Ср, 30 October

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Вера О мытаре и фарисее
Мытарь собирал подати и налоги для Римской империи, чьим владением была Иудея,
фарисей – праведный хасид, фундаменталист.
Мытарь и фарисей служили, но разным богам: один - завоевателям и захватчикам,
второй – Богу.

И, казалось бы, если выбирать из них, то Бог должен быть на стороне законоучителя, искренне стремящегося нести свой подвиг, как он его понимал: два раза в неделю поститься, отдавать десятину со всего, что получает, делать добрые дела.

Фарисей искренне считает, что в этом и есть смысл его делания, поэтому, придя в храм, он благодарит Господа и дает Ему отчет: "Вот, Господи, все делаю по Твоему слову и Твоему закону: и молюсь, и пощусь, и хожу в храм".

Но за что благодарит фарисей Бога?
"Что я не таков, как прочие : грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь". Благодарит, что он – праведник, в отличие от них, грешников. И ставлю диагноз: профессиональная болезнь законника и исполнителя, которая не лечится. А если лечится, то только кардинально - уходом из профессии.

А что мытарь? Он стоит вдалеке, не решаясь даже войти в храм и поднять глаза, он знает свое недостоинство, знает, что жизнь сломала его, что он действительно жестоко обходится с теми, кто не отдает подать и берет сверх положенного. Но он знает, что в жизни не все по закону, что есть, кроме закона писанного еще и иной закон.

И он просит Бога, чтобы Он судил его не по правде, потому что не оправдается перед Ним. Да и не в праведности дело. Перед Богом никто не оправдается. Поэтому есть одна надежда – на милость Божью, и он смиренно взывает: "Господи, буди мне милостив. Только милостив, больше я ничего не прошу от Тебя. Обвяжи мои раны, помажь их Своим елеем. Грешен я, знаю, но я же – Твой сын, помоги же мне!"

И этот вопль сокрушенной души, знающей свою ничтожность, признающий ее со всей искренностью, как на духу, услышан. Притча заканчивается удивительными словами Господа: "Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

Бог - это милость и любовь, а не исполнение правил, когда постепенно вся моя жизнь в церкви тоже укладывалась в такие же внешние правила: поститься, так до полусмерти, молиться – так чтобы мало не показалось, читать – так по несколько кафизм в день, по несколько глав Евангелия и т.д.

И душа начинает умирать. Все больше хотелось выполнять правила, а не жить с Богом. Искреннее желание стать праведным и угодить Богу ограничивается механическим исполнением правил. Фарисейская болезнь грозит именно таким: ответственным, исполнительным и искренне верующим.

Исполнение правил только отдаляет душу от Бога, лучше быть как мытарь, живым, пусть падающим, но живым, и верующим, что Богу все возможно - и помиловать, и простить.

Тина Гай,
теолог, социолог, преподаватель, кандидат философских наук
Просмотров: 483