Верблюды, появившиеся не так давно рядом с местечком Хертогенбос, что в девяноста километрах от Амстердама, чувствуют себя не хуже, чем их собратья, проживающие по-прежнему возле Хартума или Могадишо. Зимы в этих европейских широтах тоже не бывает, а лето всегда теплое. Пока верблюдов в Хертогенбосе только сорок. Но в ближайшие два-три года будет как минимум сто двадцать. По крайней мере, в этом не сомневается Фрэнк Смитс - владелец первой и пока единственной в Европе фермы, где разводят сегодня этих удивительных парнокопытных. Желание взяться за столь необычное дело у Фрэнка, 26-летнего специалиста в области маркетинга и агрокультуры, появилось три года назад.
В один прекрасный день на глаза ему попался интересный доклад, опубликованный ФАО - Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. В солидном многостраничном документе содержался призыв: развивать производство верблюжьего молока - продукта весьма ценного, богатого самыми разными витаминами. В докладе также подчеркивалась весьма заманчивая финансовая перспектива этого нового рынка, годовой оборот которого может достигать нескольких миллиардов долларов.
Обращен призыв ФАО был, разумеется, не к фермерам Европы, а к их коллегам из стран Азии и Африки, где данной областью сельского хозяйства по традиции веками занимаются разные кочевые племена. Но, ознакомившись с докладом, Фрэнк загорелся. Да так сильно, что его уже было не остановить. Дело в том, что документ ФАО навел его на весьма любопытную мысль. Он прежде всего понял, что в Европе уже есть те, кто с удовольствием будет потреблять верблюжье молоко. Это выходцы из мусульманских стран, число которых в настоящее время заметно растет на континенте.
А ведь многие из них привыкли пить это молоко у себя дома. "Так почему бы не обеспечивать их знакомым с детства продуктом на новой родине?" - подумал Смитс. Мысль его оказалась верной. Сегодня Фрэнк продает верблюжье молоко (по 15 долларов за кварту - это около литра) не только в голландские магазины, которые торгуют всякими восточными продуктами. Он уже активно экспортирует его и в другие государства Европы, в частности в Бельгию, Германию и Великобританию. Кроме этого в прошлом году Фрэнк наладил у себя на ферме и производство верблюжьего сыра, который охотно раскупают сейчас у него по цене 60 долларов за фунт (400 граммов).
Добиться успеха, однако, было непросто. С проблемами молодой фермер столкнулся с первых же шагов.
Было от чего опустить руки, даже не начав еще толком бизнес. Ведь главный вопрос, сразу вставший перед Фрэнком: где взять верблюдов? Дело в том, что от идеи привезти животных из Марокко, Сомали или каких-либо иных африканских стран, где они обитают в огромном количестве, Смитсу пришлось отказаться. Европейские законы категорически запрещают ввоз верблюдов на территорию Евросоюза откуда бы то ни было. Однако настойчивый Фрэнк был столь одержим, что нашел-таки выход. Он обнаружил верблюдов на Канарских островах, расположенных, как известно, совсем неподалеку от берегов Африки. Верблюды появились там еще в XV веке. В настоящее время их на Канарах осталось не более ста пятидесяти. Не так уж и много, но вполне достаточно для тех целей, ради которых этих животных держат на островах: они предназначены исключительно для развлечения туристов.
Канарские острова - часть Испании, то есть Евросоюза, поэтому с "визами" для тамошних верблюдов проблем не возникло. Именно оттуда Смитс и доставил на корабле в Голландию, к себе на ферму, первых трех беременных верблюдиц. Каждая из них обошлась ему в одиннадцать тысяч долларов. Счастливый Фрэнк был уже готов приступить к дойке, как его ферму вдруг окружили местные защитники прав животных. С криками "Прекратите издеваться над верблюдами!" они буквально набросились на него. Но Смитс сумел убедить рьяных сограждан, что дойка верблюдиц не имеет абсолютно ничего общего с насилием, что вообще это древнее искусство, которым в Азии и Африке занимаются тысячелетиями. Аргументы подействовали, хотя и после того сразу начать производство верблюжьего молока ему не удалось.
Вслед за защитниками прав животных на ферму Смитса нагрянули представители министерства сельского хозяйства Голландии. Они объяснили, что верблюды не входят в список животных, которых в стране официально разрешено разводить и использовать в коммерческих целях. В прошлом году из этого списка в Голландии были изъяты лисы и шиншиллы. На очереди - норка. Это происходит под давлением все тех же "зеленых", чей голос в Голландии, как, впрочем, вообще в современной Западной Европе, достаточно весом. Ведь лис, шиншилл и норок разводят из-за их шкурок, то есть для того, чтобы убить. Как Смитс ни объяснял людям из министерства сельского хозяйства, что он не собирается пускать своих верблюдов на мясо, что завел их только ради молока, несколько месяцев его никто не желал слушать. Лишь после очередного обращения настойчивого Фрэнка в министерстве было принято решение отправить на ферму специальную комиссию, чтобы проверить, в должном ли порядке содержатся у Смитса животные и не будет ли верблюдам "при доении наноситься моральная и физическая травма"!
После того как высокая комиссия убедилась, что на ферме все в порядке, верблюды не страдают, Смитсу дали "добро". Кстати, по его признанию, доить этих животных куда сложнее, чем коров. Верблюдица поддается доению лишь в том случае, если рядом стоит ее детеныш. "Да, у них упрямый характер, - говорит Фрэнк. - К каждой нужен особый подход!"
Источник