Пн, 14 October

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Культура Классическая музыка Романтический период
Романтический период в музыке длился примерно с 1830–х по 1910–е годы. Главное отличие этого периода от других состоит в том, что композиторы той эпохи большее внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, стараясь выразить с ее помощью душевные переживания. В этом они отличаются от композиторов классического периода, для которых самым важным в музыке была форма и которые старались следовать определенным правилам построения композиции. При этом и у некоторых композиторов классического периода в сочинениях можно заметить элементы романтизма, а у композиторов романтического периода – элементы классицизма.

Это время зарождения социализма, почтовой реформы и основания Армии спасения. Тогда же были открыты витамины и радий, построен Суэцкий канал; Даймлер сконструировал первый автомобиль, а братья Райт совершили первый полет. Маркони изобрел радио, удачно послав беспроводное сообщение на расстояние в полтора километра. На троне Великобритании дольше всех других английских монархов восседала королева Виктория. Золотая лихорадка побудила тысячи людей отправиться в Америку.

Ранние романтики

Никколо Паганини
Был настоящей звездой своего времени. Во время своих выступлений он демонстрировал чудеса виртуозного владения скрипкой и выполнял невероятные трюки, неизменно поражал публику своей страстной игрой. Паганини мог сыграть произведение полностью на двух струнах скрипки вместо четырех.

В детстве Паганини занимался исключительно музыкой. Его отец даже наказывал его за то, что он мало упражняется, не давая ему еды и воды. Став взрослым, Паганини настолько виртуозно владел скрипкой, что ходили слухи, будто он заключил договор с самим дьяволом, поскольку ни один смертный не может играть так великолепно. После смерти музыканта церковь поначалу даже отказывалась хоронить его на своей земле.

Карл Мария фон Вебер
Для Веберов опера была семейным делом, и Карл в детстве много путешествовал с оперной труппой своего отца. Его опера Вольный стрелок (Волшебный стрелок) вошла в историю музыки благодаря тому, что в ней были использованы народные мотивы. Вебер также написал несколько концертов для кларнета, и именно ими он по большей части и знаменит сегодня.

Джоаккино Антонио Россини
С равным успехом писал оперы как комического, так и трагического содержания. Россини принадлежал к тем композиторам, которые сочиняют быстро, и для того, чтобы написать оперу, ему, как правило, требовалось лишь несколько недель. Говорят, что Севильского цирюльника Россини сочинил всего за тринадцать дней. Такой быстрый темп работы привел к тому, что его новые оперы постоянно ставились во всех театрах Италии. Но в возрасте тридцати семи лет Россини вдруг прекратил писать оперы и на протяжении последних почти четырех десятилетий своей жизни из крупных произведений создал только Stabat Mater.
Помимо музыки Россини питал страсть к кулинарному искусству, и его именем названо гораздо больше блюд, чем именами других композиторов. Можно устроить даже целый обед, в который войдут и "Салат Россини", и "Омлет Россини", и "Турнедо Россини". (Турнедо – это полоски мяса, обжаренные в сухарях, подаваемые с паштетом и трюфелями.)

Франц Шуберт
Прожил всего тридцать один год, уже к семнадцати годам зарекомендовал себя как талантливый композитор. За свою недолгую жизнь он в общей сложности написал более шестисот песен, девять симфоний, одиннадцать опер и около четырехсот других произведений. Только в одном 1815 году он сочинил сто сорок четыре песни, две мессы, симфонию и ряд других работ.

Примечателен тот факт, что Шуберт был одним из первых крупных композиторов, прославившихся благодаря исполнению чужих произведений. Одна из самых больших загадок Шуберта – Симфония № 8, известная под названием Неоконченная. Он написал всего две ее части, а затем прекратил работу. Никто не знает, почему он так поступил, но эта симфония до сих пор остается одним из его самых популярных произведений.

