При раскопках Месопотамии были найдены артефакты и рукописи, датируемые 2000-1500 г. до н.э. Они являются свидетельством того, что история государства Израиль, описанная в Ветхом Завете, начинается в 17в. до н.э. с описания жизни Авраама-отца, Ицхака-сына, и Яакова - внука, с которых собственно и началась история евреев.

Библейский период

По легенде, патриарх с семьей был призван в Ханаан. Б-г обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя. Но очень скоро эти края постигает голод. Яаков вынужден ради выживания своего рода переселиться в Египет. В пустынные земли мигрировали все двенадцать сыновей Яакова вместе с семьями, где в дальнейшем все их потомки были обращены в рабство. И только когда в истории Израиля появился Моисей, который вывел с египетских земель свой народ, был положен конец четырехсотлетнему игу. В период сорокалетнего скитания по Синайской пустыне, когда народу еврейскому была дарована Тора и появилось целое поколение свободных людей, зародилась религия иудаизм.

Прибыв в Землю Израильскую и преумножив территорию ее в течении следующих 200 лет, израильтяне ушли от кочевого образа жизни. Вступая периодически в междоусобные войны, общины изматывали друг друга, что было выгодно филистимлянам, которые жили на средиземноморском побережье страны. Противостояние филистимлянам отдельными племенами считалось занятием рискованным, в результате этого назрел один из важнейших этапов в зарождении государства Израиль – объединение племен.

Объединенное царство

Первым царем объединенного царства стал Шауль (приблизительно 1020г. до н.э.), царь Давид же расширил страну территориально, прославил и сделал самым сильным государством региона (примерно 1004-965 гг. до н.э.). В период своего правления Давид решил проблему с филистимлянами, расширил границы от берегов Евфрата до Египта и Красного моря, объединил все 12 израилевых колен.

Статуя Царя Давида в Иерусалиме

Сын Давида, Соломон (Шломо, примерно. 965-930 гг. до н.э.) делал все, чтобы за годы его правления богатство, завоеванное его отцом, только приумножалось. Основные направления политики Соломона - развитие экономики, укрепления городов и строительство. При нем был построен Первый Иерусалимский Храм.

Но увы, после смерти Соломона, в результате восстания, страна была разделена на два царства. Южное – это Иудея, столица Иерусалим, северное – это Израиль, столица Самария, которое существовало около двухсот лет, пока Ассирия в 722 г. до н.э., набрав военную мощь, не захватила его. Иудея же пала под натиском Вавилона в 586г. до н.э., просуществовав 350 лет в независимости. Результатом завоевания обоих царств было разрушение Первого Иерусалимского Храма и изгнание израильского народа. Иудейский же народ был уведен царем Навуходоносором в плен, который в последствии назвали Вавилонское пленение.

Таким образом был положен конец еврейской государственности. Также именно в этот период возникает еврейская диаспора, т.е. иудаизм развивается как система религии и образ жизни вынесенный за пределы Израильской Земли. Благодаря этому на сегодняшний день разбросанные по всему миру евреи смогли сохранить свою уникальность.

Возвращение, восстановление Храма, очередные завоеватели

По указу персидского царя Кира, в 538 г. до н.э. захватившего Вавилон, около 50 тысяч евреев с Зерувавелем во главе смогли вернуться на Израильскую землю, что в последствии назвали Первым Возвращением. Второе случилось вскоре, во главе с Эзрой-книжником. В конечном итоге после этого переселения обосновавшимся на исторической родине евреям предоставили частичное самоуправление, сначала под персидским, а затем под греческим (ок. 332-142 гг. до н.э.) владычеством.

В этот период был восстановлен Иерусалимский Храм. Но после вступления на Израильскую землю войск Александра Македонского (ок. 332 г. до н.э.), страна была подчинена Сирии, а евреям оставили только религиозную независимость, что никак не совпадало с ожиданиями народа. Правившие в Сирии Селевкиды признали автономию Иудеи в результате восстаний, возглавляемых Хасмонеями. И только после их падения появилась возможность возродить независимое еврейское государство. Но именно в этот период возникла Римская империя, провозгласившая землю Израиля своей провинцией, и поставившая Ирода главой государства в 37г.до н.э.

Сразу после смерти Ирода был повергнут и полностью разрушен Иерусалим, а также Второй Храм. Иудея перешла напрямую в подчинение Рима, с 73г. переименовалась в Палестину.

