Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Главная

Эта работающая мама была первой в Европе профессиональной писательницей. Кристина де Пизан Christine de Pisan перевернула средневековые нормы не только отказываясь вступать в повторный брак, но и будучи первой женщиной, которая зарабатывает на жизнь с помощью своего пера.

Кристина де Пизан,1365 - 1430 - средневековая профессиональная писательница, поэтесса, автор научных трактатов, зарабатывающая после смерти мужа себе на жизнь с тремя детьми писательским трудом. То, что она написала, поражает своим количеством и разнообразием жанров. Кристина познакомила французское общество с сочинениями Данте, Петрарки, Бокаччо, и все это до изобретения печатного станка - простым переписыванием. Она также занималась популяризацией философских, астрономических и медицинских знаний, историческими исследованиями. К мнению Кристины прислушивались, она пользовалась огромным авторитетом в обществе, многие ее сочинения копировались для аристократии, особенно написанные в честь королевских особ, так как тогда в моду входили домашние библиотеки, для которых специально собирались книги.

Кристина уникальна тем, что адресовала свои произведения женщинам и писала о несправедливом отношении к женщинам как социальной группе со стороны мужчин, потому по праву считается первой феминисткой, заявившей о правах женщин и о женских достижениях.

Итальянка по происхождению, французская писательница Кристина де Пизан жила при королевских дворах Карла V Мудрого, 1364–1380, и Карла VI Безумного, 1380–1422.

В середине 14 века было редкостью девочкам получить такое же образование, что и сыновьям. Детство Кристины было одним из таких исключений. Она родилась в Венеции в 1364 году и выросла во Франции. Кристина Пизанская использовала преимущества своего раннего образования, чтобы создать плодотворную писательскую карьеру. Благодаря этому, она смогла поддержать себя и свою семью, что является беспрецедентным достижением для того времени. Поэт и биограф, Кристина запечатлена замечательные женские образы в своих работах, в том числе рассказ Жанны д'Арк, написанный при ее жизни.

Отцом Кристины был болонский врач и астролог Томмазо да Пиццано. Его репутация интеллектуала обеспечила ему трудоустройство в качестве придворного астролога французского короля Карла V. Он изучал медицину в Болонском университете, затем преподавал там астрологию. С 1357 г. советник Венецианской республики; вскоре после рождения дочери был приглашен ко двору французского короля. Карла V Мудрого в качестве личного астролога и медика. В 1368 г. семья переехала в Париж и была представлена королю.

Томмазо перевез семью туда, когда Кристине было четыре года. У нее было два младших брата, и Томмазо - непредубежденный человек того времени - решил дать формальное образование всем трем детям. Кристина получила уроки греческого, латыни, великих произведений литературы, истории, философии и медицины. Она провела часы в библиотеке королевского дворца Лувра, который был основан покровителем ее отца, Карлом V.

Кристина де Пизан воспитывалась при дворе, но решающее влияние на ее образование оказал отец, увлеченный идеями гуманизма и поощрявший тягу дочери к чтению. Детские воспоминания о придворной жизни впоследствии. нашли отражение в ее сочинениях. Благодаря неплохому домашнему образованию, полученному под руководством отца, но, главным образом, благодаря собственному стремлению к знаниям она стала настоящей профессиональной писательницей.

Наряду с желанием учиться, Кристина де Пизан также продемонстрировала преждевременный литературный талант. В детстве она сочиняла песни и баллады, которые восхищали членов суда. Ее отец, который приобрел престиж в кругу короля Карла V, сделал все возможное, чтобы обеспечить выгодный брак для его дочери, как только она станет достаточно взрослой, чтобы выйти замуж.

В 1379 году, в 15 лет, Кристина вышла замуж за представителя знатного родаЭтьена дю Кастеля, нотариуса, с которым была знакома с детства. По случаю свадьбы Этьен де Кастель получил от монарха должность королевского секретаря. В своих сочинениях Кристина вспоминала мужа мудрым, учтивым и образованным мужчиной, который не препятствовал ее научным занятиям и чтению, поощрял литературные опыты. В 1381 г. в семье родилась дочь, затем сын, который умер в раннем детстве. В 1385 г. на свет появился второй сын, Жан. К этому времени относятся первые поэтические произведения Кристины де Пизан лирического характера.

По словам Кристины, это был счастливый союз. У пары было трое детей: два сына и дочь. Несколько лет спустя Кристина потеряла своего отца, а вскоре после этого ее муж умер в результате эпидемии, как говорят некоторые источники, бубонной чумы, около 1389 года. В 25 лет Кристина стала вдовой с тремя детьми и матерью. Ее братья вернулись в Италию и не могли ей помочь.

Кристина де Пизан пользовалась покровительством королевской семьи, а после смерти своего мужа сумела обеспечить себе и детям постоянный денежный доход от писательского дела. Общепринятым решением в то время было бы найти нового мужа и вступить в повторный брак, но Кристина пошла другим путем.

При короле Карле VI Безумном положение семьи изменилось, особенно после смерти отца в1385 г. и мужа в 1389 г. Кристине де Пизан пришлось вести хозяйственные дела и отстаивать семейные интересы в судебных тяжбах за наследство; чтобы выплатить судебные издержки, она была вынуждена продать некоторые из подаренных владений. Впоследствии она представила свой опыт в виде советов женам о делах мужей и вдовам о найме адвокатов.

Вопреки обычаю Кристина предпочла не выходить во второй раз замуж, а самой содержать семью, где помимо детей на ее попечении находились мать и племянница. Она переписывала книги, делала к ним иллюстрации, занималась нотариальной работой. К этому периоду относится цикл лирических поэм о любви и горе "Сто баллад о влюбленном и даме" Cent ballades d'amant et de dame, 1399.

Многие правители и представители знати покровительствовали поэтессе. В 1397 г. король Ричард II принял ко двору ее сына Жана; с ним были отправлены копии некоторых произведений Кристины. В конце 90-х годов ее дочь стала монахиней в доминиканской обители Сен-Луи в Пуаси, находившейся под покровительством королевской семьи. Сложился круг почитателей и единомышленников писательницы, среди которых были франц. теолог Жан Жерсон и королевский библиотекарь Жиль Мале.

Она решила жить в одиночестве и поддерживать семью своими литературными талантами. Как она написала в своем дневнике: "Я должен был стать мужчиной". Она переписывала книги, руководила работой каллиграфов, переплетчиков и миниатюристов. В свободное время она писала, опираясь на свой богатый опыт. Для дополнительного дохода Кристина начала рассылать стихи, которые она сочиняла, влиятельным личностям.

Попыткой привлечь внимание к положению женщины и к отношению к ней в обществе стало адресованное поэту Эсташу Дешану письмо в 1404 г.; в нем писательница говорила об упадке французского общества, отмечая среди главных пороков жадность, злобу и безнравственность. К этому же периоду относятся 4 баллады, богатые бытовыми деталями: пастораль о любви пастушки и дворянина "Сказ о пастушке" Le dit de la pastoure, "Пятнадцать радостей Богоматери" Les XV joyes Nostre Dame, "Молитва Господу" Une oroyson de Nostre Seigneur, "Молитва Богоматери" Oroyson Nostre Dame.

В 1404 г. Кристина де Пизан преподнесла Филиппу Храброму, герц. Бургундии, "Книгу об изменчивости Фортуны" Le livre de la mutacion de Fortune, где в поэтической форме была представлена мировая история с точки зрения непостоянства земной удачи; в конце произведения она размышляла о проблемах своего времени: схизме в католической Церкви, столкновениях Столетней войны и проч. Впечатленный подарком герцог заказал ей трактат о добродетелях своего старшего брата, покойного короля Карла V,- "Книгу о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V" Le Livre des faits et bonnes mœurs du sage roi Charles V, 1404. Это первое прозаическое произведение Кристины де Пизан. Трактат состоит из 3 частей: "Благородство смелости", "Рыцарство" и "Мудрость", в соответствии с их заглавиями были отобраны факты из жизни короля. Апологетически возвеличив образ Карла V, Кристина де Пизан  создала в этом трактате картину идеального правления в прошлом Французского королевства. Несмотря на отсутствие хронологической точности событий, книга остается важным источником сведений о правлении этого короля.

Однако, создавая свои труды, она преследовала не только меркантильные интересы: ей было что сказать по поводу положения женщин в современном для нее мире. Для обоснования своих выводов Кристина Пизанская приводила множество примеров из библейских текстов, античной истории, а также из собственного опыта и жизни своих современников.

Ее смелость окупилась, ей покровительствовали богатые спонсоры. Писательство стало источником существования Кристины, и она смогла содержать свою семью. Ее основным покровителем и источником дохода был король Карл, но также были и другие, даже за пределами Франции. В их числе Филипп II Бургундский, королева Баварии Изабелла и граф Солсберийский в Англии.

Владея несколькими иностранными языками, Кристина Пизанская имела доступ к античной, а также к современной для нее французской и итальянской литературе. В период Средневековья пересказ или переписывание "чужих" слов и произведений, касавшихся религиозных тем, являлись наиболее распространенным жанром литературы. Однако в творчестве Кристины Пизанской можно увидеть элементы авторства, не существовавшего в то время в "чистом" виде.

В ее размышлениях о личной жизни можно встретить и эпизоды, где она специально подчеркивала свою принадлежность к женскому полу и оспаривала традиционное негативное отношение к женщинам. Используя особые правила выделения и последующего сокращения со специфической корректировкой разных литературных и религиозных историй, она подчеркивала сложность споров на тему морали, а иногда и отказывалась от стандартных негативных оценок различных героинь легенд или библейских рассказов, таких, как Семирамида, Медея и другие.

Помимо написания стихов, Кристина оказалась откровенным и влиятельным социальным и литературным критиком. В начале 1400-х годов она спорила даже с секретарем короля о моральной пригодности романа де ла Розе, длинной аллегорической поэмы, сначала написанной Гийомом де Лорри, а затем продолженной Жаном де Моном в 13 веке.

В 1399-1400 гг. в своем творчестве Кристина де Пизан отходит от лирической поэзии. В "Послании к богу Любви" L'épistre au dieu d'amours и "Послании Офеи Гектору" L'épistre de Othéa à Hector поэтесса размышляет о положении женщины в современном ей обществе .

Кристина утверждала, что изображение работы женщин было проблематичным, указывала на негативные черты аллегорическим женским фигурам, а также была не согласна с тем, что рассматривали женщин как простые объекты для удовлетворения мужских желаний. Она была откровенна в своей критике работы, инициировала дебаты во французском суде о статусе женщин. Она утверждала, что низшее положение женщин было не естественным, а культурным.

Защищая женский пол, Кристина де Пизан отстаивала и способность женщин к творческому мышлению. В то же время писательница переживала не столько из-за неравенства мужчин и женщин, так как социальную иерархию она воспринимала как нечто естественное и должное, сколько из-за глубоко укоренившихся в сознании общества той эпохи представлений об изначально "низменной природе" женщин.

В своих текстах она обращалась к самим женщинам и пыталась их убедить, что "женская душа", как и "мужская", сотворена по образу и подобию Божьему. Говоря о рождении и воспитании девочек, Кристина Пизанская с сожалением отмечала, что эта тема не радости и энтузиазма в семьях. "Важным поводом для огорчений является страх перед расходами, которые приходится нести при выдаче дочери замуж", — так объясняет она причины существовавших предубеждений.

Не меньше волнений в обществе вызывало и то, "что дочь, будучи юной и наивной, может по дурному совету впасть в грех", а от подобных страхов и всех остальных проблем, как считалось, можно избавиться, только если "дать ей, дочери, в молодости благоразумное воспитание".