Гектор Берлиоз
Родился в семье врача, не получил полноценного музыкального образования. Поначалу он решил пойти по стопам отца и стать врачом, для чего уехал в Париж, но там все чаще и чаще стал проводить время в опере. В конце концов он решил заняться музыкой, к большому огорчению родителей.
Берлиоз любил размах. Взять хотя бы для примера его Реквием, написанный для огромного оркестра и хора, а также для четырех духовых оркестров, размещаемых в каждом углу сцены. Такое пристрастие к крупным формам не слишком способствовало его посмертной славе. Исполнять его произведения в том виде, в каком он их задумывал, бывает очень дорого, а порой и вообще невозможно. Но его самого подобные препятствия нисколько не смущали, и он продолжал сочинять музыку со всей страстью, на какую только был способен.


Феликс Мендельсон
Преуспел не только в музыке; он был одним из немногих людей, которым удается добиться хорошего результата во всем, за что они только ни берутся, – в живописи, поэзии, спорте, языках. Освоить все это для Мендельсона не составляло никакого труда. Он родился в богатой семье и рос в творческой атмосфере берлинских артистических кругов. Впервые на публике Мендельсон выступил в девять лет, а к тому времени, как ему исполнилось шестнадцать, он уже сочинил Струнный октет. Годом позже он написал увертюру к шекспировской пьесе Сон в летнюю ночь. Но остальную музыку к этой комедии он создал только через семнадцать лет (в том числе и знаменитый Свадебный марш, который до сих пор часто исполняется на свадьбах).
Личная жизнь Мендельсона тоже складывалась удачно: за годы долгого и прочного брака у них с женой родилось пятеро детей. Он много работал и путешествовал, в том числе и по Шотландии, написал два чудесных произведения, посвященных этой стране. Через тринадцать лет после первой поездки была закончена Шотландская симфония; в основу Увертюры Гебриды легли шотландские мелодии. С Великобританией Мендельсона связывала еще и его оратория "Илия", которая была впервые поставлена в Бирмингеме в 1846 году. Он даже познакомился с королевой Викторией и давал уроки музыки принцу Альберту.

Фредерик Шопен
Сказать, что Шопен любил фортепиано, – это ничего не сказать. Он восхищался им, он посвятил всю свою жизнь сочинению фортепианных композиций и совершенствованию приемов игры на нем. Других инструментов для него как бы не существовало, разве что в качестве аккомпанемента в оркестровых сочинениях.
Шопен родился в 1810 году в Варшаве; отец у него был француз по происхождению, а мать – полька. Выступать Фредерик начал уже в семь лет, к тому же времени относятся и его первые сочинения. Надо сказать, что его отличительной чертой всегда была устремленность в будущее.
Впоследствии Шопен прославился в Париже, там же он стал давать уроки музыки богатым людям, благодаря чему и сам разбогател. Как композитор Шопен отличался методичностью и тщательностью. Он никогда не позволял себе небрежности, всякое произведение оттачивалось им до совершенства. Не удивительно, что сочинение музыки для него было процессом мучительным.
Всего он сочинил сто шестьдесят девять сольных произведений для фортепиано.

Роберт Шуман
В наши дни известны произведения для фортепиано, песни и камерная музыка Шумана.
Шуман был блестящим композитором, но при жизни находился в тени своей жены Клары Шуман, блестящей пианистки того времени. Сам же Роберт Шуман не мог выступать в качестве пианиста из – за травмы руки.
К искусству Шуман относился прагматично. Известно следующее его высказывание: "Чтобы сочинять, нужно всего лишь придумать мелодию, которая еще никому не приходила в голову".

Ференц Лист
Он также занимался преподавательской деятельностью и без устали исполнял произведения других композиторов, особенно Вагнера.
Фортепианные сочинения Листа чрезвычайно сложны для исполнения, но он писал под свою технику игры, прекрасно понимая, что лучше его никто их не сыграет. Кроме этого Лист перекладывал на фортепиано сочинения других композиторов: Бетховена, Берлиоза, Россини и Шуберта. Если учесть, что изначально они писались для оркестра, то остается поражаться мастерству музыканта, удивительно точно воспроизводящего их на одном – единственном инструменте.
Лист был настоящей звездой своего времени. Он также популяризовал выступления с фортепиано и оркестром – жанр, распространенный и поныне.

