Сотворение женщины
Бог почти завершил уже великое дело сотворения мира. Своим всемогущим словом Он создал мир из ничего. Голая, холодная земля впервые оделась роскошной растительностью, благоухающей зеленью, вода ожила крупной и мелкой живностью, воздух наполнился веселым гомоном птиц, повсюду закишел и задвигался богатейший животный мир.
Недоставало только одного создания, которое стало бы вершиной и совершенством всего творения, которое властвовало бы над всеми чудесами Божьего творения. Поэтому и сказал Бог: "Сотворим человека по Образу Нашему, по Подобию Нашему, да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле", Бытие 1:27.
Между сотворением мужчины и женщины наблюдается некоторый промежуток времени. Бог приводит к человеку "зверей, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей". Когда все творение попарно проходило перед человеком, в его сердце возникло страстное желание иметь подругу, которая понимала бы его, помощницу, которая заботилась бы о нем и разделяла бы с ним близкое сердечное общение.Это страстное желание было заложено в сердце человека Самим Богом, чтобы он высоко ценил Божий дар, который Бог с самого начала помыслил дать ему, и после этого таинственным и многозначительным образом была сотворена женщина. "И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку", Бытие 2:21-22. Как нас премудро сотворил Бог! Сначала Он создал мужчину, который должен был стать руководителем и защитником в жизни жены и которому будет вверено попечение о ней. Потому он должен был заранее познать мир, в который вступит и будет жить жена. Адам должен был высоко ценить дар, который благоволил дать ему Бог. Поэтому он должен был ждать. Адам должен был глубоко прочувствовать свое одиночество, чтобы выше ценить последующее общение, чтобы быть более признательным и благодарным Богу за этот дар!
Чтобы взять ребро из груди мужа и сотворить ему жену, Бог навел на него глубокий сон! И во время этого подобного смерти сна, Он раскрыл грудь Адама, взял ребро и создал ему жену, а затем разбудил спящего и вручил ему подругу. Это был шестой день, первая пятница в мире, когда из раскрытой груди глубоко спящего Адама было взято ребро и сотворена для него жена.
Брак
Жена в отличие от Адама не была сотворена из земли. Кроме того, она, не была вызвана к жизни силой властного слова, подобно животным и зверям, но она взята от мужа: "кость от кости его, плоть от плоти его. Она стала его вторым "Я", его дополняющей половиной. Кто-то заметил: "Ева не создана из головы Адама, чтобы ей господствовать над ним". Она также не создана из его ног, чтобы можно было попирать ее. Но она взята из груди его, как бы из его сердца, чтобы этим подчеркнуть смысл их взаимосвязи, что они должны сердечно любить друг друга". Воистину предвечная воля Божья — чтобы между мужем и женой царствовало искреннее сердечное единство, чтобы муж и жена дополняли друг друга и в совокупности оба представляли одного человека в его совершенной завершенности. Эта установленная Богом тесная взаимосвязь запечатлена в Слове: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть", Бытие 2: 24.
Нередко наблюдается, что супруги, прожившие долгую согласную совместную жизнь, наконец, приобретают очень схожие черты лица, что чем дальше, тем они становятся более похожими друг на друга. Это исходит из того, что с течением времени они все более и более согласовываются друг с другом, и эта согласованность в мыслях, во мнениях, в соображениях, наконец, начинает отражаться даже внешне.
Сколько любви стоила Ева Адаму! Как он был благодарен за нее! Каким задушевным было их общение! Она была приобщена ко всем его мыслям, во всех его достоинствах, во всякой его славе она была с ним заодно! Он господствовал не над ней, но с ней! Грех
Иногда бывает: ранней весной все оживает, покрывается нежной зеленью, благоухает... и вдруг заморозки: вся весенняя прелесть исчезла, все убито, все погибло от одной единственной морозной ночи! Подобное произошло и в райском Едемском саду. Об этом повествует нам история Евы. Над благоухающей весной мира и всего человечества прошел смертоносный мороз — грех! Грех не был заложен в человеке, так как он был создан прекрасным по Образу и Подобию Божьему, то есть в совершенной праведности и святости. Грех постучался к человеку извне и к великому сожалению проник вовнутрь!