Что же считалось "благоразумным воспитанием", и что под этим подразумевала сама Кристина де Пизан? В течение всего Средневековья мнения авторов по этому поводу менялись как в религиозных текстах, так и литературных произведениях. С одной стороны, большинство людей вне зависимости от пола и социального статуса не были обучены грамоте. Более того, в отношении женщин считалось, что умение читать и писать может только повредить сохранению ими "добродетели и целомудрия", а соответственно, единственным имеющим практический смысл "образованием" для них могло бы быть обучению тому, как стать "правильной домохозяйкой".

С другой стороны, встречались и другие точки зрения, когда к способности женщин читать относились вполне благосклонно, хотя и при таком подходе подразумевались, что речь шла исключительно о представительницах знатного сословия.

Кристина де Пизан ратовала за второй вариант, одновременно соглашаясь с традиционным утверждением о том, что "мужчины знают больше, чем женщины... Для женщин же достаточно выполнения предопределенных им обычных обязанностей". Подтверждением этой позиции для нее служили христианские постулаты: "А что до шитья, то Господь действительно пожелал, чтобы оно было естественным занятием женщин...".

В то же время, отчасти она противоречила самой себе в большинстве своих текстов, касавшихся данной темы: Кристина де Пизан пыталась показать, что женщинам необходимо получать такое же образование, на которое имели мужчины из определенного слоя общества9. Таким образом, она оспаривала практически повсеместное утверждение об отсутствии "природного ума" у женщин, когда им приписывали "дьявольскую" хитрость и изворотливость, а значительная часть "примеров" проповедников была направлена против "женской глупости и вздорности".

Большое значение в воспитании девушек Кристина де Пизан отводила матери, отмечая, насколько важно, по ее мнению, "чтобы и сама мать подавала благой пример честности и добропорядочности", ведь "если мать ведет неразумную жизнь, она едва ли сможет быть образцом для дочери". Однако здесь же можно заметить, насколько расплывчаты и идеалистичны отмеченные Кристиной ключевые воспитательные функции матери: демонстрация детям своих исключительно "благих качеств". Особенности творческой личности Кристины Пизанской проявляются в ее автобиографических трудах — в трактатах и поэтических балладах, где проступает постоянно проигрываемое усиленное внимание к интимным подробностям и чувственным переживаниям личной жизни.

В приводимых Кристиной де Пизан примерах из жизни знатных женщин Средневековья встречаются совершенно нетипичные для того времени предложения по вопросам обеспечения семьи и использования женщинами собственных доходов. Определенную роль в этом, очевидно, сыграли особенности жизни самой писательницы: не прекращавшиеся длительное время судебные тяжбы, касавшиеся унаследованного от мужа имущества, так или иначе вынуждавшие женщину обращаться к поискам средств для существования и содержания своей семьи. В результате она стала первой профессиональной писательницей Европы, получавшей деньги благодаря продаже написанных ею текстов.

  Профессиональным взлетом Кристины де Пизан стало ее участие в "querelle des femmes", споре о женщинах, возникшем по поводу популярного в Средневековье "Романа о Розе".  В переписке со своими оппонентами Кристина Пизанская возражала против позиций средневековых интеллектуалов. Она обличает взаимоотношения полов, описанные Жаном де Мёном в "Романа о Розе", как порочные и антихристианские, поскольку они ведут к восприятию женщины лишь как объекта утех. Высказанные ею идеи вызвали обширную дискуссию, так называемый спор о Розе Querelle de la Rose.

На фоне остальных дошедших до нас текстов позднего Средневековья эмоциональные слова Кристины де Пизан являются ярким подтверждением ее радикального протеста против множества оскорблений, обид и обвинений, высказанных против женщин мужчинами, которые, по жестким высказываниям самой Кристины, общались в своей жизни только с подобными им "распутными особами", либо клеветали на женщин из-за своих предрассудков или потери мужских "способностей". Кристина  де Пизан считала это недостойным и оскорбительным, а обвинения женщин в якобы живущем в них всех чувстве зависти не лучшим образом характеризуют самих мужчин.

Схожим образом, излагая программу интеллектуального воспитания женщин всех сословий в "Книге о трех добродетелях", Кристина Пизанская критикует банальные клише о "правильной манере и поведении" знатных девушек, но в то же время она оправдывает "неправильное поведение" девушек, объясняя существующие негативные трактовки тенденциозностью и предосудительной настроенностью мужчин.