Жорж Бизе
Создатель оперы Кармен, но известно другое его произведение, Au Fond du Temple Saint (Дуэт Надира и Зурги) из оперы Искатели жемчуга. Оно неизменно занимало верхние строчки хит – парадов.
Бизе –вундеркинд, продемонстрировавший свои исключительные музыкальные способности еще в детстве. Свою первую симфонию он написал в семнадцать лет. Несмотря на свой талант, Бизе при жизни так и не добился настоящего признания. Опера Искатели жемчуга ставилась с попеременным успехом, а премьера Кармен закончилась провалом – модная публика того времени не приняла ее. Благосклонность критиков и истинных ценителей музыки Кармен завоевала только после смерти композитора. С тех пор ее ставят во всех ведущих оперных театрах мира.

Националисты

Четырнадцать ведущих композиторов романтического периода, произведения которых написаны в таком стиле, что даже не очень хорошо знакомые с классической музыкой слушатели смогут сказать, откуда тот или иной мастер родом. Их объединяло одно общее направление, а следовали они каждый своей дорогой, стараясь найти свои собственные, неповторимые средства музыкальной выразительности.

Русская школа

Михаил Иванович Глинка
Глинка начал серьезно заниматься музыкой в относительно позднем возрасте – лет в двадцать с небольшим. Он отправился в Италию, где выступал как пианист. Именно там у него зародилась глубокая любовь к опере. Вернувшись домой, он сочинил свою первую оперу Жизнь за царя. Вторая его опера, Руслан и Людмила, не имела столь же большого успеха, хотя лучше вынесла испытание временем.

Александр Порфирьевич Бородин
Свой путь начинал как ученый – химик. Любовь к музыке и интерес к искусству вообще он перенял от матери, сохранив их на всю жизнь. Из – за постоянной занятости ему удалось опубликовать всего около двадцати работ, в число которых входят симфонии, песни и камерная музыка.
Бородин входил в состав музыкального содружества "Могучая кучка". Успех этих композиторов еще более примечателен тем, что у всех них помимо музыки были и другие занятия.
Самое популярное произведение Бородина – Половецкие пляски из его оперы Князь Игорь. Оперу дописал его друг Римский – Корсаков.

Модест Петрович Мусоргский
Был самым изобретательным и влиятельным из композиторов "Могучей кучки". Он часто не заканчивал своих произведений, это делали друзья. Оркестровку оперы Борис Годунов переделал Римский – Корсаков, как и известнейшую "музыкальную картину" Ночь на Лысой горе (использованную в диснеевском фильме Фантазия). Оркестровку к Картинкам с выставки написал Морис Равель, и в этом варианте они известны в наше время.
Несмотря на то что Мусоргский происходил из богатой семьи и обладал огромным талантом как пианиста, так и композитора, скончался он в возрасте всего лишь сорока двух лет от алкоголизма.

Николай Римский–Корсаков, прослужив несколько лет на флоте и совершив ряд морских путешествий, стал композитором и преподавателем музыки.
Кроме того, что Римский – Корсаков дописал и обработал некоторые сочинения Мусоргского, он сам создал пятнадцать опер на темы из русской жизни, хотя в его работах чувствуется и влияние экзотических стран. Так, например, Шехеразада основана на сказке из "Тысячи и одной ночи".
Особенно хорошо Римскому – Корсакову удавалось показать красоту звучания всего оркестра. Он уделял этому большое внимание в своей преподавательской деятельности и тем самым повлиял на многих русских композиторов.

Петр Ильич Чайковский
Тоже использовал в своих сочинениях русские народные мелодии, но, в отличие от других русских национальных композиторов, он обрабатывал их по – своему.
Ранние произведения Чайковского не были признаны широкой публикой, и это причинило ему немало страданий. Любопытно, что многие из этих работ, в том числе Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для фортепиано с оркестром № 1, в настоящее время пользуются большой популярностью. Запись Концерта для фортепиано с оркестром № 1 вообще стала первой записью классической музыки, удостоившейся статуса "Золотой диск" за продажу миллиона копий.
Чайковский написал десять опер, включая Евгения Онегина, и музыку к балетам, таким как Щелкунчик, Спящая красавица и Лебединое озеро. Слушая эту музыку, сразу же осознаешь все величие таланта Чайковского, умевшего создать чрезвычайно гармоничную и захватывающую мелодию. Его балеты до сих пор часто ставятся на мировых сценах и вызывают неизменное восхищение публики. По этой же причине музыкальные фразы из его симфоний и концертов известны даже тем, кто мало знаком с классической музыкой.

