В первые века христианства значительную роль в распространении новой религии сыграли женщины.

По словам автора пятилетнего исследования Кейт Купер из Манчестерского университета, Великобритания, многие из них забыты не только историками, но и, что самое главное, основными христианскими церквами.

В обществе Римской империи женщины вели чуть более свободный образ жизни, чем в христианизированной Европе средних веков. В I–II веках они не только активно проповедовали новую веру в кругу семьи и друзей, но и организовывали общины, спонсируя их в том числе из собственных средств, ибо владели небольшими предприятиями. Соответственно, и христианство относилось к женщинам совсем не так, как впоследствии.

Первым человеком, который стал спонсором Святого Павла, была именно женщина - Лидия из Фиатир, "торговавшая багряницею", Деяния 16:14–15, которую апостол со спутниками встретили в македонском городе Филиппы.

Перпетуя, жившая в Карфагене в конце II века, прославилась тем, что отказалась отречься от веры вопреки требованию отца, предпочтя мученическую смерть. Еe дневник, написанный в тюрьме в ожидании казни, даже сейчас назвали бы леворадикальным текстом. Тем более он не удовлетворяет взглядам современного христианства на то, какой должна быть женщина.

Анонимное сочинение II века "Деяния Павла и Фeклы" повествует о некоей Фeкле Иконийской, ученице Св. Павла. Она отказалась от брака, к которому еe принуждали родители: неслыханная дерзость по тем временам. Хотя нет никаких причин считать, что Фeкла действительно существовала, эта история оказала большое влияние на умы первых христиан и на учение церкви о целомудрии и непорочности.

Вместо того чтобы порицать Фeклу за ослушание, авторы первых веков христианства восхваляли еe отвагу и призывали девушек, в том числе своих сестeр, следовать этому примеру.

В этом смысле христианство совершило своего рода революцию в сексистском античном мире. Но впоследствии, хотя все упомянутые особы были канонизированы, церковь перетолковала их деяния на свой лад: подчeркивалось, что это были акты веры, то есть, говорила церковь, будь у этих женщин родители-христиане, они бы их не ослушались. Но это можно трактовать по-другому - как акты эмансипации, стремления женщин к равноправию.

В подтверждение своих слов автор напоминает, что в I–II веках женщины проповедовали евангелие наравне с мужчинами и даже совершали обряд крещения. Поэтому постулат некоторых современных течений в христианстве о том, что женщины имеют право становиться священниками и отправлять обряды, не только веяние времени, но и восстановление исторической справедливости. Лишь после того, как около 313 года в христианство обратился император Константин и религия превратилась в общественный институт, а священники-мужчины приобрели статус государственных чиновников, женщины оказались в христианстве на вторых ролях и перестали быть публичными фигурами.

Между тем, как указывает г-жа Купер, даже в Евангелиях женщины - в числе главных персонажей: достаточно вспомнить мать Иисуса или сестeр Марию и Марфу, Луки 10: 38–42. Печально, говорит она, что авторы и редакторы этих текстов не потрудились уделить им больше внимания, то есть столько, сколько, по еe мнению, следовало бы. Приходится читать между строк, обращая внимание на малозначительные, казалось бы, детали.

compulenta.computerra.ru
Просмотров: 1939