Сегодня мы с вами вступаем в гостеприимный дом. Это уютный домашний очаг в Вифании, который охотно посещал Иисус во время Своего странствования по земле, всегда находя там сердечный прием.

Ведь Ему часто приходилось встречать закрытые двери, как там в Самарии, где Его не хотели принять и приютить: "но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим", Луки 9:53. Или же как в стране Гадаринской, где Его просили оставить их пределы: "И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их", Марка 5:17. Но когда Он подходил к двери дома в Вифании, где жили Лазарь, Марфа и Мария, то Его там всегда встречали с большой радостью. Писание повествует нам о неоднократном посещении Господом этого дома в Вифании.

Евангелист Лука в 10 главе рассказывает о первом посещении Господом Иисусом этого дома: "И продолжении пути их пришел Он в селение. Здесь женщина именем Марфа приняла Его в дом свой", Луки 10:38.

Некоторые истолкователи предполагают, что это было не первое посещение Иисусом Вифании. Однако если бы Он уже не раз бывал там, то Марфа знала бы, что он посещал их не для того, чтобы Ему приготовляли обильную трапезу; ведь Иисус более охотно давал, нежели принимал. Если бы она знала, как был был Он расположен к тому, чтобы доставлять хлопоты и беспокойство, то, конечно, не делала бы так. Это совершенно неприемлемо, чтобы она предприняла бы такое большое приготовление, чтобы угостить Учителя, зная, как это неприятно Ему.

Поэтому посещение, о котором рассказывает Библия, было первым, когда Иисус пошел под кров этой дружной семьи. Поэтому оно и было для Марфы великим праздником, так как великий Пророк, сотворивший множество чудес, посетил их дом. Это было для нее большой честью и великой радостью, как и для матери Закхея, когда Иисус сказал ему: "Сегодня надобно мне быть у тебя", Луки 19:5. Потому она и поспешила приготовить обильное угощение для любимого Учителя и Наставника.

Здесь сказано, что она "приняла Его в дом свой". Из этого вытекает, что она была старше Марии и Лазаря. Возможно, она была вдовою, взявшей к себе брата и сестру после смерти своего мужа. Если бы Ми фа была девушкой, как многие предполагают, то о ней не было бы сказано "женщина". Священное Писание делает четкое разграничение между девицами и женщинами.

Но как бы то ни было, уже в словах "Марфа приняла Его в дом свой", заключается для нас учение. Поставим перед собой вопрос: "Приняла ли и ты Его в дом твой, как сделала это Марфа?"

Забота Марфы

"Марфа же заботилась о большом угощении", Луки 10:40.  Как домохозяйка она считала своим долгом поставить перед Гостем сами лучшее, что только возможно. Поэтому она металась, стараясь приготовить обильное угощение.

Но разве Иисус ради этого пришел сюда? Конечно, нет! "Ибо Царство Божье не пища и питие", Римлянам 14: 17. В таком угощении много препятствия к тому, чтобы Он мог сказать: "Моя пища есть творить под! Пославшего Меня и совершить дело Его", Иоанна 4:34. Иисус более охотно Сам насыщал бы ее хлебом жизни, но Он не мог так делать, потому что у Марфы не было на это времени.

Печальное дело: она любит Учителя и хочет проявить свою любовь на деле. В то же время она не имеет времени для Него Самого. Выполняя работу для Гостя, она упускает из виду Его Самого.

Здесь остановимся на том, какое значение мы должны придавать пище. Когда приходят гости, хозяева думают, что они должны много хлопотать об угощении. Однако дети Божьи не должны бы этого делать. Ведь они обязаны предложить гостям нечто лучшее, чем преходящую еду и питье. Они должны положить на стол Библию. Одно лишь это имеет цену. А излишества в угощении на вечеринках, всевозможных общениях молодежи и детей, свадьбах - есть зло, недостойное детей Божиих. Быть гостеприимными хорошо, но устраивать церемонии - плохо! Вы не должны подражать миру.