Чешская школа
Бедржих Сметана.
Композитора неизменно вдохновляли чешская народная культура и природа родной страны. Особенно это ощущается в его цикле симфонических поэм Моя родина, на написание которого у Сметаны ушло восемь лет.
В настоящее время самое популярное произведение этого цикла – Влтава, посвященное одной из крупнейших чешских рек, протекающей по Праге.

Антонин Дворжак
Был настоящим чешским национальным героем, горячо любившим свою родину. Его соотечественники отвечали ему взаимностью и обожали его. Постепенно имя Дворжака узнали во всем мире. Так, например, у него появились поклонники в Англии, где он выступал по приглашению Королевского филармонического общества, а также на фестивалях в Бирмингеме и Лидсе.
После этого Дворжак решил отправиться в Соединенные Штаты, где ему в 1890–х годах предложили должность дирижера Национальной консерватории в Нью – Йорке, которую он занимал три года. Дворжак сильно скучал по родине, но не переставал интересоваться местной музыкой. Впечатления от нее отражены в его Симфонии № 9, получившей название Из Нового Света.
Последние годы своей жизни провел в Праге, занимаясь преподавательской деятельностью.
Помимо музыки Дворжак интересовался поездами и кораблями, и именно эта его страсть, по всей видимости, способствовала тому, что он согласился посетить США, хотя решающую роль мог сыграть и предложенный ему крупный гонорар.
К представителям национальной чешской музыкальной школы также относятся Йозеф Сук, Леош Яначек и Богуслав Мартину.

Скандинавская школа

Норвежец Эдвард Григ
В Норвегии его сочинения до сих пор пользуются необычайной популярностью.
Лучше всего у Грига получались произведения небольших жанров, такие как Лирические пьесы для фортепиано. Но его самый известный концерт – Фортепианный концерт, со внушительным вступлением, в котором звуки фортепиано словно сыплются градом под тремоло литавр.
К представителям скандинавской национальной музыкальной школы также относятся Карл Нильсен и Йохан Свендсен.

Исаак Альбенис , Испания
В XIX столетии в Испании тоже писали классическую музыку, там жило не так уж много композиторов, добившихся мировой известности.
Играть на фортепиано Альбенис научился уже в один год. Через три года он выступал на публике, а в возрасте восьми лет принялся гастролировать. К пятнадцати годам он успел побывать в Аргентине, на Кубе, в США и Англии.
Особо удавались Альбенису импровизации. Также он демонстрировал чудеса владения инструментом – играл, стоя к нему спиной.
Особенно прославился его цикл фортепианных пьес Иберия. Благодаря своему успеху, этот композитор вывел Испанию из тени и привлек к ней внимание мировой музыкальной общественности.
Альбенис оказал большое влияние на многих других композиторов испанской национальной школы, включая Пабло де Сарасате, Энрике Гранадоса, Мануэля де Фалья и Эйтора Вилла – Лобоса (который был бразильцем).

Английская школа
Артур Салливан хорошо известен и в наши дни. Но сегодня вспоминают далеко не самые лучшие из его работ. В 1870–е годы он стал сотрудничать с поэтом и либреттистом У. Ш. Гилбертом. Вместе они написали несколько комических оперетт: Суд присяжных, Пираты из Пензанса, Фрегат ее величества "Пинафор", Принцесса Ида, Микадо, Йомен – гвардеец и другие.
Салливан мечтал о том, чтобы прославиться как серьезный композитор, но к настоящему времени его произведения, не принадлежащие к жанру оперетт, позабыты.
Он написал оперу Айвенго, Симфонию ми – минор и гимн "Вперед, Христово воинство!" –самое часто исполняемое его произведение.
К представителям английской национальной музыкальной школы также относятся Арнольд Бакс, Хьюберт Пэрри, Сэмюэл Кольридж – Тейлор, Чарльз Вильер Стэнфорд и Джордж Баттерворт.

