"...Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте", Матфея 17:1-5.
Так говорится в Евангелии о галилейской горе Фавор - о месте славного Преображения Господня. С незапамятных времен почитает эту гору христианская Церковь. Однако православные монахи начали селиться на вершине Фавора лишь в середине XIX века. Со временем здесь был устроен небольшой греческий монастырь. Русские богомольцы, посещавшие его, часто жертвовали из своих скромных сбережений средства на благоустройство обители. В "Путеводителе по святым местам Востока", изданном в Петербурге в 1910 году, сообщалось о том, что в тамошнем православном монастыре "имеется очень большой храм, щедро одаренный русскими приношениями и воздвигнутый главным образом на пожертвования русских же благотворителей".
Сохранились любопытные сведения о том, как начинался сбор пожертвований на строительство православной церкви на Фаворе. В 1861 году в печати сообщалось о том, что некто Александр Васильевич Лазарев, трижды посетивший Палестину, решил собрать необходимые средства для возведения Преображенского храма. Для этого он начал необычное по тем временам дело.
"Господин Лазарев, - сообщалось об этом начинании, - более трех лет изучая в Европе современное печатание масляными красками, предпринял, все сокровища нашей духовной живописи с кисти: Брюллова, Басина, Боровиковского, Иванова, Нефа и других, составляющих до сего времени исключительную принадлежность нескольких церквей в Санкт-Петербурге, более семидесяти образов и картин духовного содержания, на особо приуготовленном прозрачном и плотном холсте напечатать в массе, каждого из семидесяти образов по двести экземпляров, и сим духовным сокровищем снабдить сотрудников своих по построению храма по ценам, означенным в объявлении о сооружении его на святой горе Фаворской".
Каким же виделся Лазареву и его единомышленникам будущий храм на Фаворе? Ведь по этому вопросу мнения были самые противоположные. Известный востоковед архимандрит Порфирий (Успенский) в 1858 году предлагал построить на Фаворе скромный храм: "Такие места, как Фавор или Елеон, лучше оставлять открытыми, дабы воображение каждого живо представляло себе Преображение и Вознесение Господа, - писал он. - Можно поставить там часовенку в виде колоннадной ротонды, но и та должна быть сквозная на всех сторонах".
Проект Лазарева поражал грандиозностью. Не будем забывать о том, что в эти годы в России шло строительство Храма Христа Спасителя и, быть может, это повлияло на авторов проекта будущей церкви на Фаворе. "Храм на святой горе Фаворе, - сообщалось в тогдашней печати, - будет построен на самой высоте горы к стороне реки Иордан, на тридцати трех больших ступенях, по числу лет земной жизни Христа Спасителя, и будет виден за двадцать и более верст... Четыре мозаики, наружные украшения храма ослепительной белизны с пятью золотыми куполами (Преображение Господа, Крещение, Воскресение и Вознесение), будут в непродолжительном времени заказаны в Риме".
Следует также помнить и о том, что в те годы христиане, населявшие Палестину, жили под турецким игом, и Россия, воздвигавшая Храм Христа Спасителя в память победы над Наполеоном, желала освобождения своих единоверцев в Святой Земле от "агарянского пленения". Поэтому кажется неудивительным, что в проекте интерьера Фаворского храма преобладали русские мотивы. "Придет время, когда восточные христиане, ныне столь ужасно страждущие, под управлением турок, возблагодарят своих единоверных избавителей, - рассуждал автор статьи. - Где же будут воссылать они свои молитвы к Богу? В храме Божием, где превосходная духовная живопись преимущественно с кисти русских художников, изображающая главные христианские события и русские светильники Православной Церкви, каковы святители: Михаил, Петр, Алексий, Иона, Филипп, Митрофаний, Дмитрий Ростовский; преподобные Антоний и Феодосий Печерские; Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы, и другие, будут напоминать благотворительность русских".
По целому ряду причин этот грандиозный проект не был осуществлен. Однако идеи Лазарева не остались лишь благими пожеланиями; они начали обретать конкретные очертания в Нижнем Новгороде, издавна славившемся своими меценатами, к которым была обращена просьба вносить средства на благое дело.
"Господин Лазарев уже сделал, в имеющий быть построенным на горе Фаворской храм, три полных иконостаса превосходной родной нашей духовной живописи и много запрестольных образов, которые выставлены все в Биржевой зале Купеческого Комитета, где и принимается подписка на них, - объявлялось в том же 1861 году в местной прессе. - Образа, приобретенные господами строителями сего храма, будут всегда напоминать им их участие в таком великом христианском деле; златницы, ими принесенные на алтарь будущего храма на столь священном месте навсегда в молитвах православных христиан на высоте святой горы Фаворской, на месте Преображения Господа нашего Иисуса Христа".
Храм на горе Фавор, благодаря пожертвованиям из России, все же был воздвигнут, хотя и в скромных размерах. В дальнейшем сюда поступали из России церковная утварь, иконы. Многие русские паломники в своих записках сообщали о том, что Фаворская церковь Преображения Господня была украшена богатыми иконами в серебряных окладах, - почти все они были приношениями русских богомольцев. Особо отмечался образ Преображения Господня - дар императрицы Марии Александровны (1824-1880), супруги императора Александра II, учредительницы Красного Креста в России.
Греческое духовенство, в чьем ведении находился монастырь Преображения на Фаворе, было благодарно за щедрые пожертвования. В 1900 году, приветствуя на Фаворе группу студентов и преподавателей Московской Духовной академии, местный митрополит Фотий в своей речи "высказал радость, что это святое место осчастливлено знаком внимания и со стороны русского царствующего Дома. При этом он указал на художественный образ Преображения Господня - подарок покойной императрицы Марии Александровны". Но основная помощь по-прежнему приходила от простых богомольцев, посещавших Фавор: их бывало здесь ежегодно до 1300 человек, а греков - не более двадцати.
"Наука и Религия"
Пн, 07 October
Обновлено:12:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое