Саломия
Следует сказать, что отсутствует единодушное истолкование места Святого Писания в Евангелии от Иоанна 19:25 "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина". И все же обоснованно можно принять, что здесь под словами "и сестра матери Его" подразумевается Саломия.
Как же могло так быть, чтобы обе сестры и под одним именем? Некоторые богословы толкуют это место так, переведено у Мартина Лютера: "и сестра Матери Его, Марии, жена Клеопова", тогда вес места Писания единогласно указывают на одну и е личность. Здесь может быть только, что о Саломии подчеркивается, что она была сестрой Марии. То, что Саломия была под крестом, вытекает из Марка 15:40 "Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия".
Как бы то ни было, главное в образе Саломии не то, что она была родственницей Иисуса, ибо из слов Иисуса Христа мы видим, что Он признает не внешние родственные связи, а ставит на первый план внутреннюю духовную близость. Он сказал: "Кто будет исполнять волю Отца его Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь", Матфея 12:50. Образ Саломии делает таким светлым не то, что она была родственницей Иисуса, а то, что она была ученицей Его, что она следовала за Ним и служила Ему, что она была вблизи Его, когда Он умирал и в числе первых вошла в пустой гроб в раннее утро славного воскресения!
Итак, дело не в названии, а в истинном единстве и общении со Христом, в верном следовании за Ним, как Его ученик или Его ученица.
Саломия как мать
Саломия была женой Зеведея, который вел крупную рыбную ловлю в Галилейском море. По крайней мере, о том, что Зеведей имел работников, говорит Евангелист Марк: "и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним", Марка 1:20. Из этого надо полагать, что его хозяйство было немалым. Такое занятие требовало полное и совершенное внимание человека. Если хозяин не уследит за чем-либо, то урон неизбежен.
Потому забота о воспитании детей ложилась в большей мере на Саломию. Пока отец пропадал на рыбной ловле или же уезжал, надо продать и сбыть скоропортящийся продукт, воспитание детей полностью предоставлялось матери. А труд Саломии также был не из легких. Ее сыновья Иоанн и Иаков были горячего, задиристого нрава. Господь Иисус позднее нарек их как "сыны Громовы". Как видим, пылкость их темпе мента обнаруживала себя и позднее. Матери не удалось искоренить из их сердец эту горячность. Только Иисус смог сделать это дисциплиной Духа Своего и силою любви Своей.
Воспитать таких неугомонных детей - это немалое и нелегкое задание для матери. Как часто материнское сердце в слабости идет на уступки детям. А ведь поистине необходимо уже в первые дни сломить своеволие детей и склонить их гордые головки. Конечно, Саломия постигла урок, она кое-чему научилась! Впредь она служила Учителю со смиренной любовью, отказавшись от высокомерии помышлений.
Иоанн и Иаков вырастали под защитой матери, они были в радость для нее. Их умы были привязаны к делам. Они ждали, как и многие молодые люди того времени, "утешения Израиля". Поэтому они присоединились к Иоанну Крестителю, а позднее тотчас последовали за Иисусом.
Что за радость испытывала Саломия - Ее сыновья ходили с Господом! И однажды ее сердце наполнило огромное желание, и она обратилась с просьбой к Иисусу: "чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем". Услышав эту просьбу, многие ученики вознегодовали и возмутились. Конечно, много неразумного и суетного было в ней. Но чуткое сердце Иисуса улавливает своим слухам намерение материнского сердца, чтобы ее сыновья как можно рядом были возле Иисуса. В этой просьбе также выясняется твердая вера Его словам.
Поэтому Иисус не осуждает ее, зная об истинных мотивах ее материнского сердца: "Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим", Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев", Матфея 20:22-23.
Оба ученика не знают, какое страшное крещение страдания и пролития крови ожидает их Учителя, иначе они не смогли бы так самоуверенно отвечать: "Можем!".
Иисус видит вдаль, в будущее, и знает, как Иаков первым выпьет от Него чашу страдания, приняв мученическую смерть. И хотя Иоанн проживет до глубокой старости, несмотря на это, жизнь его будет полна горечи и страданий. Невыносимо горько было переживать разрушение Иерусалима и слышать об ужасах, которые творились в осажденном городе…
Из Евангелия от Марка 15:40-41 мы узнаем, что Саломия была в числе тех женщин, которые сопровождали Иисуса и служила Ему: "Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим".
Спаситель со Своими учениками не имел источника дохода, потому Он пользовался тем, что приносили и давали Ему руки друзей. И среди них вновь встречаем любящую Саломию. Она верно служит Ему всем своим имением. Во всяком случае, она была зажиточной женщиной.
Саломия осталась верной Ему до самых тяжких и темных часов, когда все ученики разбежались от Него, верные ученицы остались при Нем. И тут же Саломия находится под крестом. Она видит, как Господь пьет чашу страдания до дна, она свидетельница ужасного крещения в кровь на Голгофе. Сейчас вся ее страсть заключается в том, чтобы вблизи Господа оставаться до самой смерти. И не только она, но и сыновья здесь. Сейчас исполняется желание матери: ее сын Иоанн находится в совершенной близости к Иисусу. Глаза умирающего Спасителя с любовью останавливаются на верном ученике, и Он назначает Иоанну быть защитой и утешением Своей изнемогшей матери, сердце которой пронзил "Симеонов меч". Он говорит: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе", Иоанна 19:26-27.
Верную Саломию мы встречаем вновь весьма рано в первый день недели среди женщин, идущих ко гробу Господа. И тут она в числе первых, услышавших весть о воскресении.
Более мы ничего не слышим о Саломии. Безусловно, она была среди тех, которые единодушно пребывали в Иерусалиме, ожидая Духа Утешителя. Но ее имя более не названо. И хотя се им более не упоминается, мы верим, что мать сыновей Громовых, смиренную ученицу, свидетельницу Его смерти и славного воскресения увидим на небе.
Откровение 3:21 говорит о верных Господу: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его".
Женщина глазами Бога по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета