Изучение философии традиционно подразделяется на три части:
- изучение сущности реального мира,
- теории познания,
- изучение проблем ценностей и эстетики, другими словами, что есть добро и что есть красота.
Наше рассмотрение будет отличаться от светского, главным образом из-за греховности человеческой природы.
Западная философия редко желает иметь дело с проблемой греховности. Человеческая природа в настоящее время рассматривается как развивающееся проявление жизни. Безнравственность и порочность оправдываются как упущения процесса развития и не классифицируются как основные недостатки человеческой природы, возникшие вследствие неповиновения первых людей в Едемском саду. А это обуславливает огромное различие между светским и христианским представлениями о ценностях и эстетике.
Ценности в светском понимании
В современном нехристианском мире существует два взгляда на понятие ценностей.
Большинство современных мыслителей соглашается с одним из этих взглядов. Эти взгляды иногда называют объективистским и субъективистским. Современное мышление, со времен эпохи Просвещения, исключает Бога из рассмотрения реального мира. Однако оно до сих пор не добилось успеха в выработке единого взгляда на предмет ценностей.
Многим светским мыслителям претит идея, что они являются просто высокоорганизованным классом животных. Напротив, они настаивают на том, что являются сотворенными существами, но абсолютно самодостаточными (т.е. они автономны). Они мыслят себя некими божками. Этим двум точкам зрения соответствуют объективистский и субъективистский взгляды на ценности.
В объективистском взгляде на ценности реальность и ценность четко разграничиваются. Реальность, согласно такому подходу, является познаваемой или поддающейся осмыслению. Ценности же имеют эмоциональный, или чувственный характер. Между ними существует четкое разграничение. Реальность представляет научную действительность, ценности же, поскольку они не могут быть определены или подтверждены научно, рассматриваются как эмоциональные проявления.
Добра не существует, хотя в высшей степени несомненно, что оно есть и представляется внутренне противоречивым. Что же следует из этого утверждения? А то, что ученые не могут определить, что такое ценность, потому что ценность научно не познаваема. Однако, как человек, каждый понимает, что существует "нечто", что мы называем "добром". Наука утверждает, что "следует" невозможно вывести из "наличествует", так не разрешив эту проблему.
Христиане видят в этом пример Божьего приговора человеческому разуму, отрицающему Бога и Его самооткровение через творение, Писание и Христа. Данный взгляд на ценности и сопутствующая ему проблематичность проистекают из научного способа современного мышления. Некоторые мыслители могут определять природный "естественный закон" как своеобразный источник ценностей.
Согласно другому светскому взгляду современной мысли, субъективистскому, который подчеркивает автономность человеческой личности, ценности создаются самими людьми. Согласно этой концепции, каждый человек создает свою индивидуальную шкалу ценностей. Абсолютных же ценностей не существует. Такой подход утверждает приоритет человеческой свободы и ответственности и отрицает существование абсолютных ценностей. Каждый может иметь любые ценности, которые ей или ему нравятся, но совершенно невозможно определить, какие ценности, если таковые существуют, обладают абсолютной или непреходящей значимостью. Из этого на практике вытекает следующее: кто обладает наибольшим влиянием или властью, тот и определяет ценности. Сила определяет истину. И, как следствие, ценностей значительно поубавилось в современном мире, или же они были насильственно навязаны теми, у кого больше пушек.
В шкале ценностей произошло замещение наиболее важных понятий идеей, что технические улучшения условий жизни являются действительно самыми значимыми. Вот почему по христианскому представлению жизнь в XX веке вышла из-под контроля. Перспектива человеческого развития не вселяет надежды. И это является причиной, почему в современных школах на Западе обучение ценностям пошло по пути, который можно назвать "выхолащиванием ценностей". Такой подход не пытается привить какую-либо систему ценностей, а предоставляет ученикам свободу и право решать по своему усмотрению.
Ценности в христианском понимании
Хотя убеждение, что люди являются грешными, вносит существенные особенности в христианское воззрение на ценности, однако самое воззрение далеко выходит за рамки данного положения.
Библейское понимание состоит в том, что абсолютные и непреходящие ценности действительно существуют. Они сотворены Богом и даны людям - Божьему творению - с целью вызывать к себе постоянный интерес.
Следующие места Писания подтверждают понятие о неизменности данных людям ценностей:
Бытие 1:28 "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле";
Бытие 2:15 "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его";
Исход 20:1-17 "И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего";
Матфея 22:37-40 "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Далее, Библия утверждает, что данные людям ценности существуют и являются абсолютными и неизменными, потому что их сотворил Бог. Бог Словом Своим приводит в порядок весь видимый и невидимый мир, и Его закон имеет силу для всего творения. Его Словом-законом определены добро и зло. Заповеди Божьи являются не чем-то произвольным, но частью всеобъемлющего порядка в Его творении.
Ценности есть то, что они есть, потому что так соблаговолил Бог. Добро не существует вне Бога. Бог единственный, Кто по-настоящему добр. Добро является добром, потому что этого пожелал Бог. Греки заблуждались, полагая, что есть вечная идея или форма добра, которая существует отдельно от Бога и даже над Богом.
Источник и откровение истинных ценностей
Одной из наиболее трагичных и пугающих черт современного западного мышления есть то, что действительность считается не имеющей ценности и бессмысленной. Однако все аспекты действительности берут свое начало в творении, составной частью которого являемся и мы, а творение не лишено ценности: Римлянам 1:20 "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны".
Творение является откровением Бога о Себе Самом, Иов 42:5-6 "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле".
В книге Иова говорится очень много об этом же, когда Иов, отвечая на длинное обращение Бога к нему, говорит: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Божье обращение к Иову полностью состояло из описания творения.
Творение открывает Бога носителям Его образа - существам человеческим. Поэтому ничто в творении не может быть лишенным ценности или смысла. Все творение несет печать значимости и ценности. В этом наша привилегия - открывать глубокую осмысленность мира и познавать его, то есть познавать Бога, как Он открывает Себя нам в этом мире.
По причине греха люди воспротивились идее, что Бог может определять ценности для них. Поэтому Бог милостиво ниспослал роду человеческому Свое Слово в письменной форме, чтобы чрез него дать нам хранилище ценностей, установленных Им. Таким образом, Библия является для нас кладезем, в котором мы находим откровение об этих ценностях.
Ценности и человеческое сердце
Важность ценностей для человеческой жизни мы открываем в той непреложной истине, что у нас нет большей жажды и тоски, чем тоска о Боге. Святой Августин сказал: "Мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе [в Боге]". В глубине нашего сердца мы желаем услышать как Бог говорит нам: "Хорошо, добрый и верный раб". Из-за греха мы не способны по собственной воле подчиниться Богу. Но когда мы приходим к Богу по милости Христа, Его Дух, вселяясь в нас, делает нас способными охотно приступить к служению Богу и услышать Его "Хорошо".
Все ценности приходят к нам через наше познание творения.
Тщетно и даже вредно пытаться отделять реальность от ценностей. Ни один аспект нашего познания творения не бывает без своей ценностной стороны. На более низких уровнях нашего эмпирического познания, таких как представления о числах, пространстве, движении или физиологии, Божью волю мы называем законами. Эти законы устанавливают ценности, с которыми мы вынуждены считаться. Ведь совершенно очевидно, что подчиняться закону земного тяготения "хорошо". Игнорирование этого закона приводит к незамедлительным и часто весьма ощутимым неприятным последствиям.
Что касается более высоких уровней нашего познания мира, то в этом случае мы говорим о нормах человеческого поведения. Мы делаем это различие между уровнями, поскольку в этой сфере нашего опыта возможно пренебречь волей Божьей и продолжать жить. Например, закон Божий призывает нас любить Бога и наших ближних. В жизни мы часто нарушаем эти нормы. Однако мы продолжаем жить. Но Библия говорит, что в будущем веке мы будем судимы на основании наших стремлений жить вопреки воле Господа. Таким образом, ценность оказывается связанной с открытием и выражением Божьих требований, или Божьей воли, относительно каждой сферы нашей жизни.
Эстетика в нехристианском мире
Предметом, традиционно относимым академической философией к разделе аксиологии, является эстетика, или наука о прекрасном и безобразном.
Эстетика объемлет широкий спектр творческой деятельности. Литература и поэзия, живопись и скульптура, хореография и драма наравне с другими видами творчества имеют отношение к эстетике.
В продолжение более полторы тысячи лет критерии красоты выводились, главным образом, исходя из Библии и христианского взгляда на мир. Однако, начиная с эпохи Просвещения, в этих критериях появились далеко идущие изменения. Возможно, данные изменения отчасти были вызваны господством рационализма в XVIII - XIX веках, рационализм и библейское творчество воспринимались как явления взаимоисключающие. И, как следствие этого, произошло насильственное вытеснение религии с центра культурного мышления на периферию.
Результатом явилось то, что в современном мире едва ли есть какие-либо критерии, позволяющие судить, что такое красота. Достоевский сказал: "Если нет Бога, тогда все позволено". Вместе с "новой моралью" запад начал культивировать новый набор эстетических норм, в котором не содержится ничего абсолютного. Эстетические нормы почти полностью приобрели относительный характер. Произведения, которые раньше отвергались как безобразные и даже порнографические, теперь свободно выставляются как вполне приемлемые. Вот почему для нас так важно рассмотреть библейские эстетические нормы.
Красота и святость в христианском понимании
Слова "прекрасное" и "доброе" были тесно ассоциированы одно с другим еще со времен древних греков. Они также тесно связаны между собой и в Библии, хотя Библия относит слово "прекрасное" к желанию и воле Бога. Слово "святость" означает "отделение для Бога". Красота и святость, с библейской точки зрения, гармонируют друг с другом. Красота в материальном или духовном мире - это нечто угодное Богу.
В этой связи полезно вспомнить, что красота, которую мы наблюдаем в окружающем нас мире, не из самого творения происходит. Красота цветка или солнечного заката - это на самом деле Божья красота, отраженная для нас через творение. Красота и Бог неразделимы, как неразделимы Бог и добро. В таком случае несомненно, что красоту следует отождествлять со святостью. А это, естественно, означает, что существуют абсолютные и неизменные нормы красоты, установленные Самим Господом и не подлежащие изменению по прихоти грешных людей.
Места Ветхого завета подтверждают связь между красотой и святостью:
1Паралипоменон 16:29 "воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его";
2Паралипоменон 20:21 "И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!";
Псалом 28:2 "воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище [Его]";
Псалом 95:9 "поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!".
Выражение "в святом облачении", которое встречается в одном из приведенных мест, может также быть переведено как "в красоте святости". В Новом завете, Ефесянам 4:24, говорится: "И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". Пока слово "красота" не употреблено, не может быть и речи о том, что человек, который носит образ Божий, прекрасен. Представляется очевидным, что рассуждения о красоте следует начинать с размышления о воле Божьей по отношению к людям. И поскольку понятно, что Божья воля состоит в том, чтобы мы любили Его всем сердцем, а наших ближних - как самих себя, то становится также понятным, что красота и любовь тоже неразделимы.
Красота может быть как внешней, так и внутренней.
Притчи 31:30 "Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы";
1Царств 16:7 "Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце";
1Петра 3:3-4 "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом".
Здесь говорится о том, где находится место пребывания наиболее значительного вида красоты.
Это не означает, что внешняя, или телесная, красота непременно должна игнорироваться или считаться ложной. Всякая истинная красота открывает нам Бога и поэтому имеет свое начало в Боге. Но по причине нашей греховности мы отделяем творение от Бога и предполагаем, что красота заключается в самом творении. А это идолопоклонство.