Бог дал первому человеку одно единственное повеление, чтобы этим испытать их любовь и послушание. Если бы они исполнили это повеление, то сознательно встали бы на сторону Бога и таким образом жили бы вечно на этой земле в нерасторжимом единстве с Богом, так как смерть первоначально не входила в план Божий. Если было все "весьма хорошо", то там еще не было смерти, так как смерть есть не только весьма нехорошее, но и весьма злое! Приговор над человеком: "Прах ты и в прах возвратишься!", то есть умрешь,— является плодом и следствием греха! Когда человек преступил это единственное Божье повеление, то там он отрекся от Бога и его долей стали работа в поте лица, волчцы и тернии, страдания и смерть! Человек восстал против Бога! Как могло произойти такое? Это сделала печальная история, случившаяся в Едемском саду и с тех пор тысячи и тысячи раз повторяемая в мире история грехопадения!
Дьявол, предводитель падших духов, выступил на первый план, но не в своем образе, а замаскированном. Он знает, что не много преуспеет, если явится в своем подлинном обличье. Именно ложь и лесть являются основными отличительными чертами этого злого врага человеческого рода! Он не говорит: "Я дьявол — враг Бога, и я пришел окл¬ветать и опорочить Его и погубить вас!" Нет! Он избирает облачение невинности и простодушия! Часто это "добрый друг", подсылаемый врагом, часто "задушевная подруга!" И потому очень важно быть всегда на страже, чтобы не впасть в его сети!
Так старый злой враг подступает к нашей Еве, как сверкающий змей, чтобы, глядя на переливы сияющих расцветок, она могла по-детски беспечно забавляться им. Его первая задача — посеять в сердце Евы недоверие к словам Бога. "Подлинно ли сказал Бог?" Это вам только показалось! Он, конечно, ничего вам не запретил!
Так поступает он и сегодня! Неужели есть грех в том, что ты со своими подругами пойдешь сегодня на вечер и потанцуешь? Неужели запрещено модно и элегантно одеваться? Неужели нельзя иметь богатый гардероб, чтобы всегда выглядеть лучше, наряднее и привлекательнее всех? Неужели грешно дружить с этим милым молодым человеком, хотя родители и слушать об этом не хотят?.. Таким образом старинная древняя история повторяется в тысячах вариантов!
Подлинно ли сказал Бог?
Потому особенно важно и весьма необходимо знать твердо и определенно, что сказано в Библии, точно ориентироваться в Слове Божьем! Только точным неискаженным Словом можно отбить все изощренные атаки лукавого врага! Не повреждай Слова! Ева не пребывает в точности сказанного. Да, на первый взгляд кажется все точно. Однако исследуй внимательнее Писание: "И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.", Бытие 3:2-3
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь", Бытие 2:16-17.
Ты увидишь, что Ева преувеличивает. Бог запретил только не есть плоды от одного дерева. Ева же говорит, что Он запретил не есть и не прикасаться. Она не держится в слове точно и строго возможно по неведению, но весьма может быть и из желания представить Бога в определенном смысле тираном, который запрещает такое безобидное дело!
Никогда не дозволяется что-либо отнять от Божьего Слова, равно и приложить к нему что-либо. Прочти Откровение 22:18-19 " И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей". Как видим, насколько это серьезное предупреждение. Слово Божье нельзя повреждать безнаказанно!
Дьявол не так легко уходит с поля боя. Он неутомимый враг. Он никогда не уходит в отпуск и всегда на своем посту. Если в одних воротах крепости стража бодрствует, он устремляется к другим, не спят ли там часовые? Он использует все средства и способы, чтобы толкнуть душу в грех и уловить ее. Еву он поймал на честолюбии и тщеславии.
Бог должен был быть унижен ею, превращен в лжеца. Дьявол принимает ответ Евы. "Возможно,— говорит он,— Бог и сказал так, но если оно сказано так, то только из ревности, чтобы вы не стали подобными Ему и чтобы Ему не потерять над вами превосходства!" ибо: "Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло", Бытие 3, 5. Это для Евы заманчиво. Она охотно стремится к высшему. Быть подобной Богу — это ее идеал! Она страстно желает достичь этого!
И в наши дни многие женщины легко побеждаются этим искушением. Дочери Евы, бодрствуйте! Но Ева не убежала, она не прервала беседы, несмотря на то, что собеседник посягал на истинность и святость Бога, чтобы опорочить Его. Ей было "интересно" говорить со змеем о запретном плоде. Ей это было настолько интересно, что она ничуть не испугалась тяжкого обвинения в адрес Бога!
"И увидела жена" — Бытие 3: 6. Если бы она сейчас поспешила в общение с Адамом, чтобы у него почерпнуть силу и совет! Если бы она сейчас повернулась спиной к хитрому змею! Однако, нет!, но она "увидела!" Как опасно бывает смотреть! Но Ева посмотрела и "увидела". И что она увидела, ей чрезвычайно понравилось. Она уже не могла отвести глаз от этого. "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание", Бытие 3:6.
От страстного похотливого взгляда до действия полшага! Она посмотрела, увидела, взяла плодов его и ела и дала также мужу своему и он ел: " увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел", Бытие 3, 6. Когда камень столкнут и катится по наклонной плоскости, то он уже не может остановиться, он стремительно падает вниз. Одно следует за другим: дьявол достиг своей цели и совершилось грехопадение — человек отвернулся от Бога. Он попал под власть князя тьмы, он продан греху!
Страх
Как только грех был совершен, тотчас заговорила нечистая совесть. На территории Мертвого моря растет знаменитый фрукт. В народе его называют содомским яблоком. Его прелестный заманчивый вид привлекает внимание путников, желающих подкрепиться им. Но как только яблоко сорвано, из него сыплется едкая гадкая пыль. Подобным образом поступает дьавол. Сначала он обещает: "будете как боги",— а затем выставляет срам их наготы. До свершения преступления он рисует мнимую выгоду очень огромной, а сам грех совсем мизерным, но в итоге предполагаемая выгода превращается в едкую гадкую пыль, а перед запятнанной перепуганной совестью встает исполинский призрак сотворенного греха. Это мы видим на примере Адама и Евы. Первым следствием греха явился страх перед Богом. О, с какой радостью спешили они, бывало, навстречу своему Создателю и Отцу в сердечном ликовании, когда до их слуха доходили Его шаги в саду! Но теперь стало иначе: "Скрылся Адам и жена его от Лица Господа Бога между деревьями рая". И когда из уст Бога послышался вопрос: "Где ты?",— последовал ответ: "Голос Твой я услышал в раю и убоялся".
Где прежнее полное, совершенно умиротворенное общение? Куда, девалась уверенность в Его любви? Погублено! Потеряно! На это место вступила запятнанная нечистая совесть. Да, их глаза, как предсказал дьавол, открылись, но лишь для того, чтобы увидеть свое собственное жалкое состояние: "Несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг", Откровение 3:17. Они не получили никакого нового познания Сущности и Бытия Бога, а только придавили себя гнетущим сознанием своей наготы. Они попытались покрыть этот изъян своими усилиями, но тщетно! Смоковные листья не могли удовлетворить даже их собственные требования!
Смотри и вникни, в Священном Писании, когда впервые заходит речь о наших собственных стремлениях и усилиях, тотчас выявляется бесцельность и бесполезность их! Смоковные листья не в состоянии удовлетворить даже нас самих и насколько менее они желательны в присутствии Бога! Так обстоят дела с собственными стараниями! "Адам, где ты? Происходит первая встреча святого Бога с грешным человеком. Чувства и мысли человека пред очами Бога таковы: "Куда мне убежать от Твоего Лица?"