Французская школа

Жак Оффенбах
Человек, определенно обладавший чувством юмора. Он родился в Кельне и поэтому иногда подписывался как "О. из Кельна" ("О. de Cologne" звучит как "одеколон").
В 1858 году Оффенбах поразил парижан канканом из оперетты Орфей в аду; утонченной публике такие пляски простонародья казались дикими и непристойными, впрочем, и саму оперетту посчитали скандальной.
Музыку на миф об Орфее в предыдущие века писали Пери, Монтеверди и Глюк. Версия Оффенбаха была сатирической, предназначенной для развлечения. Тем не менее, несмотря на первое впечатление, публика в конце концов полюбила оперетту.
Среди его прочих произведений известна серьезная опера Сказки Гофмана, в которой звучит Баркарола.

Лео Делиб
Сейчас в основном вспоминают лишь одну его оперу – Лакме, в которой звучит знаменитый Цветочный дуэт, используемый в многочисленных телевизионных заставках и рекламных роликах.
Среди знакомых Делиба были такие великие музыканты, как Берлиоз и Бизе, с которыми он работал, будучи руководителем хора "Лирического театра" в Париже.

К представителям французской национальной музыкальной школы также относятся Алексис – Эммануэль Шабрие, Шарль Мари Видор, Жозеф Канте, Жюль Массне, опера Таис которого, включая интермеццо Размышления (Медитация), пользуется популярностью среди многих современных скрипачей.

Венская школа вальса

Два Иоганна Штраус
Старший считается "отцом вальса". Он был прекрасным скрипачом и руководил оркестром, выступавшим по всей Европе и получавшим за это солидные деньги.
Титул "короля вальса" по праву принадлежит уже его сыну, которого так же звали Иоганн Штраус. Отец не хотел, чтобы он становился скрипачом, но младший Иоганн все равно посвятил свою жизнь музыке и организовал свой собственный оркестр, соперничавший с оркестром отца. У младшего Штрауса была хорошая деловая хватка, благодаря которой ему удалось упрочить свое финансовое положение.
Всего Иоганн Штраус – сын написал сто шестьдесят восемь вальсов, включая самый популярный из них – На прекрасном голубом Дунае. В конце концов именем Штраусов называлось целых шесть оркестров, одним из которых руководил брат Иоганна – младшего Йозеф, а другим – еще один его брат, Эдуард (каждый из них сочинил около трехсот композиций).
Вальсы и польки Иоганна были настоящими хитами венских кофеен, а легкий и задорный стиль стал стандартом танцевальной музыки по всей Европе.

Поздние романтики

Многие из композиторов этого периода продолжали писать музыку и в XX веке.
В этот указанный период в разных европейских странах творило так много великолепных композиторов, что граница между концом романтического периода и началом XX века в музыке очень сильно размыта.

Джузеппе Верди
Ведущий композитор Италии XIX века. Все сочинения Верди буквально переполнены яркими, запоминающимися мелодиями. В общей сложности он написал двадцать шесть опер, большинство из которых регулярно ставятся и в наши дни. Среди них – самые известные и самые выдающиеся произведения оперного искусства всех времен.
Музыку Верди высоко ценили и при жизни композитора. На премьере Аиды публика устроила такую продолжительную овацию, что артистам пришлось выходить на поклон целых тридцать два раза.
Верди был богатым человеком, он завещал свое состояние приюту старых музыкантов, построенному под его руководством в Милане. Сам Верди именно создание приюта, а не музыку, считал своим самым большим достижением.
Несмотря на то, что имя Верди в первую очередь связано с операми, говоря о нем, невозможно не упомянуть Реквием, который считается одним из лучших образцов хоровой музыки. Он преисполнен драматизма, и в нем проскальзывают некоторые черты оперы.
Это самая скандальная и неоднозначная фигура среди классиков, но история классической музыки немыслима без этого человека.

Вагнер
Талант Вагнера неоспорим. Из – под его пера вышли одни из самых значительных и впечатляющих музыкальных сочинений за весь период романтизма – особенно это касается оперы. Вместе с тем о нем отзываются как об антисемите, расисте, волоките, последнем обманщике и даже воре, не стесняющимся брать все, что ему нужно, и грубияне без угрызений совести. У Вагнера было гипертрофированное чувство собственного достоинства, и он верил, что его гениальность возвышает его над всеми остальными людьми.
Вагнера помнят благодаря его операм. Этот композитор вывел немецкую оперу на совершенно новый уровень, и, хотя он родился в одно время с Верди, его музыка сильно отличалась от итальянских сочинений того периода.
Одно из нововведений Вагнера заключалось в том, что каждому главному персонажу подбиралась своя музыкальная тема, которая повторялась каждый раз, как только он начинал играть значительную роль на сцене. Сегодня это кажется само собой разумеющимся, но на то время идея эта произвела настоящую революцию.
Величайшим достижением Вагнера стал цикл Кольцо нибелунга, состоящий из четырех опер: Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид и Гибель богов. Обычно их ставят четыре вечера подряд, и в общей сложности они длятся около пятнадцати часов. Одних только этих опер было бы достаточно, чтобы прославить их сочинителя. Несмотря на всю неоднозначность Вагнера как человека, следует признать, что композитором он был выдающимся.
Отличительной особенностью опер Вагнера можно назвать их продолжительность. Его последняя опера Парсифаль длится более четырех часов.

Антон Брукнер
Его жизнь урок того, как нужно не сдаваться и настаивать на своем. Он практиковался по двенадцать часов в день, посвящал все свое время работе (был органистом) и многому в музыке научился самостоятельно, закончив осваивать сочинительское мастерство по переписке в достаточно зрелом возрасте – в тридцать семь лет.
Сегодня чаще всего вспоминают симфонии Брукнера, которых он в общей сложности написал девять штук. Временами его охватывали сомнения в своей состоятельности как музыканта, но он все – таки добился признания, хотя и под конец жизни. После исполнения его Симфонии № 1 критики похвалили композитора, которому к тому времени уже исполнилось сорок четыре года.

Иоганнес Брамс
К моменту его рождения семья лишилась былого богатства. В отрочестве он зарабатывал на жизнь игрой в родном Гамбурге. Музыку Брамса пропагандировал его друг, Роберт Шуман.
На музыкальный стиль Брамса большое влияние оказали Гайдн, Моцарт и Бетховен, и некоторые музыкальные историки даже утверждают, что он писал в духе классицизма, к тому времени уже вышедшего из моды. При этом ему принадлежат и несколько новых идей. Особенно ему удавалось развивать небольшие музыкальные отрывки и повторять их во всем произведении – то, что композиторы называют "повторяющимся мотивом".
Опер Брамс не писал, однако он испробовал себя почти во всех остальных жанрах классической музыки. Поэтому его можно назвать одним из величайших композиторов, истинным гигантом классической музыки. Сам он так говорил о своем творчестве: "Сочинять не трудно, но на удивление трудно бросать лишние ноты под стол".

Макс Брух
Родился всего через пять лет после Брамса, и последний непременно затмил бы его, если бы не одно произведение, Концерт для скрипки № 1. Брух сам признавал этот факт, с несвойственной многим композиторам скромностью утверждая: "Через пятьдесят лет Брамса будут называть одним из величайших композиторов всех времен, а меня будут помнить за то, что я написал Концерт для скрипки соль – минор".
И он оказался прав. Правда, и самого Бруха есть за что помнить! Он сочинил много других произведений – в общей сложности около двухсот, – особенно много у него сочинений для хора и опер, которые в наши дни ставят нечасто. Его музыка мелодична, но ничего особо нового он в ее развитие не внес. На его фоне многие другие композиторы того времени кажутся настоящими новаторами.
В 1880 году Бруха назначили дирижером Ливерпульского Королевского филармонического общества, но через три года он вернулся в Берлин. Музыканты оркестра были от него не в восторге.

