"Рапсодия в стиле блюз" Гершвина, "Ol'Blue Eyes" Синатры и даже Элтон Джон с группой "Blue" у меня в голове находятся в одной большой папке с надписью "Величайшие произведения, которые должны послушать все".
Широкое распространение популярной музыки на протяжении большей части двадцатого века привело к тому, что классическую музыку стали считать достоянием элиты. Предполагается, что её слушают люди, обладающие определённым социальным статусом и не желающие разделять свои восторги с теми, кому закрыт доступ в их тесный круг. Посторонним кажется, что классическая музыка окружена своего рода непробиваемой каменной стеной.
Концерт "Трёх теноров", прошедший в Риме на открытии чемпионата мира по футболу 1990 года,
Необходимо помнить и о том, что классическая музыка в своё время была как раз музыкой популярной. Музыку исполняли вживую в церквях, дворцах, кофейнях, концертных залах и в обычных домах по всей Европе. Композиторы сочиняли произведения, приуроченные к конкретным событиям и для исполнения перед широкой аудиторией. Они считали, что музыка, как и искусство вообще, будь оно религиозным или светским, оказывает облагораживающее воздействие на общество.
Так что же такое классическая музыка?
Иногда, называя музыку классической, её прежде всего противопоставляют так называемой популярной музыке. Одна из характерных черт классической музыки – это то, что ей удалось выдержать испытание временем, что её исполняют до сих пор, спустя много лет после её сочинения. Правда, по мере того, как популярной музыки становится всё больше и больше, эта черта перестаёт быть отличительной особенностью именно классической музыки. Многие хиты 1950–х до сих пор исполняют на радио, более чем полвека спустя после их появления на свет. И с другой стороны, трудно сказать, будут ли "классические произведения" современных композиторов исполняться в будущем.
Одно из определений классической музыки, данное в "Кратком Оксфордском музыкальном словаре", гласит:
"…музыка, упорядоченная по своей природе и обладающая такими качествами, как ясность и гармоничность, основанная скорее на формальной красоте, чем на эмоциональной экспрессии, - но не отрицающая эмоций".
Одно из самых бросающихся в глаза различий между классической и популярной музыкой – это разное отношение к композиторам и исполнителям. В популярной музыке основное внимание приковано к исполнителю, но в классической музыке главную роль играет сочинитель. Именно его имя чаще всего ассоциируется с произведением и остаётся в памяти потомков. Взять для примера Концерт для кларнета с оркестром ля – мажор Моцарта. Немногие вспомнят имя кларнетиста Антона Штадлера, для которого этот концерт и был написан. Но стоит спросить любителей эстрадной музыки, с кем они ассоциируют песню "White Christmas", то большинство сразу же ответит "Бинг Кросби"; о композиторе Ирвинге Берлине знает гораздо меньше людей.
Некоторые из самопровозглашённых ревностных ценителей классической музыки утверждают, что музыка из кинофильмов не входит в сферу их интересов. Но первым музыку к фильму 1908 года "Убийство герцога Гиза" написал всемирно известный мэтр классической музыки Камиль Сен – Санс. После него в музыке для кино пробовали себя Копленд, Воан – Уильямс, Уолтон, Прокофьев и Шостакович. Если вернуться во времена Бетховена, то следует вспомнить, что он порой сочинял музыку для театральных постановок своего времени. Если бы кинематограф был изобретён ещё тогда, то, вне всякого сомнения, этот великий композитор отличился бы и в этом жанре. На протяжении всей истории классической музыки композиторы всегда сочиняли музыку для тех, кто им платил, будь то богатые аристократы или богатые киностудии.
В наши дни саундтреки к фильмам – самые популярные произведения симфонической музыки, сочиняли которые такие композиторы, как Джон Уильямс, Джон Барри, Ханс Циммер, Говард Шор и Джеймс Хорнер. Их произведения – замечательное средство прикоснуться к миру классической музыки. Какое бы определение классической музыки ни предпочитали, но кажется что великий джазовый трубач Луис Армстронг был прав, сказав: "В конечном счёте существуют лишь два определения музыки: либо она хороша, либо плоха. Если она хороша для вас, то не стоит и заморачиваться – просто наслаждайтесь".
История музыки Дарен Хенли
Ср, 09 October
Обновлено:12:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое