Вт, 16 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Имя Загадочный автопортрет
Автопортрет - это небольшая картина, написанная маслом на дубе в 1548 году фламандской художницей эпохи Возрождения Катериной ван Хемессен когда ей было 20 лет. Картина заработала ей значительную репутацию при жизни и значительна не только как женский портрет раннего Нового времени, но и за то, что изображает художника в процессе рисования. Это было очень необычно для того времени; хотя автопортреты были обычным явлением, лишь некоторые из них, как, например, Альбрехта Дюрера (1471–1528), отражали социальное положение и повседневную жизнь художника. Художники того времени редко упоминались напрямую, а тем более показывали инструменты своей профессии.

На пути женщин того времени, желающих стать художниками, стоял ряд препятствий. Главным из них был тот факт, что их обучение включало как вскрытие трупов, так и изучение обнаженной мужской формы. Кроме того, система ученичества означала, что начинающий художник должен был жить со старшим художником в течение 4–5 лет, часто начиная с 9–15 лет. По этим причинам женщины-художницы были крайне редки, а те, кто действительно прошел, обычно обучались близким родственником, в случае ван Хемессен, ее отцом.

Картина Хемессен - одна из самых новаторских в истории создания автопортретов, как и портрет Хемессена - один из самых ранних в североевропейской традиции, изображающий художника не только кистью, но также палитрой и мольбертом. Этот удивительный автопортрет Катерина ван Хемессен написала в 1548 году. Ранее никто из мастеров не рисовал себя за работой у мольберта, но, конечно, всегда может найтись более ранний пример, который несправедливо забыли со временем. Но талантливая фламандская художница эпохи Возрождения, Катерина ван Хемессен, считается искусствоведами первой, кто написал автопортрет за работой.

Хемессен показан наполовину, держит кисть и смотрит наружу, как будто на свое собственное изображение. записывает это на дубовой панели перед ней. Она только начала работу над изображенной картиной, фон еще не проставлен, виден только эскиз ее головы. Ее лицо нарисовано мягкими мазками, в то время как фактура ее платья выделяется с помощью более широкого набора мазков.

На основном изображении Хемессен элегантно одета в черную парчу платье и красные бархатные рукава. Хотя такой наряд был бы непрактичным для художника, работающего с маслом и кистями, ее одежда предназначена для обозначения ее социального положения и личного достоинства. Ее руки огромны по сравнению с остальным телом. Ее голова повернута в сторону зрителя, но глаза не встречаются. Типичный для ее работ фон простой и темный и не дает указания на пространство, занимаемое натурщиком.

Но самое интересное, что художница зашифровала на этом полотне таинственное послание, это не просто поза за работой. Талантливая художница, изображает себя за созданием собственного портрета. Это объединяет работу в единое целое и делает её одной из самых новаторских в истории искусства. Творческая глубина и сложная духовная составляющая в этой картине маслом, отражают саму природу творчества и представляют идею, которая навсегда изменила то, как художники представляли себя миру. Сразу глаза смотрящего притягивает, словно магнит, немного тревожный взгляд девушки, который невозможно поймать. Она смотрит мимо зрителя, в зеркало, которое находится где-то за пределами картины. Бархатные длинные рукава её платья идут в разрез с не очень чистой задачей смешивания красок на палитре. Всё это усиливает постановочный эффект.

Когда начинаешь смотреть внимательнее, глаза упираются в дразнящую надпись, которую оставила Катерина. В мутноватой пустоте между большим изображением художницы, которое главенствует в правой части полотна, и меньшим, которое она только начала создавать на загрунтованной дубовой панели. Надпись гласит: "Ego Caterina de Hemessen me pinxi 1548 Etatis suae 20 - "Я, Катерина ван Хемессен, нарисовала меня в 1548 году в возрасте 20 лет".
 

Сообщение Хемессен неоднозначно и открыто для интерпретации.


В подписи портретиста на своей работе, конечно же, нет ничего необычного. Тут же текст не несёт в себе функции пояснения. Он служит для усиления визуального эффекта и создания интриги, семантической, психологической и философской. Поневоле начинаешь задаваться вопросом кто же произносит эти странные слова? Сама ли Катерина выдыхает их с картины сквозь ушедшие века? Художница, которая смогла прославиться в эпоху, когда женщины не особо могли добиться успеха. Причём настолько, что её услугами пользовалась королева-супруга Венгрии и Богемии, Мария Австрийская. Заявление "Я Катерина…", как демонстрация альтер-эго. На полотне она или её безмолвное подобие, что отсутствующим взглядом так настойчиво смотрит в никуда, избегая встречаться глазами со зрителем?
 
