Эндрю Уайета помнят, как одного из самых влиятельных и талантливых художников североамериканской арт-сцены. Его стиль переполнен эмоциональной искренностью, реализмом вперемешку с нотками абстракции и символизма. Однако тематически он стремился сосредоточиться на отдельных людях, повседневной жизни и пейзаже. Его картины вспоминают с любовью, но ни одна из них не обсуждается так сильно и часто, как знаменитый шедевр 1948 года "Мир Кристины". Эта основополагающая работа приглашает зрителя к таинственной пасторальной сцене, представленной изогнутой фигурой молодой женщины, и задает тон для проникновенной истории о человеческой выносливости и силе.
Молодая женщина лежит, скрючившись, на поле сухой травы. Она смотрит на большой серый деревянный фермерский дом, окруженный простым забором. Вокруг него стоят другие ветхие строения, в то время как грязная автомобильная колея пересекает сухое желтое поле. Пейзаж завораживает своей тишиной и спокойствием. Благодаря умелой руке художника зритель может увидеть каждую тщательно прорисованную травинку, а также почувствовать легкий ветерок, пробегающий по полю и слабый аромат травы.
Тем не менее, каким бы прекрасным и интригующим ни был пейзаж, форма безликой женщины сразу же очаровывает и удерживает в состоянии неопределенности. Все вокруг кажется не тем, что есть. Ее длинное нежно-розовое платье и серые туфли идеально сочетаются с прохладными тонами ее окружения. И дело вовсе не в том, что она лежит на земле, или в отсутствии ее лица, есть кое-что еще, что вызывает отчетливое чувство напряжения и беспокойства: ее скрюченные руки и такая же скрюченная фигура.
Некоторые произведения искусства существуют сами по себе, отдельно от какой-либо контекстуальной информации об их создателях или их времени, другие же – напротив, окутаны историями своих мастеров. "Мир Кристины" - одна из таких работ, которая предлагает взглянуть на жизнь и историю ее создателя, чтобы полностью понять композицию и смысл картины.
Эндрю родился 12 июля 1917 года в Чаддс-Форде, штат Пенсильвания, в семье художников. Его отец был успешным художником и иллюстратором, создавшим за свою жизнь более трех тысяч картин и иллюстрировавшим более ста книг. Естественно, под руководством своего отца молодой Эндрю начал иллюстрировать с самого раннего возраста и даже создавал иллюстрации под именем своего отца, когда был подростком.
Несмотря на то, что Эндрю с радостью помогал своему отцу, у него не было страсти к иллюстрациям. Он предпочитал живопись, отдавая предпочтение акварели и яичной темпере. Постепенно он стал интересоваться изображением простой жизни, охватывая художественные тенденции регионалистского стиля, сохраняя, как он утверждал, сильную связь с абстракцией, удивляя тех, кто считал его художником-реалистом.
К 1937 году Эндрю был признанным художником, распродавшим все свои работы на первой персональной выставки в галерее Макбета в Нью-Йорке. Его стиль полностью развился в регулярные изображения формальной живописной красоты с подводными течениями эмоционального и символического содержания, наряду с лежащими в основе абстракциями. Между тем, его палитра была известна своей ограниченной, приглушенной цветовой гаммой. В то время как Эндрю был уверен в своем признании как признанного, талантливого художника, им еще не восхищались ни публика, ни критики. Все это изменится после судьбоносной встречи с жителем дома Олсонов в Кушинге, штат Мэн.
В 1939 году художник решил отправиться в Мэн на свой двадцать второй день рождения, где он планировал встретиться со старым другом-художником. Во время посещения дома своего друга он познакомился с семнадцатилетней Бетси Джеймс, на которой в конечном итоге женился всего десять месяцев спустя. После пара решила навестить ее старых друзей. Там Эндрю познакомится со своими будущими соседями и близкими друзьями, Альваро Олсоном и его сестрой Анной Кристиной Олсон.
Эндрю быстро сблизился с Олсонами, тратя на них большую часть своего времени и своего таланта. Фактически, он получил полный беспрепятственный доступ на ферму и написал почти триста рисунков, акварелей и картин темперой на ферме Олсона. Но самой любимой темой Эндрю была Кристина Олсон. Анна Кристина Олсон, родившаяся 3 мая 1893 года, страдала болезнью Шарко-Мари (ШМТ), которая вызывает слабость в стопах и мышцах голени. ШМТ нарушает движение и координацию пальцев, кистей, запястий и языка. Таким образом, Кристина была обездвижена ниже пояса и часто передвигалась ползком, как это изображено в "Мире Кристины".
Решимость Кристины к жизни вдохновила художника на создание этой картины. В конечном счете, он изобразил Кристину в ряде своих работ, и благодаря своей преданности Эндрю создал то, что станет его самым узнаваемым и успешным произведением искусства.
Несмотря на прекрасные личные и профессиональные отношения Кристины Олсон и Эндрю, не ее характер и образ жизни впервые привлекли художника в их фермерский дом, а само здание. В течение следующих трех десятилетий Эндрю имел полный доступ к дому Олсонов и даже имел небольшую рабочую студию на втором этаже, откуда летом 1948 года он видел, как Кристина ползала по своим полям, вдохновляя на создание "Мира Кристины". Эндрю оставался очень близким другом как с Кристиной, так и с ее братом, даже переехав в соседний дом со своей женой Бетси. Он часто выражал свою любовь и уважение к Кристине: "Ее голос непосредственный, без жалости к себе, и она следит за тем, что говорит, проницательным медленным взглядом своих карих глаз. У нее есть сила характера, которая сделает любое снисхождение к ее параличу оскорблением".
Источник: kulturologia.ru
Чт, 12 September
Обновлено:08:18:24 AM GMT
Премудрость и знание чистое