Еще более категорично Кристина Пизанская выступала по случаям изнасилований женщин: она опровергала все обвинения в якобы стимулировании ими, по собственному желанию, агрессии мужчин.

Интересно и самое последнее из найденных ее произведений — "Слово о Жанне д’Арк". Рядом с традиционным для средневековых произведений правилом воспевания короля звучат нестандартные строки Кристины Пизанской, подчеркивающие принадлежность Жанны д’Арк к женском уполу и требующие признания силы и чести женщин. Это значительно выходило за рамки средневековых представлений, предполагающих традиционное разделение "мужских" и "женских" качеств.

Следует обратить внимание и на особенности взаимоотношений Кристины Пизанской с королевской властью. В своих текстах, посвященных высшим авторитетным лицам государства, она, как "дитя" своего времени, воспевала и оправдывала любые деяния королей. Однако, в отличие от других текстописцев Средневековья, старалась опираться на свой личный опыт, что, с одной стороны, говорит о психологической глубине, а с другой, — об автобиографической направленности ее стиля. Доказательством уникальности стиля Кристины Пизанской может послужить то, что для большинства средневековых источников — как письменных, так и визуальных — характерна анонимность. Отход от подобного способа построения текстов происходит лишь в эпоху Возрождения, когда приоритетным начинает выступать принцип индивидуализма.

Психологическая же специфика стиля Кристины де Пизан прорисовывается в "женском авторстве", в чем главной особенностью является, во-первых, ее личностно эмоциональная настроенность, а во-вторых, умение приводить в своем письме автобиографические примеры с акцентом на различные моменты семейной жизни.

В 1405 году Кристина продолжила защиту женщин, что отразилось в одном из ее самых знаменитых произведений, "Ливерская жизнь" – "Книга города женщин". В ней Кристина представляет город, населенный замечательными женщинами из истории: поэт Сапфо; Дидона и Семирамида, основатели Карфагена и Вавилона; Зенобия, королева Пальмиры; Ева и Эстер из еврейских писаний; Дева Мария; Св. Сесилия; и королева Изабелла Баварская. От Древнего Египта до наших дней такие женщины правят миром.

Вторгаясь на "мужскую" территорию письма и литературного творчества и преодолевая социальные и гендерные барьеры, Кристина де Пизан подчеркивала противоречие между "авторским индивидуализмом", с одной стороны, и традиционной "женской слабостью", с другой. Она подчеркивала, что женщина ни в чем не уступает мужчине по своим способностям, и, таким образом, приходила к выводу о том, что для объединения женщин, для прекращения злословия в их адрес, для создания прочной защитной стены и для того, чтобы их голоса были услышаны, они должны построить свой собственный Город Женщин.

Город женщин подчеркивает важность образования для формирования добродетельных и сильных женщин. Один отрывок гласит: "Если бы это было обычным, отправлять маленьких девочек в школу, как мальчиков, они так же тщательно изучат тонкости всех искусств и наук". Кристина отмечает, что глупые мужчины считают плохим обучение женщин "потому что им неприятно, что женщины знают больше, чем они".

"Книга о Граде женском" Le livre de la Cite des Dames и "Книга трех добродетелей" Le Livre des trois vertus были написаны в 1405 г., где Кристина де Пижан рассуждала о правах и об обязанностях женщин. "Книга о Граде женском представляла собой около 200 жизнеописаний женщин, с целью доказать, что жена не уступает мужу ни нравственно, ни интеллектуально.

Эта наиболее известная "Книга о Граде женском" является наилучшим выражением гуманистических убеждений и феминистских взглядов Кристины, это как бы предполагаемый отклик на труд Августина Блаженного "О граде Божием". В "Книге о городе женском", опубликованной в этом же 1405 году, Кристина представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.

