старом знании. Они же и распяли Христа.

Что же произошло с христианством после Вознесения Христа? Вначале христианству удалось сделать то, чего не смог сделать никто в течение почти тысячелетия: оно завоевало Римскую Империю. А затем с ним случилось почти то же самое, что с иудаизмом, где утвердилась власть священнослужителей в лице Синедриона. Как писал Владимир Соловьев, после принятия  христианства Римским кесарем это же поспешили сделать и его подданные. Но как они были язычниками, так ими и остались.

Конечно, были Вселенские Соборы, выработавшие христианскую догматику, были и есть святые, показавшие образцы христианской жизни и приносившие известия из Небесного Мира. Но параллельно шел и идет необратимый процесс. Так, по установленным первохристианским канонам церковные деятели снизу доверху должны были избираться и перемещаться из прихода в приход и с кафедры на кафедру только с участием и с согласия верующих. Однако постепенно Церковь отрывалась от народа, начала конкурировать с государственной властью за мирское господство, погрязла во внутренних разборках. В итоге современные иерархи Восточной Церкви порой больше напоминают роскошно одетых царедворцев, чем собиравших милостыню Христа с Его апостолами. Клирики (слава Богу, не все) внушают человеку — "образу и подобию" Творца, что он теперь, после грехопадения, не творец, а раб, умышленно забывая об искупительной жертве Христа. Еще в VIII веке до Рождества Христова Господь через пророка Осию провозгласил, что сыны Израилевы будут сынами Божиими: "Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго", Осия 1:10.

В свою очередь, апостол Павел подтвердил, что это относится и к христианам: "Ибо все вы — сыны Божии по вере в Иисуса Христа; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись", Галатам 3:26. Иерархи называют себя учителями и отцами, хотя Христос запретил называть так кого-либо, кроме Себя и Бога Отца: " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах", Матфея 23:8-9. Бывших язычников это устраивает, ибо перекладывает с них личную ответственность перед Богом на "отцов и учителей" (клириков).

Из Евангелия следует: Христос не только раскрывает прежние тайны, но и творит новое (Откровение  21:5). Но никто, в том числе ни одна Церковь, даже не ставит вопроса: что же "Творец неба и земли" сотворил за два тысячелетия после Рождества Христова? Неужели Он, между Смертью и Воскресением разрушивший врата адовы, так и остановился у них? Неужели нам продолжать верить, согласно Библии, что Солнце существует лишь для освещения Земли и вращается вокруг нее, а звезды закреплены на небесной тверди? Верить, что весь Космос — это Земля, когда наука открыла более сотни миллиардов солнц в нашей Галактике и миллиарды галактик? Или более естественно предположить, что Творец, как любящий Отец, подбирает для разговора с детьми разного возраста тот язык и тот уровень Истины, который они понимают и могут воспринять? И по мере их взросления посвящает их во все более и более глубинное знание. Едва ли можно  считать ложью то, что на щекотливые вопросы малого ребенка мы отвечаем рассказами про аиста или капусту, а не про анатомию и физиологию. И еще раз вспомним обещание Христа, что со временем все тайны будут раскрыты людям.

Внимательный анализ библейского текста говорит о постоянной эволюции самой Библии через раскрытие людям по мере их развития тайн мира земного и мира небесного, находящихся в постоянной творческой эволюции. Все это — свидетельство несостоятельности утверждения креационистов фундаменталистского толка о шестодневе, лишенного какого-либо богословского или научного обоснования. Таким образом, эволюционирующие тексты Библии и священных книг свидетельствуют о постоянном преобразовании мира и дают тем самым теологическое обоснование теориям космической, геологической и биологической эволюции, подтверждаемым огромным массивом научных данных.

"Наука и Религия"
Просмотров: 3265