Пн, 29 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Имя Постоять за себя
До последнего десятилетия XX века это имя чаще всего произносилось как "Боадицея". Это связано с тем, что под ним она фигурирует у Тацита: Boadicea, Boudicea. У Диона Кассия приведена греческая форма имени — Βουδουικα, Βουνδουικα или Βοδουικα. Скорее всего, имя происходит от кельтского слова bouda— победаУ галлов была богиня Boudiga, которая видимо была богиней победы, военной удачи. В настоящее время считается правильным произношение этого имени как Боудикка, по правилам валлийского и ирландского языков.
 
Женщина с этим именем была повстанцем, королевой, воином, вдовой, мамой – столько образов было в ее жизни, несмотря на то, что она упоминается в только двух исторических источниках римских историков в связи с руководством массового восстания в течение 61 года н.э. Это событие  не только обеспечило ее центральное место в истории, но также выявило сложные отношения между колонизирующими римлянами и местным населением древней Великобритании. Писатели, художники и поэты черпали вдохновение в образе Боудикки как символ свободы, восстания, мужества и силы Великобритании.

Боудикка происходила из аристократического рода и родилась, предположительно, между 25 и 30 гг. в Колчестере, ныне территория графства Эссекс. В возрасте примерно 14 лет девочке начали преподавать историю, обучать ее культуре, религии и традициям своего племени, а также боевым искусствам. Боудикка владела мечом, копьем и умела управляться с щитом. Кельтские дамы обладали достаточно большой свободой и правами, которых были лишены их современницы, жившие, в Греции или Риме. Девочек из знатных семей готовили к роли правительниц и воительниц, многие из них могли постоять за себя не хуже мужчин. Замуж Боудикку выдали в 43−45 гг. за короля иценов Прасутага.

Её муж, Прасутаг, был правителем иценов, населявших земли в районе современного Норфолка. Эти земли фактически не были подконтрольны Риму, поскольку во время завоевания Британии императором Клавдием в 43 году ицены вместе с десятью другими племенами присоединились к его войскам в качестве союзников. Ему как королю-клиенту была поручена охрана близлежащих морских и речных путей, особенно, устья рек. Прасутаг был старше своей жены и прожил долгую жизнь. Чтобы сохранить свой род, он, наравне со своими двумя дочерьми, сделал сонаследником престола римского императора.

Однако римские законы позволяли наследование только по мужской линии. Поэтому все попытки Прасутага сохранить на престоле свой род были тщетными. После его смерти королевство было аннексировано. Земли были конфискованы, а имущество описано. Имущество благородных жителей и рабов теперь было одинаково. Боудикка и ее дочери попытались смягчить холодные римские сердца, кинулись с уговорами, но их выбросили из палатки римского военачальника. Тогда Боудикка во всеуслышание заявила, что не признает римской власти.

Согласно Тациту, Боудикку прилюдно выпороли, а дочерей обесчестили. Также была изъята в счет погашения долга казна Прасутага, который был должен очень много денег Сенеке. После такой несправедливости Боудикка легко смогла поднять весь народ для восстания. Для римских легионов, направленных в Британию, это было потрясением. Они не встретили особого сопротивления местных мужчин и уж тем более не ожидали, что в бой вступит женщина.

Вот как историк Дион Кассий описывает внешний вид Боудикки: "…британская женщина царского рода, обладавшая отнюдь не женским умом, которая была признана достойной начальствования и взяла на себя всё военное руководство… Обладала она статью величавой, обликом грозным, взором пронизывающим, голосом грубым; густые ярко-рыжие волосы ниспадали ниже пояса; на шее было у нее огромное золотое ожерелье; поверх развевающейся туники надет плотный плащ, скрепленный застежкой".

В 61 году н. э. бриттское племя иценов признало своим вождем царицу Боудикку и начало восстание против римского владычества. Их поддержали соседи, присоединились и другие племена.

Боудикка искусно раздувала пламя мятежа. Верхом на колеснице в сопровождении обеих дочерей она объезжала земли соседей, призывая их присоединиться к восстанию. Кассий Дион описывает внешний вид Боудикки и пересказывает содержание ее речей, где Будика призывала собирать силы и готовиться к войне свой народ. Она разъясняла причины для восстания, важность призывает единства в этом бою против тирании: "Мои соотечественники и друзья и родственники - потому что я считаю вас всех родственников, видя, что вы все обитаете на одном острове и называются одним распространенным именем – давайте выполним наш долг, пока мы все еще помним, какую свободу мы можем оставить нашим детям. Ибо, если мы совершенно забудем счастливый край, в котором мы родились, что они сделают, выращенные в рабстве?"

Бывшей королеве удалось собрать под своим началом армию в 100 тысяч человек. и в 61 году армия Боудикки одержала целую серию впечатляющих побед. Действовали бритты беспощадно и жестоко. Римляне разбегались в страхе. Войско сметало всё на своём пути, всех уничтожали, пленных не брали, города сжигали дотла. Например, такая участь ожидала Лондиний, современный Лондон, который был оставлен на милость восставших. На раскопках в слое того времени были обнаружены оплавленные монеты, а сам культурный слой того времени был под слоем пепла, город разграбили его и вырезали всех, кто не ушёл с римлянами. Было убито около семнадцати тысяч человек. Иторики полагают, что бунтовщики убили в общей сложности около 70−80 тысяч, в числе которых были как римляне, так и бритты.

В конце концов над повстанцами одержал верх римский военачальник Гай Светоний Паулин. Он собрал всех, кто мог воевать, но силы значительно уступали в количестве. Казалось, исход битвы предрешен. Повстанцы были настолько уверены в своей победе, что разместили свои семьи на местности с видом на битву. Однако, несмотря на численное превосходство, воины Боудикки были куда менее искусными в тактике и уступали римлянам в мастерстве. Видя, что припасы на исходе, а преследователи дышат ему в спину, Светоний Паулин решил испытать удачу в решающем сражении.

Перед боем оба военачальника обратились к своим воинам с речью, в которой взывали к их мужеству.

Бывшая королева, появившаяся перед последователями на колеснице, вдохновила их на битву речью, как пишет Тацит:
"Боудикка, поместив на колеснице впереди себя дочерей, когда приближалась к тому или иному племени, восклицала, что британцы привыкли воевать под предводительством женщин, но теперь, рожденная от столь прославленных предков, она мстит не за потерянные царство и богатства, но как простая женщина за отнятую свободу, за свое избитое плетьми тело, за поруганное целомудрие дочерей. Разнузданность римлян дошла до того, что они не оставляют неоскверненным ни одного женского тела и не щадят ни старости, ни девственности. Но боги покровительствуют справедливому мщению: истреблен легион, осмелившийся на битву; остальные римляне либо прячутся в лагерях, либо помышляют о бегстве. Они не выдержат даже топота и кликов столь многих тысяч, не то что их натиска и ударов. И если британцы подумают, сколь могучи их вооруженные силы и за что они идут в бой, они убедятся, что в этом сражении нужно победить или пасть. Так решила для себя женщина; пусть же мужчины цепляются за жизнь, чтобы прозябать в рабстве".

Не молчал в столь решительный час и Светоний; убежденный в доблести своих воинов, он тем не менее обратился к ним с увещаниями и просьбами презреть вопли и пустые угрозы варваров; все видят, что среди них больше женщин, чем боеспособных мужей; малодушные, кое-как вооруженные, столько раз битые, они сразу же побегут, как только узнают доблесть и мечи своих победителей. Даже при большом числе легионов судьбу сражений решают немногие, и им достанется тем больший почет, если столь малый отряд покроет себя славою, выпадающей на долю целого войска. Только пусть они не расстраивают рядов и, метнув дротики, продолжают непрерывно поражать и уничтожать неприятеля выпуклостями щитов и мечами и не думают о добыче. После того как они одержат победу, все достанется им. Эти слова полководца вызвали такое воодушевление и старые испытанные в походах воины с такой ловкостью изготовились метнуть дротики, что, уверившись в успешном исходе, Светоний подал сигнал к началу сражения."

Битва началась с забрасывания наступающих бриттов дротиками по всем правилам воинского искусства римлян. Когда ряды атакующих были изрядно прорежены, римляне атаковали вторую волну, хлынувших как море мятежников, и разбившихся о римлян как о скалы. После чего римляне начали окружение деморализованных противников. Бритты, не выдержав натиска, побежали, но им преградил путь их собственный обоз с семьями. Теперь уже римляне вспомнили все обиды и жестокости восставших и начали беспощадную резню. Соотношение убитых составляло 80000:400…

Сама же Боудикка сумела скрыться. Тацит пишет, что увидев поражение, онаприняла яд чёрного болиголова. Согласно Диону Кассию, она заболела после поражения и вскоре умерла. По обоим источникам, похороны её были богатыми.

Вскоре после финальной битвы пришло подкрепление в виде легионов, переброшенных из провинции Верхняя Германия. Были применены жёсткие меры по отношению к враждебно настроенным племенам, и бриттов принудили к миру. Точное место решающей битвы неизвестно, единственным ее следом могут быть большие ямы, наполненные скелетами или разбитым оружием.  Возможно, однажды это место будет найдено.

Кельтская королева стала первой британской героиней - и продолжает ею оставаться. Она также является одной из самых известных женщин-воительниц в истории государства. Ее образ был особенно популярен в годы правления Елизаветы I, так как Боудикка символизировала все то, что так любила подчеркивать дочь Генриха VIII, а именно: феминизм, независимость и лидерство в лице истинной правительницы-амазонки. Она стала настоящим символом сопротивления, примером женщины, способной повести за собой сотни тысяч в борьбе за идею и справедливость. Статую Боудикки можно увидеть на Вестминстерском мосту в Лондоне, недалеко от здания Парламента.

Источник: Интернет
Просмотров: 377