Одним из основных аргументов служил тот факт, что Дева стала Матерью Сына Божия. В сочинении Кристины де Пижан. использовала типичный для средневековья прием вымышленного аллегорического сна: во сне ее посетили 3 дамы - Рассудительность, Нравственность и Справедливость, эти добродетели, по мнению Кристины де Пижан, были присущи в одинаковой мере обоим полам в отличие от традиционной женской. кротости и смирения - и, признав сложность защиты женщин от нападок, предложили сопроводить их в безопасное место, Град женщин.

Поэтому и текст разделен на 3 части:
Рассудительности (возведению городской стены) соответствуют размышление об истории и рассказ о женщинах, известных ученостью или градостроительством; Нравственности (постройке городских зданий) - рассказ о визионерках и предсказательницах, дочерней и супружеской любви, целомудрии;
Справедливости (насыщению города влагой христианских принципов) - рассказ о святых и мученицах.

Книга представляла собой руководство для женщин из всех социальных слоев. Кристина де Пизан объясняла женщинам, как следует вести себя в соответствии с социальным положением.
1 часть трактата была адресована принцессам и благородным дамам,
2 часть - женщинам и девушкам, живущим при дворе,
3 - женщинам из других социальных слоев.
Основное внимание в произведении уделялось жизненным ситуациям, связанным с привычным кругом жен. обязанностей: управлению домашним хозяйством, воспитанию детей и т. д.

Писательница, которую к этому времени воспринимали равной придворным интеллектуалам-мужчинам, в своих письмах обращалась с наставлениями к королеве: она подчеркивала особую роль Изабеллы при короле, страдавшем приступами безумия, и напоминала о том, что главной целью гос. правления является мир. Французская королева Изабелла Баварская пожелала иметь копии всех текстов Кристины де Пижан. Сегодня созданная специально для королевы роскошная иллюминированная рукопись хранится в Британской библиотеке - Lond. Brit. Lib. Harl. 4431.

Книга произвела фурор, о ней говорили все образованные люди. Несмотря на некоторый скепсис в отношении женских способностей, в целом отзывы были положительными.

"Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько он совершенен в добрых нравах и поведении", "Книга о Граде женском".

Однако реального примера этой аллегории Кристина де Пизан не находит. Основная часть написанных Кристиной Пизанской работ была посвящена мужским фигурам Средневековья, королям и мужчинам из знати, и только небольшая — женщинам. Конечно, в XIV–XV вв. не существовало самого термина "феминизм", и сегодняшнее причисление Кристины Пизанской к феминистскому движению, возможно, звучит как анахронизм. Однако не стоит преуменьшать политическую значимость причисления Кристины де Пизан к феминизму. Уже в свое время она открыто сказала: "...будучи женщиной, я выступаю за женщин... И именно потому что я — женщина, могу нести более правдивые свидетельства в этом споре, чем те, у кого такого опыта нет...".

"Книга трех добродетелей" известна также как "Сокровище Града женщин". Эта книга была посвящена Маргарите Бургундской, юной супруге дофина Людовика, и имела целью определить место женщины в политическом "теле" государства.

События Столетней войны, конфликт сторонников орлеанской ветви королевской династии Валуа со сторонниками бургундской ветви оказывали сильное влияние на тематику сочинений Кристины де Пизан. Ее политические воззрения, особое внимание к вопросам мира и внутреннего единства государства отразились в "Книге о политическом теле" Livre du corps de policie, 1407.

Текст представляет собой описание идеального государства, аллегорически трактуемого как "тело" corpus:
"голова" - это король
В посвященной ему п трактата Кристина де Пизан. затрагивает вопросы образования и воспитания принцев, необходимых им знаний, отношения правителя с Церковью и войском, налогообложения;
"руки и ладони" государствава - это рыцари и дворяне;
"ноги и ступни" - подданные.
Главная цель истинного правления - достижение длительного мира в государстве при сплочении всего общества вокруг мудрого короля.