Одним из самых значительных катехизисов, созданных в годы Реформации, является Вестминстерский катехизис, написанный в Англии в XVII веке. И его первый вопрос относится к тому, что является основной целью человеческой жизни. Он звучит так: "Что является главным назначением человека?" И следует ответ: "Главное назначение человека состоит в том, чтобы прославлять Бога и всегда находить удовлетворение в Нем". "Прославлять" - это то же самое, что "украшать". Это еще один пример связи эстетики со святостью. Мы украшаем или прославляем Бога, когда мы ходим в Его воле, водимые Святым Духом.
(В Библии на еврейском языке выражению "благолепие святыни", которое употребляется в указанных местах Ветхого завета, соответствует выражение "красота святости". - Прим. перев.)
Эстетика и тоска о боге в христианском понимании
Псалом 41:2-3 "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! 3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!";
Псалом 62:2 "Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной";
Псалом 83:3 "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому".
Эти места Писания выражают сердечное отношение к Богу.
Мысль о том, что существует связь между красотой и тоской о Боге, высказывалась многими христианскими писателями. Библия открывает нам, что мы жаждущие существа, но наша подлинная жажда - это тоска о Боге. Это другой способ согласиться с утверждением Августина, что мятется сердце наше, пока не успокоится в Боге. Мы пытаемся удовлетворить эту жажду тем, что сотворено. Но поступая так, мы Бога подменяем творением. И это тоже идолопоклонство, а идолопоклонство всегда делает нас рабами. Нам следует вспомнить, что удовлетворение приходит, в конечном счете, от Бога, а не от вещей. Мы имеем в виду, что следует находить удовлетворение в Боге посредством вещей, которые Он сотворил.
Кроме того, важно помнить, что эстетическая сторона аксиологии, также как и ее этическая сторона, непосредственно связана с Богом. Глубокие эмоции, которые мы испытываем в присутствии сотворенной красоты, являются молчаливым свидетельством нашей потребности искать лицо Бога и ходить с Ним. Это возможно только благодаря милости Иисуса Христа и силе обитающего в нас Святого Духа. Но это возможно! И в этом заключается красота и надежда Благой Вести.
Эстетика в христианском образовании
Когда мы говорим об образовании в христианском понимании, важно определить в нем достойное место для эстетики. Чтобы стать выдающимся мастером, необходимо быть выдающейся личностью. В христианской школе мы должны стараться воспитывать выдающихся людей, не личностей в мирском понимании, которые превозносятся над другими, но личностей, которые являлись бы подобием Бога живого. Этот образ в своем полном выражении был явлен личностью Христа, Который принес Себя в жертву на кресте, чтобы мы могли быть прощены и вновь сделались подобием Его.
В настоящее время в западной культуре существует тенденция в обучении детей на первое место выдвигать науку, технику и спорт. Христианам же не следует забывать, что эстетический аспект жизни учащихся важен в такой же степени, как и все прочие аспекты. Если мы соглашаемся, что святость и глубокое стремление к Богу являются составными частями эстетики, тогда развитие учащихся в образ нашего Спасителя Иисуса Христа становится первостепенной задачей их христианского обучения. Следует помочь им осознать, что они действительно испытывают глубокое стремление к Богу. И это стремление является наиболее важной особенностью их жизни. Удовлетворение этого стремления заключается в максимально возможном совершенствовании эстетической стороны их жизни. Вот почему Христос призывал нас искать прежде всего Царство Божье и правду Его и уверял, что все остальное, в чем мы нуждаемся, будет дано нам.
Христианин и культура
Христианское мышление - это не просто интеллектуальный феномен. Христианская жизнь не исчерпывается благочестивым поведением и поддержанием высокого уровня личной духовности. Членство в церкви и церковная деятельность не заполняют их до конца. Благочестивая семейная жизнь и сострадание к нуждающимся, важные сами по себе, в конечном итоге не охватывают ее всю.
Христиане, подобно другим людям, живут во взаимоотношениях - с сотворенной окружающей средой, с другими людьми и с Богом. Люди образуют семьи, народности и, наконец, нации. А раз так, они устанавливают условия для совместной деятельности, которые по меньшей мере должны быть гармоничны и приемлемы. Они создают общественные структуры и формируют культуру.