Самооправдание
Совершилось грехопадение. Впервые грешные люди стояли пред Лицом святого Бога и впервые они прибегли к средству, предпочитае¬мому и излюбленному всем человеческим родом, то есть самооправданию! Адам сказал: "Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел". Итак, он не виноват, но виновата жена! Да в конечном счете виноват Сам Бог! "Зачем Ты сотворил мне жену? Если бы Ты не сделал этого, то я не впал бы в грех!" Жена сказала: "Змей обольстил меня, и я ела". Так каждый ищет отвести от себя вину. Вместо полного раскаяния и честного признания своей вины и греха они вращаются вокруг да около совершенного факта, желая выгородиться и оправдаться. Такая манера и поныне стяжает себе бесчисленных поклонников. Когда человека пытаются обличить в его грехе, то он говорит, что не хотел совершать умышленно грех. И если, наконец, человек все же не может скрыть греха, то говорит, что это был безобидный грешок и требуется нема времени и усилий, прежде чем он согласится с тем, что действительно грешен!
Проклятие
Человечество ищет лазейки в поговорке: "Первый раз не в счет!" Но единственный грех воздвиг стену между Богом и человеком, через единственный грех произошло отпадение от Бога, так как по Писанию грех есть вражда против Бога!
Поскольку жена дозволила совратить себя первой, то и роковой приговор постигает ее первую. Скорбь и болезни, печаль и нужда становятся ей перспективой. Вместо господства с мужем, она теперь попадает в зависимость от него: "К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою", Бытие 3:16.
С такой точностью исполняется это проклятие над женщинами доныне! История женщин есть история крови и слез! Хотя христианство приносит свободу и женщинам, однако она только там воистину свободна, где Христос освобождает и ее мужа! Поныне во многих христианских семьях женщины пренебрегаются своими мужьями, втайне переносят тяжкие страдания.
Затем суровый приговор постигает и Адама. Это буквально всего несколько слов, но они провозглашают смерть: "Возмездие за грех — смерть!", Римлянам 6:23. Это и есть краткое содержание слов Бога к Адаму, и оно относится к нему, к его жене, относится оно ко всему человеческому роду! "В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься".
Смерть Авеля
Еще один день из жизни Евы. Авель, сын ее, не вернулся домой. Когда она спросила своего старшего сына Каина, не знает ли он, где его брат, то последовал сердитый ворчливый ответ: "Разве я сторож брату моему?" Наконец беспокойство настолько возросло, что она вместе со своим мужем пошла искать пропавшего... Они нашли его в поле бездыханным. Авель был убит и около него валялась дубина Каина, испачканная в крови умершего!
Как невыносим для матери час безвозвратной потери сына, которого она родила в муках, вскормила грудью, окружив любовью, заботой, попечением! И насколько ужаснее смерть, когда ее собственный сын убивает другого ее сына! Ева испытала это. Ева не избежала ни одной скорби, которая может выпасть на долю матери. Доля прародительницы всего человеческою рода не была лучше и легче доли современных женщин!
Но у Евы была точка опоры, на чем она могла утверждаться в этой скорби. Уже в словах: "Оно будет поражать тебя в голову", Бытие 3:15, ей была дана надежда на ее далекого Потомка, Спасителя мира. Да и в другом месте мы находим пророчество об этом, а именно, в пролитии первой в мире крови.
В истории Авеля мы видим, что еще тогда он уразумел о жертве с пролитием крови. Как мог бы он придти к мысли принести жертву от первородных стада своего, если бы в первой в мире жертве не была высказана основная аксиома: "Без пролития крови не бывает прощения"?
Ева взирала на грядущего Божьего Агнца. Это давало ей надежду и силу, мир и покой сердца при скорбях, которые должна была она пережить, глядя на Каина и его потомство идущих путем погибели, когда она горько оплакивала своего заблудшего сына!
Женщина глазами Бога на примере Евы учится смотреть на Божьего Агнца, вознесенного на крест и за твои грехи! Смотри на Него, и твоя душа переполнится миром и покоем!
Женщина глазами Бога по книге Эрнста Модерзона Жены Ветхого Завета