Этот день недели начинается словами Иисуса Христа, обращенными к ученикам: "Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие", Матфея 16:2. Страстная неделя
Ученики уже знали, что будет, но Евангелие не говорит о их реакции на слова Спасителя, словно они и не были ими услышаны. И в страстную же среду, когда Он говорил о Своей смерти ученикам, на тайный совет собрались старейшины и книжники у Иосифа Каиафы, первосвященника иудейского, который на удивление долго находился в этой должности. На удивление, потому что римляне считали неразумным долго держать на этом месте того, кто имеет большое влияние на народ. Как только первосвященник обрастал связями и влиянием, римляне, под чьей властью находилась Иудея, смещали его и назначали другого. Главное, что должен был уметь делать первосвященник, находить общий язык с завоевателями. Каиафа умел. Поэтому и продержался почти двадцать лет.
На совете старейшин было решено взять Иисуса коварством и хитростью, но только так, чтобы в народе не начались волнения, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям, как для евреев, так и для их начальников. А в эти дни в Иерусалиме собиралось до трех миллионов человек: храм был единственным, и все хотели принять участие в самом большом и главном еврейском празднике.
Каиафа хотел осуществить свой замысел после праздника, но здесь появляется Иуда, который и предложил им свой план взятия Иисуса, тихо и без шума. Но за это он просил денег. Ему дали тридцать сребреников. Так свершилось предательство ученика Спасителя, который ходил с Ним, ел с Ним, учился у Него. Естественно возникает вопрос, почему Иуда пошел на этот шаг? Кто-то говорит, что из жадности, кто-то – что из-за ненависти, а кто-то, что Иуда просто не понимал, почему Иисус тянет со своей смертью, решив ускорить таким образом конец. Но, как бы то ни было, трагедия Иуды заключалась в том, что он не принял Иисуса таким, каким Он был, хотел Его видеть другим, подстроить Его под себя, а надо было самому подстраиваться под Бога, не считая, что он лучше Бога знает, как надо.
Случилось предательство сразу после помазания волос Иисуса благовонным миро. Это случилось в доме Симона. Событие, которое случилось в среду, бы не было столь примечательным, если бы не реакция апостолов. Все ученики Иисуса возмутились такой тратой миро, в том числе и Иуда. Они считали, что разумнее было бы продать благовоние, а деньги пожертвовать нищим. Но неожиданно для учеников Спаситель заступился за женщину, сказав, что нищие всегда будут, а Он, напоминает Иисус ученикам снова, скоро будет распят и Его уже с ними не будет.
А помазала женщина Тело Его, приготовив к погребению, и ее доброе дело останется в веках и ее всегда будут вспоминать, потому что она поверила Ему и возлюбила Его. Так оценил помазание женщиной драгоценным миром Сам Спаситель, еще раз акцентируя внимание учеников на Своей смерти. Но ученики по-прежнему не понимают и не слышат Его. Более того, именно после этих слов Иуда Искариот идет к первосвященникам и предает Иисуса. Евангелие завершает эту грустную историю словами: "И с того времени он искал удобного случая предать Его".
Но еще одна женщина, в отличие от Иуды и учеников, поверила Иисусу, приняла Его как Бога, не пытаясь ничего в Нем менять, не подстраивать Его под себя. Миро, которым она помазала Иисуса, действительно стоило очень дорого, примерно в годовую зарплату работника. Но рациональные аргументы апостолов у женщины не нашли понимания, так же, как и у Иисуса, потому что есть такие вещи, которые не могут быть рационально объяснены. Например, любовь. Она не ищет своего, любовь всегда готова жертвовать ради любимого самым дорогим.
Богословы считают, что это была блудница Мария Магдалина, и в награду ей была дана прозорливость. Эта женщина с ее милосердием и любовью оказалась единственным лучом света среди той трагедии, которая разыгралась в конце жизни Спасителя. Никто из учеников тогда так и не понял Его до конца, поэтому в трагические минуты и часы с Ним никого из них рядом не оказалось: один предал, другой отрекся, остальные разбежались... Зато эта осуждаемая всеми блудница уже за несколько дней до Распятия знала, что произойдет, и потому в страстную среду готовила Иисуса к смерти.
Великая среда, называемая пепельной, открывает Великий пост у католиков. В этот день в католических храмах священники "помазывают" верующих, чертя пеплом крест на лбу кающихся и произносят слова из книги Бытия: "…прах ты и в прах возвратишься", Бытие 3:19.
Томас Элиот, один из самых уважаемых и широко читаемых поэтов в англоязычном мир, после принятия англиканства написал поэму "Пепельная среда", которая является самой личной и по праву считается одной из вершин его поэтического творчества. (Англика́нство - одно из основных направлений в протестантизме, зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом).
Элиот вкладывает в этот ритуал новый смысл: пепельный крест – это знак воцерковления и одновременно приобщения к Вечности, своего рода отличительный знак Каина. Поэма рассказывает историю преодоления духовного кризиса и достижения благодати. В ней показывается, что только через искреннее покаяние, испытания, страдания и отказ от земных благ возможно очищение души, возможен её переход на новый уровень. Поэма во многом автобиографичная, рассказывает о собственном опыте вхождения поэта в новую веру.
"Пепельная среда" написана в духе "Божественной комедии" и "Новой жизни" Данте, которого Томас Элиот читал накануне написания поэмы. В поэме лирический герой, глубоко верующий человек, которого одолевает страх смерти, рассказывает об отчаянии и постепенном, очень медленном, духовном возрождении. Путь этот очень сложен и похож на тяжелое восхождение вверх по крутой лестнице. Выход из этого чистилища, чрезвычайно труден, т.к. восхождение требует отказа от всего земного, от старых привязанностей и старых привычек. Но каждый подъем, каждая ступенька вверх напоминает о прежней жизни, искушает, лишает покоя.
"Пепельная среда" Томаса Элиота наполнена словами из молитв, библейской символикой, библейскими сюжетами. В ее основе движение от отчаяния, самоуничижения и самоотречения к покаянию, смирению и надежде. В первой части герой отказывается от всякой надежды и признается, смиряясь, что уже ни на что не способен.
Поэма заканчивается обращением героя к Заступнице, в христианстве земная мать Иисуса Христа, научить молчанию, а с другой, обращением к Богу, чтобы его голос был с Ним:
Благословенная сестра, святая мать
Допусти нас к неподдельным себе
Вместе с ложью
Научи нас любви и безразличию
Научи нас смирению
Даже среди этих гор
Нашего спокойствия в воле Его
И даже среди этих гор
Сестра, мать
Дух моря, и дух реки,
Допусти мне не быть отлучённым
И позволь мне с плачем прийти к Тебе.
Поэма "Пепельная среда" Томаса Элиота очень точно передает то, что происходит с верующим во время Великого поста, как он через слёзы покаяния, приходит просвещенным и очищенным к Спасителю.
Тина Гай,
кандидат философских наук, социолог, преподаватель, теолог
Вс, 08 December
Обновлено:01:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое