Первые источники и свидетельства о его жизни появились лишь спустя двести лет после его смерти. И многое в его жизни так и остается не прояснённой загадкой. Был ли он действительно в Египте или не был, у кого научился восточной мудрости - то ли у египетских жрецов, то ли у магов Вавилона, то ли у финикийцев? Известно, что геометрией занимались египтяне, финикийцы – подсчетами и числами, а халдеи – наблюдением звезд и неба. Поэтому большинство согласны с тем, что математике и астрологии он учился у восточных мудрецов. А как он туда попал? Существуют разные версии.
Источники утверждают, что Пифагор обратился с просьбой написать своему другу египетскому царю Амасису рекомендательное письмо к жрецам, чтобы они допустили греческого пришельца к своим знаниям. Но жрецы никак не решались: и отказать царю страшно, и согласиться – боязно. И тогда они решили устроить Пифагору испытания, противные обычаям Греции. Но он так легко справлялся с заданиями, что они только удивлялись пришельцу. А потом открыли свои тайны, допустили к богослужениям, к своим знаниям и жертвоприношениям. Отсюда родилась современная притча о философе.
Пифагор в Египте
Когда Пифагор пришел в Египет, чтобы приобщиться сокровенной мудрости египетских жрецов, ему пришлось предварительно выдержать экзамен по геометрии, астрономии и астрологии. Он легко преодолел все трудности известных в то время наук. Испытания завершились двумя философскими вопросами.
Первый: "Кто наибольший враг человека: зверь, злоумышленник, стихия или болезнь?" Пифагор ответил: "Ни хищный зверь, ни коварный злоумышленник, ни бурная стихия, ни изнурительная болезнь не способны причинить такой вред человеку, какой он может причинить и часто причиняет себе сам. Поэтому я отвечаю: наибольший враг человека — сам человек".
Тогда Пифагору предложили второй вопрос: "Кто наилучший друг человека?" Пифагор ответил: "Наибольший друг человека — зверь, злоумышленник, стихия и болезнь, потому что в борьбе с ними человек — от рождения самое беспомощное существо на свете — обретает разум и силу и становится в период зрелости самым могущественным обитателем земли".
Египетские жрецы были восхищены проницательностью греческого мудреца и раскрыли перед ним врата Истины.
Порфирий утверждает, что потом Пифагор побывал у арабов, в Финикии, где жил с царем, а в Вавилоне – жил с магами. И здесь же познакомился с Заратуштрой, от которого принял очищение, узнал, от чего теперь он должен воздерживаться и в чем состоят законы природы. Так Пифагор научился восточной мудрости, стал посвященный и просветленным. И об этом - вторая притча о философе:
Пифагор в Вавилоне
Когда Пифагор пришел в Вавилон, то встретился там с халдейскими мудрецами-магами. "Кто ты, пришелец?" — спросил его верховный маг. — "Я - Пифагор, уроженец греческого острова Самоса. Путешествую в поисках истинной мудрости. Посетил Египет, Индию и пришел в Вавилон.
Я постиг:
мудрость Греции — Гармония и Красота;
мудрость Египта — Тайна и Число;
мудрость Индии — Время и Душа;
мудрость Вавилона — Звезды и Судьбы.
Я слышал: вы учите, что судьбы людей зависят от положения звезд?"
"Это поверхностное и потому - превратное представление о нашем миропонимании. Если передать суть нашего учения несколькими словами, мы учим, что все сущее образует единое Кольцо, и самое далекое связано с самым близким: мельчайшая песчинка на дне моря и неведомый мир в пучине космоса;
одинокий человек на земле и зодиакальное содружество звезд на небе; любовь, согревающая сердце, и холодный хаос на другом конце Вселенной. В кольцо всего сущего равно входят камни, растения, животные, люди, боги, планеты, звезды, чувства и мысли. Приемлешь ли ты истину Кольца всего сущего, пришелец?"
"Приемлю. Но Кольцо всего сущего находится на указующем персте Числа".
Но потом Пифагор вернулся в Грецию и о нем начинают рассказывать чудесные истории и легенды. Например, что он научился распознавать природу каждого человека по лицу и никого к себе не подпускал, пока не уяснял, что это за человек. Философу приписывают и другую историю: о том, как он научил атлета Евримену побеждать на Олимпийских играх.
По его совету атлет стал ежедневно есть определенную порцию мяса и набираться сил, в то время, как другие атлеты, по обычаю, питались только смоквами и сыром. Однако, потом Пифагор посоветовал ему бороться, но не побеждать, т.к. человек не должен своими победами вызывать зависть у других.