"Но ведь Марфа ведь заботилась об Иисусе! Совершенно верно! Однако женщина "заботилась и суетилась о многом", Луки 10:41. Тем самым она лишала себя всех благословений от Его посещения. Когда сестра ее, Мария, не теряя драгоценного времени, склонилась к ногам Господа, чтобы не пропустить ни единого слова из Его уст, Марфа пропадала на кухне и в столовой, чтобы хорошо приготовить угощение. Да, она старалась для Иисуса, но при этом теряла Его Самого. При этом хозяйка становилась все более возбужденной и беспокойной. Каждый раз, когда она входила в комнату, видела Марию, сидящую тихо и внимательно слушающую Господа. Она думала: "Я тоже охотно бы сидела и слушала Учителя, но у меня нет на это времени! Кто же тогда позаботится об угощении? Всегда Мария помогает в работе, но сегодня она не замечает ничего и не обращает абсолютно никакого внимания на то, как нужно поспешить".

Наконец, Марфа не может удержать гнев в своем сердце. Он прорывается в словах, полных упрека: "Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне".

Следует помнить об опасности суетиться в заботах Maрфы, чтобы не отвратить благословения неба, которое Господь хочет нам дать.

Серьезное порицание

Его получает Марфа за ее хлопотливость на ложном месте. Предостерегающе поднимает Господь Свой палец и говорит: "Марфа, Марфе суетишься и заботишься о многом, а одно только нужно. Марин избрала благую часть, которая не отнимется от нее", Луки 10:41. А ведь Марфа думала, что Господь похвалит се, а сестре сделает выговор. Однако, выговор получает она. Дважды произносит Иисус се имя, чтобы заставить прислушаться к замечаниям и обратить серьезное внимание.

Он также не выпускает из виду и работу Марфы. Он знает, что она хлопочет для Него. Он хорошо видит, как она старается сделать для Него приятное, поставить на стол все лучшее, что только у нее сеть. Но Он хочет довести до ее разумения, что коротенькие часы от их совместного пребывания должны быть проведены с большей пользой: "А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее".

Его слова предельно ясны и все же часто их не понимают. Марфа получает порицание, а Мария удостаивается похвалы. Часто с этим не соглашаются. Марфу считают идеалом домохозяйки, верно исполняющей свои обязанности, тогда как Мария является образом души, благоговейно углубляющейся в Слово Божие. Возможно, самым лучшим является соединение этих добрых качеств воедино, однако прежде всего избрав благую часть подобно Марии.

Служение Марфы никогда не может успокоить сердце, но Мария также будет еще работать. Сейчас же она должна у ног Иисуса получить урок о том, что она сегодня раба, которая чрезвычайно нуждается в Господе, Который не может быть никем и ничем незаменим!

Мрачные тучи

Вскоре затмили безоблачное небо радости над уютным и мирным домом сестер из Вифании. Лазарь, брат Марфы и Марии, заболел. Неустанно и верно ухаживала Марфа за больным братом. Днем и ночью неизменно служила она больному с большой преданностью и самоотвержением. Но все ее заботы и старания были напрасными. День ото дня болезнь прогрессировала. Наконец стало очевидным, что состояние больного серьезно. Когда болезнь стала приобретать все более устрашающий характер, сестры послали людей известить Иисуса, говоря: "Господи, вот, кого Ты любишь, болен", Иоанна 11: 3.

Когда Иисус впервые посетил Вифанию, между сестрами было резкое несогласие. Сейчас же от него не осталось и следа. Его предупреждение: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а ?но только нужно. Мария же избрала благую часть", что, безусловно, не являлось бездейственным. Марфа научилась смотреть на тихую, вдумчивую натуру Марии иными глазами. Она не называла уже пустым времяпровождением, когда Мария уединялась для чтения Слова Божьего или для молитвы, и сама находя и уделяя для этого достаточно времени. Если и был бы какой-либо осадок несогласия между ними, то он был бы устранен в эти дни траура... Ничто так не объединяет людей, как общая печаль.