Мы спрашиваем себя: "Как христианин, будучи преображен обновлением своего ума, должен относиться к культуре, в которой он живет?"
"...И будете мне свидетелями..."
Библейское определение свидетельства, что было главной задачей апостолов, как они поняли ее со слов Христа:
Луки 24:46-48 "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему";
Деяния 2:32 "Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели";
Деяния 3:15 "а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели";
Деяния 5:30-32 "Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему".
Апостол Павел не был одним из двенадцати апостолов:
Деяния 22:15 "потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал";
Деяния 26:22-23 "Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, [то есть] что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам".
Главная тема его свидетельства:
Деяния 2:4,11, 32 "И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. … слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели".
Главным содержанием благовествования ранней церкви были свидетельства.
Стихи Матфея 28:18-20 обычно называют Великим Поручением "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".
Хотя они были обращены к одиннадцати апостолам, тем не менее они считаются наказом для всех христиан. Под свидетельством сегодня часто понимают рассказ о Евангелии или о духовных законах.
Свидетельство ранней церкви
Слово "свидетельство", использованное в Новом Завете, в греческом языке происходит от слова "мартурео", корень которого имеет значение "мученичество". Какая мысль приходит вам в голову в связи с этим? Не грозило ли свидетельство в первые века наказанием исходя из того факта, что корень этого греческого слова означает "мученичество". Да, свидетельство во времена ранней церкви было связано с риском для жизни. Проблема состояла в том, что народы, входившие в состав Римской империи, были обязаны поклоняться императору как богу. Во время второй мировой войны японская культура была пронизана той же верой в божественность императора.
Христиане Римской империи настаивали на том, что Иисус - Бог, и не желали поклоняться статуе Цезаря. Так как каждый тогда понимал то, от чего мы отреклись сегодня, а именно, что невозможно отделить религию от государства (не официальную церковь, а религию вообще), и потому отказ христиан рассматривался как акт предательства, политическое оскорбление. Тысячи христиан погибли за это в десяти жесточайших периодах преследования христианской церкви в течение первых трех столетий.
Свидетельство сегодня
Очевидно, что свидетельством церкви сегодня должна быть проповедь о Воскресении Христа из мертвых и того, что собственно и является Евангелием: реальности Бога, Его творения, вторжения греха в жизнь человека, воплощения, жизни и смерти Христа как Божьего ответа на человеческий грех.
Однако, если ранняя церковь в этой связи является моделью, свидетельство не может быть ограничено лишь личной или духовной гранью человеческой жизни. Оно должно столкнуться с культурой двадцатого века. Однако церковь в значительной степени уходит от этих столкновений, не обращая внимания на большинства областей человеческой жизни и деятельности, ограничивая Евангелие только духовной жизнью индивида. Но если Христос - это Истина (Иоанна 14:6 " И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ") и если вся власть дана Ему (Матфея 28:18 " И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. "), не говорит ли это нам, что христиане должны нечто сказать миру о таких предметах, как образование, правительство, бизнес, средства массовой информации и т.д.?
И разве не очевидно, что мы должны подумать о человеческой культуре, если мы желаем исполнить наше свидетельское служение, поскольку мы являемся христианами современности?
Что такое культура
а) светское определение.
Словарь дает множество определений слову культура. Наиболее подходящим для нашей цели представляется следующее: "Привычные верования, общественные формы, материальные признаки, характеризующие расовую, религиозную или общественную группу".
"Когда мы рассматриваем культуру, мы смотрим на нее как на части головоломки. Мы видим, как функционируют различные сформировавшиеся институты общества: семья, правительство, школа, культовые образования (церкви, храмы, синагоги и так далее), экономика. Мы наблюдаем различные формы развлечений, отдыха, спорта, передвижения, привычек в питании. Каждая культура развивает свою, отличающуюся от других культур художественную и музыкальную жизнь. И все эти виды культурной деятельности являются частями головоломки".
б) библейское определение.
Бытие 2:15 "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ".
Две задачи, которые Бог поставил перед Адамом:
Бытие 4:17 " И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох ";
Бытие 19-22 " поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор ".
Мы видим первые виды деятельности человека или те особенности, которые можно было бы назвать зачатками культуры в человеческом обществе. Следовательно, культура действительно представляет собой человеческий ответ на Божие установление о том, чтобы человек пользовался творением, в котором Бог поместил его. Вследствие человеческого греха культура не является гармоничной, цельной и святой. Но, тем не менее, это все-таки культура.
Культура и взгляд на мир
"Центральным элементом, связывающим части головоломки в единое целое, является взгляд на мир, который играет ведущую роль в жизни такой культуры.
Таким образом описывается североамериканский взгляд на мир: "Я - это я, индивид, свободный и независимый хозяин моей собственной судьбы. Я нахожусь в мире, полном природных ресурсов, и моя задача - использовать эти ресурсы для экономического блага. Пока что мне еще мешает в выполнении этой задачи мое недостаточное знание природы и недостаток соответствующих инструментов для управления ею, но, тем не менее, у меня остается надежда на прогресс и хорошую жизнь, при которой природа уступит человеку и будет давать свои щедрые дары на пользу человека. Только тогда все обретут счастливую жизнь в материальном изобилии и уже не будет нужды и никакой зависимости".
Культура и религия
Утверждают, что взгляды людей на мир основаны на "первичных установлениях веры". То есть основа взглядов на мир - религиозная. У каждого человеческого существа есть вера во что-нибудь. Если это не вера в Бога, то это обязательно вера в какую-нибудь часть творения. А раз так, то эта вера - идолопоклонническая, а идолы всегда господствуют и сокрушают своих слуг, "потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной", Ефесянам 6:12.
Культура и Бог
Являются ли сложившиеся в вашей культуре установления творением Бога? Все христиане, вероятно, сразу же могли бы согласиться с тем, что брак, семья, церковь и правительство являются творением Бога, потому что этот взгляд особенно подчеркнут е Библии. А как насчет таких установлений, как школы, университеты, средства массовой информации, акционерные общества, профсоюзы и т.д.? В современных формах они не существовали в библейские времена. Можем ли мы и теперь говорить о них как о творениях Бога? Почему? Все это может помочь нам поразмышлять о самих себе. Мы говорим о себе, что мы - Божьи творения, хотя мы зачаты нашими земными родителями и рождены земными матерями.
Исторические взгляды на Христа и культуру
Мир утверждает, что человеческая культура является самостоятельной, самоуправляемой и автономной. Христиане всегда твердо противились такому взгляду, но они не могли прийти к единому взгляду на то, что, собственно, из себя представляет христианский взгляд на культуру. Начиная с первого века, христиане выработали пять основных взглядов на нее.
Христос вне культуры: изоляция
Такая позиция обозначилась в церкви в самые ранние времена. Тертуллиан, отец Римской церкви, умерший примерно в 230 г. по Р.Х., выразил это в следующих словах: "Что общего у Иерусалима с Афинами?" Нетрудно увидеть тот же взгляд у отшельников, удалявшихся в пустынные места, и в монашеских орденах. Пожалуй, наилучшим современным примером могут служить американские старообрядцы - амиши. Лев Толстой в конце своей жизни также принял этот взгляд.
Христос внутри культуры: приспосабливание
Этот взгляд отождествляет с Христом лучшее, что есть в человеческой культуре. Один современный христианский автор видит в американской политической системе первую и действительно единственную христианскую систему организации правительственных органов в истории. Богословы "теологии освобождения" утверждают, что некоторые марксистские идеи отождествляются с евангельскими.
Некоторые пытаются представить, что Евангелие согласуется с догматами восточных религий.
3. Христос выше культуры: синтез
Это взгляд Римской, католической церкви начиная с тринадцатого века, когда он был провозглашен святым Фомой Аквинским. Это часть того, что названо схоластикой. Это учение ставит "духовное" выше "естественного" и утверждает, что все естественное поддерживает и являет сверхъестественное.
Недавние послания североамериканских католических епископов по вопросам экономики и ядерной войны иллюстрируют этот взгляд. Обычно культура способна справляться с проблемами сама, но бывают случаи, когда церкви необходимо вмешаться, чтобы привести культуру в порядок.
Большинство протестантов живут согласно этому взгляду, независимо от того, отдают они себе отчет в этом или нет. Они отделяют духовное от естественного в своей жизни, отдавая приоритет духовному, когда подвергаются ударам судьбы. Или в крайнем случае они думают, что они так поступают.
4. Христос в натянутых отношениях с культурой: парадокс
Это взгляд Мартина Лютера, взявшего, в свою очередь, за основу взгляды английского монаха четырнадцатого века Уильяма Оккама, отлученного от церкви из-за расхождения его взглядов с Фомой Аквинским. В философии этот взгляд называется номинализмом.
Довольно трудно определить его в нескольких словах. Закон и благодать - это две совершенно различные области. Вся человеческая культура, даже та, которая во власти христиан, запятнана грехом. И до тех пор, пока благодать является нашей надеждой, мы должны жить в благодати, даже если мы живем в греховном мире. Ничто не может избавить нас от него, кроме смерти или второго пришествия Христа для воцарения на земле. В качестве примера такого взгляда во времена колонизации Америки может служить Роджер Уильяме.
Христос, преобразующий культуру: превращение
Христос искупил все творение, включая и культуру (Колоссянам 1:20 "и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное"). Царство Божие изменяет как человеческие взаимоотношения, так и человеческие сердца. В конце концов оно изменит все физическое творение (прочитайте Римлянам 8 глава).
Христиане призваны наглядно явить этот аспект искупления в своей жизни. Человеческая культура, основывающаяся на определенных взглядах на мир, выражает нашу веру. То, что мы признаем истинным и важным, будет являться нашим вероисповеданием. Так что христиане должны постараться наглядно показать спасение как в общественных и культурных отношениях, так и в частной, индивидуальной жизни. Только возвращение Христово изменит весь мир, но пока мы должны нести свидетельство в культуре. Поэтому мы основываем христианские школы, христианские политические движения и т.д. Этот взгляд был характерен для Августина, Кальвина и многих других.
Было бы трудно, да и, возможно, опасно, грубо разделять эти взгляды, потому что в большинстве, если не во всех из них, есть элемент библейской истины. Однако это может стать хорошим упражнением в ваших размышлениях о том, какие из них являются ближе к цельности в свете Библии.
Некоторые мысли об отношении Христа к культуре
1. Христос является творцом человеческой культуры.
Каждый человеческий институт культуры более или менее глубоко запятнано человеческим грехом. Но это не изменяет того факта, что институты были созданы могущественным Словом Господним (Иоанна 1:1-3 "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. ").
Более того, современные институты, такие как школы, колледжи, корпорации, профессиональные союзы, средства массовой информации и т.д., должны также рассматриваться как творения Христовы, даже если они не могли существовать во времена основания человеческой расы и не были сотворены непосредствен¬но, но сотворены Господом косвенно.
2. Христос поддерживает человеческую культуру несмотря на то, что она греховна, "и Он есть прежде всего, и все Им стоит", Колоссянам 1:17.
3. Христос - это Искупитель культуры
Велико число сотворенных вещей, с которыми Христос примирил Бога, как об этом сказано в Колоссянам 1:20 "и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное".
Христос искупил брак, семью и церковь, а также институты культуры и виды деятельности:
Откровение 21:26 "И принесут в него славу и честь народов";
Откровение 22:2 "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов";
Иоанна 16:13-15 "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам";
Ефесянам 4:25, 29 " Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим".
4. Христос есть Господь всех культур и институтов
Матфея 28:18 "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле";
Матфея 25:31-33 "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую".
5. Христос возродит культуру в конце времен
Римлянам 8:19-21 "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих".
Творение включает в себя не только материальные предметы:
2Петра 3:11-13 "Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда";
Откровение 21:1-2 "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего".
Альберт Грин Учимся мыслить по-христиански