Если же следовать логике изображения картины до её завершения, то какое «Я» художница имеет ввиду? Портрет Хемессен предполагает существование трёх отдельных личностей. Они преломляются, как луч света в призме, в яркий спектр художника. Не возникает никаких сомнений в том, что Катерина намеренно сделала так, что смысл работы зависит от её загадочной поэтичной надписи. Вспомним, учил её отец Ян Сандерс ван Хемессен, который был ведущим преподавателем католической школы фламандского Возрождения. Благодаря ему Катерина прекрасно знала историю изобразительного искусства, также была знакома с творчеством великого Альберта Дюрера.

Немецкий мастер эпохи Возрождения создал свою картину за полстолетия до автопортрета фламандской художницы. Он тоже поместил свою надпись на латыни прямо на уровне глаз знителя. Она гласит: "Albertus Durerus Noricus ipſum me propriis ſic effingebam coloribus ætatis anno XXVIII" - "Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, изобразил меня в вечных цветах в двадцать восемь лет"). Эксперты признали, что автопортрет Дюрера представляет собой весьма смелое столкновение идентичностей. Альбрехт дерзко намекает на сходство с бесчисленными изображениями воскресшего Христа. В его глазах вечность, а рука поднята во властном знаке судить души в Последний День.
 
Таким образом, на автопортрете Альбрехта Дюрера, 1500 г., также есть надпись, и Катерина смело ссылается на этот знаменитый автопортрет. Она не просто уверена в себе или заявляет о завышенных художественных амбициях. Художница подсознательно приглашает нас воспринимать само её существование как духовно неразрывно связанное с существованием Спасителя. Если у кого-то есть сомнения по поводу этого её намерения, нужно лишь повнимательнее взглянуть на полотно.

Кисть, которую Катерина держит в правой руке строго горизонтально. Опора для руки художника вертикально стоит на панели. Всё это аккуратно и безошибочно образует крест. На фоне недорисованного автопортрета этот крест служит намёком на распятие. Художница, кажется, хочет сказать, что её видение и мастерство мучают и искупают её одновременно. Это именно то чувство, с которым художники воспринимают самих себя, своё духовное состояние.
Зеркальное отражение

Ощущение интриги придаёт художественное и духовное зеркальное отражение. Катерина то идентифицирует себя с Дюрером, то с Христом. Всё это усиливает тайну. Любой автопортрет предполагает использование зеркала. Оно где-то там за рамкой. На картине Хемессен что-то с этим не так. Её голова находится в верхнем правом углу, а на мольберте наоборот, в левом. Выглядит всё так, как если бы художница ловко скорректировала оптическую инверсию своего образа, который она видит в зеркале за рамкой. То есть автопортрет на мольберте более правдоподобен, чем сама картина. Как и в случае с изображением Дюрера, Хемессен сопоставила свою личность с изображением Христа.

Хемессен удалось всех запутать своей головоломкой с зеркалами. Художница создала нечто большее, чем просто увлекательную загадку. Она смогла написать весьма глубокий визуальный трактат о самой природе и сути духовного и физического подражания. Эта тема всегда находилась в центре религиозной мысли. За столетие до того, как Хемессен нарисовала свой автопортрет, Томас Кемпис, средневековый голландско-немецкий теолог издал свою книгу "Подражание Христу". Это был весьма влиятельный в христианских религиозных кругах труд. Некое руководство по духовной жизни, в котором опора зеркала подчёркивает важность отражения, символизируя святость вселенной.

Усиливают значение зеркала в воображении того времени и придают ещё более глубокий резонанс работе Хемессен труды итальянского мистика XIV века, святой Екатерины Сиенской. Её учение было тогда очень широко распространено в Европе. Сиенская оспаривала общепринятое представление о том, что женщина не имеет права отражать Христа. Так и Катерина ван Хемессен с помощью метафоры зеркала говорит, что Христос нуждается в ней. Художница осмеливается не только брать на себя смелость рисовать, что дозволено лишь мужчинам, но и видеть в себе образ Спасителя. Вот почему ее можно смело назвать феминисткой, выступающей за права женщин.

Автопортрет Екатерины ван Хемессенот ображает оптические, художественные и религиозные отражения культуры того времени. Она задала стиль и дух, по которым будут строиться все последующие автопортреты. Её недооцененная живопись во многих отношениях устанавливает темы, которые более известные автопортреты от Рембрандта до Синди Шерман, от Артемизии Джентилески до Пикассо будут исследовать в последующие века. Эти работы которые не просто оказали влияние на соответствующие произведения этих исключительных художников, но и историю самого искусства в последние несколько сотен лет.

Источники: kulturologia.ru; 360wiki.ru
Просмотров: 572