В 1409-1413 гг. писательница работала над "Книгой о подвигах войск и рыцарства" Le livre de faits d'armes et de chevallerie, получившей широкую известность.
В 1410 г. написала "Плач о горе Франции" Lamentations sur le maux de la France и "Плач о горе гражданской войны" Lamentation sur le maux de la guerre civile - воззвание ко всем, способным предотвратить войну.
В 1413 г. борьба за регентство побудила Кристину де Пизан к созданию "Книги о мире" Livre de la paix, построенной в форме рассказа о 7 добродетелях, 1 место среди которых занимает благоразумие. Говоря о необходимости установления правления, основанного на добродетели, терпимости и миролюбии, автор большое внимание уделяет выбору советников правителя.

Жизнь Кристины развернулась на фоне политической суматохи Столетней войны, войны между Францией и Англией, серии споров о земле и правопреемстве. Поскольку этот конфликт никогда не покидает ее мысли, сочинения Кристины распространяются на добродетели благого управления. "Книга мира" - серия руководящих советов для наследника короля Карла VI. Это одна из последних крупных работ.

В это же время сплетники подогревали слухи о греховной связи "трещотки" с братом короля, покровителем писательницы, хотя тот уже давно покинул Францию. Королевский двор, при всей лояльности к "слишком знаменитой" сочинительнице, счел необходимым рекомендовать ей "опровергнуть злые сплетни достойным поведением". Это означало – либо выйти замуж по рекомендации двора, либо отправиться в монастырь. Кристина выбрала монастырь. Кого она не хотела оскорбить своим согласием на новый брак - память горячо любимого мужа, чувства далекого друга и покровителя, свои "феминистские" убеждения? Это так и осталось тайной.

По другой версии после вторжения Англии во Францию в 1415 году Кристина укрылась в женском монастыре в Пуасси. Другая дата - в 1418 году. Так или иначе, вторжение в Париж бургундских войск вынудило писательницу искать укрытия за стенами города, скорее всего в доминиканском аббатстве Сен-Луи в Пуаси, где находилась ее дочь. Вероятно, там около  1420 г. она составила "Часы созерцания Страстей Господа нашего" Heures de contemplation sur la Passion de Nostre Seigneur. В этом монастыре, где несколько лет назад ее дочь приняла обеты, она перестала писать на много лет.

Кристина покинула Париж и провела 11 лет в монастыре, где уже была ее дочь. Она вышла оттуда старой женщиной, которая уже не могла быть объектом скандальных подозрений. Всё это время она продолжала занятия, не прерванные ни монастырской жизнью, ни ухудшившимся здоровьем, писала стихи, песни, переводила научные труды.

После смерти Карла в 1422 году его наследники сражались за французскую корону. Генрих V из Англии поддержал одну фракцию - бургундцев, а другой руководил будущий Карл VII. Кристина сочла войну тревожной, но обрела надежду после осады Орлеана, победы французов в 1429 году под предводительством Жанны д'Арк. Вдохновленная новостями, она взяла свою ручку и написала "Le Ditié de Jehanne d’Arc", "Сказка о Жанне д'Арк", назвав ее новым ярким светом для французов. Ее произведение является единственной работой, написанной при жизни Орлеанской девы. Это было незадолго до смерти в 1429 году Кристина де Пизан. Она опубликовала поэму в ее честь - в честь "девушки, прославившей наш пол". Эта поэма - последнее творение поэтессы и первое литературное произведение, посвященное Жанне д'Арк. 

Кристина сравнивает Жанну с библейскими героинями - Эсфирью, Юдифью и Деборой, находя, что Дева превосходит их доблестью, Жанна предстаёт в поэме в качестве национальной героини. "Она первый предводитель наших храбрых и искусных воинов и обладает силой, какой не имели ни Гектор, ни Ахилл". Подобно другим своим соотечественникам Кристина видит в этой "девочке шестнадцати лет" орудие бога, называет ее "божьим ангелом", а ее деяния объявляет чудом, ведь она спасла Францию.

Это последнее сочинение завершено 31 июля 1429 г., почти сразу после взятия французами Шато-Тьерри. Написанное в форме религиозного  песнопения, оно отразило не только радость военного триумфа, но и религиозное благоговение. Соотнося Жанну д'Арк с героями Ветхого Завета, Кристина де Ппизан. стремилась подчеркнуть божественное происхождение ее силы. В "Песни..." писательница выступила как твердая сторонница сильной монархии, констатируя, однако, неудачу одной из главных своих идей - достижения мира бескровным путем.

К. де П. писала на средне-французском языке; в ее поздних произведениях намечается тенденция к популяризации языка, что, возможно, имело целью расширение круга читателей. Свойственная ей точность в датах и обозначении титулов дала повод исследователям говорить о «нотариальных формулах» в ее сочинениях. К. де П. свободно изъяснялась на французском и итальянском. языках, хорошо знала латынь, однако с классическими произведениями была знакома, судя по всему, по французским переводам.

В своих сочинениях она ориентировалась на классические литературные образцы. Так, "Книга о Граде женском" во многом создана по модели "Жизнеописаний" Плутарха и популярного сочинения "О знаменитых женщинах" Дж. Боккаччо. Причем, используя в качестве источников произведения, написанные мужчинами, Кристина де Пизан оценивала их критически. Неоднократно она ссылается на "Метафизику" Аристотеля и комментарии к ней Фомы Аквинского, на "Утешение философией" Боэция, на компиляции из текстов античных философов и писателей. Сведения по истории Кристина де Пизан  черпала из французский хроник; вставляла в произведения свои воспоминания.

После XVI в. имя Кристины де П. было забыто. Л. Ф. де Керальо представила ее сочинения, сопроводив их краткими примечаниями, в "Собрании лучших французских произведений, написанных женщинами" Collection des meilleurs ouvrages françois. composés par des femmes / Éd. Mademoiselle de Kéralio. P., 1786-1789. 14 t.. Исследовательский интерес к творчеству Кристины де Пизан начал формироваться к середине XIX в. Р. Томасси в "Эссе о политических текстах Кристины де Пизан" впервые представил ее творчество в историческом контексте, Thomassy. 1838. Первое фундаментальное исследование – "Кристина  е Пизан, ее жизнь, ее произведения" Е. М. Д. Робино, Robineau. 1882.

Долгую традицию имеет в историографии спор о Кристины де Пизан как о первой представительнице феминизма. На анахронизм подобного подхода и потребность в исследовании ее сочинений в культурно-историческом контексте указывают ряд современных авторов. Отдельные направления исследований представляют собой анализ автобиографических текстов Кристины де Пизан, изучение иконографии в иллюминированных рукописях, Barbier. 2008, и серии гобеленов, созданных по мотивам ее сочинений, Bell. 2004.

Выбор Кристины де Пизан стать профессиональной писательницей позволил ей создать общее направление и выразить новое мышление о женщинах. Спустя столетия Симона де Бовуар в своем трактате 1949 года "Второй пол" описала как "впервые женщина берет свою ручку, чтобы защитить свой пол".

Кристина Пизанская родилась в Венеции и в возрасте четырех лет перебралась во Францию вместе с отцом, которого пригласил к себе на службу Карл V. Получив хорошее образование по тем временам, она стала первой женщиной в Европе, которая зарабатывала на жизнь как писатель, не захотев вторично выйти замуж после смерти своего достойного мужа. Ей хотелось иметь больше времени для занятий писательским трудом, такое поведение тогда считалось "мужским". Получая заказы, она писала поэтические и прозаические произведения, оформляла их с помощью переписчиков и художников-иллюстраторов, а затем преподносила их покровительствующим ей герцогам и королям, которые платили за её труд. Преодолев множество трудностей, она стала со временем довольно состоятельной женщиной и смогла помогать матери и младшим братьям после смерти отца.

Источники:
fempol.com, автор Снежана Рогач;
nationalgeographic.com;
Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия";
liveinternet.ru

1. Защита. Стена - одна из первых вещей, которые будут построены в Городе Леди. Его кирпичи и строительный раствор обеспечат силу и защиту.
2. Вдохновение. Три добродетели: Разум, с зеркалом, Прямоугольность, правитель и Справедливость, сосуд, - говорят Кристине построить город для героинь.

Просмотров: 1193