Пт, 26 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Имя Царица Тамара

Царица Тамара – культовая фигура в грузинской истории. За пределами Грузии ходят различные мифы о ее личной жизни, а в самой Грузии ей приписывается строительство различных замков. "Замок царицы Тамары" или "мост царицы Тамары" можно встретить много где. Удивительно, что при такой глобальной исторической значимости в истории е жизни много неизвестного. Например, не известен точно год рождения, год смерти, неизвестен год знаменитой битвы при Басиани. Есть и другие странности.

Тамара получила не вполне обычное для Грузии тех лет еврейское имя, означающее "финиковая пальма". Библейская Тамара, известная в синодальном переводе как Фамарь, была хананеянкой, которую праотец Иуда выдал замуж за своего старшего сына, потом за среднего, а потом она обманом вступила с ним в связь и родила Фареса, прямыми потомками которого были царь Давид, Соломон, Христос, и грузинская династия Багратионов. Тамара – первое женское имя в геналогии Христа, и ее считают матерью-основательницей всего роды Иуды (иудеев).

Вероятно, царь назвал дочь именем Тамары для того, чтобы подчеркнуть происходение династии от библейской Тамары.

Само имя библейской Тамары претерпело в истории ряд изменений. Евреи писали его через букву "тав", которая читалась или как Т или как английское th. Греки при переводе Библии передали имя не через обычное Т, а через букву "тета", которая тоже читалась как Т, но в поздней античности стала читаться Ф. В древнерусской Библии Тамара писалась через "фиту", как Феофил, Феодор и Теология, а поскольку до XII века все слоги должны были оканчиваться на гласный, то к имени прицепилась буква "ерь" (краткое И) и получилась ФАМАРЬ. В армянском и грузинском языках была своя буква для передачи греческой "теты", и она читалась не совсем как Т, но очень близко. Странно, что в русском языке при ликвидации фиты Фамарь стала писаться через Ф, а не через Т, как произошло со словом "теология".

Она родилась в 1160 или в 1166 году. Ее отцом был царь Георгий III, а матерью – дочь царя Алании. По  случаю рождения дочери царь построил храм Рождества Богородицы, известный впоследствии как церковь Дидубийской Богоматери.

Первые исторические события, которые она увидела в своей жизни – это мятеж 1177 года.

В 1177 году против царя Георгия восстал клан Орбели(ани), базировавшийся тогда в крепости Лори. Князь Иване Орбели нашел Демну (Дмитрия), сына Давида, сына царя Деметре I, и начал войну за завоевание царского трона.  На помощь царю прищла армия ширваншаха Ахситана, который был (по одной из версий) женат на сестре Тамары.  Эта война была проиграна, сам Иване погиб, а клан Орбели изгнан. Демна был ослеплен, а позже погиб в тюрьме. Существует забавная альтернативная версия событий, согласно которой Демна выжил, скрылся, влюбился в Тамару, назвал себя Шота из Рустави (Руставели) и посвятил Тамаре известную свою поэму.

Мятеж был подавлен, но ситуация оставалась нестабильной и царь, не имеющий сыновей-наследников, решил заранее короновать свою дочь. Таким образом, в 1178 году Тамара была официально коронована в Уплисцихе. Отчего именно здесь – непонятно.
 
В эти годы, предположительно в 1180, младшая сестра Тамары по имени Русудан была выдана за Мунуила Комнина (1145-1185), сына императора Андроника. Этот брак будет иметь некие интересные исторические последствия. К этому же году, 1180, относят и фреску в монастыре Вардзия, где изображена Тамара с отцом. Это хронологически первое изображение царицы из трех существующих.
 
Расшифровывается так: "Царь царей всего востока, дочь Георгия, Тамар, которая да долгоденствует". Из этого текста следует, что портрет прижизненный. Датировка портрета 1180-м годом несколько спорная.
 
Второе изображение сейчас находится в монастыре Кинцвиси в Карельском районе, хотя оно датировано самыми последними годами жизни Тамары:
 
Третье изображение находится в труднодоступном монастыре Бетания в ущелье реки Вера около Тбилиси. В середине XIX века его зарисовал художник Гагарин:
 
Шесть лет Тамара была соправительницей своего отца, а после его смерти в 1184 году была повторно коронована – на этот раз в Гелати. Золотая чеканная икона Святого Георгия, которая использовалась при коронации, сохранилась по сей день и хранится в Верхней Сванетии, в общине Латали, хотя и не афишируется.

В первый же год ее правления произошло нечто невероятное. Суть в следующем. Традиционно при царе существовало что-то вроде Государственного Совета — это называлось "дарбази". Там царь совещался с князьями, крупными чиновниками и прочими влиятельными лицами. И вот у одного такого чиновника (министра и казначея двора) возникла альтернативная политическая программа. Она была необычна. В те годы альтернативные программы сводились к тому, чтобы оттеснить царя и посадить на его место кого-то другого — обычные дворцовые интриги и мятежи. Но этот чиновник предложил нечто иное — он решил, что кроме "Дарбази" неплохо было бы иметь и еще один руководящий орган — он назвал его "Карави". Там должны были собираться различные народны депутаты. Иными словами, было предложено создать ни что иное, как обычный британский парламент. При том, что в самой Англии таковой появится лет через сто.
 
Чиновника звали Кутлу-Арслан, он был тюрком-кипчаком, потомком тех самых кипчаков (половцев), которых переселил в Грузию Давид Строитель. Он не был наследственным аристократом, не был царским родственником, не имел земельных владений. Едва ли у него был какой-то корыстный интерес.
 
Тамара и ее сторонники восприняли происходящее примерно как бунт и покушение на царские права. Кутлу-Арслан был схвачен. В ответ произошло нечто странное: его сторонники стали протестовать. Это не был рядовой мятеж князей — это было что-то иное. Тамара пошла на переговоры. Кутлу-Арслана отпустили, но его идея была отброшена и забыта. Хронисты того времени тоже не понимали принципа парламентаризма и восприняли идею как бунт и мятеж — поэтому в агиографии победа Томары выглядит как победа светлых сил над темными. Эта оценка потом незаметно перекочевала в историю, и по сей день популярная литература рисует Кутлу-Арслана черными красками и приписывает ему всякие злодейсие слова.
 
Тамара была в полушаге от создания первого в истории планеты парламента. Через 80 лет Симон де Монфор более удачно реализует этот проект в Англии.

После коронации некоторая неопределенность в ее положении оставалась – не всем было привычно видеть царем женщину. По этой причине было решено первым делом выдать ее замуж.
 
Пока решались эти семейные дела, произошло еще нечто знаменитое: по распоряжению Тамары был перестроен пещерный Успенский Храм, основанный ее отцом, к нему добавили дополнительные помещения - так возник пещерный монастырь Вардзия. Он будет строиться в несколько этапов, из них первый - в те самые 1184 и 1185 годы. Тогда же были созданы и фрески, так что если вам доведется там побывать, представьте себе, как художники по ходу работы обсуждали последне новости о браке Тамары.

Мужем отчего-то был выбран некий Юрий, живущий в степях северного Кавказа. Считается, что он был сыном Андрея Боголюбского, убитого в 1174 году. Юрий однозначно был русский и православный, и его пригласили в Грузию в 1185 году – в том самом году, когда князь Игорь ходил на половцев.
 
Юрий в Грузии не прижился. Его брак с Тамарой длился 2,5 года. Пишут, что он был склонен к пьянству и насилию. Итог был печальный: было решено развести Тамару с Юрием и выселить его в Византию. Развод в то время был шагом совсем крайним. Похоже, что все действительно зашло слишком далеко. Интересно, что инициатором развода была царица Русудан, которая в свое время поддержала кандидатуру Юрия.
 
Это случилось в 1187 году, когда вторым мужем Тамары стал осетинский князь Давид, из рода осетинских Багратионов. Пишут, что Тамара была с ним слегка знакома. Местом венчания было выбрано Дидубе, церемония проходила в том самом храме, который Гиоргий III построил в честь рождения дочери. Дидубийская церковь не сохранилась, но в XIX веке на ее месте построили новую, и ее сейчас можно найти в Тбилиси на проспекте Церетели. Некоторые хроники упоминают еще и Дидубийский дворец. Из Дидубе они переехали в Тбилиси.  

В 1191 году взбунтовались имеретинцы и сваны. Восставшие вызвали из Византии Юрия и предложили ему отбить трон. Юрий с войском дошел до Кутаиси, занял царский дворец Гегути и был там коронован. Ему удалось склонить на свою сторону почти всю Западную Грузию и совершить несколько походов на восток до самого Гори.
 
Но дальнейших успехов не последовало – царские войска разбили восставших, и Юрий бежал обратно в Византию. Штаб-квартирой царицы в той войне был дворец Начармагеви, который находился чуть севернее Гори, около современного села Каралети.
 
В том же 1191 году у Тамары родился первый сын – Георгий (впоследствии Георгий IV). В 1193 родится дочь Русудан, которая доживет до нашествия монголов. Власть Тамары была первична. Даже ее титул звучал как мепе (царь), хотя по правилам того времени ее правильно было бы звать дедопали.
 
Именно при Тамаре, где-то после 1189 года, в Грузии появилась поэма "Витязь в тировой шкуре" (Вепхисткаосани), которую автор Руставели посвятил непосредственно Тамаре. Поэма "Витязь..." своеобразный манифест феминизма. В начале поэмы царь Ростеван жалуется, что у него нет сыновей, а только дочь, на что ему возражают, что женщина во главе государства – это совершенно естественно и нормально. Эта тема в поэме так часто педалируется, что видно, что даже на пятом году правления Тамары нормальность женщины на троне еще надо было доказывать.
 