Когда к власти в Самосе пришел тиран Поликрат, Пифагор решил переехать из Греции в Италию, где его приняли с радостью, поскольку он был статен, образован и многоопытен. Здесь и появилось первое сообщество его учеников.
Ученики клялись тетрактидой – числом "четыре", которое считалось священным, потому что было последним в прогрессии от единицы до четырех, в сумме дававшей число десять. Четверка составляет первый квадрат и лежит в основе деления года и возраста человека на четыре времени. Пифагора ученики почитали за Бога, а к своим утверждениям прибавляли молитву в его честь:
Будь свидетелем Тот, кто людям принес тетрактиду,
В Италии Пифагор научил народ свободе, умирял раздоры, учил воздержанию, совершал чудеса, покоряя животных и природу. Рассказывают, что он мог свободно перемещаться в одно мгновение на огромные расстояния, предсказывал землетрясения и другие события и совершал много дивного и чудесного, о чем рассказывают истории и легенды о его жизни. Читая эти истории, приходят мысли о сравнении Пифагора с Иисусом Христом. И почему так?
Философ, математик, маг
Пифагор Самосский – одна из самых загадочных фигур античности. Он создал первую философскую школу, в которую попасть было очень непросто, ученики-пифагорейцы жили по особым правилам и одновременно выполняли государственные дела. Делали они это настолько хорошо, что иначе как аристократами их и не называли.
О самом Пифагоре складывались легенды, притчи и иначе как божественным его не называли. Многие знают о нем только как о создателе математического учения о числах и по теореме его имени, но он был, прежде всего, философом.
Его место в одном ряду с Лао Цзы, Кнфуцием, Буддой и Заратуштрой, хотя учение Пифагора менее воинственно, чем у перса, менее ригористично, чем у китайского аристократа, более жизнелюбиво, чем у индусского учителя, а по широте и благородству не уступает учению великого даоса.
Заслуги Пифагора можно перечислять долго: он создал систему начального, среднего и высшего образования; от него берет начало раннехристианская апологетика и экзегетика; его вклад в математику, физику, астрономию и оптику трудно переоценить; ему принадлежит первенство в введении в культурный оборот слов: философ, калокагатия, эзотерика, символ, гипербола, эллипс, парабола, цикл, симметрия математик и так далее.
Он был ясновидящим пророком и просветленным Учителем, скромно называвший себя любителем мудрости. Пифагор стоял во главе философской школы, которая являлась на протяжении веков образцом братства и духовного союза, оставившая след в искусстве, науке, религии, философии и политике.
Сам философ почти ничего не писал, сохранились некоторые его труды, хотя об этом существуют разноречивые мнения, цитаты из его речей, записанные учениками, и несколько писем, подлинность которых тоже сомнительная. До нас дошли "Золотые стихи пифагорейцев", написанные самим Учителем, иногда называемые молитвами.
Юноша, горних богов почитай, подчиняясь закону.
Попусту клятв не давай. Чти героев преславных и бойся
Гнева божеств, что живут на земле и в глубинах подземных.
….
Сдержанной речи внимай и деяньям, идущим на пользу.
Другу ошибку прости, если он оступился случайно;
Будь, сколь возможно, терпим, ибо долг и возможность – соседи.
Также запомни: пора научиться обуздывать страсти:
Тягу к обжорству и сну непомерную, плотскую похоть, приступы гнева.
….
Будь осторожен в словах и на деле. Суди справедливо: строже себя, чем других.
Не желай невозможного, зная, что неизбежен конец и от смерти никто не спасется.
"Золотые стихи пифагорейцев", отрывки
Но прежде создания своей школы Пифагор едет учиться у жрецов в Египет, где остается двадцать два года. Здесь он выучил египетский язык в трех его разновидностях, занимается наблюдением за небом и изучает геометрию. Утверждают, что в Египте Пифагор попал в плен к вавилонянам. Но и в Вавилоне он продолжает учиться, теперь уже у магов: наукам о числах, музыке, природе богов и умению разгадывать сновидения.
В Вавилоне Пифагор прожил еще двенадцать лет, после чего вернулся на родину, в Самос. Ему уже пятьдесят шесть лет, и он начинает свой путь Учителя. Сначала занимается обучением всех, но его мало кто понимает, да и желающих учиться было тоже немного.
Тогда он идет на хитрость. Увидев однажды молодого юношу, играющего в мяч, пообещал ему кормить его и поить, а взамен он будет учиться у Пифагора. За каждый освоенный юношей урок, Пифагор ему платил, но когда тот втянулся в учебу, то сам стал зарабатывать на пропитание себе и учителю, чтобы тот продолжал с ним занятия.