Вестники, которых сестры послали к Иисусу, возвратились назад. "Что Он сказал?" - это был первый вопрос, с каким они встретили их. Он сказал: "Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий", Иоанна 11:4. Однако, болезнь не уходила. Наоборот, она становилась все более тяжкой.

Лазарь умирает! Сначала все думали, что этого не может быть. И все же это было так. Дыхание прекратилось,  сердце остановилось, глаза застыли - Лазарь умер! Всякая смерть вдвойне тяжела там, где ее совершенно не ждут и не верят, что она так близка.

Сказал ли Иисус эти слова с тем, чтобы мм. надежду, которая вскоре безжалостно будет разбита? Нет, в Его словах заложен совершенно иной смысл. Он достаточно ясно сказал: через эту болезнь прославится Сын Божий. Он заранее знал, что будет происходить. Он предвидел, что здесь будет совершено большее чудо, чем Он совершал это до сих пор перед глазами людей, что Он пойдет и вызовет Лазаря из гроба.

Лазарь мертв... Теперь начинаются дела, которые приносит с собою смерть - дела, полные горечи и боли, и все же неотъемлемо необходимые, чтобы отвлечь сердце от отчаяния и напомнить душе, что пока живет в этом мире, должна исполнять свой долг и обязанности. Начались посещения, которые имеют добрые намерения и все же каждое из них приносит душевную боль. Посетители вновь и вновь начинают расспрашивать о последних часах и минутах.

А Иисус все еще не приходит. Наступает день и час погребения, а Иисуса все нет. Приходит время вынести тело умершего из дома к последнему месту покоя. Сестры видят, сколько людей стараются им помочь и утешить в горе. Лишь Один, на Которого они надеялись всем сердцем не пришел… Они возвратились в опустевший дом… И наконец, пришла долгожданная весть! Немедленно поспешила Марфа навстречу Иисусу! Увидев Его, высказывает она перед Господом сердечную боль и скорбь, но и полное доверие к Нему: "Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог", Иоанна 11:21-22.

Когда Иисус увидел, как твердо Марфа уповает на Него, то отвечает ей: "…воскреснет брат твой". Марфа не понимает глубины мысли сказанного, потому она отвечает: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день", Иоанна 11:24. Тогда Иисус произносит слова Властелина: "Я еемь Воскресение и Жизнь! Верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек", Иоанна 11: 25-26.

Многие нашли в этих словах утешение и силу и испытали, что поистине слова Иисуса есть жизнь и дух. И эти чудесные слова впервые сказаны Марфе, хотя они были не совсем понятны для нее. Однако, когда спрашивает: "Веришь ли сему?" - она отвечает: "Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго", Иоанна 6: 68-69. Вообще, характер Марфы имеет что-то схожее с характером Петра Она так же деятельна и энергична, так же быстра на ответ, как и Петр. Возможно, она не полностью могла осознать всю важность и значение исповедания.

Иисус прерывает беседу. Он даст ей задание позвать сестру Марию. Конечно, Марфе хотелось бы и далее стоять и беседовать с Иисусом, но повеление прерывает разговор. Марфа послушна. Возможно, в данный момент быть послушной было не так легко, но она смиренно остается в послушании. Иисус повелел Марфе - и она поспешно идет в дом позвать свою сестру.

Здесь мы извлекаем урок: быть послушными Господу при всех обстоятельствах.

У гроба

Марфа исполняет поручение Иисуса, она спешит объявить Марии о приходе Господа. Она говорит ей тайно, чтобы дать ей встретится с Господом без лишних свидетелей - иудеев - пришедших утешать сестер. Какая нежная предупредительность выявляется в этом! Мы видим, что Марфа уже не такая, какой была раньше, когда Иисус впервые вошел под их кров. Сейчас она понимает тихую натуру сестры и стремится оказать помощь, чтобы обеспечить ей тихую и уединенную встречу с Господом. Из этого маленького отрывка мы можем видеть, что Иисус имеет место в ее сердце и приводит Марфу к цели. Как хорошо выполнено это небольшое служение сестры!