Пока Тамара воевала с Юрием, в Азии погибало государство сельджукидов. В 1191 году Торгул III, последний султан-сельджукид, лишился власти, и султаном стал Кызыл-Арслан, атабег Азербайджана. Его убили в 1194 году и среди тюрков начались междоусобия. Победил некий Абу Бакр, который убил своего старшего брата, а младший, Амир Михран, бежал от него в Ширван и затем в Тбилиси. Он попросил помочь ему удержать Ширван, и царица Тамара согласилась. Грузинская армия двинулась на Ширван. Ей на помощь вроде бы пришла армия Ширваншахов.

Армия Абу Бакра укрепилась в городе Шамкоре. 1 июня 1195 года Давид Сослан предпринял двойной штурм Шамкора – одна часть армии атаковала ворота, вторая обошла город и напала на него с противоположной стороны. Так произошла знаменитай Шамкорская Битва, в которой Абу Бакр был разбит и отступил в Гянджу, которую тоже пришлось сдать. Давиду досталось в виде трофея знамя халифа, которое Тамара потом подарила Гелатскому монастырю для украшения иконы Хахульской Богоматери.

Через несколько лет началась война за Армению, вернее, за ее южную часть. Северная область Сомхити вошла в состав Грузии еще в 1118 году. В центральной же Армении с X века укрепилась курдская династия Шаддадидов. Столицей их был город Двин, потом Ани.

В 1199 году на Ани двинулась грузинская армия под управлением братьев Мхаргрдзели (Захарии и Ивана). Настоящая их фамилия была Закаряны. Они выбили Шаддадидов из Ани, и образовали там вассальное княжество. Отсюда они начали понемногу отвоевывать другие армянские крепости. В 1201 году они заняли Бжни, а в 1203 отвоевали у мусульман Двин. Так армяне-Закаряны постепенно очистили от турков Армению, установив там армянское, но лояльное Тамаре правление.
 
Сельджуки забеспокоились. Румский султан Сулейманшах II начал готовить масштабную войну. Проблема была не столько в усилении Грузии, сколько в общей деградации и распаде сельджукских государств. Султан надеялся восстановить империю Великих Сельджуков. Первый конфликт с султаном случился еще в 1201 году, когда  Сулейманшах захватил владения эрзурумского малика, на тот момент – вассала Грузии.

Армия султана базировалась в Эрзуруме, грузинская – предположительно в Вардзии. Считается, что Тамара выступала перед армией с балкона Вардзии и оттуда же провожала еармию на войну. Турки вышли из Эрзурума и встали лагерем в долине Басиани, северо-восточнее Эрзурума. Давид Сослан сумел скрытно подойти к Басиани и внезапно атаковать лагерь султана. Несколько грузинских атак было отбито, но в итоге турки отступили, сам султан был ранен и бежал в Эрзурум.

Детали битвы при Басиани неизвестны.  Даже неизвестно, когда она произошла – в 1201 или 1204. Один исламский хронист относит ее к 598 году хиджры, который кончился в октябре 1202 года. Считается, что у султана было около 250 000 человек, у Давида – 90 000. Грузинская армия потеряла 2-5 тысяч человек, турецкая – вроде бы 180 000. Но все это очень приблизительно. Тем не менее, это была победа немыслимых масштабов, во многом напоминающая Дидгорскую битву. Героями дня стали три человека: Давид Сослан и братья Мхаргрдзели.

Мхаргрдзели воспользовались ситуацией и в 1206 отвоевали Карс. Затем они двинулись к озеру Ван, но не смогли взять город Ахлат (1209). Около озера появились армии Айюбидов, и это затормозило дальнейшее продвижение. В том же году султан Ардебиля напал на Ани и устроил резню христианского населения. В ответ Мхаргрдзели совершили поход на Ардебиль и тщательно разорили этот город.
 
В это самое время возникла идея похода на Византию. После свержения династии Комниных упомянутые выше Алексей и Давид Комнины бежали в окрестности Трапезунда, где находились родовые земли Комниных. Оба они приходились племянниками царице Тамаре и к 1204 году уже достигли возраста лет двадцати. Как раз в это время Константинополь осадили крестоносцы и решено было помочь Комнинам в борьбе с Ангелами. Грузинская армия вместе с Давидом Комниным вошла в пределы Византии и захватила Трапезунд. Так была основана Трапезундская империя, которая стала другом и союзником Грузии до самого 1461 года.
 
Богатый событиями 1204 год стал известен еще и войной с горцами. В этом году взбунтоались пховцы — так в те времена называли хевсуров и пшавов. Царская армия поднялась вверх по Пшавской Арагви, подавила восстание, и разрушила пшавские башни. Именно тогда пшавам запретили строить башни навсегда. Больше их и не строили. По сей день Пшави — единственный грузинский горный регион без своих башен.

Точный год смерти Тамары неизвестен. Самой убедительной датой считается 1213 год. Причиной смерти была некая болезнь.
Неизвестно точное место захоронения. Существует версия, согласно которой тело царицы было перенесено в Палестину и захоронено в Иерусалиме.

Личность царицы Тамар запечатлелась в памяти народа надолго, обросла мифами и легендами. 14 мая отмечается день царицы Тамары, который называется Тамароба. Главное место праздника — храм Дидубийской Богоматри. 

Источник: travelgeorgia.ru

Просмотров: 384