Мир религий
Но уже в 2025 году стремительный рост населения Африканского континента и Латинской Америки существенно изменит картину. Из 2,6 миллиарда христиан - а их будет столько, как видите, в целом конфессия заметно увеличится - 633 миллиона человек будут жить в Африке, 640 - в Латинской Америке, 460 миллионов в Азии. Европа с ее 555 миллионами христиан окажется на третьем месте; 60 процентов католиков мира будут жить в Африке и Латинской Америке. В середине XXI века западные христиане, возможно, еще будут первой по численности конфессией. Но центром христианства станет не европейская зона, а Экваториальная Африка. Более 100 миллионов христиан будут проживать в шести ведущих христианских странах - Бразилии, Мексике, Филиппинах, Нигерии, Конго и США. Среди католических стран будет первенствовать Бразилия (со 150 миллионами католиков в ней будет еще и 40 миллионов протестантов). Чрезвычайно широкое распространение получит беднейшая ветвь христианства - пятидесятники.
В 2050 году белые христиане (неиспанского происхождения) составят только одну пятую общего числа трех миллиардов христиан в мире. Эра западного христианства заканчивается, встает рассвет южного христианства.
Учитывая характер южных христиан, представляющих беднейшую часть населения мира, известный исследователь религии Б.Барбер считает, что новый мир придет благодаря не джихаду, а крестовому походу южных христиан. Относительно незаметно вызревает новый всплеск фундаментализма и экстремизма, в том числе и христианского.
По сути, такую позицию занимает и профессор истории католического университета Нотр-Дам С. Эплби: "Экстремисты всех религий, - пишет он, - будут господствовать в обществах, лишенных базовых гражданских прав, угнетающих женщин и нетерпимых к иным вероучениям. Эти процессы будут проходить на фоне гонки вооружений в странах Азии и Африки, правительства которых одно за другим будут обзаводиться оружием массового поражения, в том числе химическим и биологическим. Грядущие бедствия приобретут такой масштаб, по сравнению с которым кровавые религиозные войны прошлого покажутся всего лишь утренней гимнастикой".
Воинствующий консерватизм Папы Иоанна Павла II объективно способствовал противостоянию религий. Он сформировал внешнеполитическую философию в процессе противостояния коммунизму, несколько абстрагируясь от реальных конфликтов современности и будущего. Пока еще не виден мир, в котором католиками будут прежде всего африканцы и латиноамериканцы; где вместо Бельгийского Конго будет Конголезская Бельгия.
Вмешательство НАТО в югославские дела привело к массовым выступлениям мусульманских сил, подъему их воинственности в Юго-Восточной Европе. В то же самое время угнетаемые христиане Судана не получили никакой поддержки ни от НАТО, ни от какой-либо христианской страны. Как видите, на первый план НАТО ставит свои геополитические задачи, в одной стране выступает против христиан (Сербия), в другой борется с мусульманами (Ирак).
Колоссальный очаг насилия зреет в Нигерии, численность населения которой в 2050 году, согласно прогнозам, достигнет 300 миллионов человек, а к концу века - полумиллиарда. В 2001 году шесть штатов Нигерии из 36 уже ввели шариат - как основной закон, а между тем мусульман и христиан здесь примерно по 45 процентов. Север - мусульманский, юг - христианский.
Начало взаимоубийства христиан и мусульман, скажем, в соседнем Камеруне, весьма легко может вызвать вмешательство мусульманской части Нигерии. Соседние страны с преобладающим христианством ответят на вмешательство нигерийцев. Разделенная по религиозному признаку Нигерия быстро может (не без помощи Уганды) дойти до края ожесточения и доведет дело до глобального уровня.
Нетрудно представить конфликт христианских Филиппин с мусульманской Индонезией - обе страны могут прийти на помощь страждущим единоверцам, вначале не обязательно открыто, но постепенно втягиваясь все больше. В ближайшие десятилетия здесь, пожалуй, не избежать конфликта. Китай в будущем вполне способен взять на себя роль защитника китайских общин в этой части света. США, Великобритания и Австралия будут действовать здесь с понятной осторожностью. Австралия уже сегодня с ужасом наблюдает за стремительным ростом мусульманского населения Индонезии.
Трепещут три миллиона пакистанских христиан. За поминание всуе пророка Мухаммеда их может ждать смертная казнь. В Индонезии примерно в том же положении 21 миллион христиан. Через 50 лет это будет гигантская страна, но острота конфликта в ней лишь усилится.
Христиане и мусульмане выделяются "в своих лагерях". Первые будут преобладать в относительно уменьшившемся "золотом миллиарде", а вторые - в среде бедной части мирового населения. В 2050 году 20 из 25 крупнейших государств мира будут преимущественно либо христианскими, либо мусульманскими.
О России разговор особый, надеюсь, мы к нему еще вернемся. Но уже сегодня следует серьезно поразмыслить над судьбой одного из ее регионов - Сибири. К 2050 году население Центральной Азии увеличится до 100 миллионов человек - бедное население, живущее рядом со слабозаселенной Сибирью. Чем это грозит? Разведывательные службы США определили Центрально-Азиатский регион как "зону, грозящую потенциальным конфликтом" на протяжении нескольких ближайших десятилетий.
Кровоточащая рана - Ближний Восток. Что ждет нас здесь в обозримом будущем? Вероятно, усилится ярость столкновений между исламом и иудаизмом. В 2000 году 20 миллионам евреев противостоял миллиард мусульман. К 2050 году это соотношение увеличится до 1:100.