При встрече ее сестры с Господом Марфа держится тихо и на втором плане до тех пор, пока Иисус ни спросил: "Где вы положили его?" - и собрался подойти ко гробу, она не вступает в разговор. Но она очень испугалась, когда Иисус подошел к гробу и дал повеление отнять камень. Она не знала, что Он приступает к делу без замедления, чтобы  воскресить ее брата. Она думает, что Господь хочет в последний раз посмотреть на усопшего друга, и находит нужным напомнить о том, что Лазарь четвертый день во гробе и стал уже добычей тления, потому что абсолютно не думает м, что Иисус намерен совершить здесь чудо. Поэтому она в своем в своем понимании думает, что должна сказать о том, что гроб нельзя открывать.

Не заботься, Марфа! Иисус не допускает ошибок! Он знает, что делать и не имеет нужды в твоих указаниях и корректировках. Поэтому Он  поворачивается к ней и говорит: "Не сказал ли Я тебе, что і будешь веровать, увидишь славу Божию?"

Следует подчеркнуть, что Марфа  твердо верила, что Иисус воскресит брата, но только позднее, в день воскресения праведных, находящихся во гробу. Она знает слова из Библии, полные упования: "Я знаю - Искупитель мой жив! И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию", Иова 19:25. И в книге пророка Даниила она чи гала, что " многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление", Даниила 12: 2. Она верит в грядущее воскресение, потому что об этом написано в Библии. Но воскресение в данный момент она не представляет возможным. А разве сейчас воскресить было труднее, чем в грядущий день? Но по человеческому пониманию это так же невозможно.

Иисус при сотворении многих чудес мог сказать: "О, женщина, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему!", Матфея 15:28. Однако сказать здесь Иисус не мог. Он, глядя на Марфу, не ради нее совершил здесь чудо, но ради того, чтобы явить славу Божью перед множеством собравшихся иудеев и дать им великое доказательство всемогущества и власти Божией.

Зов его проникает в открытый гроб: "Лазарь, иди вон!", Иоанна 11:43. И совершилось неслыханное: в мертвое, носившее следы тления тело возвращается жизнь. Умерший медленно поднимется, выпрямляется и встает на ноги. Но ему трудно двигаться, потому что погребальные пелены связывают и мешают ему. Поэтому Иисус повелевает: "Развяжите его, пусть идет!", Иоанна 11:44.

Это чудо Иисуса, безусловно, удалило последние сомнения и неверия Марфы. Безусловно, это выражение Его властной силы научило ее полностью доверяться Господу. И то множество иудеев, ставших свидетелями дела Господа, не могли уже противостоять и вынуждены были поверить Ему. Это чудо разбило все их колебания и сомнения. В то же время именно чудо воскрешения Лазаря, открывшее одним глаза так, что они пришв вере, закрыло глаза другим окончательно: "С этого дня положили Его убить", Иоанна 11:53.

Еще однажды упоминается имя Марфы,- это на вечере в Вифании за шесть дней до Пасхи, на котором присутствовали друзья умершего и  воскресшего Лазаря, пришедшие порадоваться вместе по случаю великого дара Божьего в возвращении к жизни. Здесь точно так же, как и при первом посещении Иисуса, Марфа выступает заботливой хозяйкой. Нет сомнения, что в слове Божием указано на это не случайно. Мы находим ее вновь в таких же обстоятельствах, как и прежде, но сейчас все совершенно иначе. Мария снова не помогает ей, снопа Марфа делает совершенно не то, что хотелось бы ей. Но ни одного слова упрека не исходит из уст Марфы. В школе Господней она стала совершенно другой. Сейчас она всем довольна и совершенно спокойна. Иисус с Марфой достиг цели. Она позволила Ему исправить себя.

Так Господь обращается к заботливым и суетливым Марфам: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим", Матфея 11:28-29.

Женщина глазами Бога     по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета
Просмотров: 3840