Вс, 08 December

Обновлено:01:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Мир веры "Евангелие от Тиссо"
С 1886 по 1902 гг. Джеймс Тиссо написал около семисот акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса Христа и истории из Ветхого Завета. Современники называли этот цикл "Евангелием от Тиссо". Акварели размером всего 20×25 см. произвели фурор на выставках в Париже, Лондоне, а затем и Нью-Йорке. Зрители плакали, вставали на колени, молились у его картин - они задевали за живое, словно сами были живыми. Все произведения Тиссо на библейскую тематику хранятся в Бруклинском музее.

Акварель "Что видел наш Господь с креста" - одна из самых необычных работ Тиссо. Зритель смотрит на полотно глазами Спасителя. У самого подножия креста на земле лежит Мария Магдалина. За ней стоит Мария, мать Иисуса. Они с болью вглядываются в глаза того, кого любят больше жизни. Рядом Иоанн и несколько других женщин. По правую сторону - группа священнослужителей и фарисеев, с надменными лицами восседающих на ослах. По кругу сидят уставшие воины, завершившие свою работу. На заднем плане - безликие наблюдатели. Возможно, кто-то из них был последователем Иисуса, кого-то Он исцелил, остальные пришли просто поглазеть.

Толпа наблюдает, как Иисус медленно умирает. Как Он смог не возненавидеть их в этот момент? Это то, что почувствовала бы я на Его месте. Иисус же произносит потрясающие слова: "Отче, прости их, ибо они не ведают, что творят".

Нестандартная перспектива, выбранная художником, позволяет нам увидеть себя со стороны. Да, на этой маленькой акварели есть каждый из нас: и те, кто стоит близко к Иисусу, и те, кто держится на расстоянии, верующие, сомневающиеся, отрицающие и равнодушные. В этой толпе у креста представлен весь мир. А вы нашли там себя?

Вне зависимости от того, где и в какой позиции стоим мы, Его позиция неизменна. Он выбрал висеть на кресте перед нами. Обнаженный, унижаемый, пронзенный болью. И даже если мы среди тех, кому нет до того никакого дела... Он просто отдает свою жизнь за нас. Он просто любит.
Источник: kulturologia.ru
Искусствовед Анастасия Постригай

"Английский" француз Джеймс Тиссо знаменит в двух ипостасях: как один из искуснейших живописцев бомонда и как автор одного из самых известных библейских циклов ХIX века. 350 акварелей Тиссо "Жизнь Господа нашего Иисуса Христа" являются настоящим сокровищем Бруклинского музея в США.

15 октября 1836 года в консервативном французском городе Нанте, бывшем в то время столицей Бретани, в семье оптового торговца тканями и знатока текстиля Марселя Теодора Тиссо и его набожной жены - Мари Дюран родился сын - Жак-Жозеф Тиссо.

Мадам Дюран была истовой католичкой и прекрасным модельером женских и мужских шляп. Напомним, что многие дамские шляпки в то время были настоящими произведениями искусства. Мари Дюран, как это было принято в таких семьях, вела бизнес вместе с мужем, правда, ее "специализацией" было оборудование для шляпных мастерских. Оба родителя оказали сильнейшее влияние на всю дальнейшую жизнь своего талантливого сына. Хотя в детские годы Жан-Жака его отец - удачливый коммерсант и подумать не мог, что его сын будет преуспевающим живописцем, знакомством с которым будут гордиться господа и дамы из высшего общества.

Тиссо уезжает в Палестину, живет там подолгу: в 1886, 1889, и 1896 годах, пытаясь понять, какова же была Земля Обетованная во времена Иисуса Христа.

Тиссо делает множество снимков Палестины, к сожалению, не сохранившихся до наших дней, а также зарисовки с натуры, обращенных к библейской истории - сначала Нового завета, названный "Жизнь Господа нашего Иисуса Христа".

Сцены "Благовещения", цикла "Возвращение блудного сына в современности", картины "Что видел Господь с креста на Голгофе?", "Снятие с креста" проникнуты глубоким религиозным чувством и в то же время не стандартны, не соответствуют общепринятым канонам изображений этих сцен, хотя и сохраняют уважение к традициям. Хотя критики и пытаются найти в них некую конъюнктурность и даже соперничество с библейским циклом Дидро.

Закончив работу с сюжетами из Нового завета, Тиссо обращается к Торе, Еврейский музей, Нью-Йорк. 80 его картин из этого незаконченного цикла были продемонстрированы в Париже в Салоне на Марсовом поле.

Выставки акварелей 20×25 Тиссо в Париже, Лондоне, Нью-Йорке в 1890-х годах производят неизгладимое впечатление на публику. Люди становятся на колени перед картинами, рыдают, молятся. Затем они были опубликованы парижской фирмой "Лемерсье", выкупившей их у автора за 1 100 000 франков в парижских и лондонских изданиях. С 1900 года все работы Тиссо - маслом и акварелью на тему Нового завета находятся в Бруклинском музее.

В конце жизни Тиссо переезжает в Шато-де-Буйон - замок, оставленный ему в наследство отцом, умершим в 1888 году. В 1902 году художника не стало. А в 1904 в Париже была организована посмертная выставка работ художника по Старому завету.
Источник: regnum.ru/news/cultura/2189691.html

Творческое служение Тиссо без преувеличения можно назвать подвигом. Он создает . более 450 (по некоторым источникам – до 700) работ. С кистью в руках он старается "прочитать" всю Библию. Книга, некогда бывшая путеводителем его матери, становится для него не просто настольной, но окном, через которое он стремится смотреть на мир и его Творца.

Художник также был известен изображениями модно одетых женщин в различных сценах повседневной жизни. Критики считают, что его картины имеют определенное сходство с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные полотна Тиссо более напоминают иллюстрации к светским модным журналам. По работам Тиссо можно изучать одежду того времени, настолько тщательно прописаны мельчайшие детали платьев и многочисленные аксессуары.
Темы, избираемые художником для своих работ, его манера письма имели большой успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.

Во время франко - прусской войны Тиссо, будучи преуспевающим художником, вступает в Национальную гвардию  С 1871 до 1882 Тиссо находит убежище в Лондоне, спасаясь от преследования французских властей за его сочувствие Парижской Коммуне.
В Англии он продолжает развивать свою любимую тему - сцены от жизни общества, но применительно к английским вкусам.
Очень скоро он занимает высокое положение среди социальной элиты Лондона. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты. Как писали газеты той эпохи "…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности, блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…"

Картины Тиссо обращались прежде всего к состоятельным британским промышленникам, и в течение 1872 г. он заработал 94 515 франков. Такие доходы обычно были характерны для высших классов.

Но в 1882г. его мир обрушился. Умирает от туберкулеза его спутница жизни, возлюбленная и муза (Kathleen Newton), с которой он жил 12 лет. Джеймс был раздавлен, потрясен, потерян. Тиссо метался между своим католическим воспитанием и обращением к оккультной практике в попытках вернуть свою возлюбленную хотя бы на время спиритуалистических сеансов. Ничто не могло утолить его боли, он искал спасения…

Полностью утративший  интерес к живописанию "света", и потрясенный  смертью любимой женщины Тиссо  прибегает к источнику, указанному ему еще в детстве его матерью, глубоко верующей католичкой и давшей ему соответствующее воспитание.
Он обращается к вере, теперь уже вторично, и это его обращение не просто опиум, утоляющий боль и ослабляющий страдание.
Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, - оно совпало с французским католическим возрождением, ставшим реакцией на светское перерождение Третьей французской республики.

Уже не верой своей матери, но своим собственным откровением в 1885 году Тиссо находит путь к Своему Отцу.
Теперь это уже осознанное и выстраданное обращение перевернуло всю его жизнь. И творчество свое он целиком посвящает Создателю. Он задумывает создать серию работ, связанных с текстам Священного Писания. С этой целью он не раз посещает Палестину и живет там по-долгу.

Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле. Он не изображает европейцев, переодетых в "театральные" старинные костюмы.
В его работах - подлинные люди пустыни. Цикл "Жизнь Господа нашего Иисуса Христа" "Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ" составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля, Париж. Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею Brooklyn Museum.

Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел - завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и книге Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904. В 1902 г. Джеймс Тиссо вернулся из Палестины в Париж лишь для того, чтобы умереть на родине.

Религиозное искусство 19 века является частью широкой и разнообразной составляющей визуальной культуры, которая не только включает в себя богослужебные образы, нои также иллюстрированные Библии, гравюры и фотографии в путеводителях о Святой Земле, и иллюстрации в книгах и статьях по библейской археологии. Кроме того, религиозное искусство того времени не может быть отделено от наиболее важных богословских поисков девятнадцатого века и критического исследования жизни Иисуса.

Выставку 124 из 350 акварелей Джеймса Тиссо, о жизни Христа, состоявшуюся в 2010 г. в Бруклинском музее, следует рассматривать как часть такого переосмысления религиозного искусства девятнадцатого века, новый взгляд через широкую призму визуальной культуры в целом. Это была также возможность показать целый пласт работ, ошеломляющий визуально и, как стало понятно после просмотра этой выставки, которые невозможно адекватно репродуцировать.

Действительно, даже самые лучшие современные репродукции не могут передать завораживающего мастерства этих миниатюрных картин, наибольший размер которых редко превышает 25 см. Акварели Тиссо давно считались странной аномалией в творчестве художника, известного своими ослепительными виньетками модной парижской и лондонской жизни. Ученые, изучавшие этого художника, по большому счету, не обращали на них особого внимания. И Бруклинский Музей не выставлял их с 1980 года, несмотря на то, что не проходит и недели, чтобы об акварелях не задавали бы вопросов в основном посетители, которые знают его иллюстрации по репродукциям в учебниках воскресных в школ и катехизисах.

Замечательная серия акварелей Тиссо стала следствием пережитого художником религиозного опыта в парижской церкви Сен-Сюльпис в 1885, который заставил Тиссо отказаться от его мирской жизни, закончить карьеру успешного живописателя британского и французского общества, чтобы поехать в Египет, Сирию и Палестину в 1886-1887, а затем в 1889 году.

Он посетил те места, где Христос ходил в детстве, проповедовал, будучи молодым человеком, был распят и воскрес из мертвых. Конечная цель этих поездок состояла в том, чтобы создать серию акварелей для иллюстрированной биографии Иисуса, которая состояла бы из живописных работ, сопровождаемых библейскими текстами из четырех Евангелий, а также описаний сцен, которые Тиссо наблюдал во время своих путешествий.

Хотя возвращение художника к вере стало важным стимулом для его проекта, на Тиссо, по всей вероятности, произвел впечатление и огромный успех подобных проектов, в первую очередь известного французского иллюстратора Библии Гюстава Доре, 1865-1866.
 Его иллюстрированная Библия была издана в томах различных форматов на многих языках. Кроме того, иллюстрации без текста, были опубликованы в так называемом издании "Галерея Доре", которая была чрезвычайно популярна.

Проект Тиссо ставил своей целью создать нечто отличное от иллюстраций Доре. Он  целенаправленно сосредоточился на жизни Мессии. На основе своих поездок в Святую Землю, он сделал бесчисленные предварительные зарисовки и фотографии, н ни одна его фотография до нас не дошла.  В большинстве своем ландшафтные и городские сюжеты из жизни Христа основаны на сценах, наблюдаемых Тиссо в Палестине.

То же самое верно для многих персонажей, которые созданы на основе изучения различных "типажей", увиденных во время его поездок. Он воображал себе Святуя Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа.
Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла остаться неизменной.

Успех акварелей Тиссо, как представляется, связан с тем, что он тщательно согласовал между собой несколько противоречащих друг другу посылов. К ним относятся веризм, т.е. правдивое представление Палестины и ее народа; попытка по-новому представить евангельские сцены, особенно те, что связаны с чудесами; и уважение к традиции, идущее из осознания того, что образы должны были быть узнаваемы, если вы желаете, чтобы ваш проект был успешным. Иными словами – предложить некую связь с уже известными изображениями и представлениями о жизни Мессии.

Результатом всего этого стала серия акварелей, которые в высшей степени оригинальны по своему замыслу, но приэтом не настолько отличаются от всего остального, чтобы перестать быть узнаваемыми в качестве библейских сцен.

Вот только один пример: "Что видел Господь с креста?" Эта работа показывает уникальный вид Голгофы, как ее видел с креста Спаситель. Но при том, что точка зрения уникальна, в работе присутствуют традиционные составляющие иконографии – Богоматерь в обморочном состоянии, апостолы и центурионы, - все они здесь.

В дополнение к оригинальности своей концепции, техническое мастерство Тиссо позволило ему создать потрясающие акварели размером в большинстве своем примерно 20 х 25 см.  Кроме того, его использование цвета примечательно не только в акварелях с тщательно проработанными одеяниями людей, но и мистическими сценами, такими как "Благовещенье". Все это в сочетании с его невероятным вниманием к деталям привело к замечательному результату.

С 1875 года крепкой водкой и сухой иглой Тиссо выполнил около 74 гравюр. Стоит отметить, что в истории европейской живописи было немного художников, способных написать картину маслом и выполнить по ней гравюру. Поэтому гравюры Тиссо вполне могут считаться шедеврами наравне с живописными произведениями.

Источник: liveinternet.ru
Людмила Мамонтова   
Просмотров: 2456