Другой очаг противостояния - арабы и страны "золотого миллиарда". Арабы, которых сегодня 240 миллионов, в 2050 году достигнут полумиллиарда. Сочетание ислама и двух третей мировых запасов нефти способно породить у них весьма амбициозные планы. Одновременно растущий дефицит энергоресурсов стран "золотого миллиарда" подталкивает их к новым авантюрам, подобным иракской, которые, в свою очередь, разжигают экстремистские настроения в исламе.
На Западе начинает преобладать мнение, что "долговременный прогноз относительно сосуществования религий нехорош". На фоне процессов глобализации, действующих явно не в пользу мусульманских стран, мир ислама ожесточился.
Согласно выводам американской разведки, к 2015 году на Ближнем Востоке население значительно вырастет, оно станет беднее, будет жить преимущественно в городах и утратит многие иллюзии. Мусульмане настаивают, что их вера требует создания мусульманского государства. Враждебность к христианам в грядущем весьма вероятна.
В последние годы выросли эмиграционные потоки из исламских стран в Европу. Заметно влияние этого фактора на политику, общественную жизнь европейских стран, хотя не везде одинаково. Скажем, во Франции, где к 2050 году мусульмане составят не менее 10 процентов населения, это обстоятельство не сможет не повлиять на позиции Парижа в ближневосточном конфликте. Мусульманская община играет существенную роль в экономике Германии.
Ислам будет доминировать в бедном мире, главенствовать в богатейших нефтяных странах и иметь союзников среди стран, зависящих от арабской нефти. Современный мир в целом относится к исламу настороженно, что в немалой степени объясняется событиями последних лет, действиями тех террористических сил, которые выступают от имени ислама.
Среди 25 наиболее крупных стран мира в 2050 году в 20 будет преобладать либо ислам, либо христианство. Преимущественно мусульманские страны: Пакистан, Бангладеш, Саудовская Аравия, Турция, Иран, Йемен. Преимущественно мусульманские страны со значительными христианскими меньшинствами: Индонезия, Египет, Судан.
Преимущественно христианские страны: США, Бразилия, Мексика. Преимущественно христианские страны со значительными мусульманскими меньшинствами: Россия, Филиппины, Конго (Киншаса), Германия, Уганда.
А теперь о перспективах индуизма и буддизма. индуизм все больше привлекает к себе внимание, и оно, несомненно, будет расти, поскольку население Индии довольно скоро обойдет по численности население Китая и станет самым большим в мире государством. 1,5 миллиарда человек будут жить в Индии в 2040 году, среди них приверженцев индуизма будет не меньше 1,2 миллиарда. Факты насилия индуистов в отношении христиан в прессе уже освещались, но пока не подвергались глубокому анализу. Пока многие предпочитают видеть пример непротивленца Ганди, но, как показывает опыт, индуизм может иметь весьма воинственные формы, что мы видим сейчас в Кашмире и Пенджабе, в конфликтах индуистов с сикхами и мусульманами.
Подлинную катастрофу таит обращение высших каст с низшими, с "неприкасаемыми", которых в Индии от 150 до 250 миллионов. Формально их религиозная эксплуатация отменена в 1950 году, но в реальности "неприкасаемые" подвергаются самым грубым и жестоким формам насилия. Они уже выдвигают из своей среды религиозных деятелей. Католический архиепископ Хайдарабада - бывший "неприкасаемый" - пользуется большой популярностью в их среде. В целом в Индии уже 23 миллиона "неприкасаемых" приняли христианство, и многие десятки миллионов готовы обратиться в него. Складывается весьма взрывоопасная ситуация: стимулируя вступление многих «неприкасаемых» в лоно христианства, христианский Запад попадет в зону противостояния с потенциально самой населенной страной мира.
По индийским законам, каждый житель страны считается приверженцем индуистской религии по вере, если он не оговорил иную религиозную принадлежность. Отдельные города и даже штаты уже приняли постановления и законы, запрещающие обращение индуистов в христианство, и думаю, что это только начало. О самой миролюбивой, как принято считать, религия - буддизме.
Ошибаются те, кто считает буддизм угасающей религией, ссылаясь на то, что в 1900 году буддисты составили 20 процентов мирового населения, а в 2000-м - только 5 процентов. Такая оценка может быть самоутешительной и не соответствовать конфессионально-политической реальности. По мере роста - экономического и политического - таких стран, как Китай, Вьетнам и Таиланд, правомерно предположить, что буддизм вполне может войти в некое силовое противостояние с христианством и исламом. Приверженцы буддизма утверждают, что их религия, провозглашающая мир и самопожертвование, не склонна приобретать воинственный характер. Но ведь сходные черты «в теории» проявляют и ислам, и христианство, что не мешает им время от времени звать своих приверженцев в бой, к силовому противостоянию. Хотя буддизм в меньшей степени пока проявил себя боевой политической силой.
Мы предложили один из возможных вариантов развития межконфессиональных отношений к середине XXI века. В его основе - прогноз демографических процессов при сохранении существующей модели социально-экономического развития и управления современным миром. Радикализация конфессий - лишь одна из реакций, отражающих неприемлемость для большинства населения Земли.
Нынешняя модель развития, которая дала так много наиболее развитым государствам, то есть примерно 20 процентам населения мира, взыскала огромную плату с нашей планеты и ее ресурсов. Такая модель не может быть устойчивой даже для тех, кто уже получил от нее выгоду, не говоря уже о подавляющем большинстве людей... Над нами нависла опасность того, что это глобальное неравенство укоренится, и если мы не примем мер для того, чтобы радикальным образом изменить жизнь бедных слоев мира, они могут утратить веру в своих представителей и в демократические системы, которым мы по-прежнему привержены, поскольку они будут рассматривать своих представителей всего лишь как пустозвонов и празднословов.
"Наука и Религия"