Чт, 18 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Общество Эволюция человека
В настоящее время ученые все чаще говорят об утрате человеком своих природных качеств, о снижении его андрогенных способностей, об истощении генофонда человечества. Вопрос о "судьбе" биологии человека в историческое время, об эволюционном смысле имеющихся изменений остается в современной науке открытым. Существуют различные точки зрения — от утверждения о ее неизменности и даже вырождении до признания ряда биопсихических перестроек, связанных с прогрессом общества.

Представляется, что столь значительные различия мнений вызваны недостаточной изученностью реальных тенденций развития современного человека, а также недостаточной разработанностью понятия "эволюция" применительно к современному человеку, отсутствием критериев этого процесса.

Эволюция любого вида, в том числе и человека, в конечном счете сводится к эволюции генотипа. Возможно, в биологической эволюции человека болезнь как фактор естественного отбора могла играть существенную роль, а эволюция генотипа, в свою очередь, меняла виды болезней. Исследователи полагают, что "наш вид прошел путь от жизни небольшими охотничьими группами до такого состояния, когда многие особи живут в высокоорганизованных сообществах. Скорость роста человеческих популяций вплоть до ХХ века была сравнительно небольшой, в основном из-за внешнего фактора — болезней. Гены, ответственные за устойчивость к определенным болезням, должны были давать большое селективное преимущество". Возможно, некоторые из таких болезней стали серьезной проблемой в связи с изменившимся образом жизни людей. Так, появление малярии, возможно, связано с возникновением подсечного земледелия, при котором происходит заболачивание лесов, способствующее контактам с насекомыми — переносчиками этой болезни. Изменение генофонда человечества произошло в значительной степени из-за распространения малярии. Люди — носители определенного типа генов благодаря своей большей устойчивости к малярии оказались в благоприятном положении, в результате чего в малярийных областях возникло широкое разнообразие человеческих особей. Успехи цивилизации стали причиной многих других заболеваний человека, что также могло вызвать эволюционные преобразования генофонда вида Homo sapiens. Так, например, грызуны, которых привлекает человеческое жилье, переносят различные инфекционные болезни, в борьбе с которыми происходят существенные изменения генов. Таким образом, наследственную патологию можно рассматривать как часть наследственной изменчивости, накопившейся за время эволюции человека.

В наши дни инфекционные болезни перестали быть главной проблемой; благодаря контролю над болезнями ускорился прирост населения. Исследователи отмечают, что рост популяции замедляется в результате эмиграции носителей некоторых генотипов. До недавнего времени в популяциях человека эмиграция была существенным фактором, но в наши дни эта возможность почти исчерпала себя.

Выводы, сделанные в ходе исследований животных в перенаселенных местах обитания, позволяют ученым предположить, что ограниченность пространства может становиться все более сильным лимитирующим фактором для человека. Биологи отмечают, что связанное с городскими условиями жизни повышение частоты атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, а также стресс на почве конкуренции могут усугубляться при перенаселении, что, в свою очередь, становится еще одной причиной продолжающегося естественного отбора в человеческой популяции.

Ученые отмечают и ряд микроэволюционных изменений человека — грациализацию скелета, изменение зубов. Известно, что за последние 200 лет средний рост европейцев увеличился на 30 сантиметров. А в настоящее время, по свидетельству исследователей, человек увеличивается в объеме (согласно статистике, средний вес мужчин в 1980 году составлял 73,7 килограмма, женщин — 62,2 килограмма. В 2000 году эти цифры составили соответственно 81,6 и 68,8 килограмма). Все это свидетельствует о том, что эволюция человека как вида продолжается (только весьма медленными темпами) и, вероятно, будет происходить впредь.

Современный человек — это конечный результат длинной эволюционной истории, связанной с важными изменениями в поведении, с развитием его интеллектуальных способностей. Исследование структуры популяций у охотников-собирателей, таких как аборигены Австралии, показывает связь генетической дивергенции с социокультурной, а также роль экологических барьеров.

Демографические, медицинские и технические изменения, связанные с изменением общества, происходят теперь столь быстро, что популяции не успевают адаптироваться. А потому нам необходимо лучше понимать поведение человека и его генетические основы. У людей, например, могут быть генотипические различия в толерантности к условиям перенаселения или к уровню шума, который в этих условиях повышен. Словом, эволюция человека и сейчас продолжается, но уже в направлениях, отличных от тех, которые поддерживались естественным отбором в прошлом.

Человек постепенно заменяет биосферу техносферой. Но долго ли продлится его господство на Земле и каково в этих условиях будущее человека как вида? Не заменит ли его новый, более разумный вид? Ведь с точки зрения прогрессивной эволюции нельзя считать, что "самое разумное творение" эволюции на сегодняшний день — Homo sapiens — будет ее концом. Не возникнут ли какие-то новые формы человеческого существования, соединенного с биокибернетическими устройствами, — своеобразные "биокиборги"? Не вступит ли человечество в новую стадию своей эволюции, на которой человек будет создаваться в значительной степени искусственно, — как "фабрикуемый" с помощью генной инженерии и биокибернетики "сверхчеловек", обладающий экстрасенсорными и суперинтеллектуальными качествами?

Полагалось глубоким заблуждением горделивую мысль о том, что сегодняшний человек есть венец и предел эволюции. По его мнению, человек есть то, что нужно преодолеть; на смену ему грядет сверхчеловек, достигший нравственного и физического совершенства. К.Э.Циолковского, который также не считал человека вершиной  космической эволюции. Циолковский говорил о необходимости  в будущем преобразования не только окружающей Землю космической среды, но и биологической природы самого человека. По его мнению, судьба Вселенной — в руках человека.

Не возникнет ли иной вид, качественно отличный от Homo sapiens? Не появятся ли новые существа с "новой конструкцией" — интегральным интеллектом, имеющим наследственные черты интеллекта их предков? Существуют ли теоретические и физические препятствия к тому, чтобы искусственный интеллект сначала сравнялся с человеческим, а затем обогнал его? Некоторые исследователи отмечают, что, с точки зрения общего процесса эволюции жизни, замена человека разумного новым техногенным видом разумной жизни вполне укладывается в общую картину — как следующий, более высокий этап развития живой материи во Вселенной.

В последние годы широко обсуждается перспектива "техногенного" будущего человека — постепенного исчезновения "биологического" человека, "каким его создала природа", и превращения в двойственное по своей природе биотехногенное существо; "сращивания" человека с машиной путем внедрения в его плоть разного рода технических "присадок". Одним из примеров возможной технологизации человека могут служить операции по внедрению в мозг компьютерных чипов. А это означает, что компьютер может превратиться в "рабочее продолжение" человека.

Интонация работ по этой тематике различна. Например, указывают на двойственную перспективу: либо кардинальная "чистка" планеты, создание глобальной экоцивилизации, в которой поддержание оптимального режима будет важнейшей целью функционирования любых социальных и технологических систем, либо появление "киборга", равнодушного к загрязнениям. Или история человечества — предельная стадия потенциально беспредельного развития интеллекта, которая в обозримом будущем может перерасти в более перспективную, "постчеловеческую" стадию с усиливающимся влиянием техногенных компонентов. Такая перспектива оценивается как "меньшее из зол" (по сравнению с самозамыканием эволюции на Земле). По мнению Или следует принять немедленные и самые решительные меры, чтобы "человек, каков он есть" мог сохраниться, коэволюционируя в мире, где "правит бал" все тот же пресловутый "киборг". Все указанные авторы считают нашу эпоху временем исчезновения или кризиса "человека как такового", человека как биологического вида. Мысля в парадигме "биогенное-техногенное", они в большей или меньшей степени исходят из того, что до настоящего времени существовал "естественный" человек, "человек как таковой", "человек, каким его создала природа". Суждение о том, что биогенная эволюция человека продолжалась миллионы лет и заканчивается на наших глазах, сегодня является довольно распространенным. Однако возникает вопрос: где та граница, за которой "биогенные" изменения перетекают в "техногенные"?

По поводу перспектив человека как биологического вида ведутся острые дискуссии. Некоторые естествоиспытатели считают неизбежным вырождение Homo sapiens за сравнительно короткое по космическим масштабам время (десятки тысяч лет). Сегодня многие склоняются к мнению, что глобальная тенденция развития рода человеческого состоит в том, что люди становятся более "долговечными" и одновременно менее здоровыми. Однако тема эта отнюдь не нова. Например, писали по этому поводу восемьдесят лет назад, что "в настоящее время благодаря изменению культурой нормального хода подбора замечается безусловное ухудшение многих качеств современного человечества. Это ухудшение не является, быть может, еще тем, что называют грозным именем вырождения, но, во всяком случае, оно представляет первые шаги к нему, почему и заслуживает самого серьезного внимания".

Размышляя о будущем совершенствовании человека, об активизации деятельности человеческого мозга, необходимо помнить, что современная наука еще не дала ответа на вопрос о том, не появятся ли новые резервы и ресурсы мозга в ходе естественной эволюции отдельных его участков. Нет никаких данных, которые заставляли бы нас думать, что развитие мозга дошло до крайних пределов: мозг человека может усложняться и впредь". Очевидно, задача заключается в том, чтобы для повышения активности интеллекта эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы мозга, которые пока заключены в его тайниках. Ведь известно, что существуют люди, которые в состоянии производить в уме сложные вычисления, запоминать громадное количество музыкальных партитур или шахматных партий, знать десятки иностранных языков, помнить всю таблицу логарифмов и т.п.

Задавались вопросами: "не продолжается ли в настоящее время эволюция тех участков генома Homo sapiens, которые определили неожиданную роль гностических областей и связанных с ними знаковых систем? почему стремительно взлетающее вверх увеличение объема мозга на решающем этапе антропогенеза от австралопитека до Homo sapiens должно внезапно остановиться? существуют ли факторы, которые могут затормозить эту ярко выраженную эволюционную тенденцию, возникшую сравнительно недавно, мощно и неотступно прокладывая себе дорогу к вершинам прогресса?" Ответы на эти и другие подобные вопросы позволили бы прогнозировать будущее развитие психофизиологических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей человека.

Наиболее сложной остается проблема направленного изменения биологической природы человека, вмешательство в эволюцию вида Homo sapiens. Проблема подобного вмешательства возникла сегодня в связи с достижениями научно-технического прогресса и для своего скорейшего разрешения требует объединения усилий философов, генетиков, юристов, богословов, социологов и представителей других отраслей знания. Ведь если дать ученым возможность вмешиваться в генетический код человека, изменять его, то это не только может привести к позитивным результатам лечения ряда наследственных болезней, но и открыть опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности. Возникает соблазн "планомерного" генетического совершенствования природой созданного "антропологического материала" путем приспособления его к все новым социальным нагрузкам. Об этом сегодня пишут уже не только в фантастической литературе. Подобную перспективу всерьез обсуждают биологи, философы и футурологи. Несомненно, достижения научно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства, позволяющие воздействовать на глубинные генетические структуры, управляющие воспроизводством человеческого тела. Но, получив в свое распоряжение подобные средства, человечество обретет нечто равнозначное атомной энергии по возможным последствиям. При современном уровне нравственного развития всегда найдутся "экспериментаторы" и добровольцы для экспериментов, которые могут сделать лозунги совершенствования биологической природы человека реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений.

В настоящее время возникают тенденции создания проектов радикальной перестройки природы человека (в частности, его генотипа). Такое вмешательство в функционирование его мозга и психики, изменения морфологических характеристик, которое привело бы к возникновению "нового вида", существенно отличающегося от вида Homo sapiens. Возникают вопросы: возможна ли такая перестройка? диктуется ли она реальными потребностями человека? к каким последствиям для рода человеческого она может привести? Так, иногда слышатся высказывания, что наша культура живет в предощущении "люденов" — новых разумных существ. Правда, перспективу эту чаще обсуждают фантасты.

Иногда звучат мнения, что методами генной инженерии можно дать человеку возможность жить в морских глубинах или в космическом пространстве. Для этого предполагается полная перестройка пищеварительной системы и наличие приспособленности к совершенно новым источникам энергии. Простор для фантазии здесь не ограничен: у человека якобы смогут появиться сложные фасеточные глаза, как у насекомых, чувствительные к ультрафиолету, а может быть, и к более жесткому излучению и поляризованному свету, что еще более повысит возможности зрения и т.п.

Однако высказываются и другие, как представляется, более реалистические суждения, например, о том, что "тонкая приспособленность всех организмов (и человек тут не исключение) к земным физическим, химическим и биологическим условиям принципиально исключает переселение людей на иные космические тела". Цели генетической инженерии некоторые исследователи иногда сводят к созданию человеческой расы, в высшей степени приспособленной к окружающей среде, что может означать создание в будущем людей, специфически адаптированных к жизни на Марсе, Луне или в других частях Вселенной. Ясно, что в настоящее время трудно предвидеть такие нужды. Теперь настало время серьезных и качественных изменений, когда необходимо искусственным, лабораторным путем создавать человека, более выносливого физически, здорового биологически, цивилизованного социально. Расшифровка генома человека и практическое применение результатов данного открытия позволяют это сделать сполна.

Проявлением влияния прогресса общества на природу человека служат "тенденции века" (акселерация, увеличение продолжительности жизни, изменение картины болезней, изменение темпов роста населения и его возрастной структуры), детерминация которых обусловлена глубокими изменениями в образе жизни современных людей. Учет модификации природы человека на надиндивидуальных уровнях его существования не менее важен для повышения уровня его здоровья, увеличения продолжительности жизни и творческой активности все большего числа людей, чем на уровне организма. Очевидно, что траектория индивидуального жизненного цикла в немалой степени зависит от уровня материальной и духовной культуры общества, его социальной структуры, системы воспитания и от тех возможностей, которые создает данное общество для реализации природных потенциалов человеческого развития.

"Наука и религия"
Просмотров: 4249