Камиль Сен – Санс
В два года Сен – Санс уже подбирал мелодии на фортепиано, а читать и писать музыку он научился одновременно. В три года он играл пьесы собственного сочинения. В десять лет прекрасно исполнял Моцарта и Бетховена. Вместе с тем он серьезно заинтересовался энтомологией (бабочками и насекомыми), а после и другими науками, включая геологию, астрономию и философию. Казалось, такой талантливый ребенок просто не может ограничиться чем – то одним.
Закончив обучение в Парижской консерватории, Сен – Санс много лет проработал органистом. С возрастом он начал оказывать влияние на музыкальную жизнь Франции, и именно благодаря ему стала чаще исполняться музыка таких композиторов, как И. С. Бах, Моцарт, Гендель и Глюк.
Самое известное сочинение Сен – Санса – Карнавал животных, который композитор при жизни запрещал исполнять: забавно, когда оркестр на сцене изображает льва, куриц с петухом, черепах, слона, кенгуру, аквариум с рыбами, птиц, осла и лебедя.
Некоторые другие свои сочинения Сен – Санс написал для не часто встречающихся сочетаний инструментов, включая знаменитую "Органную" симфонию № 3, прозвучавшую в фильме "Бейб".
Музыка Сен – Санса оказала влияние на творчество других французских композиторов.

Форе
Был великолепным пианистом. Усердно трудился, играя на органе, руководя хором и давая уроки. Сочинительством он занимался в свободное время, которого оставалось совсем немного, но, несмотря на это, ему удалось опубликовать более двухсот пятидесяти своих произведений. Некоторые из них сочинялись очень долго: так, например, работа над Реквиемом длилась более двадцати лет.
В 1905 году Форе стал директором Парижской консерватории, то есть человеком, от которого во многом зависело развитие французской музыки того времени. Через пятнадцать лет Форе ушел в отставку. В конце жизни он страдал от потери слуха.
Сегодня Форе уважают и за пределами Франции, хотя там его ценят больше всего.

Эдуард Элгар
Настоящее чудо английской музыки. Многие историки музыки называют его первым значительным английским композитором после Генри Перселла, творившего в период барокко.
Элгар очень любил Англию, особенно свой родной Вустершир, где и провел большую часть жизни, находя вдохновение в полях Молверн – Хиллз. В детстве его повсюду окружала музыка: его отец владел местным музыкальным магазином и учил маленького Элгара играть на различных музыкальных инструментах. В двенадцать лет мальчик уже заменял органиста на церковных службах. Некоторое время он подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и фортепиано, играл в местных оркестрах и даже немного дирижировал. Известность ему принесли Вариации на оригинальную тему, которые сейчас более известны под названием Вариации Энигма.
Сейчас музыка Элгара воспринимается как очень английская и звучит во время крупнейших событий национального масштаба. При первых звуках его Концерта для виолончели тут же представляется английская сельская местность. Нимрод из Вариаций часто играют на официальных церемониях, а Торжественный и церемониальный марш № 1, известный как Страна

Джакомо Пуччини
Считается одним из признанных мировых мастеров этого вида искусства.
Семейство Пуччини издавна имело отношение к церковной музыке, но, когда Джакомо впервые услышал оперу Аида Верди, он понял, что это его призвание. Пройдя обучение в Милане, Пуччини сочиняет оперу Манон Леско, принесшую ему первый большой успех в 1893 году. После этого одна успешная постановка следовала за другой: Богема в 1896 году, Тоска в 1900 и Мадам Баттерфляй в 1904.
Всего Пуччини сочинил двенадцать опер, последней из которых стала Турандот. Скончался он, не дописав этого сочинения, и работу завершил другой композитор. На премьере оперы дирижер Артуро Тосканини остановил оркестр точно в том месте, на котором остановился Пуччини. Он повернулся к публике и сказал: "Здесь смерть одержала победу над искусством".
Со смертью Пуччини закончился период расцвета оперного искусства Италии.

Густав Малер
Был больше известен как дирижер, чем как композитор. Дирижировал он зимой, а летом, как правило, предпочитал заниматься сочинительством.
Говорят, что в детстве Малер нашел фортепиано на чердаке дома своей бабушки. Через четыре года, в возрасте десяти лет, он уже дал свое первое представление. Учился Малер в Венской консерватории, где и начал сочинять музыку. В 1897 году он стал директором Венской государственной оперы и в течение последующих десяти лет снискал на этом поприще немалую славу.
Сам он начал писать три оперы, но так их и не закончил. В наше время он известен прежде всего как сочинитель симфоний. В этом жанре ему принадлежит один из настоящих "хитов" – Симфония № 8, при исполнении которой бывает задействовано более тысячи музыкантов и певцов.
После смерти Малера его музыка лет на пятьдесят вышла из моды, но во второй половине XX века вновь обрела популярность, особенно в Великобритании и США.

Рихард Штраус
Родился в Германии и к династии венских Штраусов не принадлежал. Несмотря на то что этот композитор прожил почти всю первую половину XX века, он все еще считается представителем немецкого музыкального романтизма. Мировая популярность Рихарда Штрауса несколько пострадала от того, что он решил остаться в Германии после 1939 года, а после Второй мировой войны его и вовсе обвинили в сотрудничестве с нацистами.
Штраус был великолепным дирижером, благодаря чему прекрасно понимал, как должен звучать тот или иной инструмент в оркестре. Эти познания он часто применял на практике.
В наши дни Штрауса вспоминают прежде всего в связи с его сочинением Так говорил Заратустра, вступление к которому Стэнли Кубрик использовал в своем фильме "Космическая одиссея 2001 года". Но он также написал несколько одних из самых лучших немецких опер, среди них – Кавалер розы, Саломея и Ариадна на Наксосе. За год до своей смерти он также сочинил очень красивые Четыре последние песни для голоса и оркестра. Это были не самые последние песни Штрауса, но они стали своего рода финалом его творческой деятельности.

Ян Сибелиус
Великий музыкальный гений, представитель Скандинавии, родился в Финляндии. Музыка Сибелиуса впитала в себя мифы и легенды его родины. Его величайшее произведение, Финляндия, считается воплощением национального духа финнов.
Сибелиус в возрасте сорока с небольшим лет заболел раком горла, государство выделило ему пенсию, чтобы он продолжал писать музыку, не волнуясь о своем финансовом благополучии. Остаток жизни он прожил в относительном одиночестве.

Сергей Васильевич Рахманинов
Родился в дворянской семье. Интерес к музыке у него проявился еще в раннем детстве, и родители отослали его на обучение сначала в Петербург, а затем и в Москву.
Рахманинов был на удивление талантливым пианистом, и композитор из него также вышел замечательный. Свой Концерт для фортепиано № 1 он написал в девятнадцать лет. Нашел он время и для своей первой оперы, Алеко.
Но критики очень жестко отозвались о его Симфонии № 1, премьера которой закончилась неудачей. Это доставило Рахманинову тяжелые душевные переживания, он потерял веру в свои силы и вообще не мог что – либо сочинить. Но к 1901 году Рахманинов завершил концерт для фортепиано, над которым усердно работал долгие годы и который посвятил своему доктору Далю. На этот раз публика встретила сочинение композитора с восторгом. С тех пор Концерт для фортепиано с оркестром № 2 стал любимым классическим произведением, исполняемым по всему миру.
Рахманинов начал ездить с гастролями по Европе и США. Возвращаясь в Россию, он дирижировал и сочинял. После революции 1917 года Рахманинов с семьей отправился на концерты в Скандинавию. Домой он уже не вернулся. Вместо этого он переехал в Швейцарию, где приобрел дом на берегу Люцернского озера.
В 1935 году Рахманинов решил обосноваться в США. Рахманинов был также великолепным дирижером., но с возрастом Рахманинов все меньше и меньше дирижировал и почти совсем перестал сочинять музыку. Вершин своей славы он достиг в качестве великолепного пианиста. до смерти Рахманинов получил гражданство США. В этой стране он и был похоронен.

Классическая музыка очень сильно изменилась, как изменилось и ее звучание, ставшее благодаря большим симфоническим оркестрам более богатым и насыщенным. Во многих отношениях идеальным примером этого звучания служат произведения Рахманинова. Если сопоставить его с Бетховеном, то станет понятно, насколько грандиозными были перемены.

История муыки Дарен Хенли
Просмотров: 617