Завоевав в 636 г Израильскую землю, арабы правили на ней на протяжении почти 500 лет. Был введен дополнительный налог на веру, в результате чего евреям Иерусалима была дарована свобода вероисповедания.

Однако безопасность евреев арабы не смогли обеспечить. В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, большая часть еврейского населения была уничтожена. В 1291 г. Мамлюки прервали власть крестоносцев. В свою очередь они довели эту землю до полного упадка, и в 1517 году без боев отдали ее Османской империи.

Зарождение сионизма, конец Османского владычества

В новой стране положение евреев было сносным, в Иерусалиме преобладало еврейское население. Обнесенный городской стеной Иерусалим в середине XIX в. оказался перенаселенным, в результате чего появился первый квартал вне стен города, за которым были построены евреями еще 7, они стали основой Нового города. Иврит был возрожден, начали появляться вспышки сионизма — еврейское движение за национальное освобождение, вследствие которого из Восточной Европы в конце 19— начале 20 в. в страну устремились два больших течения евреев, вдохновленных сионистской идеологией. Еврейское население страны к 1914г составляло 85000 человек, которые освободились от 400 летнего Османского владычества после прихода в декабре 1917 г. британской армии.

Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной (так называлась в то время страна) в июле 1922 г., в котором признавалась «историческая связь еврейского народа с Палестиной». Великобритания должна была ускорить создание еврейского национального очага в Палестине — Эрец-Исраэль.

Волна репатриации, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, но с этим не согласились арабы, считавшие исконно своими земли Палестины. Британия предложила разделить страну на два государства в 1937 г., еврейское и арабское, арабы вновь не согласились, и решили отстаивать свой взгляд с помощью оружия.

Вторая мировая война, Холокост, создание Государства Израиль

Этот вопрос мог потерять актуальность из-за учиненного фашистами геноцида через два года, когда началась вторая мировая война. Шаг за шагом осуществляя план уничтожения еврейского народа нацисты убили 6 млн. евреев, в том числе более 1,5 млн. детей. После этих ужасных событий, особенно остро стал вопрос о независимом государстве, где могли бы без страха расправы над собой жить все евреи.

Британское правительство, не справилось со своей миротворческой миссией на Ближнем востоке, и в апреле 1947 г. «палестинский вопрос» был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи. От данной организации также поступило предложение о разделении страны на два государства, еврейское и арабское, на период истечения британского мандата 14 мая 1947, евреев в стране было 650 тыс. Они являли собой организованное общество, с весьма развитой социальной системой.

14 мая 1948 г. было провозглашено создание Государства Израиль в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, первым президентом стал Давид Бен-Гурион.

Арабо-израильские войны, мир с Иорданией и Египтом

Не успели израильтяне даже отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как в пределы, только что образованного государства, вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Армия израильтян отразила атаку захватчиков, длившуюся 15 месяцев. В результате пересмотра карты Галилея, весь Негев, прибрежная равнина, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.

Ситуация в регионе еще долго оставалась крайне напряженной, окружившие кольцом Израиль арабские страны не прекращали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что, подписав в 1956 г. трехсторонний военный пакт Египет, Сирия и Иордания практически вынесли смертный приговор Израилю. Решив расправиться с Израилем в кратчайшие сроки Египет, Сирия и Иордания вторглись одновременно на территорию Израиля, который нанес ответный удар по всем трем направлениям 5 июня 1967 г. Эта война вошла в историю под название шестидневная, именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и Голанские высоты; что позволило свободное плавание израильских судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим стал единым городом под израильским суверенитетом после соединения со своей восточной половиной.

Несмотря ни на что, арабские страны этот самый израильский суверенитет признавать не очень-то и спешили. Президент Египта Анвар Садат первым решился разорвать этот замкнутый круг, подписав 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, положил конец тридцатилетней войне между двумя странами.

Израиль сегодня

26 октября 1994 г был подписан иордано-израильского мирный договор. Статус Западного берега не определен по сей день. Переговоры с Палестиной все еще продолжаются вызывая недовольство, то одной, то другой стороны.

Перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, которые в сложившихся условиях направлены на продолжение мирного процесса, и, соответственно, расширение дипломатических связей, обеспечения безопасности страны, которые в целом должны помочь развитию и укреплению Израиля в последующих столетиях.

Источник: ujew.com.ua
Просмотров: 808