Образ Исаака
Но Исаак был все-таки сыном своего отца, который его сформировал и передал главное – богобоязненность и служение Богу.
C Исаака начались притеснения евреев. Его из зависти сгоняли со всех насиженных мест: засыпали песком колодцы, выкопанные еще его отцом Авраамом, отбирали колодцы, выкопанные уже Исааком, провоцировали на конфликты, но незлобивый и смиренный Исаак только молча уходил, продолжая копать свои колодцы в других местах.
Он ничего не делает лично от себя, подчиняясь то отцу, то жене, то обстоятельствам, уклоняясь от принятия решений и никогда не проявляя собственную инициативу. Во всех шести библейских эпизодах Исаак выступает в роли пассивного орудия: его приносят в жертву, женят, отнимают колодцы, наконец, уже больного и слепого, обманывают жена и сын.
А все началось с чудесного рождения первенца по обетованию Божьему у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама. Потом Исаак становится участником испытания веры Авраама, которому Бог повелел принести в жертву собственного сына. Из этого испытания Исаак выходит вовсе не победителем, как его отец, скорее наоборот. Всю оставшуюся жизнь он жил под знаком страха, словно связанный по рукам и ногам, всегда готовый к жертвенному закланию. После смерти матери и по решению Авраама ему подбирают невесту из дома родственников отца. Брак оказался счастливым, если не считать двадцати лет бездетности: Исаак становится отцом только в шестьдесят.
Но рождение детей превращается в еще одно испытание. Дети оказались полной противоположностью друг другу, а драки между ними начались еще в утробе. От этого беременность Ревекки проходила очень болезненно, настолько, что она вынуждена была обратиться к священнику, чтобы узнать, что с ней происходит. Дети внесли раздор в мирную семейную жизнь, они не только постоянно ссорились между собой, но и влияли на отношения между родителями. Отец очень любил старшего сына Исава, видя в нем те черты, которыми сам хотел бы обладать: решительность, смелость, удачливость, активность и воинственность.
Мать же любила младшего Иакова: тихого, смиренного, предпочитавшего уединение и молитву, семейную жизнь и беседы с матерью. Видимо, Ревекке в ее родительском доме, где царили грубость и жестокие нравы, не хватало именно этого: любви и нежности, которые нашла в младшем сыне. Каждый из родителей любил того, кто компенсировал дефицит их собственного характер.
Первый раунд борьбы детей кончился продажей старшим братом младшему за похлебку чечевицы первородства, считая его ничего не значившим пустым звуком. В это время по всей стране наступил голод. Исаак решил последовать примеру отца и идти в Египет, но Господь повелел ему оставаться в Гераре, у Амивелеха, обещая благословить его. Когда кончился голод, тогда земля, которую засеял Исаак, дала урожай в сто раз больший, чем она могла дать по расчетам местных жителей. Кроме того, у Исаака было много мелкого и крупного скота. Начались зависть и ревность, и Исаак из богатого и обеспеченного превратился в пришельца в чужой стране, где его отовсюду гнали, при этом считая, что поступают благородно, т.к. не ограбили и не убили, а отпустили с миром.
Они стали засыпать песком колодцы, выкопанные Авраамом - Исаак шел и чистил их. Потом он стал копать свои колодцы, но когда в них появлялась вода, приходили местные пастухи и говорили, что это их земля и их вода. Исаак назвал свой первый колодец "Есик", что значит спор, второй - "Ситна", что значит вражда, третий - "Рехнон", что значит простор. Здесь уже с ним никто не спорил. Но он идет дальше, в Вирсавию, где получает благословение от Бога. Исаак ставит жертвенник и начинает копать четвертый колодец. Тут к нему приходит царь Герара Авимелех и просит, чтобы Исаак подтвердил договор, заключенный им еще с Авраамом, что никто из них не принесет зла другому. После примирения, пришли люди и сообщили, что в четвертом колодце появилась чистая прозрачная вода.
Это был знак благословения Исаака свыше, и назвал он колодец Шива, что значило клятва, колодец клятвы и примирения. Все налаживалось, но семейную жизнь нарушил Исав, решив жениться сразу на двух местных женщинах, не спросив благословения у родителей. Жены-хананеянки не вписывались в семейный быт Исаака и Ревекки, внося раздоры и став обузой и огорчением для них. Исаак уже сильно сдал, ослеп и почти ничего не видел. Почувствовав приближение смерти, он решил благословить своего любимого старшего сына и попросил его сходить на охоту, сварить ему еду из дичи, принесенной с охоты и он его благословит. Ревекка это слышала и уговорила младшего сына пойти на обман: пока Исав охотится, сварить отцу похлебку, потом покрыть руки овечьей шерстью и выдать себя за Исава.
Иаков так и сделал, а когда отец поверит, что перед ним действительно Исав, он благословит Иакова. И хотя Исаак сомневался, действительно ли перед ним Исав (уж очень скоро он вернулся, да и голос был другим), но поверил и благословил Иакова, предсказав ему много вина и хлеба, поклонение ему многих племен и сынов матери его. Приход Исава ничего не изменил: Исаак понял, что так было угодно Господу и хотя слезы Исава и обвинения в обмане заставили Исаака благословить и Исава, но это уже было совсем другое благословение.
Что же можно сказать о Исааке, какую миссию он выполнял, несмотря на кротость и смирение? Исаак был вторым поколением патриархов, оказавшимся в тени своего великого отца Авраама. Дети таких родителей, как правило, страдают комплексом неполноценности. В этом была трагедия Исаака и проблема, которую он должен был решать. Исаак принял решение оставаться там, где жил его отец и продолжить дело, начатое Авраамом. Успех новаторов, в конечном счете, всегда зависит от их последователей, закрепляющих то, что сделали первопроходцы. Поэтому миссией Исаака стала расчистка колодцев, выкопанных отцом, засорявшихся врагами и временем, и копать свои, давая живую воду людям.
Исаак принадлежит поколению последователей, на чью долю выпала задача – сохранять и стабилизировать, а не самоутверждаться и экспериментировать. Тот страх, который он испытал в момент жертвоприношения, связанный по рукам и ногам, и был образом и фоном жизни Исаака. Он жил так, будто всю жизнь лежал на жертвеннике. Пассивность - связанность по рукам и ногам - проявлялась во всем. Исаак вел малоподвижный образ жизни; никогда не удалялся от своей родины более чем на сорок верст; не спорил с местными жителями, предпочитая отступать и ждать; не вмешивался в воспитание сыновей, отдав попечение семейной жизни жене, и даже в благословении младшего проявилась покорность воле Всевышнего.
Исаак искренне считал, что дальше, после него, путь должен продолжить более активный и решительный, чем он. Поэтому его выбор пал на Исава, но он ошибся, считая, что Иаков не сможет активно защищать веру деда и отца. Иаков не был только подобием отца, мягкого и смиренного. Он был способен бороться за то, что считал важным. И перед отцом Иаков, замаскированный под Исава, фактически предстал в этой своей двойственности, объединив в себе характер деда и отца, новатора и хранителя традиций. Это стало ясно, когда Иаков начал сначала бороться за свое счастье с людьми, а потом - с Ангелом. Наверное, и Исаак понял, что Иаков был достоин его благословения, т.к. отправил его одного в дальний путь искать себе жену, посчитав, что у него хватит мужества пройти его достойно.
Тина Гай,
богослов, кандидат философских наук