Потом философ уехал в Италию, где от учеников уже не было отбоя. Кто-то говорит о шестистах, кто-то - о трехстах. На первую беседу с ним пришло более двух тысяч человек, часть из которых осталась с Пифагорам, следуя всем правилам Учителя, часть стала только его слушателями.
Так образовалась первая община, ставшая потом известной как прославленная школа пифагорейцев. Община имела общее имущество, свои законы и свое гражданское устройство. Ученики проходили строгий отбор: три года только ждали, проходя испытание на твердость и желание учиться.
Потом пять лет - воздержание от слов, абсолютное молчание, что было самым трудным испытанием. Только затем его имущество могло поступить в распоряжение общины. Если ученик не выдерживал, то ему все возвращали в двойном размере. За имуществом следили специальные люди, которые имели опыт и слушали Учителя, не видя его лица. Это были акусматики.
И только пять лет безмолвного обучения экзотерике, акусматики получали допуск к общению с Учителем и переходили в статус математиков-эзотериков, которым разрешалось входить в святая святых - к Учителю и слушать его лекции лицом к лицу. Это и были пифагорейцы в полном смысле слова. Кто не выдерживал, того хоронили: там, где сидел "умерший" ученик, насыпали холмик и устанавливали обелиск. Это означало, что болезнь ученика оказалась смертельной и врач (Пифагор) был бессилен.
Жизнь человека Пифагор делил на четыре периода, так же, как делился год на четыре времени года:
двадцать лет – мальчик (весна),
двадцать – юнец (лето),
двадцать юноша (осень),
двадцать старец (зима).
Пифагор запрещал молиться о себе, считая, что человек не может знать, что ему полезно.
У философа было множество особых знаков и правил:
- Огонь ножом не разгребай: т.е. не задевай гневливых
- Сердце не ешь: т.е. не подтачивай душу страстями и горем
- На хлебной мере не сиди: заботься не только настоящем, но и о будущем, хлебная мера – это только сегодняшний день
- Через весы не переступай: т.е. равенства и справедливости не забывай
- Уходя, не оглядывайся: т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь.
Были и другие знаки-символы. Сам Пифагор тоже следовал строгим правилам: всегда носил белые одежды, постель –тоже была всегда белой и свернутой после сна, ел он только мед и хлеб, на закуску – овощи, редко – рыбу; от смеха, игр и пошлых рассказов – воздерживался; пока гневался, никого не наказывал.
Об образовании Пифагор говорил только в превосходной степени: оно остается верным нам до самой смерти; учиться надо, пока душа способна запоминать и вмещать; надо постоянно упражнять свою память; но учиться следует медленно, от самого простого и мелкого, постепенно восходя к вечному.
Очень интересно учение Пифагора о числах. Нечетные числа – мужские, четные – женские, потому что делятся. Кроме четных и нечетных есть числа четно-четные, например, 22 или 44, нечетно-нечетные, например, 11, 33 и т.д., четно-нечетные и т.д.
Каждому числу в пределах десяти он присваивал особые значения:
Единица – мужская часть души, начало всех чисел, монада, единение, ей соответствует точка.
Двойка – двойственность, причина противоречий, женская половина души, атрибут меланхолии и фантазии;
троица – содержит в себе целое: рождение, середину, смерть; трехмерность пространства, тройке соответствует плоскость.
Четверка – основа десятки, гармонии и музыкальных интервалов, прообраз четырех частей света и четырех стихий, символ гордости и справедливости.
Пятерка – символ уравновешенности.
Шесть – символ невоздержанности и ненасытности.
Семерка – предвестник насилия, зависти и похоти.
Восьмерка (октава) – четно-четное число, предвещающее меланхолию.
Девять – признак справедливости,
Десятка – совершенное число, символ Космоса пифагорейца.
Пифагор открыл золотое сечение, тайну симметрии и асимметрии, считал геометрию обязательной для философов, а время перед сном и после – самым важным для размышлений. Его философия должна была вызволить врожденный разум от оков.
О смерти философа тоже есть легенда. Против Пифагора и его школы был устроен заговор, т.к. знатные особы считали престижным поступить в школу, но испытаний не выдерживали. Так возник заговор богатых: дом, в котором собрались ученики, подожгли. Но ученики, бросившись в огонь, телами проложили путь Учителю, чтобы он смог по ним, как по мосту, выйти из огня. Но оставшись без друзей, Пифагор затосковал и покончил жизнь самоубийством.
Тина Гай,
кандидат философских наук, социолог, преподаватель, теолог
Вт, 03 December
Обновлено:12:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое