Он стал последним ветхозаветным пророком и первым новозаветным. Его называют пределом пророков и началом апостолов, земным Ангелом и Небесным человеком, воином и проповедником покаяния и Царства Небесного, Крестителем и Гласом Слова-Бога, секирой и гражданином пустыни согласно его миссии на земле.
Отец Иоанн Крестителя
Священник Захария с женой Елисаветой жили в священническом городе Хевроне, втором по значимости после Иерусалима. Он издревле считается священным: здесь находятся гробницы патриархов Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. Город расположен в долине, которую окружают горы, сплошь покрытые масличными, абрикосовыми, виноградными и гранатовыми садами. Можно представить, какая здесь красота.
Захария с женой были рода Ааронова, что придавало им особый статус благородства и семья пользовалась большим уважением. Но в семье не было детей, а бездетность считалась по еврейским законом большим несчастьем и даже грехом, и они молились о даровании им ребенка. Но возраста они были уже престарелого, мечта о детях превращалась в несбыточную сказку.
Как священник, Захария два раза в год, в соответствии с очередностью, должен был ездить в Иерусалим для совершения службы в храме, каждая такая поездка длилась примерно неделю, так что он жил в Хевроне почти безвыездно.
Однажды в свою очередь он служил в храме, зайдя в храм для возжигания фимиама в святилище и совершив все положенное по закону, он собрался уже было уходить. Действие занимало обычно совсем немного времени, но в этот раз выход Захарии затянулся: народ ждал, а священник все не появлялся. Евангелие от Луки гласит: как только Захария закончил каждение, так справа от кадильного жертвенника явился ему человек с крыльями и с известием: "Захария, не бойся, услышана молитва твоя: твоя жена родит тебе сына, которого ты должен назвать Иоанном, что означает милость Божия. Он не только тебе будет отрадою, но и всему роду человеческому, потому что велик будет перед Господом. Но он должен взять на себя обет назорейства, не пить вина и сикера, и должен быть посвящен Богу. Еще во чреве Бог исполнит его особыми дарами Святого Духа и ему будет дано особое поручение - обратить народ твой к Богу, которого он забыл, возбудить в сердцах благочестивые помыслы и приготовить их к встрече Господа, который идет вслед за ним".
От страха, неожиданности и услышанного Захария едва мог произнести несколько слов: "Где мне, который уже склонился к земле, иметь детей, да и жена моя стара. Дай мне знак того, что это не сон". Ангел возмутился: "Я, Гавриил, по повелению Божьему пришел к тебе возвестить это, а ты сомневаешься в слове Божьем?! Тогда вот тебе наказание за то, что не поверил и что просил у меня знамения: с этого момента ты не сможешь говорить. И будешь нем до тех пор, пока не исполнятся слова мои".
Так Захария сам рассказал потом, что с ним случилось в храме. Выйдя из святилища, он был не в себе, народ тоже, глядя на него, удивлялся. Священник был встревожен, молчал, медленно и тихо выходил из храма. Все поняли, с ним случилось что-то очень странное.
Но молчание Захарии было не только наказанием Божиим, но и способом сохранить предстоящее событие с рождеством Иоанна Предтечи в тайне. Если бы это стало известно заранее, то не миновать младенцу участи тех, кого избили по приказу Ирода после того, как стало известно о Рождестве Иисуса Христа. И хотя Иоанна миновала смерть от руки Ирода, но здесь тоже не обошлось без чуда.
Итак, Захария вернулся домой, вскоре Елисавета забеременела и, как положено, через девять месяцев родила. Но прежде произошло событие, о котором священнику говорил Ангел: еще во чреве твой сын будет исполнен Духа Святого. Пять месяцев Елисавета никому не говорила о своей беременности, скрывая ее от всех. На шестом месяце послал Бог Архангела Гавриила уже в Назарет, а не в Иерусалим, к бедной родственнице Елисаветы – Марии с вестью о том, что она зачнет Сына и наречет его Иисусом. И тут же сообщает, что и Елисавета, родственница ее, вот уже пять месяцев как носит в утробе своей дитя.
Мария почему-то не удивилась этому, а сразу подумала, что не зря Архангел упомянул имя Елисаветы, и поспешила к ней в Хеврон. Как только Мария вошла в дом своей родственницы, так младенец в утробе Елисаветы взыграл, возвестив ей о грядущем пришествии Мессии, с Которым вошла в дом Мария. Елисавета и не ждала Марию и подумать не могла, как Она узнала о ее беременности в глуши Назарета. И обратилась к ней со словами: "Благословен Плод чрева Твоего, и откуда мне сие, что удостоилась прихода Матери Бога моего!".
Три месяца оставалось до рождения ребенка, Мария все три месяца пробыла в доме Елисаветы, но ушла снова в Назарет, а вскоре родился младенец, которого родственники хотели назвать Захарием в честь отца. На это Елисавета возразила: "Нет, Иоанном назовем". Почему? Ведь в их роду священническом не было еще такого имени? Но Елисавета настаивала: только так и никак иначе. Тогда обратились к отцу: он взял дощечку и начертал имя его "Иоанн". И тут же уста Захарии раскрылись и снята была с него клятва немоты.
А спустя несколько месяцев после Рождества Христова, когда Ирод не дождался возвращения волхвов от Богомладенца, было приказано избить всех младенце от двух лет и младше, чтобы уничтожить соперника Ирода. Елисавета, схватив младенца, убежала в горы. Захария в это время был на службе в Иерусалиме.
Елисавета молилась Богу о помощи, в ответ на молитву гора отверзлась и они с младенцем Иоанном спрятались в пещеру. Воины их не увидели. Так рассказывает легенда о чудесном спасении Иоанна Крестителя. Воины поспешили к Захарию, узнать, где его жена с младенцем. Не узнав ничего, а он действительно ничего не знал, Захария убили около того самого жертвенника, где ему было известие о рождении сына.
Через сорок дней скончалась и Елисавета. Младенец остался один, по сказанию его питал в пещере ворон, так же как некогда питал в горах ворон великого пророка Исайию. Но есть предположение, что мальчик воспитывался в секте ессеев, которые придерживались строгих аскетических правил: не пили вина, ходили в простой верблюжьей шкуре, питались сухой саранчой. Таким и предстал впервые в глазах народа Иоанн Креститель в свои тридцать лет – пустынник, аскет с грозной проповедью о покаянии и предсказании о грядущем Мессии.
Тина Гай,
теолог, социолог, преподаватель, кандидат философских наук
Пн, 09 December
Обновлено:01:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое